РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 февраля 2018 года город Москва
Таганский районный суд города Москвы в составе
председательствующего судьи Синельниковой О.В.
при секретаре Макиной А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 02-630/18 по иску Левашовой Т.В., Стародубовой Л.И. к СНТ «Заря» о признании действий по отключению от электроснабжения незаконными, обязании восстановить электроснабжение, компенсации морального вреда,
установил:
Левашова Т.В., Стародубова Л.И. обратились с иском к СНТ «Заря» о признании действий по отключению от электроснабжения незаконными, обязании восстановить электроснабжение, компенсации морального вреда.
Исковые требования мотивированы тем, что истцы являются собственниками участков в садовом некоммерческом товариществе «Заря». На требование предоставить документы, относящиеся к деятельности СНТ, со стороны правления и председателя СНТ «Заря» были совершены неправомерные действия в результате чего, их участки были отключены от энергоснабжения.
Несмотря на письмо ПАО «Мосэнергосбыт», ответчик до настоящего времени не возобновил подачу электрической энергии на участки истцов, в связи с чем истцы просят суд признать действия садоводческого некоммерческого товарищества «Заря» по отключению от электроснабжения – незаконными, обязать садоводческое некоммерческое товарищество «Заря» восстановить электроснабжение участков, взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 500.000 рублей, каждой, взыскать с ответчика судебные расходы в сумме 40.000 рублей.
Представитель истцов адвокат Лисаев О.И. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснив, что действия СНТ явились ответной реакцией на просьбу истцов предоставить документы, связанные с деятельностью СНТ.
Представитель ответчика СНТ «Заря», третьего лица ПАО «Мосэнергосбыт» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что истец Левашова Т.В. имеет в собственности земельный участок для ведения садоводства по адресу: *, Стародубова Л.И. имеет в собственности земельный участок для садового участка по адресу: *.
Подача электроэнергии на участки истцов осуществляется на основании Договоров, заключенных с ПАО «Мосэнергосбыт».
Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (п. 2 ст. 539 ГК РФ).
В силу положений п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным ст. 546 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве (п. 3 ст. 541 ГК РФ).
Согласно положениям ст. 545 ГК РФ абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации.
Абзацем 3 пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрено, что сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и/или от указанных устройств или объектов.
Пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861, установлено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя.
Согласно пункту 33 Правил, перерыв в передаче электрической энергии, прекращение или ограничение режима передачи электрической энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное федеральным уполномоченным органом по технологическому энергетическому надзору неудовлетворительное состояние энергопринимающего устройства потребителя услуг угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности. О перерыве, прекращении или ограничении передачи электрической энергии в указанных случаях сетевая организация обязана уведомить потребителя услуг в течение 3 дней с даты принятия такого решения, но не позднее, чем за 24 часа до введения указанных мер.
Пункт 43 Правил регламентирует, что при присоединении к электрической сети, в том числе опосредованном, и заключении договора за любым потребителем услуг закрепляется право на получение электрической энергии в любой период времени действия договора в пределах присоединенной мощности, определенной договором, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям.
Ограничение права на получение электрической энергии, приводящее к дефициту мощности, возможно только в случае возникновения аварийной ситуации и (или) вывода объектов электроэнергетики в ремонт или из эксплуатации.
При этом ограничение потребления электрической энергии осуществляется в соответствии с актами согласования аварийной и технологической брони.
Применительно к приведенным нормам закона, одностороннее прекращение подачи электроэнергии возможно только в случаях и порядке прямо предусмотренных законом. При этом, из вышеприведенных норм материального права в их совокупности, следует, что прекращать и ограничивать подачу электроэнергии вправе только энергоснабжающая организация (гарантирующий поставщик).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) представляет собой некоммерческую организацию, учрежденную гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Статья 4 Закона предусматривает, что граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
В пункте 2 статьи 4 указанного Закона указано, что в садоводческом некоммерческом товариществе имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким товариществом за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов. Имущество общего пользования, приобретенное или созданное за счет средств специального фонда, образованного по решению общего собрания садоводческого товарищества, является собственностью такого товарищества как юридического лица.
Объекты энергоснабжения СНТ, исходя из их назначения, относятся к объектам инфраструктуры товарищества, то есть к имуществу общего пользования, поскольку предназначены для обеспечения в пределах территории товарищества потребностей его членов в электроснабжении.
Судом установлено, что в результате действий ответчика была прекращена подача электрической энергии к земельным участкам, принадлежащим истцам, что противоречит перечисленным нормам ГК РФ и Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», поскольку СНТ не является поставщиком электроэнергии, законные основания для отключения электроэнергии не установлены, согласие истцов на такое отключение отсутствует.
В силу ст. 304 ГК РФ собственник имущества может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Одним из способов защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права (ст. 11, 12 ГК РФ).
Подпункт 2 пункта 3 статьи 46 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусматривает аналогичное правомочие членов садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений по защите своих прав.
Учитывая, что действия СНТ по отключению электроэнергии противоречат закону, права Левашовой Т.В. и Стародубовой Л.И. подлежат защите путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
Рассматривая требования истцов о взыскании компенсации морального вреда суд приходит к выводу, что к спорным правоотношениям не применим Закон РФ «О защите прав потребителей», так как садоводческое некоммерческое товарищество, которым является СНТ «Заря» не является поставщиком электроэнергии и не может являться энергоснабжающей организацией для членов садового товарищества. Правоотношения сторон регулируются Гражданским кодексом РФ, а также Федеральным законом № 66-ФЗ от 15 апреля 1998 года «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Нормами Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» не предусмотрена возможность компенсации морального вреда, причиненного члену товарищества в результате нарушения его имущественных прав. Доказательств совершения СНТ «Заря» виновных действий, повлекших нарушение личных неимущественных прав истцов либо других нематериальных благ, суду не представлено.
На основании изложенного исковые требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ с ответчика в пользу истца Левашовой Т.В. подлежат взысканию расходы на оплату услуг представителя в размере 40.000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Левашовой Т.В., Стародубовой Л.И. к СНТ «Заря» о признании действий по отключению от электроснабжения незаконными, обязании восстановить электроснабжение, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Признать незаконными действия СНТ «Заря» по отключению от электроэнергии участков, принадлежащих Левашовой Т.В., Стародубовой Л.И.
Обязать СНТ «Заря» восстановить электроснабжение участка № *, принадлежащего Левашовой Т.В., участка № *, принадлежащего Стародубовой Л.И.
Взыскать с СНТ «Заря» в пользу Левашовой Т.В. расходы по оплате услуг представителя в размере 40.000 рублей.
В остальной части иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения через Таганский районный суд города Москвы.
Судья