ОПРЕДЕЛЕНИЕ
п. Нижний Ингаш 17 сентября 2015 года
Нижнеингашский районный суд Красноярского края
в составе председательствующей судьи Хаятовой В.В.,
при секретаре Гавриляк А.В.,
с участием:
заявителя – Макарова Ф.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Макарова Ф. Д. об оспаривании нормативно-правового акта - распоряжения главы администрации Ивановского сельсовета Нижнеингашского района,
УСТАНОВИЛ:
Макаров Ф.Д. обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативно-правового акта - распоряжения главы администрации Ивановского сельсовета Нижнеингашского района.
Свои требования мотивирует тем, что распоряжением №37-р от 23 мая 2013 года «О месте выпаса скота на территории Ивановского сельсовета», определены места выпаса скота с указанием населенных пунктов. Согласно пункту 3 указанного выше распоряжения, оно вступает в законную силу с момента подписания и опубликования его в печатном издании «Ивановский вестник». Данное печатное издание в нескольких экземплярах, ежемесячно поступает в библиотеки деревень и сёл, входящих в состав Ивановского сельсовета, для свободного ознакомления с принятыми решениями администрации Ивановского сельсовета, граждан, проживающих на территории Ивановского сельсовета. В связи с тем, что заявитель не был уведомлен о существовании данного распоряжения, он обратился в библиотеку д. Максаковка, то есть по своему месту жительства, где получил архивные экземпляры Ивановского вестника №5 от 3 июня 2013 года и №6 от 01 июля 2013 года. Ознакомившись с которыми, он обнаружил, что данное распоряжение не было опубликовано в печатных изданиях, а значит не было доведено до жителей, проживающих на территории Ивановского сельсовета, что является незаконным и нарушает права и свободы заявителя, поскольку он как сельский житель имеет скот, которых подлежит выпасу. Соответственно данное распоряжение не может считаться вступившим в законную силу и действовавшим на территории Ивановского сельсовета, в связи с чем, просит признать незаконным распоряжение администрации Ивановского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края №37-р от 23 мая 2013 года и отменить его; взыскать с администрации Ивановского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края в пользу заявителя 3300 рублей, а именно: 300 рублей оплата государственной пошлины; 3000рублей оплата юридических услуг.
В судебном заседании Макаров Ф.Д., заявленные требования поддержал в полном объеме, в обоснование своих требований предоставил суду архивный экземпляр печатного издания «Ивановский Вестник» №5 (76) от 03.06.2013 года, полученный им в библиотеке с. Максаковка, в котором отсутствует оспариваемое распоряжение, что по его мнению свидетельствует о том, что данное распоряжение не опубликовывалось.
Заинтересованное лицо – администрация Ивановского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края, надлежаще извещенное о месте и времени судебного заседания в суд не явилось, своего представителя не направило, предоставило ходатайство, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя, приложив к данному ходатайству компьютерную распечатку «Ивановского Вестника» №5 (76) от 03.06.2013 года
Суд, выслушав заявителя, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Согласно статье 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии со ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу пункта 20 части 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относится утверждение правил землепользования.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений, в числе прочих, относятся установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Таким образом, распоряжение №37-р от 23 мая 2013 года «О месте выпаса скота на территории Ивановского сельсовета», является нормативным правовым актом, поскольку содержит определенные правила, рассчитанные на неоднократное применение, а именно определяет места гражданам на территории указанного муниципального образования, где разрешается выпас скота, и заявление о его оспаривании подлежит рассмотрению в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующей производство по делам о признании не действующими нормативных правовых актов полностью или в части.Согласно постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта (п. 17). Если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (п. 24).
В соответствии с ч.3 ст. 15 Конституции Российской Федерации, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке (п.21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48).
В судебном заседании достоверно установлено, что оспариваемое Распоряжение затрагивает права и свободы заявителя, однако не опубликовывалось в установленном законом порядке, поскольку имеющийся экземпляр «Ивановского Вестника» №5 (76) от 03.06.2013 года в библиотеке д. Максаковка, предназначенный для ознакомления граждан, не содержит Распоряжение №37-р от 23 мая 2013 года «О месте выпаса скота на территории Ивановского сельсовета», в связи с изложенным, суд признает не допустимым доказательством компьютерную распечатку «Ивановского Вестника» №5 (76) от 03.06.2013 года, предоставленного администрацией Ивановского сельсовета.
Учитывая, что в соответствии с ч.3 ст. 15 Конституции Российской Федерации, неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу, оспариваемое распоряжение является не действующим.
Поскольку оспаривается недействующий нормативно-правовой акт, который не может являться основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей, не порождающий правовых последствий и непосредственно сам по себе не влекущий каких-либо нарушений охраняемых законом интересов заявителя и других лиц, производство по делу подлежит прекращению.
Однако, суд считает необходимым разъяснить заявителю, что он не лишен возможности обращения за судебной защитой в соответствии со статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, если в результате совершения действий по применению этого нормативного акта были нарушены его права.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 220 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Прекратить производство по заявлению Макарова Федора Дмитриевича об оспаривании нормативно-правового акта - распоряжения главы администрации Ивановского сельсовета Нижнеингашского района.
Данное определение может быть обжаловано 15 дневный срок со дня его вынесения.
Председательствующий: