Дело № 2-12/2011
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Емельяново 13 октября 2011 года
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Коренковой С.В.,
с участием истца Галузина А.В.,
при секретаре Табашной Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Галузина Александра Васильевича к администрации Емельяновского района и администрации Элитовского сельсовета о возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Галузин А.В. обратился в суд с исковыми требованиями к администрации Емельяновского района и главе Емельяновского района Шилову Н.И. о возложении обязанности закрепить за ним земельный участок площадью 1500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, и взыскании компенсации морального вреда с администрации <адрес> 500 000 рублей и с главы Емельяновского района Шилова Н.И. 300 000 рублей.
Свои требования мотивировал тем, что в сентябре 2004 года он обратился к главе администрации Элитовского сельсовета ФИО4 с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в п.Элита, но получил отказ. 21.07.2005 года он вновь обратился к главе администрации Элитовского сельсовета о предоставлении земельного участка с заявлением, на котором ФИО3 написал резолюцию о согласовании в архитектуре и у геодезиста земельного участка в д.Минино по <адрес>. При согласовании в архитектуре выяснилось, что приобрести земельный участок не получится, поскольку в связи с изменениями в законодательстве необходим нормативный акт администрации Емельяновского района. О предоставлении ему земельного участка он неоднократно обращался к губернатору Красноярского края, главе района и администрации Емельяновского района. 05.10.2006 года он вновь обратился с заявлением на имя главы Емельяновского района Шилова Н.И. с просьбой оказать содействие в закреплении земельного участка в <адрес>, либо выделить другой земельный участок. Впоследствии вновь неоднократно обращался с заявлениями на имя главы администрации Емельяновского района, губернатора Красноярского края, Президента РФ. В ответе от 17.01.2007 года было указано, что предложенный 19.08.2005 года главой администрации Элитовского сельсовета ФИО4 земельный участок Галузину А.В. оказался за пределами поселковой черты, в настоящее время найден земельный участок в черте населенного пункта, готовый к формированию для дальнейшего выставления на торги. Однако, информации на сайте администрации Емельяновского района и в газете «Емельяновские веси» о проведении аукционов по продаже земельных участков в 2007-2008 годах не имелось. Несмотря на то, что с 2006 года распоряжалась земельными участками администрация района, постановлением администрации Элитовского сельсовета 23.05.2007 года был закреплен за ФИО5 земельный участок в собственность бесплатно, в связи с чем, было нарушено его право на получение земельного участка в силу ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». 14.02.2008 года он подал повторное заявление на имя главы Емельяновского района Шилова Н.И. Ему сообщили, что свободных земельных участков не имеется. Затем он неоднократно обращался с жалобами по поводу не рассмотрения его заявления о предоставлении земельного участка к главе района и администрации Емельяновского района от 05.05.2008 года, 02.02.2009 года, 15.04.2009 года. Впоследствии за подписью главы Емельяновского района Шилова Н.И. от 15.05.2009 года было получено сообщение о том, что переписка с ним прекращена. В связи с чем, он обратился в суд, где было принято решение о признании действий (бездействия) главы Емельяновского района Шилова Н.И. в отказе в рассмотрении заявления Галузина А.В. от 15.04.2009 года и прекращения переписки - незаконным. Суд обязал Шилова Н.И. в 10-дневный срок с момента вступления решения в законную силу рассмотреть вопросы, поставленные Галузиным А.В. в заявлении от 15.04.2009 года. Решение суда вступило в законную силу, однако глава района его также игнорирует.
Поскольку истец является инвалидом, страдает рядом заболеваний, ему противопоказаны волнения, переживания. Из-за незаконного бездействия ответчиков приходится восстанавливать свои права в суде; истец заболел, находился на госпитализации с 29.07. по 20.08.2009 года. Кроме того, Шилов Н.И. и работники администрации Емельяновского района игнорировали положения Федерального закона «О порядке обращений граждан Российской Федерации». Полагая, что земельный участок по <адрес> истцу будет предоставлен, земельный участок им был выровнен, удобрен, очищен от мусора, удалялись два года подряд корни трав, затем оплатил 3000 рублей геодезисту. Но земельный участок не был ему предоставлен, в связи с чем, истец испытал нравственные и физические страдания. Кроме того, истец не пользовался денежными средствами в сумме 600 000рублей, которые отложил для участия в аукционе, но деньги обесценились и не приносили прибыль. По вине ответчика были неоднократные поездки, более 10 раз, в прокуратуру и суд, также он не смог попасть к главе района во время установленного времени приема граждан. В связи с чем, считает, что главой района Шиловым Н.И. и администрацией Емельяновского района ему причинены убытки и моральный вред.
Впоследствии Галузин А.В. исковые требования уточнил и просил суд обязать администрацию Емельяновского района предоставить в собственность земельный участок площадью 1481кв.м для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес> и взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда: с администрации Емельяновского района - 500 000 рублей, с администрации Элитовского сельсовета - 300 000 рублей; взыскать с администрации Емельяновского района судебные расходы в сумме 469руб.50коп. за ксерокопии документов, прилагаемых к иску.
Свои уточненные требования мотивировал тем, что администрацией Элитовского сельсовета 19.09.2005 года ему был предложен за чертой населенного пункта земельный участок по <адрес>, хотя имелись свободные земельные участки в черте населенного пункта, в частности по <адрес>, несмотря на его неоднократные обращения в течение пяти лет участок ему не был предоставлен. 01.03.2010 года, через 54 месяца после обращения в администрацию Элитовского сельсовета с заявлением о предоставлении земельного участка, постановлением № 111 был присвоен адрес предоставленного ему земельного участка по <адрес>.Администрация Элитовского сельсовета несвоевременно отвечает на его заявления. В связи с чем, причинила ему нравственные и физические страдания (т.1 л.д.95-96).
Впоследствии истец уточнил свои требования и просил обязать администрацию Емельяновского района продать ему земельный участок площадью 1481кв.м для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный в <адрес> за 5 924 рубля (т.1 л.д.148-150).
Впоследствии Галузин А.В. уточнил свои требования и просил суд обязать администрацию Емельяновского района Красноярского края предоставить ему в аренду сроком на четыре года земельный участок из категории земель - земли населенных пунктов, общей площадью 1031 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес> с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, с дальнейшим выкупом. Взыскать компенсацию морального вреда: с администрации Емельяновского района в размере 1 000 000 рублей; с администрации Элитовского сельсовета - 500 000 рублей, а также судебные расходы в размере 2005 руб.90коп. за изготовление ксерокопий для суда и ответчиков по его исковым требованиям.
В судебном заседании истец Галузин А.В. заявленные уточненные исковые требования поддержал в полном объеме. Суду пояснил, что в настоящее время он получил в администрации Емельяновского района проект договора аренды спорного земельного участка, который передается ему сроком на 4 года. Однако, площадь этого земельного участка по <адрес> составляет не 1481кв.м, как было указано ранее архитектурой администрации Емельяновского района и МАУ «Земля», а 1031кв.м, что он считает ущемлением своих прав. Просит взыскать компенсацию морального вреда с администрации Элитовского сельсовета в размере 500 000 рублей, поскольку в 2005 году глава администрации предоставил ему земельный участок для индивидуального жилищного строительства по <адрес>, находящийся на тот момент за чертой населенного пункта, хотя достоверно знал об этом. Впоследствии администрацией Элитовского сельсовета принимается два постановления о присвоении юридического адреса земельному участку по <адрес>, где указана разная площадь участка. Кроме того, постановлением администрации Элитовского сельсовета присвоен юридический адрес земельному участку по <адрес> для последующего предоставления ему участка для индивидуального жилищного строительства, однако указанный земельный участок находится на землях рекреационного назначения, где строительство запрещено.
С администрации Емельяновского района просит взыскать компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 рублей, поскольку с 2006 года по настоящее время по его заявлению спорный земельный участок ему передан не был, переписка по предоставлению земельного участка была длительной, в результате которой вообще отказывали в рассмотрении его заявлений, в связи с чем, решением Емельяновского районного суда действия администрации Емельяновского района признавались незаконными.
Ответчики - представители администрации Емельяновского района и администрации Элитовского сельсовета в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела были извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили. В связи с чем, суд считает возможным в соответствии со ст. 233 ГПК РФ, с согласия истца, рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Ранее в судебном заседании от 06.10.2011 года представитель ответчика - администрации Емельяновского района Бессонова О.В. (по доверенности) исковые требования не признавала и суду поясняла, что спорный земельный участок по <адрес> в настоящее время сформирован, площадь его 1031 кв.м, стоит на кадастровом учете и администрация района готова предоставить его в аренду истцу на 4 года. Оснований для взыскания компенсации морального вреда с ответчика у истца не имеется, поскольку истребуемый истцом земельный участок не был им сформирован и поставлен на кадастровый учет, из-за чего его заявление не могло быть рассмотрено с 2006 года.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета иска, на стороне ответчика - Управления Росреестра по Красноярскому краю и МАУ «Земля» в суд не явились, извещены были о месте и времени слушания дела надлежащим образом. Суд полагает возможным в силу ст.167 ГПК РФ рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Ранее представителем Управления Росреестра по Красноярскому краю суду предоставлялось ходатайство о рассмотрении настоящего дела в отсутствие представителя.
Ранее в судебном заседании от 06 октября 2011 года представитель МАУ «Земля» Константинов П.С. (по доверенности) с заявленными исковыми требованиями не согласился и суду пояснял, что в настоящее время МАУ «Земля» по договору с администрацией Элитовского сельсовета изготовлен межевой план земельных участков, в т.ч. и на спорный земельный участок по <адрес>, который согласно новому генеральному плану д.Минино, вошел в черту населенного пункта. В связи с чем, у истца имеется возможность получить спорный земельный участок по <адрес>, который в настоящее время сформирован и стоит на кадастровом учете, в аренду. Оснований для взыскания компенсации материального вреда с ответчиков у истца не имеется.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно п. 2 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных п. 27 ст. 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть если аукцион признан несостоявшимся по причине участия в нем менее двух участников.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 указанного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. На основании п. 2 ст. 31 названного Кодекса орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Таким образом, из приведенной нормы права следует, что при обращении гражданина с заявлением о предоставлении земельного участка, в котором отражены характеристики, предъявляемые к нему, орган местного самоуправления обязан обеспечить гражданину выбор соответствующего данным характеристикам земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости.
В силу п.12 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года (в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.
В соответствии со ст. 81 Земельного кодекса РФ гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с Земельным кодексом РФ, Законом «О личном подсобном хозяйстве».
В свою очередь ст. 4 Закона «О личном подсобном хозяйстве» по вопросу регулирования процедуры предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства отсылает к «земельному законодательству».
В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ:
1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
3. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
4. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
6. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Решением Емельяновского районного совета депутатов № 49-277Р от 28.05.2008 утверждено «Положение о порядке предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных в границах муниципального образования Емельяновский район Красноярского края, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» (далее: Положение) Главой 5 указанного Положения предусмотрен порядок предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, данный порядок практически повторяет положения ст. 34 Земельного кодекса РФ:
«5.2. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются преимущественно гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.
Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков, за исключением случаев предоставления земельных участков с торгов.
5.3. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются по инициативе граждан без проведения торгов в аренду либо по инициативе администрации Емельяновского района на торгах в собственность или аренду.
5.3.1. Предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства по инициативе граждан осуществляется в следующем порядке:
- от заинтересованного лица подается заявление в порядке, предусмотренном п.п. 1.2, 1.3, 1.4 раздела 1 главы 2 настоящего Положения;
- формирование земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства осуществляется за счет средств гражданина, подавшего заявление, при этом его затраты не подлежат возмещению за счет средств районного бюджета.
Проведение работ по формированию земельного участка и его постановке на государственный кадастровый учет осуществляется в следующем порядке:
а) заявление о предоставлении земельного участка направляется в ОАиГ для подготовки заключения о возможности формирования земельного участка, испрашиваемого заявителем, по форме, содержащейся в приложении N 1 настоящего Положения;
б) подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности осуществляется по поручению ОАиГ специализированным предприятием, имеющим соответствующую лицензию на проведение данных работ;
в) на основании положительного заключения о возможности формирования земельного участка ОУМСиФ готовит проект постановления об утверждении проекта границ земельного участка.
После подписания Главой района постановления об утверждении проекта границ земельного участка ОУМСиФ осуществляет постановку земельного участка на государственный кадастровый учет.
После постановки земельного участка на государственный кадастровый учет ОУМСиФ информирует население о предстоящем предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, находящегося в границах населенного пункта.
По истечении месяца с момента опубликования информации о предстоящем предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта при отсутствии возражений от третьих лиц ОУМСиФ подготавливает проект постановления о предоставлении земельного участка в аренду.
После подписания постановления о предоставлении земельного участка в аренду Главой района ОУМСиФ заключает договор аренды земельного участка.
Судом установлено, что истец Галузин А.В. является инвалидом третьей группы и имеет право на льготы и преимущество, установленные законодательством СССР и союзных республик для инвалидов Отечественной войны, согласно удостоверению, выданному Главным управлением внутренних дел Красноярского края (т.1 л.д.2).
С заявлением о предоставлении земельного участка Галузин А.В. обратился в администрацию Элитовского сельсовета 21.07.2005 года (т.1 л.д.4). На заявлении имеется резолюция о согласовании земельного участка по <адрес> с архитектурой и геодезистом.
Впоследствии истец обратился в администрацию Емельяновского района с аналогичным заявлением от 05.10.2006 года (т.1 л.д.19).
Как следует из предоставленного генерального плана д.Минино Емельяновского района Красноярского края, спорный земельный участок по <адрес> - входит в черту населенного пункта (т.1 л.д.82). Генеральный план д.Минино утвержден решением Элитовского сельского совета депутатов Емельяновского района Красноярского края № 38-1р от 18.06.2009 года. Постановлением администрации Элитовского сельсовета № 251 от 01.07.2011 года утвержден проект планировки жилого района, расположенного в восточной части д.Минино, согласно публичным слушаниям в д.Минино от 20.06.2011 года, о дате проведения которых было опубликовано в газете «Емельяновские веси» № 20 от 18.05.2011 года. Данное постановление администрации Элитовского сельсовета № 251 от 01.07.2011 года также было опубликовано в газете «Емельяновские веси» № 27 от 06.07.2011 года.
Администрацией Элитовского сельсовета был заключен договор № 296 на выполнение проектно-изыскательских работ по землеустройству, земельному кадастру и мониторингу земель от 27.04.2011 года, согласно которому МАУ «Земля» выполняет работы по изготовлению проекта планировки (проекта межевания) земельного участка, расположенного по адресу: 1,3 км на восток от д.Минино.
МАУ «Земля» 07.07.2011 года был изготовлен межевой план земельных участков, в т.ч. на земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 1031 кв.м с обозначением земельного участка №. На указанный земельный участок, согласно сведениям Управления Росреестра, право собственности не зарегистрировано.
Впоследствии указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 24:11:0270003:239.
Постановлением администрации Емельяновского района № 2391 от 31.08.2011 года предоставлен Галузину А.В. в аренду сроком на четыре года земельный участок из категории земель - земли населенных пунктов, общей площадью 1031 кв.м с кадастровым номером 24:11:0270003:239, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес> с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
В судебном заседании истец Галузин А.В. пояснил суду, что в настоящее время ему предоставлен проект договора аренды указанного земельного участка.
Ранее в судебном заседании от 06.10.2011 года представитель администрации Емельяновского района Бессонова О.В. поясняла, что ответчик не возражает против предоставления спорного земельного участка истцу в аренду сроком на 4 года.
В соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" как инвалид истец имеет право на получение земельного участка в первоочередном порядке по договору аренды без проведения торгов.
Спорный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет. Оснований для отказа в удовлетворении иска в данной части у суда не имеется.
Следовательно, исковые требования Галузина А.В. о предоставлении земельного участка, в аренду сроком на четыре года, из категории земель - земли населенных пунктов, общей площадью 1031 кв.м с кадастровым номером 24:11:0270003:239, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес> с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, с преимущественным правом его покупки, суд находит подлежащими удовлетворению, поскольку в силу п.8 ст.22 ЗК РФ при продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки.
Доводы истца о том, что органом архитектуры администрации Емельяновского района истцу предоставлялись в 2010-2011 годах три заключения о предварительном согласовании размещения земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на земельный участок по <адрес> площадью 1400кв.м (т.1 л.д.89-91); на земельный участок в д.Минино площадью 1500кв.м (т.1 л.д.195-197) и на земельный участок в д.Минино площадью 1481кв.м, однако земельный участок в указанной площади не был предоставлен, суд находит несостоятельными, поскольку земельный участок, расположенный по <адрес> <адрес>, сформирован и находится на кадастровом учете площадью 1031кв.м, на который в настоящее время претендует истец. Другие земельные участки с иной площадью, указанные в заключениях органа архитектуры, в настоящее время не сформированы, не находятся на кадастровом учете, в связи с чем, не могут быть рассмотрены в качестве объекта земельных правоотношений.
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со ст.1101 ГК РФ:
1. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
2. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Галузин А.В. с заявлением от 21.07.2005 года о выделении максимального размера земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в д.Минино, обратился к главе Элитовской сельской администрации, где имеется резолюция о том, что необходимо согласовать в архитектуре и у геодезиста участок по <адрес> (т.1 л.д.4).
В соответствии с ч.2 ст.6 ЗК РФ земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в т.ч. почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Следовательно, право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства могло быть реализовано только при наличии сформированных и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участков на момент обращения лица, относящегося к льготной категории граждан и принятия решения по его заявлению.
Однако, при этом на органы местного самоуправления обязанность по формированию земельных участков для последующего предоставления льготным категориям граждан законом возложена не была, формирование таких земельных участков за счет казны муниципальных образований не предусмотрено законом.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации» от 05.04.2006 года внесены изменения в Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которому распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
Как установлено в судебном заседании, постановление о предоставлении земельного участка Галузину А.В. ответчиком в лице администрации Элитовского сельсовета не выносилось. Истец не отрицал в судебном заседании того факта, что не предоставил указанному ответчику заключений архитектора и геодезиста по испрашиваемому земельному участку в период распоряжения земельными участками органами местного самоуправления поселений с 2005 по 2006 годы.
Таким образом, решение по заявлению истца от 21.07.2005 года указанным ответчиком не принималось, поскольку земельный участок, предоставление которого требовал истец, не был им сформирован в соответствии со ст.6 ЗК РФ. Следовательно, главой администрации Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края испрашиваемый земельный участок не был предоставлен Галузину А.В. по вине истца.
В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка истец от администрации Элитовского сельсовета не получил, следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании компенсации морального вреда с указанного ответчика в размере 300 000 рублей за не предоставление ему земельного участка, у суда не имеется, вина ответчика истцом не доказана.
Кроме того, доводы ответчика о том, что с администрации Элитовского сельсовета подлежит взысканию компенсация морального вреда в его пользу за принятие впоследствии незаконных двух постановлений о присвоении юридического адреса по одному земельному участку по <адрес>, а также постановления о присвоении юридического адреса земельному участку по <адрес>, являются необоснованными, поскольку указанные постановления органа местного самоуправления в настоящее время никем не оспорены, незаконными в судебном порядке не признаны. В связи с чем, у суда в настоящее время не имеется оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании с администрации Элитовского сельсовета компенсации морального вреда по вышеуказанным доводам истца.
Согласно процедуре формирования земельного участка, установленной подпунктом 1 пункта 4 ст.30 ЗК РФ необходимо установить границы земельного участка на местности и поставить участок на государственный кадастровый учет.
В силу п.1 ст.32 ЗК РФ эти работы выполняются в соответствии с заявками граждан, заинтересованных в предоставлении земельного участка, и за их счет.
На органы местного самоуправления или исполнительные органы государственной власти возложена обязанность только по своевременному - в двухнедельный срок - рассмотрению заявления о предоставлении сформированного земельного участка.
Галузин А.В. с заявлением о закреплении за ним земельного участка по <адрес>, либо выделении другого земельного участка обратился в администрацию Емельяновского района 05.10.2006 года (т.1 л.д.19).
Следовательно, доводы истца о том, что администрацией Емельяновского района с 2006 по 2011 годы необоснованно не был предоставлен ему земельный участок, суд находит несостоятельными, поскольку до 2011 года истребуемый земельный участок не был сформирован истцом и поставлен на кадастровый учет.
Кроме того, исковые требования Галузина А.В. о взыскании компенсации морального вреда с администрации Емельяновского района за несвоевременное предоставление земельного участка, суд находит не подлежащими удовлетворению, поскольку в силу ст.151 ГК РФ возмещение компенсации морального вреда возможно за причинение вреда действиями, нарушающими личные неимущественные права истца.
Кроме того, доводы истца о том, что администрацией Емельяновского района причинены ему нравственные страдания, связанные с рассмотрением его заявлений, суд находит убедительными.
Так, согласно сообщению отдела архитектуры администрации Емельяновского района от 17.01.2007 года, земельный участок, предложенный 19.08.2005 года главой Элитовской сельской администрации для формирования с целью предоставления под индивидуальное жилищное строительство Галузину А.В., оказался за пределами поселковой черты на землях сельскохозяйственного назначения, что противоречит действующему законодательству, однако указано, что в настоящее время найден земельный участок в черте населенного пункта, готовый к формированию для дальнейшего выставления на торги (т.1 л.д.29).
Из сообщения администрации Емельяновского района от 14.04.2008 года следует, что по заявлению Галузина А.В. о выделении земельного участка, в настоящее время свободных земельных участков в границах населенных пунктов д.Минино и п.Элита нет, предоставление земельных участков под жилищное строительство осуществляется исключительно через публикацию в газете и торги, информация о дате проведения аукционов опубликовывается в местной газете (т.1 л.д.31).
Из сообщения администрации Емельяновского района от 07.07.2008 года на имя Галузина А.В. следует, что отсутствуют сведения о предоставлении земельного участка в <адрес>, разъяснено об обращении с заявлением в орган местного самоуправления о выделении земельного участка (т.1 л.д.35).
Из сообщения администрации Емельяновского района от 25.03.2009 года Галузину А.В. предлагается участвовать в конкурсах и аукционах на сформированные земельные участки (т.1 л.д.30-31).
Однако, исходя из системного толкования норм и положений ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года (в ред. от 29.12.2004 года), п.12 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года (в ред. от 11.11.203 года и 22.08.2004 года), а также ст.ст.30.1 и 38.1 Земельного кодекса РФ о продаже земельных участков для жилищного строительства или на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства на аукционах, можно сделать вывод о том, что при предоставлении инвалиду, военнослужащему земельного участка для индивидуального жилищного строительства, торги не проводятся.
Следовательно, администрацией Емельяновского района истцу действительно, по вине ответчика, предоставлялась неверная информация при переписке с ним в период с 17.01.2007 года по 25.03.2009 года, которая выразилась в том, что вопрос о предоставлении земельного участка истцу подлежит разрешению исключительно через участие в аукционе, что привело к переживаниям истца, его нравственным страданиям.
Кроме того, исковые требования о взыскании компенсации морального вреда с администрации Емельяновского района за необоснованный отказ в переписке по предоставлению земельного участка при рассмотрении его заявления от 15.04.2009 года, являются обоснованными, поскольку факт незаконного отказа администрации Емельяновского района в переписке с истцом был установлен решением Емельяновского районного суда Красноярского края от 16.08.2009 года (т.1 л.д.56), которое вступило в законную силу 18.01.2010 года (т.1 л.д.64-66) и имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела.
Следовательно, вина ответчика установлена решением суда, и данный факт не подлежит доказыванию при рассмотрении настоящего дела.
Согласно сообщению начальника отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан прокуратуры Красноярского края от 01.09.2011 года следует, что в результате проверки исполнительного производства не исполнено судебное решение об обязании ответчика в 10-дневный срок рассмотреть поставленные Галузиным А.В. вопросы в заявлении от 15.04.2009 года.
На основании ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"(в ред. от 27.07.2010 года) гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда..
Доводы истца о том, что он испытал нравственные страдания ввиду необоснованного отказа в переписке с ним по вине ответчика, суд находит убедительными, поскольку учитывает состояние здоровья Галузина А.В., который страдает медицинскими заболеваниями и является инвалидом.
Таким образом, исковые требования о взыскании компенсации морального вреда с администрации Емельяновского района в размере одного миллиона рублей подлежат частичному удовлетворению, и с учетом степени вины, а также требований справедливости и разумности суд полагает правильным взыскать с ответчика в лице администрации Емельяновского района сумму в размере 20 000 рублей.
Доводы истца о том, что он находился в стационаре на излечении в период с 17 ноября по 03 декабря 2010 года по вине администрации Емельяновского района, в связи с чем, по вине ответчика испытал физические страдания, суд находит неубедительными, поскольку истцом не предоставлено доказательств причинной связи между переживаниями по вине ответчика и заболеванием истца.
Доводы истца о том, что с ответчиков подлежит взысканию компенсация морального вреда в связи с тем, что с 2005 года по настоящее время были предоставлены земельные участки другим лицам, обратившимся с заявлениями позже него, суд находит несостоятельными, поскольку правоустанавливающие документы по предоставлению земельных участком иным гражданам истцом не оспаривались, в связи с чем, проверка данных доводов судом не осуществлялась, и вина ответчиков по данным фактам не может быть установлена в ходе настоящего судебного заседания.
В силу ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы…
Требования истца о взыскании судебных расходов в размере 2005 рублей 90 копеек, связанные с распечатыванием копий предоставленных им документов при подаче настоящего иска, суд находит подлежащими удовлетворению, поскольку расчет данного требования произведен истцом на основании подлинных квитанций (т.1 л.д.97, 127, 161, 200) и не оспорен ответчиком.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Галузина Александра Васильевича частично удовлетворить.
Обязать администрацию Емельяновского района Красноярского края предоставить Галузину Александру Васильевичу в аренду сроком на четыре года земельный участок из категории земель - земли населенных пунктов, общей площадью 1031 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес> с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, с преимущественным правом его покупки.
Взыскать с администрации Емельяновского района в пользу Галузина Александра Васильевича компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей, судебные расходы 2005 рублей 90 копеек, а всего 22005 (двадцать две тысячи пять) рублей 90 копеек.
В удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда с администрации Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края, отказать.
Ответчик вправе подать в Емельяновский районный суд Красноярского края заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Решение также может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: подпись
КОПИЯ ВЕРНА. Решение в законную силу не вступило.
Судья Емельяновского районного суда
Красноярского края С.В. Коренкова