Решение по делу № 2-274/2020 (2-4087/2019;) ~ М-4326/2019 от 23.12.2019

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

19 февраля 2020 г.                                                                               <адрес>

Судья Кировского районного суда <адрес> Республики Дагестан Гаджимагомедов Г.Р.,

при секретаре судебных заседаний ФИО14,

с участием истца председателя СНТ «Лесник 1» ФИО22,

представителя истца председателя СНТ «Лесник 1» ФИО22 адвоката ФИО17, представившего ордер №М-9, удостоверение ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску председателя СНТ «Лесник 1» ФИО22, ФИО15 к Министерству по земельным и имущественным вопросам РД, третьему лицу Управлению имущественных и земельных отношений <адрес> о признании права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Председатель СНТ «Лесник 1» ФИО22 и ФИО15 обратились в суд с уточненным в ходе судебного разбирательства исковым заявлением к Министерству по земельным и имущественным вопросам РД, третьему лицу Управлению имущественных и земельных отношений <адрес>, в котором просили:

* исключить из государственного кадастрового учета сведения о земельном участке с кадастровым номером 05:05:000066:29 в части границ земельного участка площадью 69455 кв.м., выделенных ДД.ММ.ГГГГ решением Президиума Махачкалинского ФИО2 депутатов Республики Дагестан садоводческому товариществу «Лесник 1», расположенного районе «Кривой балки» <адрес> в соответствии со следующими координатами согласно схеме расположения на кадастровом плане территории, указанном в межевом плане, а именно его следующих характерных точек соответственно координат X и Y:

н1 241568,84 (X) 348185,56 (У); н2 241587,99 (X) 348333,17 (У); н3 240647,88 (X) 347925,57 (У); н4 240653,45 (X) 347922,78 (У); н5 240795,53 (X) 347953,04 (У); н6 241061,52 (X) 348042,87 (У); н7 241286,99 (X) 348042,87 (У); н8 241286,99 (X) 348132,71 (У); н9 241346,88 (X) 348130,95 (У); н10 241346,88 (X) 348169,70 (У); н 11 241568,84 (X) 348185,56 (У).

* признать право безвозмездного пользования Садоводческого товарищества «Лесник 1» на земельный участок, расположенный в районе «Кривой Балки» <адрес> в соответствии со следующими координатами согласно схеме расположения на кадастровом плане территории, указанном в межевом плане, а именно его следующих характерных точек соответственно координат X и Y:

н1 241568,84 (X) 348185,56 (У); н2 241587,99 (X) 348333,17 (У); н3 240647,88 (X) 347925,57 (У); н4 240653,45 (X) 347922,78 (У); н5 240795,53 (X) 347953,04 (У); н6 241061,52 (X) 348042,87 (У); н7 241286,99 (X) 348042,87 (У); н8 241286,99 (X) 348132,71 (У); н9 241346,88 (X) 348130,95 (У); н10 241346,88 (X) 348169,70 (У); н 11 241568,84 (X) 348185,56 (У).

* признать переданным Садоводческому товарищество «Лесник-1» земельный участок, расположенный в районе «Кривой балки» <адрес> в соответствии со следующими координатами согласно схеме расположения на кадастровом плане территории, указанном в межевом плане, а именно его следующих характерных точек соответственно координат X и Y:

н1 241568,84 (X) 348185,56 (У); н2 241587,99 (X) 348333,17 (У); н3 240647,88 (X) 347925,57 (У); н4 240653,45 (X) 347922,78 (У); н5 240795,53 (X) 347953,04 (У); н6 241061,52 (X) 348042,87 (У); н7 241286,99 (X) 348042,87 (У); н8 241286,99 (X) 348132,71 (У); н9 241346,88 (X) 348130,95 (У); н10 241346,88 (X) 348169,70 (У); н 11 241568,84 (X) 348185,56 (У).

В обоснование своего иска истцы указали следующее.

ДД.ММ.ГГГГ на основании решения исполкома Махачкалинского ФИО2 Депутатов Республики Дагестан а был выделен земельный участок (кварталы 31, 32) под коллективное садоводческое хозяйство «Лесник» площадью 6 га.

Указанным земельным участком садоводы пользуются с 1987 года. Согласно п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «О ведении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до ДД.ММ.ГГГГ члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для введения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организованно указанное объединение,

  • по решению общего собрания членов указанного объединения (собрание уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределения земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения,
  • земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Истцы являются членом и председателем данного садоводческого общества.

Председателем были заказаны работы по оформлению межевого плана земельного участка площадью 6.9 га кадастровому инженеру ФИО16

Получив межевой план, обнаружено, что земельный участок площадью 6,9 га садоводческого общества «Лесник 1» оказался внутри земельного участка с кадастровым номером 05:05:000066:29, который поставлен на кадастровый учет ответчиком Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан как земли скотопрогона, который сам как обособленный участок входит в состав единого земельного участка с кадастровым номером 05:50:000066:54 на территории Кумторкалинского кадастрового района.

В связи с данным обстоятельством истцы и другие члены садоводческого товарищества «Лесник 1» не могут приобрести в собственность свои земельные участки в соответствии с нормой пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которой, если земельный участок предоставлен до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного общества, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В связи с этим считают, что постановка поверх земельного участка ответчиком на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 05:05:000066:29 скотопрогона является нарушением прав истцов.

Федеральное законодательство не содержит понятия земель скотопрогонов. Такое понятие дается в законодательстве Республики Дагестан.

Поскольку земельный участок располагается в границах территории СНТ «Лесник 1» и землях трассы скотопрогона, истец вправе приобрести земельный участок в собственность бесплатно.

В судебном заседании истец председатель СНТ «Лесник 1» ФИО22, его представитель по ордеру адвокат ФИО17 иск поддержали и просили суд удовлетворить его по вышеприведенным основаниям.

Представитель ответчика Министерства по земельным и имущественным вопросам РД по доверенности ФИО18 представил в суд возражение на иск, в котором просил отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что указанный земельный участок с кадастровым номером 05:05:000066:29 в соответствии с распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений -р от ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на государственный кадастровый учет как составная часть единого земельного участка с кадастровым номером 05:05:000066:54, относящегося к землям Государственного скотопрогона; что отношения, связанные с землями отгонного животноводства, в том числе и государственных трасс скотопрогона, регулируются Законом Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе земель отгонного животноводства в <адрес>»

Управление и распоряжение землями отгонного животноводства осуществляется Правительством Республики Дагестан или уполномоченным им органом, что изменение статуса земель отгонного животноводства осуществляется Правительством Республики Дагестан; что изъятие и предоставление земель государственных трасс скотопрогонов юридическим и физическим лицам в пользование для сельскохозяйственных и иных целей запрещается.

В случаях, установленных Правительством Республики Дагестан осуществляется отчуждение части земель государственных трасс скотопрогонов с условием обмена на прилегающие к ним равноценные участки земель и обеспечения беспрепятственного перегона скота по обмененным участкам.

Истец ФИО15, представитель ответчика Министерства по земельным и имущественным вопросам РД по доверенности ФИО18, представитель третьего лица Управления имущественных и земельных отношений <адрес>, будучи надлежащим образом и заблаговременно извещенные о месте и времени судебного заседания по правилам ст.ст. 113-116 ГПК РФ, подтвержденных отчетом о доставке СМС- сообщения, уведомлением о вручении почтового отправления, информацией о времени и месте судебного заседания, заблаговременно размещенной на официальном сайте Кировского районного суда <адрес> в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", (согласно правил ст. 165.1. ГК РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в п.6 ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях" (в ред. ФИО4 Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 40) и приказа ФГУП "Почта России" от ДД.ММ.ГГГГ N 343), в суд не явились, об уважительных причинах неявки в суд не известили, не представили сведений о причинах неявки, не просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Указанный вывод усматривается из совокупности следующих доказательств, исследованных в судебном заседании и имеющихся в деле. Суд определил, что дело может быть рассмотрено в их отсутствие в порядке ч.4 ст.167 ГПК РФ.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и оценив, руководствуясь статьей 67 ГПК РФ, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.

Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным ФИО4 ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».

ФИО4 Совмина ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении форм Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей» утверждена форма государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан.

При этом названным ФИО4 ФИО3 республик в составе ФИО11, органам исполнительной власти краев, областей и автономных образований, Государственному комитету ФИО11 по земельной реформе и поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств поручено обеспечить проведение землеустроительных работ, связанных с оформлением и выдачей государственных актов.

ФИО8 ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ «О форме государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей» указанное ФИО4 доведено до граждан и заинтересованных инстанций.

При этом поручил Госкомитету ФИО10 по делам издательств, полиграфии и книжной торговли обеспечить издание бланков государственных актов по заказу Госкомитета ФИО10 по земельной реформе и земельным ресурсам, а Госкомитету ФИО10 по земельной реформе и земельным ресурсам, районным и городским ФИО2 депутатов обеспечить проведение землеустроительных работ, оформление и выдачу государственных актов.

В развитие этих нормативных актов Государственным комитетом ФИО7 по земельной реформе и земельным ресурсам издано Указание от ДД.ММ.ГГГГ «О форме и выдаче свидетельств на право владения, пожизненно наследуемого владения и бессрочного (постоянного) пользования землей», согласно которому районными (городскими комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам в подтверждение права на землевладение и землепользование гражданам должны выдавать свидетельства, бланки которых выдаются в централизованном порядке.

Как известно, на период до принятия ЗК РФ 2001 года земельное законодательство Республики Дагестан не предусматривало предоставление гражданам земельных участков на праве собственности.

С учетом этого названное свидетельство было поименовано как «свидетельство на право владения, пожизненно наследуемого владения на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей».

Таким образом, выдаваемые на территории Республики Дагестан до введения в действие ЗК РФ 2001 года свидетельства на право владения, пожизненно наследуемого владения на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей являлись документами, подтверждающими право владения и пользования земельными участками, и соответственно в силу приведенных выше норм права признаются действительными и имеющими равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Судом в соответствии со ст. 181 ГПК РФ исследованы представленные в суд следующие письменные документы.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в состав садоводческого товарищества (ныне СНТ) «Лесник» входят: Минлесхоз, Мах.мехлесхоз, Стройбанк, ИОВ, УКХ Горисполкома (л.д. 14).

Кроме того, как установлено в судебном заседании и подтверждается архивной выпиской из протокола заседания Исполкома Махачкалинского ФИО2 депутатов от 25.11.1987г., Министерству лесного хозяйства ФИО10 отведен земельный участок площадью 6,0 га из земель Махачкалинского мехлесхоза под коллективное садоводческое товарищество "Лесник" (л.д. 15).

Из материалов дела также следует, что распоряжением ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГг. <адрес> выделена земля в районе речки «Прорва» для организации коллективных садоводческих товариществ рабочих и служащих.

Как следует из письма горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ , <адрес> выделена земля для организации садоводческих товариществ на 1000 садовых участков согласно имеющихся заявок организаций и предприятий района организовать семь коллективных садоводческих товариществ и просить горисполком выделить земли для указанных коллективов, согласно прилагаемого списка.

Вновь организованным коллективам организаций и предприятий принять долевое участие в разработке проекта организации садоводческих товариществ и общих магистральных инженерных коммуникаций с передачей средств на проектирование единому заказчику проекта, Управлению главного архитектора города /расчетный счет / (л.д. 17).

Также согласно пункту 9.1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если земельный участок предоставлен до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Частью 4 пункта 9.1 названной статьи Закона предусмотрено, что государственная регистрация прав собственности на указанные в этом пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при этом принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

Пунктом 1 статьи 49 названного Федерального закона предусмотрено, что государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие ЗК РФ для ведения садоводства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования осуществляется на основании акта о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданного органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания, или акта (свидетельства) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданного уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания, или иного документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на указанный земельный участок.

Из этой нормы закона следует, что для регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ 2001 года, является достаточным предоставление одного из перечисленных документов, подтверждающих право лица, обратившегося за регистрацией своего права собственности на земельный участок.

Как указано выше, СНТ «Лесник-1» имеет документ, выданный Исполкомом Махачкалинского горСовета ФИО2 депутатов, который был уполномочен на предоставление таких документов о праве на землю в соответствии с порядком, действовавшим на момент выдачи этого документа.

Тем самим подтверждено право СНТ «Лесник-1» для ведения садоводства земельного участка в собственность.

Для регистрации такого права в силу положений пункта 2.8 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» помимо документа, удостоверяющего право, должен представить и схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Как установлено судом и следует из материалов дела, земельный участок имеет следующие характерные точки соответственно координат X и Y:

н1 241568,84 (X) 348185,56 (У); н2 241587,99 (X) 348333,17 (У); н3 240647,88 (X) 347925,57 (У); н4 240653,45 (X) 347922,78 (У); н5 240795,53 (X) 347953,04 (У); н6 241061,52 (X) 348042,87 (У); н7 241286,99 (X) 348042,87 (У); н8 241286,99 (X) 348132,71 (У); н9 241346,88 (X) 348130,95 (У); н10 241346,88 (X) 348169,70 (У); н 11 241568,84 (X) 348185,56 (У).

Распоряжением ФИО6 ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ -р (архивная выписка этого документа приложена к материалам дела) было принято предложение Министерства сельского хозяйства ФИО10 об отводе Махачкалинскому горисполкому в постоянное пользование 183 га земель, расположенных южнее Кривой балки «Прорва», для наделения рабочих, служащих и других граждан предприятий, организаций и учреждений <адрес> коллективными садами и огородами, при этом Гунибскому райисполкому, из земель которого передавались земли для Махачкалинского горисполкома, поручалось обеспечить отвод земель в натуре, выдачу Махачкалинскому горисполкому документа, удостоверяющего право пользования землей, с внесением соответствующих изменений в земельно-учетные документы и планово-картографические материалы районов и землепользователей (л.д. 20).

В суд представлена архивная выписка ГКУ "ЦГА РД" «Об отводе Министерству лесного хозяйства ФИО10 земельного участка площадью 60 га под коллективное садоводство, что подтверждает факт выделения СНТ «Лесник» земельного участка.

Помимо этого, принимались и другие решения о выделении для этих же целей (для размещения садоводческих товариществ) земель, расположенных в тех же земельных массивах.

В частности, Распоряжением ФИО6 ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ -р (пункт 12) (выписка из этого распоряжения также приложена к материалам дела) принято предложение Госагропрома ФИО10, Махачкалинского горисполкома о выделении из земель совхоза «Ялгинский» <адрес> площадью 250 га и Махачкалинского мехлесхоза площадью 730 га для размещения коллективных садоводческих и огороднических товариществ, а также утверждена схема размещения этих товариществ (л.д. 101-104).

Указанные документы приводят суд к однозначному выводу о том, что территория, на которой размещено СНТ «Лесник-1», является территорией, предоставленной этому товариществу в установленном порядке для ведения коллективного садоводства решениями органов власти Республики Дагестан и органами местной власти до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Из них также следует, что названные земельные участки, имеющие статус земель сельскохозяйственного назначения, не входят и не могут входить в земли скотопрогонов, поскольку они в период с 1982 года по 1987 годы были исключены из земель скотопрогонов, выделены для размещения садоводческих товариществ и в этих целях они используются в течение всего этого периода по настоящее время.

Об этом свидетельствует и письмо ФИО9 по управлению государственным имуществом Республики Дагестан (правопреемником которого является Минимущество РД) ФИО19 от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому при проведении работ по разграничению земель не был учтен факт выделения данных земель садоводческим товариществам, в связи с чем необходимость и возможность их использования в качестве земель скотопрогона отпала, а статус земель скотопрогона в отношении этих земель сохранена формально (л.д. 32-33).

При этом сообщалось, что Минимуществом РД подготовлены документы на изменение вида разрешенного использования этих земель.

Содержание этого письма руководителя Министерства никем, в том числе и представителем Минимущества РД, при котором это письмо исследовалось, не оспаривалось.

Приведенные выше решения органов власти никем не отменены и не признаны недействительными, в связи с чем они подлежат дальнейшей реализации в установленном порядке путем внесения изменений в земельно-кадастровые документы, для этого не требуется принятие органами власти каких-либо новых решений, подтверждающих выделение этих территорий для организации садоводческих товариществ.

Вопрос кадастрового учета указанных земель является не правовым, а этот вопрос является вопросом кадастровой техники, для решения которого законодательством предусмотрен определенный порядок внесения изменений или уточнений в кадастровые документы, поэтому, Махачкалинский горисполком должен был в свое время принять меры к реализации указанных решений об отводе земель Махачкалинскому горисполкому и добиться внесения в земельно-кадастровые документы территориального планирования изменений, вытекающих из названных решения органов власти.

В связи с упразднением Махачкалинского горисполкома такие действия и меры должна принять Администрация <адрес>, к которой перешли полномочия и функции Махачкалинского горисполкома.

Однако, ни Махачкалинский горисполком в свое время, ни Администрация <адрес> впоследствии не приняли меры к обеспечению юридической реализации названных решений, при этом суд считает, что Администрация <адрес> не лишена возможностей исполнения своих полномочий и реализации названных решений и в настоящее время.

В силу приведенных актов и обстоятельств суд считает, что невыполнение органами местной власти своих полномочий, вытекающих из принятых решений относительно выделения земель под размещение садоводческих товариществ, не должно повлиять на законные права граждан.

В соответствии с пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до ДД.ММ.ГГГГ члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

-земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу этого Федерального закона для ведения садоводства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;

-по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;

-земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Кроме того, установлено, что органами власти и земельного контроля никаких претензий к данному товариществу и его членам за весь период его функционирования не предъявлялись претензии относительно незаконности использования земельных участков.

В судебном заседании исследован ситуационный план мест расположения перечисленных в названном решении исполкома Махачкалинского горсовета ФИО2 депутатов -в от ДД.ММ.ГГГГ садоводческих товариществ, выполненный ДД.ММ.ГГГГ специалистом ООО «Дешифровщик» ФИО20 (л.д. 109-119).

Из этого документа видно, что границы земельного участка каждого садоводческого товарищества, в том числе и СНТ «Лесник-1», определены на местности и эти границы, в которых расположен земельный участок истцов, не вызывают сомнения.

Время издания названных актов показывает, что территория, на которой размещено СНТ «Лесник-1», является территорией, предоставленной этому товариществу для ведения садоводства до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

В соответствии со статьей 1 Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе земель отгонного животноводства в <адрес>» и пунктом 13 Положения о порядке использования и охраны земель отгонного животноводства, утвержденного ФИО4 Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке использования и охраны земель отгонного животноводства», землями скотопрогонов являются территории, выделенные в установленном порядке для беспрепятственного передвижения скота, стоянки и выпаса по пути следования с летних пастбищ на зимние и обратно.

Статьей 2 Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе земель отгонного животноводства в <адрес>» предусмотрено, что исходя из целевого назначения земли отгонного животноводства относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Отсюда следует, что земли, предоставленные садоводческому товариществу решением Исполкома Махачкалинского ФИО2 депутатов от 25.11.1987г. относятся к землям сельскохозяйственного назначения.

Пункт 4 статьи 27 ЗК, регулирующей оборотоспособность земель, не относит земли сельскохозяйственного назначения, к землям, изъятым из оборота.

Согласно пункту 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется этим Кодексом и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

Статья 3 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе земель отгонного животноводства в <адрес>» содержит положения о том, что земли отгонного животноводства являются собственностью Республики Дагестан, имеют особый статус и не подлежат приватизации.

Такие же нормы относительно того, что земли сельскохозяйственного назначения, к которым по целевому назначению относятся и земли отгонного животноводства, не могут быть приватизированы, предусмотрены статьями 1 и 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и статьей 11 Закона Республики Дагестан «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В силу положений названных норм права приватизация земель сельскохозяйственного назначения не допускается, земли данной категории могут быть предоставлены только на праве аренды или на праве безвозмездного пользования на срок не менее чем 5 лет, т.е. земли сельскохозяйственного назначения не изъяты из оборота, однако, их оборот является ограниченным и допускается только в форме предоставления в аренду или во временное пользование.

Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусматривает определенные особенности оборота долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначении, возникшего по основаниям, предусмотренным законом.

Из приведенного анализа совокупности норм права, в частности, пункта 6 статьи 27 ЗК РФ в его взаимной и системной связи с положениями статьей 1 и 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и статьей 11 Закона Республики Дагестан «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», следует, что по общему правилу земли сельскохозяйственного назначения не подлежат приватизации, в том числе предоставлению в частную собственность.

Однако, нормы ЗК РФ применительно к относящимся к землям сельскохозяйственного назначения садовым, огородным и дачным земельным участкам исключил все ограничения в обороте.

Как указано выше, согласно пункту 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», определив тем самим оборот земель сельскохозяйственного назначения только в форме и пределах, предусмотренных этим законом, который не допускает свободный оборот этих земель.

Пунктом 7 статьи 27 ЗК РФ предусмотрено, что действие пункта 6 этой статьи, которое ограничивает свободный оборот земель сельскохозяйственного назначения, не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.

Тем самым, законодатель исключил относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки из числа земель, в отношении которых установлены ограничения в обороте земель, что означает, что садовые, огородные и дачные земельные участки могут быть приватизированы, в том числе переданы в частную собственность на общих основаниях, а также могут быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Соответственно, предусмотренное статьями 1 и 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и статьей 11 Закона Республики Дагестан «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» ограничение оборота земель сельскохозяйственного назначения не распространяется и на садовые земельные участки, расположенные на землях отгонного животноводства, в том числе и на землях скотопрогонов.

Поэтому, относящиеся к землям отгонного животноводства, в том числе к землям скотопрогонов садовые земельные участки в силу положений федерального законодательства подлежат приватизации, в том числе и переданы в частную собственность, а также могут быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

В силу требований пункта 2 статьи 27 ЗК РФ и пункта 5 статьи 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» субъекты Российской Федерации не вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Земельное законодательство Республики Дагестан, ограничив оборот земель сельскохозяйственного назначения и не предусмотрев подобное исключение из ограничений в обороте этих земель, в том числе и земель скотопрогонов, вступил в противоречие с федеральным законодательством.

В соответствии с частью 2 статьи 11 ГПК РФ если нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации не соответствует федеральному нормативному правовому акту, который является актом, имеющим большую юридическую силу, суд должен применить нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Отсюда следует, что при разрешении спора о праве на приобретение садового земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в собственность бесплатно без торгов подлежит применению норма федерального закона, а именно, норма, предусмотренная пунктом 7 статьи 27 ЗК РФ, по смыслу которой на садовые, огородные и дачные земельные участки ограничения, предусмотренные в совокупности пунктом 6 статьи 27 ЗК РФ и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», не распространяются.

Поэтому, суд при разрешении спора руководствуется не нормами земельного законодательства Республики Дагестан, в том числе и Закона Республики Дагестан «О статусе земель отгонного животноводства в <адрес>», которые в отношении садовых, огородных и дачных земельных участков не предусмотрели исключение из правил ограничения оборота земель сельскохозяйственного назначения, а нормами ЗК РФ, которым предусмотрены такие исключения из общего правила ограничений оборота сельскохозяйственных земель.

Из всего изложенного следует, что в отношении земельных участков, предоставленных гражданам до введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», т.е. до ДД.ММ.ГГГГ, для ведения садоводства ограничения в части их передачи в собственность бесплатно без проведения торгов не действуют.

Соответственно, граждане на основании пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» вправе приобрести в собственность бесплатно земельные участки, предоставленные им для ведения садоводства из категории земель сельскохозяйственного назначения, в том числе и на территориях трасс скотопрогона, которые являются землями, находящимися в государственной собственности Республики Дагестан.

Суд на основании перечисленных выше исполнительных актов органов власти государственной власти и местных органов пришел к выводу о том, что территория СНТ «Лесник-1» не может считаться территорией скотопрогона и собственностью Республики Дагестан, и относятся к муниципальной собственности, а не собственности Республики Дагестан, притом утратили статус земель скотопрогона.

При этом суд руководствуется следующими нормами права.

Пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве.

В соответствии с пунктом 3 указанной статьи Федерального закона земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, относятся к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов.

Как указано выше, распоряжением ФИО6 ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ -р указанные земли садоводческих товариществ переданы Махачкалинскому горисполкому.

Этот документ по существу фактически был реализован, поскольку в его развитие и на его основании было принято решение Исполкома Махачкалинского ФИО2 депутатов от 25.11.1987г.

Таким образом, все условия, предусмотренные пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» для приобретения ФИО21 земельного участка в свою собственность бесплатно и без торгов, в том числе независимо от того, имеют эти земли статус земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земель отгонного животноводства, к которым относятся и земли скотопрогонов, или нет, присутствуют, оснований для отказа в удовлетворении требований истцов не имеется.

В соответствии с требованиями ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Бремя доказывания указанных обстоятельств лежало на истце, представленные им доказательства отвечают требованиям ст.ст. 59-60 ГПК РФ, они стороной ответчика вопреки ч.1 ст.56 ГПК РФ не опровергнуты и не представлены суду доказательства их подложности или несоответствия действительности.

Таким образом, оценив представленные сторонами доказательств с позиций ст.ст. 59-60, 67 ГПК РФ, а также с положениями ч.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ суд пришел к выводу, что вышеприведенные доказательства подтверждают, что исковые требования председателя СНТ «Лесник 1» ФИО22 и ФИО15 являются обоснованными, следовательно, их необходимо удовлетворить.

Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

удовлетворить исковое заявление председателя СНТ «Лесник 1» ФИО22, ФИО15 к Министерству по земельным и имущественным вопросам РД, третьему лицу Управлению имущественных и земельных отношений <адрес>.

Исключить из государственного кадастрового учета сведения о земельном участке с кадастровым номером 05:05:000066:29 в части границ земельного участка площадью 69455 кв.м., выделенных ДД.ММ.ГГГГ решением Президиума Махачкалинского ФИО2 депутатов Республики Дагестан садоводческому товариществу (ныне: СНТ) «Лесник 1», расположенного по адресу: Россия, <адрес>, в районе «Кривой балки» в соответствии со следующими координатами согласно схеме расположения на кадастровом плане территории, указанном в межевом плане, а именно его следующих характерных точек соответственно координат X и Y:

-н1 241568,84 (X) 348185,56 (У); -н2 241587,99 (X) 348333,17 (У); -н3 240647,88 (X) 347925,57 (У); -н4 240653,45 (X) 347922,78 (У); -н5 240795,53 (X) 347953,04 (У); -н6 241061,52 (X) 348042,87 (У); -н7 241286,99 (X) 348042,87 (У); -н8 241286,99 (X) 348132,71 (У); -н9 241346,88 (X) 348130,95 (У); -н10 241346,88 (X) 348169,70 (У); -н 11 241568,84 (X) 348185,56 (У).

Признать право безвозмездного пользования Садоводческого некоммерческого товарищества «Лесник 1» на земельный участок, расположенный по адресу: Россия, <адрес>, в районе «Кривой Балки» в соответствии со следующими координатами согласно схеме расположения на кадастровом плане территории, указанном в межевом плане, а именно его следующих характерных точек соответственно координат X и Y:

-н1 241568,84 (X) 348185,56 (У); -н2 241587,99 (X) 348333,17 (У); -н3 240647,88 (X) 347925,57 (У); -н4 240653,45 (X) 347922,78 (У); -н5 240795,53 (X) 347953,04 (У); -н6 241061,52 (X) 348042,87 (У); -н7 241286,99 (X) 348042,87 (У); -н8 241286,99 (X) 348132,71 (У); -н9 241346,88 (X) 348130,95 (У); -н10 241346,88 (X) 348169,70 (У); -н 11 241568,84 (X) 348185,56 (У).

Признать переданным Садоводческому товариществу (ныне: СНТ) «Лесник 1» земельный участок, расположенный по адресу: Россия, <адрес>, в районе «Кривой балки» в соответствии со следующими координатами согласно схеме расположения на кадастровом плане территории, указанном в межевом плане, а именно его следующих характерных точек соответственно координат X и Y:

-н1 241568,84 (X) 348185,56 (У); -н2 241587,99 (X) 348333,17 (У); -н3 240647,88 (X) 347925,57 (У); -н4 240653,45 (X) 347922,78 (У); -н5 240795,53 (X) 347953,04 (У); -н6 241061,52 (X) 348042,87 (У); -н7 241286,99 (X) 348042,87 (У); -н8 241286,99 (X) 348132,71 (У); -н9 241346,88 (X) 348130,95 (У); -н10 241346,88 (X) 348169,70 (У); -н 11 241568,84 (X) 348185,56 (У).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верхсуд РД в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 21.02.2020г.

Председательствующий                                                        Г.Р. Гаджимагомедов

2-274/2020 (2-4087/2019;) ~ М-4326/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Председатель СНТ "Лесник 1" Рамазанов Абдулгасан Хирасухмаевич
Эскендаров З.А.
Ответчики
Министерство по Земельным и имущественным вопросам РД
Другие
Управление имущественных и земельных отношений
Суд
Кировский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан
Судья
Гаджимагомедов Гаджимагомед Расулович
Дело на странице суда
kirovskiy--dag.sudrf.ru
23.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.12.2019Передача материалов судье
24.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.12.2019Подготовка дела (собеседование)
30.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.01.2020Судебное заседание
31.01.2020Подготовка дела (собеседование)
31.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.02.2020Судебное заседание
21.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2020Дело оформлено
20.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее