РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июля 2020 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Васиной В.Е.
при секретаре Капановой Г.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Борисовой Светланы Алексеевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) об оспаривании решения и включении периодов работы в стаж,
УСТАНОВИЛ:
В производстве суда имеется гражданское дело по иску Борисовой С.А. к УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже о признании незаконным и отмене решения Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г. Воронежу от 27.03.2020 №200000039366/192234/20 в части отказа во включении в специальный стаж периодов нахождения Борисовой С.А. на курсах повышения квалификации, а также в части отказа в применении льготного порядка исчисления специального стажа, возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости следующие периоды:
- с 11.09.2000 по 20.11.2000 (1 мес. 10 дней),
- с 10.05.2005 по 18.06.2005 (1 мес. 9 дней),
- с 03.05.2010 по 12.06.2010 (1 мес. 10 дней),
- с 03.03.2014 по 12.04.2014 (1 мес. 10 дней),
- с 06.11.2018 по 29.12.2018 (1 мес. 24 дня).
Возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в льготном исчислении 1 год за 1 год 3 месяца, периоды работы:
- с 01.02.1996 по 10.09.2000 (4 года 7 мес. 10 дней),
- с 21.10.2000 по 31.03.2001 (5 мес. 11 дней),
- с 02.04.2001 по 19.12.2002 (1 год 8 мес. 18 дней),
- с 21.12.2002 по 09.05.2005 (2 года 4 мес. 19 дней),
- с 19.06.2005 по 02.05.2010 (4 года 10 мес. 14 дней),
- с 13.05.2010 по 31.10.2010 (4 мес. 19 дней).
16.03.2020 истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решениям от 28.03.2020 №200000039366/192234/20 в назначении страховой пенсии по старости отказано. В качестве основания отказа указывается на отсутствие необходимого специального стажа, требуемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости, продолжительностью 30 лет.
Полагая свои права нарушенными, истец обратилась в суд с заявленными требованиями.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Зозуля В.В. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Истец Борисова С.А. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении в отсутствие.
Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже по доверенности Мельникова М.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска по основаниям, изложенным в возражениях.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 16.03.2020 истец обратилась в УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже от 27.03.2020 №200000039366/192234/20 истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицу. В качестве основания отказа указывается на отсутствие необходимого специального стажа, требуемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости, продолжительностью 30 лет.
При этом, согласно приложению к указанному решению в специальный стаж ответчиком включены периоды работы:
- с 01.02.1996 г. по 10.09.2000 г. (4 года 7 мес. 10 дней):
- с 21.10.2000 г. по 31.03.2001 г. (5 мес. 11 дней):
- с 02.04.2001 г. по 19.12.2002 г. (1 год 8 мес. 18 дней);
- с 21.12.2002 г. по 09.05.2005 г. (2 года 4 мес. 19 дней);
- с 19.06.2005 г. по 02.05.2010 г. (4 года 10 мес. 14 дней);
с 13.06.2010 г. по 31.10.2010 г. (4 мес. 19 дней),
в календарном порядке, однако с учетом того, что работа осуществлялась
в учреждениях, расположенных в сельской местности согласно положений Списка
от 06 сентября 1991 года №464 данные периоды подлежали Зачету в специальный стаж в льготном исчислении - 1 год как 1 год 3 месяца.
Кроме того, по мнению ответчика, не подлежит зачету в страховой стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации:
- с 11.09.2000 по 20.10.2000 г. (1 мес. 10 дней);
- с 10.05.2005 по 18.06.2005 г. (1 мес. 9 дней):
- с 03.05.2010 по 12.06.2010 г. (1 мес. 10 дней):
- с 03.03.2014 по 12.04.2014 г. (1 мес. 10 дней);
- с 06.11.2018 по 29.12.2018 г. (1 мес. 24 дня).
Истец полагает, что решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г. Воронежу от 27.03.2020 г. № 200000039366/192234120, в части не включения указанных периодов в соответствующем порядке, является незаконным и подлежит отмене.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с применением норм ранее действовавшего законодательства только в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.
Так, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1 настоящей статьи.
Согласно ч. 1.1. ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимости от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Как следует из ч. 3 ст. 10 Закона от 03.10.2018 г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8 пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста,
дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пепсин страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессии, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старост" в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 Г. №400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслуг) дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с
лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления
- для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно:
Перечень учреждений, организаций 11 должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
В Списке от 29 октября 2002 года № 781 в разделе «Наименование должностей» предусмотрены врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков), в том числе средний медицинский персонал; в разделе «Наименование учреждений» - больницы всех наименований, поликлиники всех наименований.
Списком от 22 сентября 1999 года № 1066 в разделе «Наименование должностей» предусмотрены врачи-специалисты, в том числе средний медицинский персонал; в разделе «Наименование учреждений» - больницы городские, поликлиники.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464 предусмотрено включение в выслугу лет стажа работы среднего медицинского персонала лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических собственности.
В пункте 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указаны в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.
Аналогичное исчисление сроков выслуги лет предусмотрено подпунктом 5 «а» Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781.
Ответчик не оспаривает, что периоды работы истца:
- с 01.02.1996 г. по 10.09.2000 г. (4 года 7 мес. 10 дней);
- с 21.10.2000 г. по 31.03.2001 г. (5 мес. 11 дней);
- с 02.04.2001 г. по 19.12.2002 г. (1 год 8 мес. 18 дней):
- с 21.12.2002 г. по 09.05.2005 г. (2 года 4 мес. 19 дней);
- с 19.06.2005 г. по 02.05.2010 г. (4 года 10 мес. 14 дней);
- с 13.06.2010 г. по 31.10.2010 г.(4 мес. 19 дней),
в должности фельдшера скорой медицинской помощи, фельдшера с обслуживанием населения поселка Шилова и села Малышево, подлежит зачету в специальный стаж.
Согласно сообщения Администрации г/о г. Воронеж от 07.07.2020 рабочий поселок Шилово, село Малышево присоединены к городу Воронежу на основании закона Воронежской области от 24.12.2010 №136-ОЗ «О реорганизации территориальных единиц городского округа город Воронеж в форме их присоединения к городу Воронежу». Настоящий Закон Воронежской области вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2011.
Таким образом, именно в результате реорганизации вышеуказанных населенных пунктов в 2010 г. они вошли в 2010 г. в городской округ г. Воронеж, а до этого времени они существовали в прежнем статусе, лишь находясь в административном подчинении города, но фактически являясь поселками и селом.
Поскольку в спорные периоды работы поселок Шилово, являлся рабочим поселком, также как и с. Малышево, их статус не изменялся до 23.12.2010 года, а истец занималась медицинской деятельностью в учреждениях здравоохранения, то
данные периоды должны быть включены в специальный стаж работы с применением льготного порядка его исчисления: 1 год за 1 год 3 месяца.
Таким образом подлежат включению периоды работы в льготном исчислении (1 год за 1 год 3 месяца) с 01.02.1996 по 10.09.2000, с 21.10.2000 по 31.03.2001, с 02.04.2001 по 19.12.2002, с 21.12.2002 по 09.05.2005, с 19.06.2005 по 02.05.2010, с 13.06.2010 по 31.10.2010 в должности фельдшера скорой медицинской помощи в МУЗ «Городская станция скорой медицинской помощи» (в настоящее время БУЗ ВО «Воронежская станция скорой медицинской помощи»).
Истцом заявлено требование о возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости следующие периоды с 11.09.2000 по 20.10.2000, с 10.05.2005 по 18.06.2005, с 03.05.2010 по 12.06.2010, с 03.03.2014 по 12.04.2014, с 06.11.2018 по 29.12.2018.
В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости включаются периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Согласно ст. 63 Основ законодательства РФ по охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом РФ 22.07.1993 №5487-1, а также ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровью граждан в Российской Федерации» предусмотрена обязанность медицинских работников совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок получения квалификационных категорий специалистами с высшим и средним профессиональным образованием, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации определяется Положением о порядке получения квалификационной категорией специалистами, работающими в системе здравоохранения РФ, утвержденным приказом Минздрава РФ от 09.08.2001 №314. Повышение квалификации производится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение трудовой деятельности медицинского работника.
В связи с чем, суд полагает, что прохождение курсов повышения квалификации (специализации) является неотъемлемой и необходимой частью исполнения, как медицинским работником, своей профессиональной деятельности.
В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Согласно ст. 196 Трудового кодекса РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного о профессионального образования, а также и направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»
от 21.11.2011 года №323-ФЗ, до 01.01.2026 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.
Частью 3 ст. 69 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ, предусмотрено, что аккредитация специалиста - процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста осуществляется по окончании им освоения профессиональных образовательных программ
медицинского образования и фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с действовавшими в спорные периоды ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1, Приказа Минздрава Российской Федерации от 09.08.2001 г. №314 «О порядке получения квалификационных категорий», а также ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием и имеет целью выявить соответствие профессиональных знаний и их профессиональных навыков занимаемой должности. В силу п. 2 ч. 1 ст. 72 указанного Федерального закона медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством 11 иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, 13 том числе на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств
работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 73 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ медицинские работники обязаны совершенствовать профессиональные Знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 79 названого Федерального Закона медицинская организация обязана обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников 13 соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, в силу положений п. 5, п. 6 ст. 196 Трудового кодекса РФ в случаях, предусмотренных федеральными Законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для
совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. При направлении работодателем работника на прохождение независимой
оценки квалификации работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Таким образом, подлежат включению в календарном исчислении периоды усовершенствования с 11.09.2000 по 20.10.2000, с 10.05.2005 по 18.06.2005, с 03.05.2010 по 12.06.2010, с 03.03.2014 по 12.04.2014, с 06.11.2018 по 29.12.2018.
Принимая во внимание, что с учетом включения в стаж спорных периодов нахождения на курсах повышения квалификации, у истца по состоянию на 16.03.2020 специальный стаж истца Борисовой С.А. с учетом Постановления Правительства Российской Федерации №781 составляет 25 лет 4 месяца 27 дней, что является недостаточным для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» исковые требования Борисовой С.А. о признании решения ГУ – УПФ РФ в г. Воронеже в части признания незаконным решения от 27.03.2020 №2000000393660192234/20 и отмене решения, а также включения в специальный страховой стаж периодов работы, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже включить Борисовой Светлане Алексеевне в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы в льготном исчислении (1 год за 1 год 3 месяца) с 01.02.1996 по 10.09.2000, с 21.10.2000 по 31.03.2001, с 02.04.2001 по 19.12.2002, с 21.12.2002 по 09.05.2005, с 19.06.2005 по 02.05.2010, с 13.06.2010 по 31.10.2010 в должности фельдшера скорой медицинской помощи в МУЗ «Городская станция скорой медицинской помощи» (в настоящее время БУЗ ВО «Воронежская станция скорой медицинской помощи») и в календарном исчислении периоды усовершенствования с 11.09.2000 по 20.10.2000, с 10.05.2005 по 18.06.2005, с 03.05.2010 по 12.06.2010, с 03.03.2014 по 12.04.2014, с 06.11.2018 по 29.12.2018.
В остальной части иска отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия судом в окончательной форме.
Судья Васина В.Е.
мотивированное решение суда изготовлено: 16.07.2020.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июля 2020 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Васиной В.Е.
при секретаре Капановой Г.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Борисовой Светланы Алексеевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) об оспаривании решения и включении периодов работы в стаж,
УСТАНОВИЛ:
В производстве суда имеется гражданское дело по иску Борисовой С.А. к УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже о признании незаконным и отмене решения Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г. Воронежу от 27.03.2020 №200000039366/192234/20 в части отказа во включении в специальный стаж периодов нахождения Борисовой С.А. на курсах повышения квалификации, а также в части отказа в применении льготного порядка исчисления специального стажа, возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости следующие периоды:
- с 11.09.2000 по 20.11.2000 (1 мес. 10 дней),
- с 10.05.2005 по 18.06.2005 (1 мес. 9 дней),
- с 03.05.2010 по 12.06.2010 (1 мес. 10 дней),
- с 03.03.2014 по 12.04.2014 (1 мес. 10 дней),
- с 06.11.2018 по 29.12.2018 (1 мес. 24 дня).
Возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в льготном исчислении 1 год за 1 год 3 месяца, периоды работы:
- с 01.02.1996 по 10.09.2000 (4 года 7 мес. 10 дней),
- с 21.10.2000 по 31.03.2001 (5 мес. 11 дней),
- с 02.04.2001 по 19.12.2002 (1 год 8 мес. 18 дней),
- с 21.12.2002 по 09.05.2005 (2 года 4 мес. 19 дней),
- с 19.06.2005 по 02.05.2010 (4 года 10 мес. 14 дней),
- с 13.05.2010 по 31.10.2010 (4 мес. 19 дней).
16.03.2020 истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решениям от 28.03.2020 №200000039366/192234/20 в назначении страховой пенсии по старости отказано. В качестве основания отказа указывается на отсутствие необходимого специального стажа, требуемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости, продолжительностью 30 лет.
Полагая свои права нарушенными, истец обратилась в суд с заявленными требованиями.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Зозуля В.В. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Истец Борисова С.А. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении в отсутствие.
Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже по доверенности Мельникова М.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска по основаниям, изложенным в возражениях.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 16.03.2020 истец обратилась в УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже от 27.03.2020 №200000039366/192234/20 истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицу. В качестве основания отказа указывается на отсутствие необходимого специального стажа, требуемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости, продолжительностью 30 лет.
При этом, согласно приложению к указанному решению в специальный стаж ответчиком включены периоды работы:
- с 01.02.1996 г. по 10.09.2000 г. (4 года 7 мес. 10 дней):
- с 21.10.2000 г. по 31.03.2001 г. (5 мес. 11 дней):
- с 02.04.2001 г. по 19.12.2002 г. (1 год 8 мес. 18 дней);
- с 21.12.2002 г. по 09.05.2005 г. (2 года 4 мес. 19 дней);
- с 19.06.2005 г. по 02.05.2010 г. (4 года 10 мес. 14 дней);
с 13.06.2010 г. по 31.10.2010 г. (4 мес. 19 дней),
в календарном порядке, однако с учетом того, что работа осуществлялась
в учреждениях, расположенных в сельской местности согласно положений Списка
от 06 сентября 1991 года №464 данные периоды подлежали Зачету в специальный стаж в льготном исчислении - 1 год как 1 год 3 месяца.
Кроме того, по мнению ответчика, не подлежит зачету в страховой стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации:
- с 11.09.2000 по 20.10.2000 г. (1 мес. 10 дней);
- с 10.05.2005 по 18.06.2005 г. (1 мес. 9 дней):
- с 03.05.2010 по 12.06.2010 г. (1 мес. 10 дней):
- с 03.03.2014 по 12.04.2014 г. (1 мес. 10 дней);
- с 06.11.2018 по 29.12.2018 г. (1 мес. 24 дня).
Истец полагает, что решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г. Воронежу от 27.03.2020 г. № 200000039366/192234120, в части не включения указанных периодов в соответствующем порядке, является незаконным и подлежит отмене.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с применением норм ранее действовавшего законодательства только в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.
Так, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1 настоящей статьи.
Согласно ч. 1.1. ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимости от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Как следует из ч. 3 ст. 10 Закона от 03.10.2018 г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8 пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста,
дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пепсин страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессии, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старост" в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 Г. №400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслуг) дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с
лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления
- для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно:
Перечень учреждений, организаций 11 должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
В Списке от 29 октября 2002 года № 781 в разделе «Наименование должностей» предусмотрены врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков), в том числе средний медицинский персонал; в разделе «Наименование учреждений» - больницы всех наименований, поликлиники всех наименований.
Списком от 22 сентября 1999 года № 1066 в разделе «Наименование должностей» предусмотрены врачи-специалисты, в том числе средний медицинский персонал; в разделе «Наименование учреждений» - больницы городские, поликлиники.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464 предусмотрено включение в выслугу лет стажа работы среднего медицинского персонала лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических собственности.
В пункте 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указаны в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.
Аналогичное исчисление сроков выслуги лет предусмотрено подпунктом 5 «а» Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781.
Ответчик не оспаривает, что периоды работы истца:
- с 01.02.1996 г. по 10.09.2000 г. (4 года 7 мес. 10 дней);
- с 21.10.2000 г. по 31.03.2001 г. (5 мес. 11 дней);
- с 02.04.2001 г. по 19.12.2002 г. (1 год 8 мес. 18 дней):
- с 21.12.2002 г. по 09.05.2005 г. (2 года 4 мес. 19 дней);
- с 19.06.2005 г. по 02.05.2010 г. (4 года 10 мес. 14 дней);
- с 13.06.2010 г. по 31.10.2010 г.(4 мес. 19 дней),
в должности фельдшера скорой медицинской помощи, фельдшера с обслуживанием населения поселка Шилова и села Малышево, подлежит зачету в специальный стаж.
Согласно сообщения Администрации г/о г. Воронеж от 07.07.2020 рабочий поселок Шилово, село Малышево присоединены к городу Воронежу на основании закона Воронежской области от 24.12.2010 №136-ОЗ «О реорганизации территориальных единиц городского округа город Воронеж в форме их присоединения к городу Воронежу». Настоящий Закон Воронежской области вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2011.
Таким образом, именно в результате реорганизации вышеуказанных населенных пунктов в 2010 г. они вошли в 2010 г. в городской округ г. Воронеж, а до этого времени они существовали в прежнем статусе, лишь находясь в административном подчинении города, но фактически являясь поселками и селом.
Поскольку в спорные периоды работы поселок Шилово, являлся рабочим поселком, также как и с. Малышево, их статус не изменялся до 23.12.2010 года, а истец занималась медицинской деятельностью в учреждениях здравоохранения, то
данные периоды должны быть включены в специальный стаж работы с применением льготного порядка его исчисления: 1 год за 1 год 3 месяца.
Таким образом подлежат включению периоды работы в льготном исчислении (1 год за 1 год 3 месяца) с 01.02.1996 по 10.09.2000, с 21.10.2000 по 31.03.2001, с 02.04.2001 по 19.12.2002, с 21.12.2002 по 09.05.2005, с 19.06.2005 по 02.05.2010, с 13.06.2010 по 31.10.2010 в должности фельдшера скорой медицинской помощи в МУЗ «Городская станция скорой медицинской помощи» (в настоящее время БУЗ ВО «Воронежская станция скорой медицинской помощи»).
Истцом заявлено требование о возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости следующие периоды с 11.09.2000 по 20.10.2000, с 10.05.2005 по 18.06.2005, с 03.05.2010 по 12.06.2010, с 03.03.2014 по 12.04.2014, с 06.11.2018 по 29.12.2018.
В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости включаются периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Согласно ст. 63 Основ законодательства РФ по охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом РФ 22.07.1993 №5487-1, а также ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровью граждан в Российской Федерации» предусмотрена обязанность медицинских работников совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок получения квалификационных категорий специалистами с высшим и средним профессиональным образованием, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации определяется Положением о порядке получения квалификационной категорией специалистами, работающими в системе здравоохранения РФ, утвержденным приказом Минздрава РФ от 09.08.2001 №314. Повышение квалификации производится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение трудовой деятельности медицинского работника.
В связи с чем, суд полагает, что прохождение курсов повышения квалификации (специализации) является неотъемлемой и необходимой частью исполнения, как медицинским работником, своей профессиональной деятельности.
В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Согласно ст. 196 Трудового кодекса РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного о профессионального образования, а также и направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»
от 21.11.2011 года №323-ФЗ, до 01.01.2026 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.
Частью 3 ст. 69 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ, предусмотрено, что аккредитация специалиста - процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста осуществляется по окончании им освоения профессиональных образовательных программ
медицинского образования и фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с действовавшими в спорные периоды ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1, Приказа Минздрава Российской Федерации от 09.08.2001 г. №314 «О порядке получения квалификационных категорий», а также ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием и имеет целью выявить соответствие профессиональных знаний и их профессиональных навыков занимаемой должности. В силу п. 2 ч. 1 ст. 72 указанного Федерального закона медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством 11 иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, 13 том числе на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств
работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 73 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ медицинские работники обязаны совершенствовать профессиональные Знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 79 названого Федерального Закона медицинская организация обязана обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников 13 соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, в силу положений п. 5, п. 6 ст. 196 Трудового кодекса РФ в случаях, предусмотренных федеральными Законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для
совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. При направлении работодателем работника на прохождение независимой
оценки квалификации работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Таким образом, подлежат включению в календарном исчислении периоды усовершенствования с 11.09.2000 по 20.10.2000, с 10.05.2005 по 18.06.2005, с 03.05.2010 по 12.06.2010, с 03.03.2014 по 12.04.2014, с 06.11.2018 по 29.12.2018.
Принимая во внимание, что с учетом включения в стаж спорных периодов нахождения на курсах повышения квалификации, у истца по состоянию на 16.03.2020 специальный стаж истца Борисовой С.А. с учетом Постановления Правительства Российской Федерации №781 составляет 25 лет 4 месяца 27 дней, что является недостаточным для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» исковые требования Борисовой С.А. о признании решения ГУ – УПФ РФ в г. Воронеже в части признания незаконным решения от 27.03.2020 №2000000393660192234/20 и отмене решения, а также включения в специальный страховой стаж периодов работы, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже включить Борисовой Светлане Алексеевне в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы в льготном исчислении (1 год за 1 год 3 месяца) с 01.02.1996 по 10.09.2000, с 21.10.2000 по 31.03.2001, с 02.04.2001 по 19.12.2002, с 21.12.2002 по 09.05.2005, с 19.06.2005 по 02.05.2010, с 13.06.2010 по 31.10.2010 в должности фельдшера скорой медицинской помощи в МУЗ «Городская станция скорой медицинской помощи» (в настоящее время БУЗ ВО «Воронежская станция скорой медицинской помощи») и в календарном исчислении периоды усовершенствования с 11.09.2000 по 20.10.2000, с 10.05.2005 по 18.06.2005, с 03.05.2010 по 12.06.2010, с 03.03.2014 по 12.04.2014, с 06.11.2018 по 29.12.2018.
В остальной части иска отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия судом в окончательной форме.
Судья Васина В.Е.
мотивированное решение суда изготовлено: 16.07.2020.