РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
а. Кошехабль 10 апреля 2015 года
Кошехабльский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего-судьи Мерзакановой Р.А.,
при секретаре судебного заседания Тлюповой С.К.
с участием:
истцов ФИО1
ФИО2
представителя ответчика - администрации муниципального
образования «Блечепсинское сельское поселение» ФИО5,
действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к администрации муниципального образования «Блечепсинское сельское поселение» о признании права на получение единовременной материальной помощи,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к администрации муниципального образования «Блечепсинское сельское поселение», в котором просят признать за ними право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей; обязать администрацию муниципального образования «Блечепсинское сельское поселение» включить их в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, связанного с интенсивными дождями, паводками и подтоплениями, произошедшими с ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Адыгея, на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей, и направить списки в Комитет Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям для решения вопроса по выплате единовременной материальной помощи.
При этом указали, что они проживают в а. Блечепсин, по <адрес>, Республики Адыгея. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ домовладение, в котором они проживают, имущество, находящееся в нем и земельный участок находились в зоне затопления, и были повреждены. Они были включены в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей с ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Адыгея, на получение единовременной материальной помощи. Однако, они были исключены из указанного списка со ссылкой на несоответствие их места проживания и места регистрации, о чем имеется письмо Управления по охране окружающей среды, природным ресурсам и чрезвычайным ситуациям РА от 25.09.2014г. № 2075. В связи с тем, что они не были зарегистрированы в вышеуказанном домовладении, они обратились в суд с заявлением об установлении факта постоянного проживания на момент наводнения. Решением Кошехабльского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт их постоянного проживания в домовладении, расположенном по адресу: <адрес>, а. Блечепсин, <адрес>. Оно вступило в законную силу. Они обратились в администрацию МО «Блечепсинское сельское поселение» по вопросу включения их повторно в указанный список и направления документов в республиканские органы исполнительной власти. Из разъяснения администрации МО «Блечепсинское сельское поселение им стало известно, что они не включены в список на получение единовременной материальной помощи, в связи с тем, что на момент предоставления решения суда о факте их проживания, списки пострадавших от паводка в мае 2014 года сформированы и переданы в МЧС России по <адрес>. Исходя из положений ГК РФ и ФЗ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах РФ», следует, что регистрация не входит в понятие «место жительства» или «регистрация на занимаемой площади» и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства на основе других данных.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах РФ», регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
Согласно ст. 18 ФЗ от 21.12.1994г. № в редакции ФЗ от 29.12.2010г. «О
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», закреплено право граждан РФ на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с п. 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. ( ч. 2 ст. 18).
Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014г. № «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и последствий стихийных бедствий» утверждены правила выделения бюджетных ассигнований из указанного резервного фонда. В связи с тем, что их не включили в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и последствий стихийных бедствий, они лишены права на получение единовременной материальной помощи.
Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала и просила удовлетворить.
Истец ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержала и просила удовлетворить.
Представитель ответчика- администрации муниципального образования «Блечепсинское сельское поселение» ФИО5 в судебном заседании признал исковые требования ФИО1, ФИО2 о признании права на получение единовременной материальной помощи, и не возражал против их удовлетворения.
Представитель третьего лица - Главного управления МЧС России по Республике
Адыгея, извещенный надлежащим образом о дне и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица - Комитета Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, извещенный надлежащим образом о дне и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
При этом, представитель Комитета Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям ФИО6, действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года, в письменном отзыве № от ДД.ММ.ГГГГ года, указала, что
в Кошехабльский районный суд обратились ФИО1 и ФИО2, проживающие по адресу: <адрес>, а. Блечепсин, <адрес>, с заявлением о признании права на получение единовременной материальной помощи. По существу заявленных требований сообщают следующее: В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГг. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О единой государственной системе предупреждения и ликвидаций чрезвычайных ситуаций», распоряжением главы Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № 93-рг на территории Республики Адыгея был введен режим функционирования «чрезвычайная ситуация». В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», сложившаяся чрезвычайная ситуация классифицировалась как чрезвычайная ситуация регионального характера. Масштабы произошедшего и ограниченные финансовые возможности Республики Адыгея не позволили самостоятельно ликвидировать последствия дождевого паводка. В Правительство РФ было направлено обращение Главы Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № Г-526/14-0 о рассмотрении вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Во, исполнение поручения Правительства РФ от 17.06.2014г. № РД-П4-4435 на основании списков граждан, лишившихся жилья в результате паводка в мае 2014 года и актов обследования домовладений, признанных не подлежащими восстановлению, составленных муниципальными образованиями Республики Адыгея, осуществлялась подготовка документов и постановлений Кабинета Министров Республики Адыгея об утверждении списков граждан на получение государственных жилищных сертификатов. Документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований, были представлены в установленные сроки письмом Кабинета Министров Республики Адыгея от 04.07.2014г. № Г-640/14-0 в МЧС России. Согласно, постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для рассмотрения вопроса выделения им бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации представляют в МЧС России не позднее одного месяца с даты подписания поручения Правительства Российской Федерации, документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований. Следует отметить, что в указанные сроки истцы не обращались ни в администрацию муниципального образования «Блечепсинское сельское поселение» с заявлением о признании права на получение единовременной материальной помощи, ни в суд за защитой своих интересов. На основании изложенного, просили принять по делу объективное и обоснованное решение; рассмотреть дело без их участия.
Заслушав истцов ФИО1, ФИО2, представителя ответчика- администрации МО «Блечепсинское сельское поселение», с учетом письменного отзыва Комитета Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, исследовав материалы дела, суд находит иск ФИО1, ФИО2 к администрации муниципального образования «Блечепсинское сельское поселение» о признании права на получение единовременной материальной помощи, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Как следует, из письма заместителя начальника Управления по охране окружающей среды, природным ресурсам и чрезвычайным ситуациям Республики Адыгея ФИО7, за исходящим № от ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО1, ФИО2, проживающие по адресу: а. Блечепсин, <адрес>, исключены из списка граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, связанной с интенсивными дождями, паводками и подтоплением, произошедшими с ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Адыгея, на получение компенсационных выплат.
Согласно, паспорта гражданина Российской Федерации серии 79 09 № 576707, выданного Территориальным пунктом ОФМС России по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,уроженка а. Блечепсин, <адрес>, зарегистрирована по адресу: <адрес>, а. Блечепсин, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ года. Ранее была зарегистрирована по адресу: а. Блечепсин, <адрес>.
Как следует из паспорта гражданина Российской Федерации серии 79 12 № 628558, выданного Территориальным пунктом ОФМС России по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка а. Блечепсин, <адрес>, зарегистрирована по адресу: <адрес>, а. Блечепсин, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ года. Ранее была зарегистрирована по адресу: а. Кошехабль, <адрес>.
Из справки администрации МО «Блечепсинское сельское поселение» исх. № от ДД.ММ.ГГГГ года, следует, что ФИО1, проживающая по адресу: РА, <адрес>, а. Блечепсин, <адрес>, и члены ее семьи (всего 1 чел.), не включены в список граждан на получение единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением 25-ДД.ММ.ГГГГ, т.к. на момент ЧС и до окончания формирования списков пострадавших в результате паводка, адрес прописки и адрес фактического проживания не совпадали. Также, на момент предоставления решения суда, об установлении факта проживания, для включения в список пострадавших от паводка, срок полномочия комиссии администрации МО «Блечепсинское сельское поселение» истек в соответствии с Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно, решения Кошехабльского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, установлен факт, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с момента рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 2012 года и по настоящее время действительно постоянно проживают по адресу: <адрес>, а. Блечепсин, <адрес>.
Из акта обследования жилого дома частного сектора, поврежденного (разрушенного) в результате паводка в мае 2014 года, следует, что по адресу: а. Блечепсин, <адрес>, проживают: ФИО3, 1960 года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Комиссия в составе: представителя администрации МО «Блечепсинское сельское поселение» ФИО8, членов комиссии ФИО9, ФИО10 подтверждают подтопление ДД.ММ.ГГГГ. Подтоплены фундамент дома, трещины в доме; хозпостройки- сарай, хоздвор, домашние животные, птица- куры – 10 шт., индейки- 3 шт., корма- пшеница 2 тонны, огород- картофель, помидоры, фасоль, огурцы, лук, чеснок,
Пунктом 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан Российской Федерации на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Кроме того, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.
В силу ст. 18 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ «О чрезвычайном положении».
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее – резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее – чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Подпункты "г, д" п. 2 Правил предусматривают, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью), а также на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Как следует из ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Кроме того, согласно ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Соответственно данной конституционной норме положение п. 1 ст. 150 ГК РФ, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства относит к нематериальным благам, принадлежащим гражданину, неотчуждаемым и непередаваемым иным способом.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российский Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе России.
В соответствии с частями 2 и 3 ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место жительство – это жилой дом, квартира, а также иное жилое помещением, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договора аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что истцы ФИО1, ФИО2 не включены в список граждан на получение единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением 25-ДД.ММ.ГГГГ, т.к. на момент ЧС и до окончания формирования списков пострадавших в результате паводка, адрес прописки и адрес фактического проживания не совпадали.
Оценивая в совокупности все вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что иск ФИО1, ФИО2 к администрации муниципального образования «Блечепсинское сельское поселение» о признании права на получение единовременной материальной помощи, следует удовлетворить; признать за ФИО1, ФИО2 право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей, обязать администрацию муниципального образования «Блечепсинское сельское поселение» включить ФИО1, ФИО2 в список граждан, пострадавших результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, связанного с интенсивными дождями, паводками и подтоплениями, произошедшими с ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Адыгея, на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей, и направить списки в Комитет Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям для решения вопроса по выплате единовременной материальной помощи.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1, ФИО2 к администрации муниципального образования «Блечепсинское сельское поселение» о признании права на получение единовременной материальной помощи, удовлетворить.
Признать за ФИО1, ФИО2 право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей.
Обязать администрацию муниципального образования «Блечепсинское сельское поселение» включить ФИО1, ФИО2 в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, связанного с интенсивными дождями, паводками и подтоплениями, произошедшими с ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Адыгея, на получение единовременной материальной помощи в размере по 10 000 (десять тысяч) рублей, и направить списки в Комитет Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, для дальнейшего направления в федеральные органы исполнительной власти, для решения вопроса по выплате единовременной материальной помощи.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея в течение месяца, через Кошехабльский районный суд Республики Адыгея.
Судья /подпись/ Р.А. Мерзаканова
Копия верна:
Судья
Кошехабльского районного суда
Республики Адыгея Р.А. Мерзаканова