№...
Мотивированное решение составлено 26.03.2020 Дело №2-200/2020
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 марта 2020 года город Полярный
Полярный районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Козловой Ю.А.,
при помощнике судьи Сагур М.С.,
с участием:
помощника прокурора Кольского района Мурманской области Афанаскиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования закрытого административно-территориального образования Александровск Мурманской области к ФИО1 о выселении из служебного жилого помещения,
установил:
администрация муниципального образования закрытого административно-территориального образования Александровск Мурманской области (далее - администрация ЗАТО Александровск Мурманской области) обратилась в суд с иском к ФИО1 о выселении из служебного жилого помещения.
В обоснование иска указано, что на основании ордера на жилое помещение №... от 21 сентября 2004 года ФИО1 на период служебных отношений с войсковой частью №... предоставлено в пользование специализированное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Ответчик ФИО1 исключен из списков личного состава войсковой части №... с 21 сентября 2018 года.
В связи с тем, что срок договора найма специализированного жилого помещения ограничен периодом служебных отношений, при прекращении которых право пользования служебным жилым помещением прекращается, у ответчика в настоящее время отсутствуют законные основания пользования спорным жилым помещением.
Администрация ЗАТО Александровск Мурманской области просит выселить ФИО1 из занимаемого служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.
Истец администрация ЗАТО Александровск Мурманской области, извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без участия своего представителя, не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, своего представителя не направил, о причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, возражений относительно заявленных истцом требований не представил, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, заказной корреспонденцией по месту регистрации, судебные повестки возвращены в суд за истечением срока хранения в отделении связи.
В силу статьи 3 Закона Российской Федерации № 5242-1 от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно адресно-справочным сведениям, предоставленным МП ОП по обслуживанию г. Полярный ОМВД России по ЗАТО Александровск, ответчик зарегистрирован в спорном жилом помещении по месту жительства по настоящее время.
Поскольку ответчик обязан получать почтовую корреспонденцию по месту своего жительства, суд считает, что ответчик уклонился от получения судебного извещения. Судом приняты необходимые меры по надлежащему и своевременному извещению ответчика о месте и времени рассмотрения дела.
Таким образом, в силу статьи 118 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, у суда имеются основания считать ответчика извещенным надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Учитывая, что истец не менял предмет или основания иска, размер ранее заявленных исковых требований не увеличил, в соответствии со статьей 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с согласия истца, судом определено о рассмотрении дела в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Исследовав материалы гражданского дела, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению в порядке заочного производства, суд приходит к следующему.
Согласно положениям статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (статья 304 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами.
На основании статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему.
Служебные жилые помещения статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены к одному из видов жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Согласно статье 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии со статьей 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
На основании части 5 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.
Согласно части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
При этом пунктом 6 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность нанимателя жилого помещения информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 90 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42.
В силу пункта 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
До введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации пользование служебными жилыми помещениями согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР осуществлялось на основании ордера на жилое помещение.
Как следует из материалов дела, спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, относится к муниципальному жилому фонду.
Постановлением администрации ЗАТО г. Полярный Мурманской области №360 от 16 июля 2004 года указанное жилое помещение отнесено к категории служебных и предоставлено в пользование военнослужащему войсковой части №... ФИО1
Судом установлено, что ФИО1 приобрел право пользования указанным жилым помещением на основании ордера на жилое помещение №... от 21 сентября 2004 года.
15 ноября 2007 года между собственником жилого помещения и ФИО1 заключен договор найма указанного служебного жилого помещения №..., согласно которому в квартиру совместно с нанимателем вселены члены его семьи.
В соответствии со справкой, выданной муниципальным бюджетным учреждением «Многофункциональный центр предоставление государственных и муниципальных услуг ЗАТО Александровск» в спорном жилом помещении по месту жительства по настоящее время с 03 декабря 2004 года зарегистрирован ответчик ФИО1
Согласно выписке из приказа Командующего Кольской флотилии разнородных сил Северного флота №... от 15 августа 2018 года ответчик ФИО1 досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Приказом командира войсковой части №... от 19 сентября 2018 года №... подтверждено, что ответчик ФИО1 в связи с увольнением с военной службы исключен из списков личного состава войсковой части №... с 21 сентября 2018 года.
В силу части 1 статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Исходя из установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что прекращение служебных отношений ФИО1 с войсковой частью №... в силу части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации повлекло за собой прекращение договора найма служебного жилого помещения, и ответчик должен был освободить указанное жилое помещение.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, т.е. вводимые законодателем ограничения должны обеспечивать достижение указанных целей и не быть чрезмерными.
Доказательств, свидетельствующих о том, что ответчик относится к категориям лиц, предусмотренных частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые не могут быть выселены, в том числе, из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, материалы дела не содержат.
Кроме того, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным федеральным законом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение. Статьей 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом.
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, статья 13 названного закона дополняет определенный частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Пунктом 6 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР, в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений, предусматривалось, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 Кодекса, не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет.
Исходя из приведенных положений законодательства и статьи 13 Вводного закона для приобретения лицом права на дополнительные гарантии (невозможность выселения из занимаемого служебного помещения без предоставления другого жилого помещения), установленные Жилищным кодексом РСФСР, необходимо, чтобы данное право возникло до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 г.).
В этом случае положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР применяются к правоотношениям по пользованию жилым помещениям и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации при условии, если обладающее таким правом лицо состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или имеет право состоять на данном учете.
На основании части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Как следует из материалов дела, ФИО1 в 2004 году был вселен собственником спорного жилого помещения на законных основаниях, получив ордер на служебное жилое помещение, в связи с прохождением военной службы в войсковой части №....
Согласно выписке из приказа Командующего Кольской флотилии разнородных сил Северного флота №... от 15 августа 2018 года на момент увольнения с военной службы с зачислением в запас выслуга лет ответчика ФИО1 в Вооруженных силах Российской Федерации составила 16 лет календарном исчислении.
Данная категория лиц, как не подлежавших выселению из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения предусматривалась пунктом 6 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшим до 01 марта 2005 года.
Таким образом, ввиду увольнения ФИО1 с военной службы, последний имел право на дополнительные гарантии и не мог быть выселен из предоставленного ему служебного жилого помещения без предоставления другого жилья.
Как следует из материалов дела, ответчик на учете нуждающихся в жилых помещениях в органе местного самоуправления не состоит, малоимущим не признавался.
В статье 3 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года №4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» определена обязанность органов государственной власти и управления обеспечивать право на жилье для отдельных категорий граждан за счет федерального бюджета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
К такой категории граждан относятся военнослужащие, которым статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует предоставление жилых помещений.
Так, согласно пункту 14 статьи 15 названного Федерального закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
При этом необходимо принимать во внимание, что по смыслу Федерального закона «О статусе военнослужащих» предоставление жилого помещения в избранном месте жительства по договору социального найма является одной из форм реализации прав военнослужащих на жилище, в том числе в порядке, установленном пунктом 14 статьи 15 этого федерального закона.
Таким военнослужащим по смыслу статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предоставлены гарантии реализации положений статьи 40 Конституции Российской Федерации, в частности сохранение возможности пользования служебным жилым помещением до обеспечения жилым помещением в порядке, предусмотренном названным Федеральным Законом.
Согласно сведениям федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное Управление жилищного обеспечения» ФИО1 реализовал свое право на обеспечение жилым помещением путем приобретения жилья с использованием средств накопительно-ипотечной системы военнослужащих по адресу: <адрес>.
Указанная информация подтверждается сведениями Единого государственного реестра недвижимости Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, согласно которым ФИО1 с 19 ноября 2012 года является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Таким образом, исходя из установленных обстоятельств, учитывая, что ФИО1 реализовал свое право на обеспечение жилым помещением, суд приходит к выводу о том, что требования администрации ЗАТО Александровск являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Руководствуясь статьями 194-199, 233–235, 237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск администрации муниципального образования закрытого административно-территориального образования Александровск Мурманской области к ФИО1 о выселении из служебного жилого помещения - удовлетворить.
Выселить ФИО1 из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.
Взыскать с ФИО1 в бюджет муниципального образования государственную пошлину в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Ю.А. Козлова