Дело № 2-21/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 апреля 2019 года судья Зеленоградского районного суда Калининградской области Реминец И. А., с участием прокурора Терещука И. Д., при секретаре Голишниковой М. А., Изгородиной О. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» МО РФ к Разгуляевой Ольге Валерьевне, Макаровой Евгении Валерьевне, действующей за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, Макаровой Юлии Юрьевне, действующей за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО23, ФИО24 об устранении нарушения прав собственника, прекращении права пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения
по встречному иску Разгуляевой Ольги Валерьевны, Макаровой Евгении Валерьевны, действующей за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 к Министерству обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма,
установил:
Истец Министерство обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» МО РФ обратилось в суд с иском к Разгуляевой О.В., Макаровой Е. В., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 об устранении нарушения прав собственника, прекращении права пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» были представлены документы, из которых следует, что ответчики Разгуляева О. В., Макарова (ранее Разгуляева) Е. В., несовершеннолетние ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. незаконно удерживают жилое помещение по адресу: <адрес>. В ходе инвентаризации жилищного фонда Минобороны России установлено, что указанные ответчики проживают в служебном жилом помещении без законных на то оснований.
Также указывают, что Разгуляева О. В. является вдовой военнослужащего – прапорщика в отставке ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. умершего ДД.ММ.ГГГГ Документы, послужившие основанием для вселения ответчиков в жилое помещение у истца отсутствуют. Проверкой фактического проживания установлено, что в квартире проживают Разгуляева О. В., Макарова Е. В., ФИО1, ФИО2, указанные лица зарегистрированы по данному помещению.
Требование освободить незаконно занимаемое жилое помещение ответчики не исполнили, жилое помещение не освободили, справку о сдаче жилого помещения, предусмотренную приказом Министра обороны Российской Федерации № 1280 от 30 сентября 2010 г., в уполномоченный жилищный орган - ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ не представили, лицевой счёт не закрыли, к лицам, имеющим право проживать в спорном помещении, в соответствии с нормами жилищного законодательства Российской Федерации – не относятся.
Истец просил:
- устранить нарушения прав собственника в отношении жилого помещения по адресу: <адрес> прекратить право пользования Разгуляевой О. В., Макаровой Е. В., ФИО1, ФИО2 указанным жилым помещением;
- выселить Разгуляеву О. В., Макарову Е. В., ФИО1, ФИО2 из жилого помещения по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения.
В дальнейшем истцом были уточнены и дополнены исковые требования: в части предъявленной к вышеназванным ответчикам просит выселить Разгуляеву О. В., Макарову Е. В., ФИО1, ФИО2 из жилого помещения по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения, уточнив адрес квартиры, из которой подлежат выселению ответчики. Кроме того, требования аналогичного характера и по тем же основаниям дополнительно предъявлены к несовершеннолетним ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Судом к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Макарова Ю. Ю. (мать ФИО19 и А.), действующая как за себя, так и в их интересах, также зарегистрированная в спорном жилом помещении.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований были привлечены Жилищно-эксплуатационный (коммунальный) отдел № 2 Филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Балтийскому флоту (далее ЖЭ(К)О № 2 Филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по БФ), в/ч 45752, отдел № 3 (г. Калининград) ФГКУ «Западное управление жилищного обеспечения», по ходатайству представителя ответчиков администрация МО «Зеленоградский городской округ».
15 ноября 2018 года Разгуляева О. В., Макарова Е. В., действующая за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. обратились в суд с встречным исковым заявлением к Министерству обороны РФ в лице ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» МО РФ о признании приобретшими права пользования жилым помещение на условиях договора социального найма (т. 1 л.д. 72-78).
В обоснование заявленных требований указали, что спорное жилое помещение было предоставлено в 1998 году органами военного управления ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период прохождения им военной службы по контракту в в/ч 09956 (военный городок № <адрес>): истцы являются членами семьи ФИО3 До этого, жилое помещение по адресу: <адрес>, с 1984 года находилось в пользовании родителей ФИО3, а именно: его мамы - ФИО4 и отчима - ФИО5, который также проходил военную службу в/<данные изъяты> (военный городок № <адрес>). В 1996 году командованием в/ч <данные изъяты> ФИО3 было предоставлено отдельное жилое помещение - двухкомнатная квартира, по адресу: <адрес> ФИО15, <адрес>, в которой семья проживала до 1998 года. В 1998 году ФИО3 и его отчим - ФИО5, обратились с рапортами к командиру в/ч 09956, содержащими просьбу, разрешить обмен жилыми помещениями, находящимися в пользовании семьи ФИО16 и семьи Макарова Ю. А., на что командованием части и жилищной комиссией в/ч 09956 было дано соответствующее разрешение. Таким образом, истцы полагают, что с 1998 года они на законных основаниях проживают в спорной квартире.
Также указывают, что 06 августа 1999 года ФИО3 по окончании срока контракта был уволен в запас. С момента его увольнения истцы продолжали проживать в указанном жилом помещении, поддерживать его в надлежащем состоянии, нести расходы по его содержанию, продолжают они это делать и до настоящего времени. При этом каких-либо претензий со стороны собственника жилого помещения, т.е. Министерства обороны РФ о незаконности проживания истцов в спорной квартире, в их адрес не поступало. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умер, после его смерти истцы продолжают проживать в спорном жилом помещении и исполнять все обязанности нанимателей.
В связи с изложенным, истцы полагают, что к спорным правоотношениям подлежат применению нормы Жилищного кодекса РСФСР, исходя из анализа которых ФИО3 не мог быть выселен из спорного жилого помещения в связи с прекращением военной службы, поскольку в соответствии со ст. 94 Жилищного кодекса-РСФСР при выселении из занимаемого им жилого помещения в военном городке, он вправе был получить соответствующее жилое помещение в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Следовательно, предусмотренные законодательством дополнительные гарантии распространяют свое действие и на истцов, являющихся членами семьи ФИО3, умершего 09 марта 2001 года. Поскольку истцы были вселены в спорное жилое помещение в качестве членов его семьи, другого жилого помещения на каких-либо правах не имели и не имеют, продолжали проживать там после увольнения ФИО3 с военной службы, истцы полагают, что имеют право состоять на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и не могут быть выселены из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Также указывают, что категорически не согласны с тем, что они незаконно удерживают жилое помещение, по адресу: <адрес> ФИО15, <адрес> без законных оснований проживают в нем. Ссылаясь на то, что нормами действовавшего на момент их вселения в спорную квартиру, составление договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось, заключение такого договора осуществлялось путем открытия на имя нанимателя финансового лицевого счета, указывают, что с момента вселения в спорное жилое помещение на имя ФИО3 был открыт финансовый лицевой счет, оплата жилья и коммунальных услуг, вносились в финансовую часть в/ч 09956, следовательно, при предоставлении указанной квартиры ими не было допущено неправомерных действий.
Считают, что отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что все жилые помещения, расположенные на территории военного городка N 1, в том числе и спорная квартира отнесены к служебному жилищному фонду, полагая в связи с этим, что спорное жилое помещение, которое было предоставлено в результате обмена ФИО3 и членам его семьи, в 1998 году, фактически используется ими по настоящее время на условиях договора социального найма.
Просят признать Разгуляеву О. В., Макарову Е. В., ФИО1 и ФИО2, приобретшими право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> ФИО15, <адрес>, на условиях договора социального найма.
В судебное заседание представитель истца (ответчика) Министерства обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представили суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, заявленные требования просили удовлетворить, в удовлетворении встречного иска просили отказать.
В судебное заседании представители третьих лиц Отдела № 3 (г. Калининград) ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, ЖЭ(К)О № 2 Филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по БФ, в/ч 45752, администрации МО «Зеленоградский городской округ» не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В судебное заседание ответчики (истцы) Разгуляева О. В., Макарова Е. В., действующая за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, являющаяся представителем по доверенности Разгуляевой О. В. (л.д. 50 т. 1),. не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, со слов представителя просили дело рассматривать в их отсутствие, о чем также суду представлены заявления.
В судебном заседании представитель ответчиков (истцов) – адвокат Ахремцев Н. Н., действующий на основании ордера (т.1. л.д.69) исковые требования Министерства обороны РФ не признал, просил отказать в его удовлетворении, встречный иск поддержал, просил его удовлетворить по основаниям, изложенным во встречном исковом заявлении, а также в прениях, представленных суду в письменном виде. Дополнительно пояснил, что со слов его доверителей ему известно, что ответчик Макарова Ю. Ю. и ее несовершеннолетние дети, временно проживают в <данные изъяты> по роду работы супруга Макаровой Ю. Ю. В спорном жилом помещении они остались зарегистрированными с после обмена жильем семьями ФИО3 (сводный брат Макаровой Ю. Ю.) и ФИО5 (отчим ФИО3 и отец Макаровой Ю. Ю.). Сохраняют интерес к данному помещению и когда приезжают в Россию, то живут в спорной квартире. Просил применить срок исковой давности по заявленным Минообороны РФ требованиям.
В судебное заседание ответчики Макарова Ю. Ю., действующая за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО19, ФИО20 не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, со слов представителя ответчиков (истцов) проживают в Бельгии. Также Макаровой Ю. Ю. представлено суду заявление, в котором она указывает на свое несогласие с заявленными требованиями.
Заслушав представителя ответчиков (истцов), допросив свидетелей, исследовав все доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов, является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения и оперативного управления.
Согласно положениям п. п. 1, 4 и 7 "Положения о Министерстве обороны Российской Федерации", утвержденного Указом Президента РФ №1082 от 16.08.2004 г., Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти.
В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят центральные органы военного управления и иные подразделения.
Минобороны России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и настоящим Положением.
Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту "а" п. 2 названного постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В соответствии с Положением, утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 25.02.2014 № 110, реализацию указанных полномочий по управлению имуществом Минобороны России осуществляет Департамент имущественных отношений Минобороны России.
В основу концепции управления военным имуществом Департаментом имущественных, отношений заложено обеспечение качественного учета и контроля за использованием военного имущества, необходимого для выполнения задач Министерством обороны Российской Федерации.
Основными направлениями деятельности Департамента имущественных отношений по использованию военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, являются:
- передача в оперативное управление государственным учреждениям Министерства обороны Российской Федерации и казенным предприятиям Министерства обороны Российской Федерации;
- передача в хозяйственное ведение государственным унитарным предприятиям Министерства обороны Российской Федерации;
- передача объектов недвижимости в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование.
В соответствии с разделом II Приложения 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности" к федеральной собственности относятся объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач. В пункте 2 данного раздела названо имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", № 1054 "О порядке высвобождения недвижимого военного имущества Вооруженных Сил РФ" был изменен порядок управления федеральным имуществом, закрепленным на соответствующем праве за организациями Министерства обороны России.
В соответствии с ч. 1 ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего до 01.03.2005 года), жилое помещение включалось в число служебных решением соответствующего местного уполномоченного органа исполнительной власти.
На основании пункта 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года. № 1301), государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Нормами действующего жилищного законодательства предусмотрено, что в силу п. 1 ч. 1, 3 ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, наем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года № 752-р был утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, в числе которых значится и закрытый военный городок № <адрес>.
С учетом того, что наделение военного городка статусом закрытого было направлено на закрепление жилой площади закрытых военных городков за военным ведомством для создания служебного жилого фонда и обеспечения военнослужащих и гражданских служащих Вооруженных Сил РФ жилыми помещениям для временного проживания на период прохождения военной службы или трудовых отношений, находящиеся на территории закрытых военных городков жилые помещение подлежали предоставлению в качестве служебного жилья, независимо от того, принималось ли решение о включении данных жилых помещений в число служебных в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.
В дальнейшем, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.09.2012 N 1801-р "О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 N 752-р" военный городок - <адрес>, исключен из Перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.
Однако само по себе исключение военного городка из перечня закрытых военных городков не влечет утрату жилым помещением статуса служебного.
Из материалов дела следует, что Приказом Директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации № 485 от 15 февраля 2017 года «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным казенным учреждением «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с приведенными выше нормативными актами, прекращено право оперативного управления федерального государственного учреждения 1986 отделение морской инженерной службы» на объекты недвижимого имущества – жилые дома, расположенные по адресам с учетом их уточнения: <адрес> военный городок №, в том числе по <адрес>.
Пунктом 2 названного Приказа, недвижимое имущество, указанное в Приложении к данному приказу закреплено на праве оперативного управления за федеральным государственным казенным учреждением «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, Минобороны России вправе выступать в суде в качестве истца по настоящему иску, направленному на защиту имущественных прав Российской Федерации в отношении спорной квартиры, являющейся собственностью Российской Федерации и закрепленной на праве оперативного управления за ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ.
В связи с указанным выше, доводы стороны ответчиков (истцов) о том, что Министерство обороны РФ не является надлежащим истцом по заваленным требованиям подлежат отклонению, равно как и доводы о том, что отсутствуют доказательства тому, что спорный дом расположен в границах земельного участка принадлежащего Минобороны РФ.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, а также материалами личного дела прапорщика ФИО3, что последний проходил военную службу ВС СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а затем в войсковой части № <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке администрации МО «Зеленоградский городской округ» ФИО3 с 1982 года по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по момент смерти постоянно проживал по адресу: <адрес> в/ч <адрес> ( т.1 л.д. 100).
Также материалами личного дела подтверждены пояснения ответчиков (истцов) о том, что отчимом ФИО3 являлся ФИО5, проходивший военную службу в войсковой части 09956.
Как следует из пояснений Разгуляевой О. В., Макаровой Е. В., до 1998 года они проживали все вместе с родителями ФИО3 - ФИО5 и ФИО4 в <адрес> в <адрес>, затем когда ФИО3 пошел служить ему на состав семьи была предоставлена двухкомнатная <адрес> в <адрес>. В 1998 году по согласованию с командованием части и был произведен обмен данными жилыми помещениями, ФИО21 стали проживать в <адрес>, а они (ФИО22) стали проживать в <адрес> в <адрес>, т.е. вернулись фактически в свою же квартиру, там они проживают до настоящего времени.
Показаниями допрошенных по ходатайству стороны ответчиков (истцов) свидетелей ФИО18 (бывший командир в/ч <данные изъяты>), ФИО5 (отчим ФИО3), ФИО4 (мать ФИО3) (протокол с/з от ДД.ММ.ГГГГ т.1 л.д. 204-213) также подтверждены обстоятельства вселения ответчиков (истцов) в спорную квартиру. При этом, ФИО5 также показал, что <адрес> в п. прохладное он сдал органам военного управления после того, как в 2004 году им был получен и реализован ГЖС от МО РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Разгуляева О. В., также как и Разгуляева (после заключения брака Макарова) Е. В. были вселены в спорную квартиру на законных основаниях с 1998 года, проживают в указанной квартире, несут расходы по ее содержанию, в 2010, 2011 г.г. произведена их перерегистрация по данной квартире, что подтверждается сведениями представленными Отделом адресно-справочной работы (л.д. 62,61 соответственно). Также в указанной квартире с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы ФИО1 и с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 (т.1. л.д. 59,58) – внучки ФИО3 и Разгуляевой О. В.
Из материалов дела следует, что ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривается сторонами.
Суд не может согласиться с доводами искового заявления Минобороны РФ, указанными в обоснование заявленных требований. предъявленных к выше названным ответчикам, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным федеральным законом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение. Статьей 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом.
Частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи и частью 2 статьи 102 Кодекса.
В силу части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.
Как уже указано выше, ответчики (истцы) проживают в служебном жилом помещении.
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, статья 13 указанного Закона дополняет определенный в пункте 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений.
В силу ст. 53 Жилищного кодекса РСФСР члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. Совершеннолетние члены семьи несут солидарную с нанимателем имущественную ответственность по обязательствам, вытекающим из указанного договора.
К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.
Если граждане, указанные в части второй настоящей статьи, перестали быть членами семьи нанимателя, но продолжают проживать в занимаемом жилом помещении, они имеют такие же права и обязанности, как наниматель и члены его семьи.
Аналогичные положения закреплены в ст. 69 Жилищного кодекса РФ.
Из ст. 94 Жилищного кодекса РСФСР следовало, что офицеры, прапорщики и мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы Вооруженных Сил СССР и приравненные к ним лица, уволенные с действительной военной службы в отставку или в запас, а также проживающие совместно с ними лица могли быть выселены из занимаемых ими жилых помещений в военных городках только с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения. В таком же порядке подлежали выселению из военных городков другие лица, утратившие связь с Вооруженными Силами СССР.
Действовавшее на тот момент и в настоящее время жилищное законодательство не предусматривало и не предусматривает возможности перевода прав и обязанностей нанимателя специализированного жилого помещения на члена семьи умершего нанимателя. Вместе с тем в ст. 108 ЖК РСФСФ и в п. 3 ч. 2 ст. 103 ЖК РФ действующего в настоящее время ЖК РФ предусмотрено, что члены семьи умершего работника, которому предоставлено служебное жилое помещение, не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения.
Как уже указано выше, спорное жилое помещение было предоставлено ФИО3 и членам его семьи Разгуляевой О. В. и Разгуляевой (после заключения брака Макарова) Е. В. на законных основаниях до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом, ФИО3 до смерти со своей семьей проживал в указанном жилом помещении, члены его семьи зарегистрированы по указанному адресу и проживают в нем до настоящего времени, данных о том, что они приобрели права на другое жилое помещение истцом (ответчиком) суду не предоставлено и таких обстоятельств судом не установлено. Более того, ни после увольнения ФИО3, ни после его смерти в 2001 году, никаких претензий со стороны Минобороны РФ к ответчикам по поводу их проживания в спорном помещении, предъявлено не было.
Принимая во внимание, что супруг и отец ответчиков Разгуляевой О. В. и Макаровой Е. В. умер ДД.ММ.ГГГГ, изначально ответчики были вселены в спорную квартиру как члены семьи ФИО3 и продолжили проживать там после его увольнения из рядов ВС РФ в запас, их можно считать членами семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение.
Таким образом, на момент введения в действие Жилищного кодекса РФ с 01 марта 2005 года, Разгуляева О. В. и Макарова Е. В. не могли быть выселены из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
В судебном заседании представитель ответчиков (истцов) пояснял, что в администрацию по вопросу постановки их в очередь нуждающихся, его доверителя не обращались.
Между тем, несмотря на то, что ответчики (истцы) не состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, однако они, не имея иной жилой площади, занимая служебное жилое помещение, т.е. не являясь нанимателем или собственником какой-либо жилой площади, - имели право состоять на таком учете.
Само по себе их отсутствие на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не является основанием для их выселения из спорной квартиры, поскольку на момент вступления в силу ЖК РФ, ФИО3 и члены его семьи имели право состоять на данном учете, как лица, проживающие в служебном жилом помещении (п.9 Порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Калининградской области, утвержденного Постановлением Калининградской областной Думы от 11.09.1997 N 64).
Положения закона на данный период не предусматривали необходимости признания таких граждан малоимущими.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований Министерства обороны РФ в лице ФГКУ «Западное региональное управления правового обеспечения» направленных к Разгуляевой О. В., Макаровой Е. В., а также ее несовершеннолетним детям ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., чьи права производны от прав Макаровой Е. В. - не имеется.
Вместе с тем, исковые требования Министерства обороны РФ в лице ФГКУ «Западное региональное управления правового обеспечения» направленные к Макаровой Ю. Ю. и ее несовершеннолетним детям ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ г.р., суд полагает подлежащими удовлетворению, поскольку указанные лица к членам семьи умершего ФИО3 не относились и не относятся.
Макарова Ю. Ю. является членом семьи своего отца Макарова Ю. А., которым было реализовано право на обеспечение его жильем за счет средств Минообороны РФ, что подтверждается копией государственного жилищного сертификата № от 25.02.2004, согласно которому, данный сертификат был предоставлен Макарову Ю. А. на состав семьи 2 человека и реализован им.
Каких-либо доказательств возникновения и сохранения прав в отношении спорного жилого помещения Макаровой Ю. Ю. суду не представлено.
Более того, как следует из представленных адвокатом Ахремцевым Н. Н. по просьбе стороны ответчика документов и его же пояснений, сама Макарова Ю. Ю. длительное время со своей семьей проживает в <данные изъяты>, согласно копиям свидетельств о рождении, ее дети ФИО19 и ФИО20 также родились в <данные изъяты>. Согласно поквартирной карточке на спорную квартиру, данные ответчики зарегистрированы в ней с августа 2011 года, однако по указанному адресу не проживают, тем самым прекратив право пользование спорной квартирой.
Таким образом, Макарова Ю. Ю., ФИО19 и ФИО20 не являлась членами семьи ФИО3, не проживая по указанному адресу, сохраняют в нем формальную регистрацию без законных на то осночани1, нарушая права собственника данного жилого помещения Министерства обороны РФ.
С учетом приведенных выше положений закона, суд не усматривает законных оснований для удовлетворения встречного искового заявления Разгуляевой О. В. и Макаровой Е. В., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2 о признании права пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма.
Кроме того, каких-либо положений, позволяющих отнести жилое помещение социализированного фонда даже в случае нарушения порядка отнесения его к такому фонду, к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования на условиях договора социального найма действующее законодательство не содержит.
Стороной ответчиков (истцов) было заявлено о применении срока исковой давности по заявленным требованиям, течение которого они исчисляют с 1999 года, т.е. с момента увольнения ФИО3, на что истцом представлены возражения (т. 1 л.д. 93-94).
Данное заявление судом отклоняется по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности в соответствии с пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 названного Кодекса.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом положений ч.3 ст. 104 и ч.1 ст. 103 ЖК РФ, из смысла которых следует, что прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника, а также того, что договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья, суд приходит к выводу, что возникшие между сторонами правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, носят длящийся характер, оснований для исчисления срока исковой давности с момента увольнения ФИО3 из рядов вооруженных сил, а равно и применения срока исковой давности - не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» МО РФ удовлетворить частично.
Прекратить право пользования Макаровой Юлии Юрьевны, несовершеннолетних ФИО25, ФИО26 жилым помещением – квартирой 1 <адрес> в <адрес>.
Выселить Макарову Юлию Юрьевну, несовершеннолетних ФИО27, ФИО28 из жилого помещения – <адрес> в <адрес> без предоставления другого жилого помещения.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
В удовлетворении исковых требований Разгуляевой Ольги Валерьевны, Макаровой Евгении Валерьевны, действующей за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 к Министерству обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением – квартирой 1 <адрес> в <адрес> на условиях договора социального найма – отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Зеленоградский районный суд в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 09 апреля 2019 года.
Судья, подпись –
Копия верна, судья - И. А. Реминец