Дело № 2-3188/16 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
24 августа 2016 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего по делу – судьи ФИО21
при секретаре судебного заседания – ФИО8,
с участием:
истца – ФИО3,
представителя истца – адвоката ФИО17,
представителя ответчика – по доверенности ФИО9,
представителя третьего лица – по доверенности ФИО11,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда <адрес> материалы гражданского дела
по иску ФИО3 к Департаменту социальной защиты населения <адрес> о включении в список детей-сирот на учет в качестве нуждающегося в получении жилья,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения по <адрес> о включении в список детей-сирот на учет в качестве нуждающегося в получении жилья.
Иск мотивирован тем, что истец родился ДД.ММ.ГГГГ. В связи со смертью в 2000 году родителей истец является ребенком-сиротой. Его опекуном в 2000 году была назначена ФИО2. Какого-либо жилого помещения на момент смерти родителей и назначения опекуна у истца не имелось. ФИО2 свои обязанности опекуна фактически не исполняла, ее «опекунство» сводилось к тому, что она получала причитавшуюся истцу в связи со смертью родителей пенсию и тратила ее на свои нужды. У ФИО2 истец никогда не проживал, после смерти родителей в течение некоторого времени проживал у бабушки - ФИО18, адрес которой не помнит. После смерти бабушки истец вообще жилья не имел, в возрасте от 18 до 21 года был лицом без определенного места жительства.
О том, что, истец, как ребенок-сирота, имел право на получение жилого помещения не знал, об этом его никто в известность не ставил.
В 2005 году истец был осужден Заволжским районным судом к лишению свободы на срок 10 лет 6 месяцев, освобожден из мест лишения свободы в связи с отбытием назначенного срока наказания ДД.ММ.ГГГГ. Сотрудники учреждений, где он отбывал наказание, истцу о наличии у него права на получение жилого помещения также не сообщали.
При этом, истец страдает умственной отсталостью легкой степени с грубыми нарушениями поведения. В связи с этим заболеванием он не смог научиться писать, читает с трудом, только по слогам.
По этим причинам возможности ранее обратиться с заявлением о постановке, как ребенка-сироты, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставлении истцу такого жилого помещения он не мог.
В настоящее время истец какого-либо жилого помещения не имеет. После освобождения из мест лишения свободы вынужденно проживает при церкви Воскресения (<адрес>).
После освобождения из мест лишения свободы истец обратился в аппарат Уполномоченного по правам человека в <адрес>, где ему разъяснили, что у него имеется право на получение жилого помещения, как у лица, являвшегося ребенком- сиротой.
По указанной причине истец обратился в Департамент социальной защиты <адрес> с просьбой о предоставлении жилого помещения. Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент сообщил, что на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении он ранее не состоял, в настоящее время достиг совершеннолетия (31 год), в связи с чем включение его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями не представляется возможным.
Исходя из этого, истец просит суд обязать Департамент социальной защиты населения по <адрес> включить ФИО3 в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В судебном заседании истец ФИО3 и его представитель – адвокат ФИО10 исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – Департамента социальной защиты населения <адрес> по доверенности ФИО9 в судебном заседании исковые требования не признала, поскольку право на получение жилого помещения носит заявительный порядок, однако ФИО3 в срок до ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о постановке на учет не обратился, действующим законодательством включение его в список детей-сирот не предусмотрено.
Представитель ответчика – Администрации <адрес> по доверенности ФИО11 поддержала позицию Департамента социальной защиты населения <адрес>. В иске простила отказать.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав материалы дела, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из положений п.1 ст.109.1. Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1, п.3, п.9 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Судом установлено, что ФИО3 родился ДД.ММ.ГГГГ в д.<адрес>, является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. В архиве филиала по городу Вичуге и <адрес> комитета <адрес> ЗАГС в записи актов имеются следующие данные о родителях ФИО3: отец – ФИО4, мать – ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка д.<адрес>. Согласно сообщению территориального управления социальной защиты населения по городскому округу Вичуга и Вичугскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце ФИО3 записаны на основании заявления матери ребенка. ФИО12 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Главы Зарубинской сельской администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, несовершеннолетнему ФИО3, учитывая, что его мать умерла ДД.ММ.ГГГГ, являлась матерью-одиночкой, назначен опекун ФИО2
Из пояснений истца следует, что после смерти матери он жил с бабушкой, скитался. Закончив восемь классов интерната, работал где возьмут: грузчиком, дворником, сторожем, разнорабочим на ранке. Где работал, там и жил.
В судебном заседании свидетель ФИО13 показала, что является родной сестрой истца, после смерти их матери им с братом был назначен опекун – ФИО14 До установления опеки они с братом сначала проживали с бабушкой, потом она стала проживать у ФИО14, брат с ней не проживал. С раннего возраста употреблял спиртные напитки, был хулиганом, ФИО19 его воспитанием не занималась. Свидетель была поставлена на учет в льготный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях; впоследствии она была обеспечена жилым помещением. Почему ФИО3 не был поставлен на учет, ей неизвестно.
Приговором Заволжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.105 ч.1, 30 ч.3, ст.167 ч.2, 69 ч.3 УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на десять лет три месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима. Освобожден по отбытии срока наказания ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании установлено, что ФИО3 нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является. Сведений о наличии у истца в собственности жилых помещений материалы дела не содержат. В настоящее время истец временно проживает при церкви «Воскресение» (<адрес>), что подтвердил в судебном заседании свидетель ФИО15
Таким образом, ФИО3 как лицо, оставшееся без попечения родителей, должен пользоваться льготами, предусмотренными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В марте 2016 года ФИО3 обратился в Департамент социальной защиты населения <адрес> с заявлением об обеспечении жилым помещением. Однако ему было отказано по тем основаниям, что он до достижения возраста 23 лет с заявлением о постановке на учет не обращался, статус лица, относящегося к категории «дети-сироты» в связи с достижением 23-летнего возраста, им утрачен.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе, не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц.
На территории <адрес> действует специальный Порядок предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (приложение к Решению Ивановской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно п.п.5.1. указанного выше документа, жилые помещения для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством <адрес>.
Исходя из п.п.5.2., а также п.п.5.3. жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, указанным в п.5.1 настоящего Порядка, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также гражданам, указанным в п.5.1 настоящего Порядка, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по договорам найма специализированных жилых помещений в виде благоустроенных жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Из пояснений истца и его представителя следует, что истцу стало известно о праве на обеспечение внеочередным жильем от уполномоченного по правам человека в колонии, где он отбывал наказание, в 2015 году. После освобождения из мест лишения свободы он снова обратился к уполномоченному по правам человека, где ему разъяснили, куда необходимо обратиться по данному вопросу, что он и сделал.
Доказательств того, что ФИО3 было разъяснено его право постановки на учет до достижения им возраста 23 лет, и он знал о необходимости постановки на жилищный учет, ответчик суду не представил.
Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ) отмечает, что наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись:
- ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;
- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;
- состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении;
- установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Правило, предполагающее включение указанной категории граждан в список нуждающихся, не может зависеть только от действий самих льготников, а органы государственной власти в области защиты прав детей-сирот (органы опеки и попечительства и иные специализированные органы) обязаны предпринимать все меры по выявлению и включению ребенка в соответствующий региональный список, должно применяться в любом случае.
В соответствии с ч.3 ст.36 ГК Российской Федерации опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.
В судебном заседании установлено, что защиту прав и интересов ФИО3, оставшегося в возрасте 16 лет без попечения родителей, должны были осуществлять попечитель, под надзором которого он должен был находиться, а также органа опеки и попечительства, однако возложенные на них обязательства о направлении заявления и документов для постановки ФИО3 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не выполнили.
При этом суд отмечает, что ФИО3 состоит на диспансерном учете с диагнозом: Умственная отсталость в легкой степени дебильности с грубым нарушением поведения, что подтверждается медицинскими документами, имеющимися в материалах дела.
При таких обстоятельствах у суда имеются основания для признания уважительными причины несвоевременного обращения ФИО3 с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из изложенного, с учетом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, учитывая бездействие попечителя, органов опеки и попечительства, призванных надлежаще исполнять обязанности по защите прав данной категории лиц, выразившееся в длительном неисполнении положений жилищного законодательства по обеспечению жилищных прав ребенка, оставшегося без попечения родителей, не лишает указанных граждан права требовать защиты своих прав.
В соответствии со ст.8.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ Департамент социальной защиты населения <адрес> на основании данных, предоставляемых его территориальными органами, органами местного самоуправления городских округов и поселения, входящих в состав территорий муниципальных районов, для установления очередности предоставления жилья и расчета субвенции, формирует список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
При таких обстоятельствах суд заявленные требования полагает необходимым удовлетворить, обязав Департамент социальной защиты населения по <адрес> включить ФИО3 в соответствующий список.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО3 удовлетворить.
Обязать Департамент социальной защиты населения <адрес> включить ФИО3 в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись ФИО22
Дата изготовления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ года
Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
Резолютивная часть
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего по делу – судьи ФИО23
при секретаре судебного заседания – ФИО8,
с участием:
истца – ФИО3,
представителя истца – адвоката ФИО17,
представителя ответчика – по доверенности ФИО9,
представителя третьего лица – по доверенности ФИО11,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда <адрес> материалы гражданского дела
по иску ФИО3 к Департаменту социальной защиты населения <адрес> о включении в список детей-сирот на учет в качестве нуждающегося в получении жилья,
руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО3 удовлетворить.
Обязать Департамент социальной защиты населения <адрес> включить ФИО3 в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий ФИО24