Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2873/2022 ~ М-2348/2022 от 19.05.2022

Дело № 2-2873/2022

73RS0001-01-2022-003790-42

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 июля 2022 года                                           г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Анциферовой Н.Л.,

при секретаре Евстигнеевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Леонтьева Александра Николаевича к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о включении периода службы в органах внутренних дел, об обязании назначить досрочную пенсию по старости, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Леонтьев А.Н. обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о включении периода службы в органах внутренних дел, об обязании назначить досрочную пенсию по старости, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование иска истец указал, что он обратился в ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области по вопросу назначения досрочной пенсии. Однако Пенсионный фонд отказал в назначении досрочной пенсии ссылаясь на то, что работа в органах внутренних дел в <данные изъяты> в северный стаж не засчитывается.

С данным решением не согласен, так как имеет право на досрочную пенсию, поскольку служба в органах внутренних дел в <данные изъяты> является работой в районах Крайнего Севера.

В период с 31.03.1993 по 14.05.1993 он работал водителем ОВО – этот период работы пенсионный фонд указал, как период, который входит в «северный стаж», а период с 15.05.1993 по 28.04.1997 по какой-то причине не входит.

Период службы в армии с 25.10.1985 по 29.11.1987 в г.Хабаровске ответчик также не посчитал в стаж для назначения досрочной пенсии.

Так же в «северный стаж» не включили периоды работы с 15.07.1985 по 22.10.1985 в <данные изъяты>

Считает, что служба в армии и служба в органах внутренних дел является разновидностью трудовой деятельности гражданина, а негативное воздействие факторов, обусловленных спецификой природно-климатических условий и отдаленностью территории, не зависит от того, проходит ли гражданин службу или работает по трудовому договору.

Как следует из письма МКУ «Чаунский архив» городского округа Певек со ссылками на постановления и законы при исчислении стажа работы на Крайнем Севере с 01.03.1960 стаж считается в полуторном размере.

Просит обязать ответчика включить в стаж работы в РКС период службы в <данные изъяты> с 15.05.1993 по 28.04.1997, назначить досрочную трудовую пенсию, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб., расходы на юридические услуги в размере 41 100 руб.

Истец Леонтьев А.Н. в судебное заседание не явился, извещался.

Представитель истца Суфиярова О.П. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Баранова Т.И. в судебное заседание не явилась, извещалась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав представителя истца, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 56 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах того объема доказательств, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании; судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.

Статья 12 ГПК РФ устанавливает осуществление правосудия по гражданским делам на основе состязательности и равноправия сторон.

В силу принципа состязательности стороны, другие участвующие в деле лица, если они желают добиться для себя либо лиц, в защиту прав которых предъявлен иск, наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты.

В развитие данного принципа гражданского судопроизводства статья 56 ГПК РФ возлагает на каждую сторону обязанность доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В судебном заседании установлено, что Леонтьев А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 15.06.2017 подал заявление в Управление ПФР в Заволжском районе о назначении пенсии страховой пенсии по старости на общих основаниях по ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях». Заявление было подано через портал госуслуги.

Решением УПФР в Заволжском районе г.Ульяновске от 22.06.2017 № 2093149/17 было отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием права.

Как указывает пенсионный орган, истец с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в РКС (МКС) в соответствии с п.6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» не обращался.

На дату обращения ДД.ММ.ГГГГ Леонтьеву А.Н. было полных 49 лет.

Леонтьев А.Н. претендует на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с работой в районах Крайнего Севера, просит засчитать в «северный стаж период службы в органах внутренних дел с 15.05.1993 по 28.04.1997 в <данные изъяты>.

Разрешая заявленный спор, суд исходит из следующего.

Согласно ст.39 ч.1 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ст.39 ч.2 Конституции РФ, законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу ст.15 ч.1 Конституции РФ, он обязан исходить их верховенства Конституции и высшей юридической силы ее принципов и норм. В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

В силу положений части 1 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 ФЗ «О страховых пенсиях» период прохождения военной службы, а также другой приравненной к. ней службы, предусмотренной Федеральным законом N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», засчитывается только в общий страховой стаж. Правовых норм относительно зачета периодов службы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, действующее законодательство не содержит.

Таким образом, период службы в органах внутренних дел включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

По ранее действовавшему пенсионному законодательству время военной и приравненной к ней службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из смысла статей 14, 88 и 90 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой (страховой) пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой (страховой) пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения от 17 октября 2006 года N 380-О, от 29 сентября 2011 года N 1040-О-О, от 25 января 2012 года N 19-О-О, от 28 января 2016 года N 48-О и др.).

Право на зачет времени службы в органах внутренних дел в стаж работы, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях при неполном северном стаже, ни Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года, ни Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года N 1908-У11 предусмотрено не было.

Назначение пенсии на льготных условиях при неполном северном стаже впервые было предусмотрено статьей 14 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР», которым включение в требуемую продолжительность северного стажа периодов военной службы, проходившей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не предусматривалось.

В связи с принятием Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», после чего утратил силу Закон РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1, издано постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, утвердившее Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которые регулируют порядок подсчета специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, и которыми, как указано выше, включение в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не предусмотрено.

Ныне действующий с 1 января 2015 года Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях"» нормы которого приведены выше, также не предусматривает права на зачет в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов службы в органах внутренних дел, независимо от того, где проходила данная служба.

Таким образом, оснований для включения спорного периода прохождения истцом службы в органах внутренних дел в подсчет специального стажа по основаниям пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не имеется.

Как указывает пенсионный орган, даже с учетом включения оспариваемого периода с 15.05.1993 по 28.04.1997 (3 года 11 мес. 13 дн.) в Чаунском РОВД Чукотского автономного округа стаж работы истца в РКС составит 06 лет. 05 мес. 02 дн. Однако минимальный стаж для права на «северную» пенсии составляет 07 лет 06 мес. У истца такого стажа не набирается.

С учетом норм об отложенном праве право на пенсию возникает только через 60 месяцев после достижения возраста 57 лет 04 мес., т.е. 25.01.2030 в возрасте 62 года 04 мес.

В соответствии со ст.22 Закона « О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Истец с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости не обращался, он обращался с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на общих основаниях по ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» 15.06.2017.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

По смыслу п. 2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Право на пенсию относится к имущественным правам. Действующим законодательством не предусмотрено взыскание морального вреда, связанного с назначением и выплатой пенсии.

Таким образом, в удовлетворении исковых требований Леонтьева А.Н. надлежит отказать в полном объеме.

Следовательно, не подлежат возмещению заявленные судебные расходы в размере 41 100 руб.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Леонтьева Александра Николаевича к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о включении периода службы в органах внутренних дел, об обязании назначить досрочную пенсию по старости, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                           Н.Л. Анциферова

В окончательной форме решение изготовлено 20.07.2022.

2-2873/2022 ~ М-2348/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Леонтьев А.Н.
Ответчики
ГУ-ОПФ РФ по Ульяновской области
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Анциферова Н. Л.
Дело на сайте суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
19.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.05.2022Передача материалов судье
24.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.06.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
06.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.06.2022Подготовка дела (собеседование)
23.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.07.2022Судебное заседание
13.07.2022Судебное заседание
20.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.04.2023Дело оформлено
14.04.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее