Решение по делу № 2а-7/2019 от 20.11.2018

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 3а-7/2019 (3а-144/2018)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 июня 2019 года                                                                             г. Чита

Забайкальский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Васильевой Т.И.,

при секретаре Соломиной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Читинская строительно-ремонтная компания» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, взыскании судебных расходов,

установил:

20 ноября 2018 года общество с ограниченной ответственностью «Читинская строительно-ремонтная компания» (далее – ООО «Читинская строительно-ремонтная компания») посредством представителя по доверенности Литалиной Е.В. обратилось в Забайкальский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений от 15 января, 3 июня 2019 года, просило об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения производственной базы с офисными помещениями, расположенного по адресу: <адрес>, в размере, равном его рыночной стоимости, по состоянию на 1 января 2014 года – <данные изъяты> рублей.

В обоснование требований представитель административного истца указала, что ООО «Читинская строительно-ремонтная компания» является арендатором названного земельного участка на основании договора аренды земельного участка на территории г. Читы, государственная собственность на который не разграничена, от <Дата>. Кадастровая стоимость земельного участка на вышеуказанную дату определена в размере <данные изъяты> рублей, что существенно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке земельного участка от 7 сентября 2018 года. Данное обстоятельство нарушает права административного истца, поскольку ведет к необоснованному увеличению размера арендных платежей, уплачиваемых им за указанный земельный участок.

Одновременно заявлено требование о взыскании в пользу административного истца судебных расходов в размере 72 000 рублей.

В судебное заседание представитель ООО «Читинская строительно-ремонтная компания» Литалина Е.В., не явилась, представила письменное ходатайство о рассмотрении дела без ее участия.

Административный ответчик Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в лице представителя по доверенности Новожиловой О.В. представил письменные возражения о несогласии с требованиями о возмещении судебных расходов, с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил.

Заинтересованные лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Забайкальскому краю, Администрация городского округа «Город Чита», извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, ранее просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд полагает требования подлежащими удовлетворению на основании нижеследующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 316 от 08 апреля 2000 года, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из рыночной стоимости.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки регламентирован Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности).

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности (статья 3 указанного закона).

Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в суде или комиссии, при этом для оспаривания юридическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию является обязательным.

Таким образом, арендатор земельного участка вправе обратиться с заявлением в суд об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной в том случае, если размер арендной платы зависит от кадастровой стоимости и по условиям договора аренды подлежит изменению в случае изменения кадастровой стоимости.

По смыслу положений части 5 статьи 247, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) обязанность доказывания наличия оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.

Как следует из материалов дела, ООО «Читинская строительно-ремонтная компания» на основании договора аренды земельного участка на территории г. Читы, государственная собственность на который не разграничена, от 5 июня 2018 года является арендатором земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения производственной базы с офисными помещениями, расположенного по адресу: <адрес>.

В соответствии с пунктом 4.3 указанного договора аренды расчет арендной платы производится исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

Земельный участок поставлен на учет 25 сентября 2013 года.

На основании приказа Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 10 декабря 2014 года № 6/нпа «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов, расположенных на территории Забайкальского края» (в редакции приказа от 19 августа 2015 года № 4/нпа) кадастровая стоимость указанного земельного участка утверждена по состоянию на 1января 2014 года в размере <данные изъяты> рублей.

Сведения о данном размере кадастровой стоимости 3 января 2015 года внесены в государственный кадастр недвижимости, что удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 17 декабря 2018 года; на момент рассмотрения дела установленная кадастровая стоимость является действующей.

В подтверждение того, что кадастровая стоимость данного объекта недвижимости превышает его рыночную стоимость, в материалы дела представлен отчет об оценке земельного участка от 7 сентября 2018 года, составленный оценщиком АНО «Региональный центр по оказанию услуг по проведению судебных экспертиз» Бояркиной К.А., являющейся членом Некоммерческого партнерства «ОБЩЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЭКСПЕРТОВ И ОЦЕНЩИКОВ» (регистрационный от 28 декабря 2016 года), ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована: страховщик – АО «АльфаСтрахование», период действия договора – с 3 ноября 2017 года по 2 ноября 2018 года (страховой полис ).

Оценщик в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к субъекту оценочной деятельности статьей 4 Закона об оценочной деятельности, осуществляет свою деятельность в соответствии с направлением «Оценка недвижимости», указанным в квалификационном аттестате от 24 апреля 2018 года. АНО «Региональный центр оценки и экспертизы» имеет страховой полис , страховщик – СОАО «ВСК», срок действия договора - с 7 июня 2018 года по 6 июня 2019 года, страховая сумма <данные изъяты> рублей.

Согласно названному отчету рыночная стоимость объекта оценки – земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения производственной базы с офисными помещениями, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом допущений и ограничений по состоянию на 1 января 2014 года составляет <данные изъяты> рублей.

Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Забайкальскому краю решением от 1 ноября 2018 года отклонено заявление ООО «Читинская строительно-ремонтная компания» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере, равном его рыночной стоимости. Основанием для отклонения заявления послужило несоответствие представленного отчета требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки.

В ходе судебного разбирательства в связи с подачей представителем Департамента государственного имущества и земельных отношений <адрес> Новожиловой О.В. возражений относительно обоснованности представленного отчета по делу по ходатайству административного истца назначена судебная оценочная экспертиза.

С 5 марта 2019 года по 29 мая 2019 года производство по делу было приостановлено для направления материалов административного дела в экспертное учреждение – ООО «АРМО-Сибирь», г. Шелехов (ответственность застрахована, страховщик - ООО «Абсолют Страхование», страховой полис , страховая сумма – <данные изъяты> рублей, период действия договора – с 12 апреля 2019 года по 11 апреля 2020 года).

28 мая 2019 года в Забайкальский краевой суд поступило заключение эксперта от 5 мая 2019 года.

Экспертное заключение подготовлено экспертом Грейнер Л.А., являющейся членом Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация оценщиков Экспертный совет» (регистрационный от 25 апреля 2016 года в реестре членов СРО). Ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована, страховщик – СПАО «Ингосстрах», период действия договора – со 2 мая 2019 года по 1 мая 2020 года (страховой полис ).

Рыночная стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения производственной базы с офисными помещениями, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2014 года, определена в размере <данные изъяты>. Одновременно, в заключении указано на несоответствие отчета об оценке земельного участка от 7 сентября 2018 года требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.

Оснований не доверять представленному заключению экспертизы у суда не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, у него имеется специальное высшее образование, стаж экспертной работы, его ответственность застрахована.

Экспертиза проведена на основании материалов административного дела, заключение содержит подробное описание проведенного исследования, в нем приведены выводы, сформулированы однозначные ответы на поставленные вопросы.

Участвующим в деле лицам была предоставлена возможность ознакомления с результатами экспертного заключения, которой административные ответчики и заинтересованные лица не воспользовались.

Каких-либо возражений относительно содержащихся в заключении выводов, доказательств того, что рыночная стоимость объекта недвижимости является иной, нежели отражено в экспертном заключении, суду не представлено. О назначении и проведении повторной судебной оценочной экспертизы участники судебного процесса не просили.

Оценив экспертное заключение по правилам, установленным в статье 84 КАС РФ, суд соглашается с изложенными в нем выводами и полагает, что кадастровая стоимость объекта недвижимости подлежит установлению на 1 января 2014 года в размере, равном его рыночной стоимости, - <данные изъяты> рублей.

Таким образом, требование административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, подлежит удовлетворению.

В силу статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Забайкальскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости ООО «Читинская строительно-ремонтная компания» обратилось 3 октября 2018 года.

На основании изложенного, рыночная стоимость объекта недвижимости подлежит внесению в Единый государственный реестр недвижимости в качестве кадастровой стоимости и подлежит использованию на период с 1 января 2018 года до вступления в силу нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

При решении вопроса о распределении судебных расходов, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в Постановлении Конституционного Суда РФ от 11 июля 2017 года № 20-П, Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», и полагает возможным в связи с удовлетворением требований административного истца при наличии существенной разницы в стоимости объекта (более чем в 10 раз), что само по себе свидетельствует о допущенном нарушении методологии проведения массовой оценки, взыскать с административного ответчика – Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, как органа, утвердившего оспариваемый результат оценки кадастровой стоимости земельного участка, сумму уплаченной при подаче административного искового заявления государственной пошлины в размере 2000 рублей, расходы на проведение экспертизы в размере 30 000 рублей.

Относительно расходов на оплату услуг представителя (договор об оказании юридических услуг от 12 ноября 2018 года, квитанция от 12 ноября 2018 года) суд, учитывая, что по делу было составлено и подано одно исковое заявление в отношении одного объекта, полагает возможным удовлетворить требования частично, взыскав в пользу административного истца 7 000 рублей.

Что касается вопроса возмещения расходов на оплату услуг по оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в размере 25 000 рублей, суд не находит оснований для взыскания названной суммы с административного ответчика, поскольку экспертным заключением установлено несоответствие отчета требованиям закона, что указывает на невозможность его принятия в качестве доказательства несоответствия установленной кадастровой стоимости реальной рыночной стоимости объекта недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Читинская строительно-ремонтная компания» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, взыскании судебных расходов, удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения производственной базы с офисными помещениями, расположенного по адресу: <адрес>, в размере, равном его рыночной стоимости: <данные изъяты>, по состоянию на 1 января 2014 года на период с 1 января 2018 года до вступления в силу нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости считать поданным 3 октября 2018 года.

Решение является основанием для внесения сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости.

Взыскать с Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «Читинская строительно-ремонтная компания» судебные расходы в размере 39 000 (тридцать девять тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда.

Судья                                            (подпись)               Т.И. Васильева

Решение изготовлено 06.06.2019.

Решение в законную силу не вступило.

Подлинник решения подшит в материалах административного дела № 3а-7/2019, находящегося в производстве Забайкальского краевого суда.

2а-7/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ООО "Читинская строительно-ремонтная компания"
Ответчики
Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края
Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю
Другие
ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю
Ляюнфа Александр Анатольевич
Администрация городского округа "Город Чита"
Суд
Забайкальский краевой суд
Дело на сайте суда
oblsud.cht.sudrf.ru
01.09.2020Регистрация административного искового заявления
01.09.2020Передача материалов судье
01.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
01.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.09.2020Судебное заседание
01.09.2020Судебное заседание
01.09.2020Судебное заседание
01.09.2020Судебное заседание
01.09.2020Судебное заседание
01.09.2020Производство по делу возобновлено
01.09.2020Судебное заседание
01.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2020Дело оформлено
01.09.2020Дело передано в архив
10.02.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
11.02.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
11.02.2020Судебное заседание
06.06.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее