Дело № 2-273/2019 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 октября 2019 года г. Новохоперск
Новохоперский районный суд Воронежской области в составе председательствующего судьи Житиневой Е.В., при секретаре Богдашиной Н.С.,с участием :
представителя истца -Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Борисоглебском городском округе, Грибановском, Новохоперском, Поворинском, Терновском районах Рамзаевой В.В., действующей по доверенности от 22.07.2019 г.
представителя ответчика ООО «Теплосеть плюс» -директора Морозова В.И.
представителя ответчика администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области Остапенко Ю.В., действующего по доверенности от 25.02.2019
представителя ответчика - администрации городского поселения –г.Новохоперск Новохоперского муниципального района Воронежской области Потаповой Л.С., действующей по доверенности от 09.01.2019 г.,
представителя ответчика –администрации Коленовского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области Донского С.В., действующего по доверенности от 22.10.2019 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Борисоглебском городском округе, Грибановском, Новохоперском, Поворинском, Терновском районах к ООО "Теплосеть плюс", администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области, администрации городского поселения –г.Новохоперск Новохоперского муниципального района Воронежской области, Коленовской сельской администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарно - эпидемиологического законодательства в сфере защиты прав потребителей при обеспечении населения питьевой водой ненадлежащего качества
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Борисоглебском городском округе, Грибановском, Новохоперском, Поворинском, Терновском районах к ООО "Теплосеть плюс", администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области, администрации городского поселения –г.Новохоперск Новохоперского муниципального района Воронежской области, Коленовской сельской администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарно - эпидемиологического законодательства в сфере защиты прав потребителей при обеспечении населения питьевой водой ненадлежащего качества
УСТАНОВИЛ :
Истец в интересах неопределенного круга лиц обратился с вышеуказанным иском к ООО "Теплосеть плюс", администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области. Определением суда к участию в деле по ходатайству истца привлечены в качестве соответчиков администрация городского поселения –г.Новохоперск Новохоперского муниципального района Воронежской области и администрация Коленовского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области.
Иск мотивирован тем, что в рамках ведения социально-гигиенического мониторинга за качеством питьевой воды из систем централизованного водоснабжения за период 2018-2019 г., подаваемой населению г. Новохопёрск и Новохопёрского района Воронежской области установлены факты неоднократного нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, выразившееся в предоставлении в течении длительного периода времени питьевой воды населению не отвечающей требованиям СанПиН 2.1.4.1074 - 01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».По результатам лабораторных испытаний, исследований аккредитованной испытательной лабораторией филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» в Борисоглебском городском округе, Грибановском, Новохоперском, Поворинском,- Терновском районах(аттестат аккредитации №RA.RU.710018. Дата внесения сведений в реестр аккредитованных лиц 29 апреля 2015 года) пробы питьевой воды, отобранные в мониторинговых точках контроля по адресам: Воронежская область, г. Новохопёрск, ул. Толстого, 20, Воронежская область, Новохопёрский район, г. Новохопёрск, ул. Гайдара,46, Воронежская область, Новохопёрский район, р.п. Новохопёрский, ул. Хопёрская, Воронежская область, Новохопёрский район, р.п. Новохопёрскмй, ул. Привокзальная, 42, Воронежская область, Новохопёрский район, с. Елань-Колено, ул. Большевиков, 51, Воронежская область, Новохопёрский район, с. Елань-Колено, ул. Пушкина, 2, Воронежская область, Новохопёрский район, с. Елань-Колено, ул. Нагорная, Воронежская область, Новохопёрский район, с. Елань-Колено, ул. Нагорная, 6 не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074 - 01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (п. 3.4.1) - завышен показатель железа, общая жёсткость и нитраты.
Факт несоответствия питьевой воды гигиеническим нормативам в 2018-2019 годах подтверждается: экспертным заключением № 03-07/608 от 05 апреля 2018 г. на протокол лабораторных испытаний от 05.04.2019 г. №831 Б. Проба питьевой воды, отобранной из водопроводной колонки по адресу: Воронежская область, г. Новохопёрск, ул. Толстого, 20(мониторинговая точка)(юридический адрес: ООО «Теплосеть плюс», Воронежская область, Новохопёрский район, р.п. Новохопёрский, ул. Гагагарина, 30), по результатам лабораторных испытаний не соответствует требованиям п. 3.4.1 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Г игиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Показатель железо завышен в 4,3 раза.
экспертным заключением № 2688 от 07 августа 2019 г. на протокол лабораторных испытаний от 07.08.2019 г. №1138J1. Проба питьевой воды, отобранной из водопроводной колонки по адресу: Воронежская область, г. Новохопёрск, ул. Гайдара, 46 по результатам лабораторных испытаний не соответствует требованиям п. 3.4.1 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по исследованному санитарно-химическому показателю: показатель железо завышен в 3,7 раза.
экспертным заключением № 2684 от 07 августа 2019 г. на протокол лабораторных испытаний от 07.08.2019 г. №1141Л. Проба питьевой воды, отобранной 02.08.2019 из арт. скважины водозабора «Карначок» по адресу: Воронежская область, р.п. Новохопёрский, ул. Хопёрская по результатам лабораторных испытаний не соответствует требованиям п. 3.4.1 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по санитарно-химическому показателю железо: показатель железа завышен в 10,7 раза.
экспертным заключением № 2686 от 07 августа 2019 г. на протокол лабораторных испытаний от 07.08.2019 г. №1140JI. Проба питьевой воды, отобранной из водопроводной колонки(мониторинговая точка) по адресу: Воронежская область, Новохопёрский район, р.п. Новохопёрский, ул. Привокзальная, 42 по результатам лабораторных испытаний не соответствует требованиям п. 3.4.1 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по исследованному санитарно-химическому показателю: показатель железо завышен в 2,3 раза.
экспертным заключением № 2687 от 07 августа 2019 г. на протокол лабораторных испытаний от 07.08.2019 г. №1139Л. Проба воды питьевой, отобранной из водопроводной колонки(мониторинговая точка) по адресу: Воронежская область, г. Новохопёрск ул. Толстого, 20 по результатам лабораторных испытаний не соответствует требованиям п.. 3.4.1 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по исследованному санитарно-химическому показателю: показатель железо завышен в 2 раза.
экспертным заключением № 2690 от 07 августа 2019 г. на протокол лабораторных испытаний от 07.08.2019 г. №1146Л. Проба питьевой воды, отобранной из водопроводной колонки(мониторинговая точка) по адресу: Воронежская область, Новохопёрский район, с. Елань- Колено, ул. Большевик, 51 по результатам лабораторных испытаний не соответствует требованиям п. 3.4.1 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по исследованным санитарно-химическим показателям: показатель жесткость общая завышен в 1,3 раза, показатель нитраты завышен в 3,1 раза.
экспертным заключением № 2689 от 07 августа 2019 г. на протокол лабораторных испытаний от 07.08.2019 г. №1147Л. Проба воды питьевой, отобранной из водопроводной колонки(мониторинговая точка) по адресу: Воронежская область, Новохопёрский район, с. Елань- Колено, ул. Пушкина, 2 по результатам лабораторных испытаний не соответствует требованиям п. 3.4.1 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Г игиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по исследованному санитарно-химическому показателю: показатель жёсткость общая завышен в 1,2 раза.
экспертным заключением № 2685 от 07 августа 2019 г. на протокол лабораторных испытаний от 07.08.2019 г. №1144Л. Проба воды подземного источника, отобранная из арт. скважины(мониторинговая точка) по адресу: Воронежская область, Новохопёрский район, с. Елань-Колено, ул. Нагорная по результатам лабораторных испытаний не соответствует требованиям п. 3.4.1 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по исследованным санитарно-химическим показателям: показатель жесткость общая завышен в 1,7 раза, показатель нитраты завышен в 2,8 раза.
Истец с учетом уточнения исковых требований просит обязать ответчиков разработать в срок до 01 января 2020 г. план мероприятий по доведению качества питьевой воды, подаваемой населению городского поселения - г. Новохоперск Новохоперского муниципального района Воронежской области, Коленовского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.4.1074 - 01, с указанием конкретных сроков исполнения. В перечень мероприятий направленных на улучшение качества питьевой воды включить в том числе: организацию работ по созданию проекта системы водоподготовки и умягчению воды с целью улучшения минерального состава воды и улучшения ее органолептических свойств непосредственно на водоисточнике, ввести в эксплуатацию систему водоподготовки и умягчения воды на водозаборе, провести лабораторный контроль качества питьевой воды до ввода в эксплуатацию системы водоподготовки с предоставлением копий протоколов лабораторных испытаний в территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Борисоглебском городском округе, Грибановском, Новохопёрском, Поворинском, Терновском районах.
Представитель истца в судебном заседании поддержала исковые требования и просила их удовлетворить, пояснив, что в плане, помимо мероприятий указанных истцом, можно предусмотреть и любые другие, направленные на улучшение качества питьевой воды. Потому что только в комплексе указанная проблема может быть решена.
Представитель ответчика ООО «Теплосеть плюс» исковые требования признал, пояснив, что изношенность водопроводных сетей составляет свыше девяноста процентов, поэтому очень трудно содержать и обслуживать водопроводное хозяйство. Но необходимые мероприятия по текущему ремонту, обеззараживанию, дезинфекции воды и т.п. проводятся, за этим ведется контроль со стороны Управления Роспотребнадзора. По его мнению, строительство станции по обезжелезиванию воды при водозаборе само по себе проблемы не решит, нужен комплексный подход к решению проблемы качества питьевой воды, подаваемой населению, необходима реконструкция водопроводной сети У ООО «Теплосеть плюс», местной администрации недостаточно средств на финансирование комплекса мероприятий по улучшению водоснабжения. Необходима помощь областного и федерального бюджета на реализацию указанных мероприятий.
Представитель ответчика - администрации городского поселения –г.Новохоперск Новохоперского муниципального района Воронежской области иск признала, пояснив, что администрация является собственником водозаборов на территории городского поселения -г.Новохоперск. По концессионному соглашению от 27.01.2014 г. между администрацией городского поселения –г.Новохоперск и ООО «Теплосеть плюс» водозаборы находятся во временном пользовании ООО «Теплосеть плюс». Проблема водоснабжения, улучшения качества питьевой воды стоит остро. Администрацией городского поселения –г.Новохоперск ведется работа по реконструкции и строительству объектов водоснабжения. В частности, в настоящее время корректируется проект по строительству станции по обезжелезиванию воды, его реализация планируется в 2020 году. Намечены и другие мероприятия. Срок до 01.01.2020 г. будет достаточен для подготовки плана.
Представитель ответчика –администрации Коленовского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области иск признал, суду пояснил, что, действительно, имеются проблемы на территории поселения с качеством питьевой воды, что подтверждается проведенными проверками и исследованиями Управления Роспотребнадзора. Администрацией принимаются меры по улучшению водоснабжения и качества питьевой воды. Так, в текущем году построен водозабор в с.Е-Колено, в основном за счет средств областного бюджета, 5 скважин, в настоящее время проходит процедура оформления в собственность построенных объектов. Построен водопровод по ул.К.Маркса с.Е-Колено протяженностью 2600 м., проводятся и другие мероприятия. Также запланировано улучшение водоснабжения и в других населенных пунктах сельского поселения. Срок разработки плана мероприятий, о котором просит истец, разумен и достаточен для исполнения. Полагает, что в план возможно включение и других необходимых мероприятий с учетом специфики конкретной ситуации.
Представитель ответчика -администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области суду пояснил, что администрация не является надлежащим ответчиком по делу, исходя из норм ФЗ «О водоснабжении и водоотведении », ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"т.к. нормами законов не предусмотрено оказание услуг в сфере водоснабжения органами местного самоуправления, а только его организация. Администрация района не является хозяйствующим субъектом, соглашений по водоснабжению с ООО «Теплосеть плюс» не заключало, водопроводных сетей в собственности не имеет, кроме того, запрещено в силу ч.3 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции совмещение функции органом местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов. Кроме того, в силу ст.2 Закона Воронежской области от 10.11. 2014 года N 148-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Воронежской области», на сельские поселения возложено решение вопросов организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, ст. 8 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ гарантировано право граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 8 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии ст. 4, ст.7 Закона Российской Федерации « О защите прав потребителей » от 07.02.1992 г., потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
В соответствии с п.1. ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения » от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п. 3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 « Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», подаваемая населению питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных, систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязано обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно - эпидемиологическим требованиям.
В силу ст. 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О защите прав потребителей» Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 г. утверждены Правила предоставления коммунальных услуг, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно п. 3 указанных Правил, «исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителями могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В силу ст. ст. 4, 7, 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказать услугу потребителю, качество которой соответствует договору. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Исполнитель за нарушение прав потребителей несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
В соответствии с требованиями п. 1, 3, 4 ст. 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ, организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям. Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Согласно разделу 3 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности горячего водоснабжения» питьевая вода должна быть безопасна в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети. Безопасность питьевой воды в эпидемиологическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям, установленным данным СанПиН.
В соответствии с п. 3.4.2 нормативов безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения. Согласно п. 3.5 благоприятные органолептические свойства питьевой воды определяются ее соответствием нормативам, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды.
Из содержания пунктов 1.3, 1.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности горячего водоснабжения» следует, что они согласно правилам и нормативам предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, и применяется в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях.
Из анализа лабораторных данных (протоколы лабораторных испытаний, исследований филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» в Борисоглебском городском округе, Грибановском, Новохоперском, Поворинском, Терновском районах) следует, что ООО «Теплосеть плюс» и Коленовское сельское поселение не исполняют возложенные на них обязанности в части предоставления населению питьевой воды надлежащего качества. Населению предоставляется питьевая вода не соответствующая гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям (завышен показатель железа).
Согласно ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» - органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Приведенные положения закона, а так же фактические обстоятельства, подтверждающие факт несоблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства - выразившееся в поставке питьевой воды ненадлежащего качества из системы централизованного водоснабжения, указывают на нарушение конституционных, жилищных, экологических прав неопределенного круга лиц, нарушение требований законодательства в сфере защиты прав потребителей при оказании услуг водоснабжения населению.
В соответствии с п. 2, 3, 31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011г № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых помещениях» исполнителем услуг является - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы. Условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются следующие: качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам. Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Требования к качеству холодной водоснабжения предполагает постоянное соответствие состава и свойств холодной воды санитарным нормам и правилам. Отклонение состава и свойств воды от санитарных норм и правил - не допускается (п.2. Приложения N 1 «Требования к качеству коммунальных услуг»
Из протоколов лабораторных исследований №03-07/608 от 05.04.2019г., проведенного в г. Новохоперск, ул. Толстого, 20 следует, что показатель железо завышен в 4,3 раза, №2688 от 07.08.2019г. проведенного в г. Новохоперск, ул. Гайдара,46 показатель железо завышен в 3,7 раза, № 2684 от 07.08.2019г. проведенного в р.п. Новохоперский, ул. Хоперская, показатель железо завышен в 10,7 раза, №2686 от 07.08.2019г. проведенного в р.п. Новохоперский, ул. Привокзальная,42 показатель железо завышен в 2,3 раза, №2687 от 07.08.2019г. проведенного в г. Новохоперск, ул. Толстого,20 показатель железо завышен в 2 раза, №2690 от 07.08.2019г. проведенного в с. Елань-Колено. ул. Большевик, 51 показатель жесткость общая завышен в 1,3 раза, показатель нитраты завышен в 3,1 раза, №2689 от 07.08.2019г. проведенного в с. Елань-Колено. ул. Пушкина, 2 показатель жесткость общая завышен в 1,2 раза, №2685 от 07.08.2019г. проведенного в с. Елань-Колено, ул. Нагорная показатель жесткость общая завышен в 1,7 раза, показатель нитраты завышен в 2,8 раза следует, что гарантирующая организация - ООО «Теплосеть плюс» обеспечивающая водоснабжением население г. Новохопёрск и Новохопёрского района Воронежской области не исполняет возложенные на нее обязанности в части предоставления населению питьевой воды надлежащего качества. Населению предоставляется питьевая вода не соответствующая гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям (завышен показатель железа).
Донесение от истца о несоответствии питьевой воды установленным нормативам было направлено в адрес глав администраций муниципального образования 13.02.2019г. и 16.04.2018г. о превышении в г. Новохоперске и р.п. Новохоперский показателей железа в воде в 4, 3 раза, в с. Елань-Колено показатель нитратов завышен в 3 раза, жесткость воды в 1,3 раза, что создает угрозу жизни и здоровью человека. Истец просил незамедлительно принять меры управленческого характера и проинформировать управление.
Суд полагает, что администрация Новохоперского муниципального района Воронежской области не является надлежащим ответчиком по делу, соглашаясь с позицией представителя администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области, исходя из норм ч.1 ст.6 ФЗ от 07.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении », п. 4 ч. 1, ч. ч. 3, 4 ст. 14 ФЗ от N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"т.к. данными нормами не предусмотрено оказание услуг в сфере водоснабжения органами местного самоуправления, администрация района не является хозяйствующим субъектом и в силу ст.2 Закона Воронежской области от 10.11. 2014 года N 148-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Воронежской области», на сельские поселения возложено решение вопросов организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Надлежащими ответчиками по делу являются ООО «Теплосеть плюс», как организация, оказывающая услугу по водоснабжению жителей городского поселения, администрация городского поселения –г.Новохоперск Новохоперского муниципального района Воронежской области, поскольку является собственником водозаборов и водопровдных сетей на территории городского поселения, а также администрация Коленовского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области, поскольку организация на территориях сельских поселений водоснабжения населения в силу закона является обязанностью администрации сельского поселения.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ответчиками нарушается санитарно-эпидемиологическое законодательство и права потребителей холодной воды. Исковое заявление подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ООО «Теплосеть плюс», администрацию городского поселения –г.Новохоперск Новохоперского муниципального района Воронежской области, администрацию Коленовского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области разработать в срок до 01 января 2020 г. план мероприятий по доведению качества питьевой воды, подаваемой населению городского поселения –г. Новохоперск Новохоперского муниципального района Воронежской области, Коленовского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области района, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074 - 01, с указанием конкретных сроков исполнения. В перечень мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды включить, в том числе : организацию работ по созданию проекта системы водоподготовки и умягчению воды с целью улучшения минерального состава воды и улучшения ее органолептических свойств непосредственно на водоисточнике, введение в эксплуатацию систему водоподготовки и умягчения воды на водозаборе, проведение лабораторного контроля качества питьевой воды до ввода в эксплуатацию системы водоподготовки с предоставлением копий протоколов лабораторных испытаний в территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Борисоглебском городском округе, Грибановском, Новохопёрском, Поворинском, Терновском районах.
В удовлетворении исковых требований к администрации Новохоперского муниципального района отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца с подачей жалобы через Новохоперский районный суд.
Судья Новохоперского районного суда Е.В. Житинева
мотивированное решение изготовлено 31.10.2019 г.
Дело № 2-273/2019 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 октября 2019 года г. Новохоперск
Новохоперский районный суд Воронежской области в составе председательствующего судьи Житиневой Е.В., при секретаре Богдашиной Н.С.,с участием :
представителя истца -Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Борисоглебском городском округе, Грибановском, Новохоперском, Поворинском, Терновском районах Рамзаевой В.В., действующей по доверенности от 22.07.2019 г.
представителя ответчика ООО «Теплосеть плюс» -директора Морозова В.И.
представителя ответчика администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области Остапенко Ю.В., действующего по доверенности от 25.02.2019
представителя ответчика - администрации городского поселения –г.Новохоперск Новохоперского муниципального района Воронежской области Потаповой Л.С., действующей по доверенности от 09.01.2019 г.,
представителя ответчика –администрации Коленовского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области Донского С.В., действующего по доверенности от 22.10.2019 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Борисоглебском городском округе, Грибановском, Новохоперском, Поворинском, Терновском районах к ООО "Теплосеть плюс", администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области, администрации городского поселения –г.Новохоперск Новохоперского муниципального района Воронежской области, Коленовской сельской администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарно - эпидемиологического законодательства в сфере защиты прав потребителей при обеспечении населения питьевой водой ненадлежащего качества
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Борисоглебском городском округе, Грибановском, Новохоперском, Поворинском, Терновском районах к ООО "Теплосеть плюс", администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области, администрации городского поселения –г.Новохоперск Новохоперского муниципального района Воронежской области, Коленовской сельской администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарно - эпидемиологического законодательства в сфере защиты прав потребителей при обеспечении населения питьевой водой ненадлежащего качества
УСТАНОВИЛ :
Истец в интересах неопределенного круга лиц обратился с вышеуказанным иском к ООО "Теплосеть плюс", администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области. Определением суда к участию в деле по ходатайству истца привлечены в качестве соответчиков администрация городского поселения –г.Новохоперск Новохоперского муниципального района Воронежской области и администрация Коленовского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области.
Иск мотивирован тем, что в рамках ведения социально-гигиенического мониторинга за качеством питьевой воды из систем централизованного водоснабжения за период 2018-2019 г., подаваемой населению г. Новохопёрск и Новохопёрского района Воронежской области установлены факты неоднократного нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, выразившееся в предоставлении в течении длительного периода времени питьевой воды населению не отвечающей требованиям СанПиН 2.1.4.1074 - 01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».По результатам лабораторных испытаний, исследований аккредитованной испытательной лабораторией филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» в Борисоглебском городском округе, Грибановском, Новохоперском, Поворинском,- Терновском районах(аттестат аккредитации №RA.RU.710018. Дата внесения сведений в реестр аккредитованных лиц 29 апреля 2015 года) пробы питьевой воды, отобранные в мониторинговых точках контроля по адресам: Воронежская область, г. Новохопёрск, ул. Толстого, 20, Воронежская область, Новохопёрский район, г. Новохопёрск, ул. Гайдара,46, Воронежская область, Новохопёрский район, р.п. Новохопёрский, ул. Хопёрская, Воронежская область, Новохопёрский район, р.п. Новохопёрскмй, ул. Привокзальная, 42, Воронежская область, Новохопёрский район, с. Елань-Колено, ул. Большевиков, 51, Воронежская область, Новохопёрский район, с. Елань-Колено, ул. Пушкина, 2, Воронежская область, Новохопёрский район, с. Елань-Колено, ул. Нагорная, Воронежская область, Новохопёрский район, с. Елань-Колено, ул. Нагорная, 6 не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074 - 01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (п. 3.4.1) - завышен показатель железа, общая жёсткость и нитраты.
Факт несоответствия питьевой воды гигиеническим нормативам в 2018-2019 годах подтверждается: экспертным заключением № 03-07/608 от 05 апреля 2018 г. на протокол лабораторных испытаний от 05.04.2019 г. №831 Б. Проба питьевой воды, отобранной из водопроводной колонки по адресу: Воронежская область, г. Новохопёрск, ул. Толстого, 20(мониторинговая точка)(юридический адрес: ООО «Теплосеть плюс», Воронежская область, Новохопёрский район, р.п. Новохопёрский, ул. Гагагарина, 30), по результатам лабораторных испытаний не соответствует требованиям п. 3.4.1 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Г игиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Показатель железо завышен в 4,3 раза.
экспертным заключением № 2688 от 07 августа 2019 г. на протокол лабораторных испытаний от 07.08.2019 г. №1138J1. Проба питьевой воды, отобранной из водопроводной колонки по адресу: Воронежская область, г. Новохопёрск, ул. Гайдара, 46 по результатам лабораторных испытаний не соответствует требованиям п. 3.4.1 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по исследованному санитарно-химическому показателю: показатель железо завышен в 3,7 раза.
экспертным заключением № 2684 от 07 августа 2019 г. на протокол лабораторных испытаний от 07.08.2019 г. №1141Л. Проба питьевой воды, отобранной 02.08.2019 из арт. скважины водозабора «Карначок» по адресу: Воронежская область, р.п. Новохопёрский, ул. Хопёрская по результатам лабораторных испытаний не соответствует требованиям п. 3.4.1 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по санитарно-химическому показателю железо: показатель железа завышен в 10,7 раза.
экспертным заключением № 2686 от 07 августа 2019 г. на протокол лабораторных испытаний от 07.08.2019 г. №1140JI. Проба питьевой воды, отобранной из водопроводной колонки(мониторинговая точка) по адресу: Воронежская область, Новохопёрский район, р.п. Новохопёрский, ул. Привокзальная, 42 по результатам лабораторных испытаний не соответствует требованиям п. 3.4.1 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по исследованному санитарно-химическому показателю: показатель железо завышен в 2,3 раза.
экспертным заключением № 2687 от 07 августа 2019 г. на протокол лабораторных испытаний от 07.08.2019 г. №1139Л. Проба воды питьевой, отобранной из водопроводной колонки(мониторинговая точка) по адресу: Воронежская область, г. Новохопёрск ул. Толстого, 20 по результатам лабораторных испытаний не соответствует требованиям п.. 3.4.1 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по исследованному санитарно-химическому показателю: показатель железо завышен в 2 раза.
экспертным заключением № 2690 от 07 августа 2019 г. на протокол лабораторных испытаний от 07.08.2019 г. №1146Л. Проба питьевой воды, отобранной из водопроводной колонки(мониторинговая точка) по адресу: Воронежская область, Новохопёрский район, с. Елань- Колено, ул. Большевик, 51 по результатам лабораторных испытаний не соответствует требованиям п. 3.4.1 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по исследованным санитарно-химическим показателям: показатель жесткость общая завышен в 1,3 раза, показатель нитраты завышен в 3,1 раза.
экспертным заключением № 2689 от 07 августа 2019 г. на протокол лабораторных испытаний от 07.08.2019 г. №1147Л. Проба воды питьевой, отобранной из водопроводной колонки(мониторинговая точка) по адресу: Воронежская область, Новохопёрский район, с. Елань- Колено, ул. Пушкина, 2 по результатам лабораторных испытаний не соответствует требованиям п. 3.4.1 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Г игиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по исследованному санитарно-химическому показателю: показатель жёсткость общая завышен в 1,2 раза.
экспертным заключением № 2685 от 07 августа 2019 г. на протокол лабораторных испытаний от 07.08.2019 г. №1144Л. Проба воды подземного источника, отобранная из арт. скважины(мониторинговая точка) по адресу: Воронежская область, Новохопёрский район, с. Елань-Колено, ул. Нагорная по результатам лабораторных испытаний не соответствует требованиям п. 3.4.1 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по исследованным санитарно-химическим показателям: показатель жесткость общая завышен в 1,7 раза, показатель нитраты завышен в 2,8 раза.
Истец с учетом уточнения исковых требований просит обязать ответчиков разработать в срок до 01 января 2020 г. план мероприятий по доведению качества питьевой воды, подаваемой населению городского поселения - г. Новохоперск Новохоперского муниципального района Воронежской области, Коленовского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.4.1074 - 01, с указанием конкретных сроков исполнения. В перечень мероприятий направленных на улучшение качества питьевой воды включить в том числе: организацию работ по созданию проекта системы водоподготовки и умягчению воды с целью улучшения минерального состава воды и улучшения ее органолептических свойств непосредственно на водоисточнике, ввести в эксплуатацию систему водоподготовки и умягчения воды на водозаборе, провести лабораторный контроль качества питьевой воды до ввода в эксплуатацию системы водоподготовки с предоставлением копий протоколов лабораторных испытаний в территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Борисоглебском городском округе, Грибановском, Новохопёрском, Поворинском, Терновском районах.
Представитель истца в судебном заседании поддержала исковые требования и просила их удовлетворить, пояснив, что в плане, помимо мероприятий указанных истцом, можно предусмотреть и любые другие, направленные на улучшение качества питьевой воды. Потому что только в комплексе указанная проблема может быть решена.
Представитель ответчика ООО «Теплосеть плюс» исковые требования признал, пояснив, что изношенность водопроводных сетей составляет свыше девяноста процентов, поэтому очень трудно содержать и обслуживать водопроводное хозяйство. Но необходимые мероприятия по текущему ремонту, обеззараживанию, дезинфекции воды и т.п. проводятся, за этим ведется контроль со стороны Управления Роспотребнадзора. По его мнению, строительство станции по обезжелезиванию воды при водозаборе само по себе проблемы не решит, нужен комплексный подход к решению проблемы качества питьевой воды, подаваемой населению, необходима реконструкция водопроводной сети У ООО «Теплосеть плюс», местной администрации недостаточно средств на финансирование комплекса мероприятий по улучшению водоснабжения. Необходима помощь областного и федерального бюджета на реализацию указанных мероприятий.
Представитель ответчика - администрации городского поселения –г.Новохоперск Новохоперского муниципального района Воронежской области иск признала, пояснив, что администрация является собственником водозаборов на территории городского поселения -г.Новохоперск. По концессионному соглашению от 27.01.2014 г. между администрацией городского поселения –г.Новохоперск и ООО «Теплосеть плюс» водозаборы находятся во временном пользовании ООО «Теплосеть плюс». Проблема водоснабжения, улучшения качества питьевой воды стоит остро. Администрацией городского поселения –г.Новохоперск ведется работа по реконструкции и строительству объектов водоснабжения. В частности, в настоящее время корректируется проект по строительству станции по обезжелезиванию воды, его реализация планируется в 2020 году. Намечены и другие мероприятия. Срок до 01.01.2020 г. будет достаточен для подготовки плана.
Представитель ответчика –администрации Коленовского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области иск признал, суду пояснил, что, действительно, имеются проблемы на территории поселения с качеством питьевой воды, что подтверждается проведенными проверками и исследованиями Управления Роспотребнадзора. Администрацией принимаются меры по улучшению водоснабжения и качества питьевой воды. Так, в текущем году построен водозабор в с.Е-Колено, в основном за счет средств областного бюджета, 5 скважин, в настоящее время проходит процедура оформления в собственность построенных объектов. Построен водопровод по ул.К.Маркса с.Е-Колено протяженностью 2600 м., проводятся и другие мероприятия. Также запланировано улучшение водоснабжения и в других населенных пунктах сельского поселения. Срок разработки плана мероприятий, о котором просит истец, разумен и достаточен для исполнения. Полагает, что в план возможно включение и других необходимых мероприятий с учетом специфики конкретной ситуации.
Представитель ответчика -администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области суду пояснил, что администрация не является надлежащим ответчиком по делу, исходя из норм ФЗ «О водоснабжении и водоотведении », ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"т.к. нормами законов не предусмотрено оказание услуг в сфере водоснабжения органами местного самоуправления, а только его организация. Администрация района не является хозяйствующим субъектом, соглашений по водоснабжению с ООО «Теплосеть плюс» не заключало, водопроводных сетей в собственности не имеет, кроме того, запрещено в силу ч.3 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции совмещение функции органом местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов. Кроме того, в силу ст.2 Закона Воронежской области от 10.11. 2014 года N 148-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Воронежской области», на сельские поселения возложено решение вопросов организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, ст. 8 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ гарантировано право граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 8 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии ст. 4, ст.7 Закона Российской Федерации « О защите прав потребителей » от 07.02.1992 г., потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
В соответствии с п.1. ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения » от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п. 3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 « Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», подаваемая населению питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных, систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязано обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно - эпидемиологическим требованиям.
В силу ст. 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О защите прав потребителей» Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 г. утверждены Правила предоставления коммунальных услуг, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно п. 3 указанных Правил, «исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителями могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В силу ст. ст. 4, 7, 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказать услугу потребителю, качество которой соответствует договору. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Исполнитель за нарушение прав потребителей несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
В соответствии с требованиями п. 1, 3, 4 ст. 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ, организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям. Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Согласно разделу 3 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности горячего водоснабжения» питьевая вода должна быть безопасна в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети. Безопасность питьевой воды в эпидемиологическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям, установленным данным СанПиН.
В соответствии с п. 3.4.2 нормативов безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения. Согласно п. 3.5 благоприятные органолептические свойства питьевой воды определяются ее соответствием нормативам, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды.
Из содержания пунктов 1.3, 1.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности горячего водоснабжения» следует, что они согласно правилам и нормативам предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, и применяется в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях.
Из анализа лабораторных данных (протоколы лабораторных испытаний, исследований филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» в Борисоглебском городском округе, Грибановском, Новохоперском, Поворинском, Терновском районах) следует, что ООО «Теплосеть плюс» и Коленовское сельское поселение не исполняют возложенные на них обязанности в части предоставления населению питьевой воды надлежащего качества. Населению предоставляется питьевая вода не соответствующая гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям (завышен показатель железа).
Согласно ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» - органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Приведенные положения закона, а так же фактические обстоятельства, подтверждающие факт несоблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства - выразившееся в поставке питьевой воды ненадлежащего качества из системы централизованного водоснабжения, указывают на нарушение конституционных, жилищных, экологических прав неопределенного круга лиц, нарушение требований законодательства в сфере защиты прав потребителей при оказании услуг водоснабжения населению.
В соответствии с п. 2, 3, 31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011г № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых помещениях» исполнителем услуг является - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы. Условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются следующие: качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам. Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Требования к качеству холодной водоснабжения предполагает постоянное соответствие состава и свойств холодной воды санитарным нормам и правилам. Отклонение состава и свойств воды от санитарных норм и правил - не допускается (п.2. Приложения N 1 «Требования к качеству коммунальных услуг»
Из протоколов лабораторных исследований №03-07/608 от 05.04.2019г., проведенного в г. Новохоперск, ул. Толстого, 20 следует, что показатель железо завышен в 4,3 раза, №2688 от 07.08.2019г. проведенного в г. Новохоперск, ул. Гайдара,46 показатель железо завышен в 3,7 раза, № 2684 от 07.08.2019г. проведенного в р.п. Новохоперский, ул. Хоперская, показатель железо завышен в 10,7 раза, №2686 от 07.08.2019г. проведенного в р.п. Новохоперский, ул. Привокзальная,42 показатель железо завышен в 2,3 раза, №2687 от 07.08.2019г. проведенного в г. Новохоперск, ул. Толстого,20 показатель железо завышен в 2 раза, №2690 от 07.08.2019г. проведенного в с. Елань-Колено. ул. Большевик, 51 показатель жесткость общая завышен в 1,3 раза, показатель нитраты завышен в 3,1 раза, №2689 от 07.08.2019г. проведенного в с. Елань-Колено. ул. Пушкина, 2 показатель жесткость общая завышен в 1,2 раза, №2685 от 07.08.2019г. проведенного в с. Елань-Колено, ул. Нагорная показатель жесткость общая завышен в 1,7 раза, показатель нитраты завышен в 2,8 раза следует, что гарантирующая организация - ООО «Теплосеть плюс» обеспечивающая водоснабжением население г. Новохопёрск и Новохопёрского района Воронежской области не исполняет возложенные на нее обязанности в части предоставления населению питьевой воды надлежащего качества. Населению предоставляется питьевая вода не соответствующая гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям (завышен показатель железа).
Донесение от истца о несоответствии питьевой воды установленным нормативам было направлено в адрес глав администраций муниципального образования 13.02.2019г. и 16.04.2018г. о превышении в г. Новохоперске и р.п. Новохоперский показателей железа в воде в 4, 3 раза, в с. Елань-Колено показатель нитратов завышен в 3 раза, жесткость воды в 1,3 раза, что создает угрозу жизни и здоровью человека. Истец просил незамедлительно принять меры управленческого характера и проинформировать управление.
Суд полагает, что администрация Новохоперского муниципального района Воронежской области не является надлежащим ответчиком по делу, соглашаясь с позицией представителя администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области, исходя из норм ч.1 ст.6 ФЗ от 07.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении », п. 4 ч. 1, ч. ч. 3, 4 ст. 14 ФЗ от N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"т.к. данными нормами не предусмотрено оказание услуг в сфере водоснабжения органами местного самоуправления, администрация района не является хозяйствующим субъектом и в силу ст.2 Закона Воронежской области от 10.11. 2014 года N 148-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Воронежской области», на сельские поселения возложено решение вопросов организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Надлежащими ответчиками по делу являются ООО «Теплосеть плюс», как организация, оказывающая услугу по водоснабжению жителей городского поселения, администрация городского поселения –г.Новохоперск Новохоперского муниципального района Воронежской области, поскольку является собственником водозаборов и водопровдных сетей на территории городского поселения, а также администрация Коленовского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области, поскольку организация на территориях сельских поселений водоснабжения населения в силу закона является обязанностью администрации сельского поселения.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ответчиками нарушается санитарно-эпидемиологическое законодательство и права потребителей холодной воды. Исковое заявление подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ООО «Теплосеть плюс», администрацию городского поселения –г.Новохоперск Новохоперского муниципального района Воронежской области, администрацию Коленовского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области разработать в срок до 01 января 2020 г. план мероприятий по доведению качества питьевой воды, подаваемой населению городского поселения –г. Новохоперск Новохоперского муниципального района Воронежской области, Коленовского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области района, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074 - 01, с указанием конкретных сроков исполнения. В перечень мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды включить, в том числе : организацию работ по созданию проекта системы водоподготовки и умягчению воды с целью улучшения минерального состава воды и улучшения ее органолептических свойств непосредственно на водоисточнике, введение в эксплуатацию систему водоподготовки и умягчения воды на водозаборе, проведение лабораторного контроля качества питьевой воды до ввода в эксплуатацию системы водоподготовки с предоставлением копий протоколов лабораторных испытаний в территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Борисоглебском городском округе, Грибановском, Новохопёрском, Поворинском, Терновском районах.
В удовлетворении исковых требований к администрации Новохоперского муниципального района отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца с подачей жалобы через Новохоперский районный суд.
Судья Новохоперского районного суда Е.В. Житинева
мотивированное решение изготовлено 31.10.2019 г.