РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Калужский районный суд Калужской области в составе:
председательствующего судьи Паршиной Р.Н.,
при секретаре Никеевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Калуге
03 июня 2020 года
гражданское дело № 2-1-2298/2020 по иску Калужской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ в защиту интересов Антоновой ФИО19, Колонтай ФИО20, Дуксиной ФИО27, Алиевой ФИО26, Степиной ФИО29, Демочкиной ФИО21, Матюхиной ФИО22, Савутьковой ФИО25, Петрашиной ФИО28, Гордеевой ФИО23, Хорошиловой ФИО24 к ГБУЗ <адрес> «Детская городская больница» о признании права на дополнительный отпуск и признании дополнительных соглашений недействительными в части,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в суд с иском к ГБУЗ <адрес> «Детская городская больница» (далее «Больница») о признании права на дополнительный отпуск за работу во вредных и опасных условиях труда продолжительностью 14 календарных дней, признании дополнительных соглашений недействительными в части.
В судебном заседании представитель <адрес> организации профсоюза работников здравоохранения РФ по доверенности Амелина Т.В., истицы Савутькова С.В. и Петрашина И.Л. заявленные требования поддержали.
Остальные истицы в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, письменно просили рассмотреть дело в их отсутствии.
Представитель ответчика по доверенности Лиргамер Е.В. возражала против удовлетворения иска.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров также закреплена в статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации.
Статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено право работника на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Трудовым кодексом Российской Федерации для работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, предусмотрен комплекс компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Судом установлено, что ФИО9 с ДД.ММ.ГГГГг. работает в Больнице в должности медицинского технолога в клинико-диагностической лаборатории. ДД.ММ.ГГГГ с ней заключен трудовой договор №, согласно п. 3.2 которого истице за работу во вредных и (или) опасных условиях труда предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью 14 календарный день, исчисляемый исходя из фактически отработанного времени.
ФИО11 с ДД.ММ.ГГГГг. работает в Больнице в должности фельдшера-лаборанта в клинико-диагностической лаборатории. ДД.ММ.ГГГГ с ней заключен трудовой договор №, согласно п. 3.2 которого истице за работу во вредных и (или) опасных условиях труда предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью 14 календарный день, исчисляемый исходя из фактически отработанного времени.
ФИО5 со ДД.ММ.ГГГГг. работает в Больнице в должности медицинского лабораторного техника в клинико-диагностической лаборатории. Согласно пункту 3.2 трудового договора №, заключенного ДД.ММ.ГГГГг. между работодателем и ней, последней за работу во вредных и (или) опасных условиях труда предоставлен дополнительный отпуск продолжительностью 14 календарный день, исчисляемый исходя из фактически отработанного времени.
ДД.ММ.ГГГГг. ФИО5 переведена на должность медицинского технолога клинико-диагностической лаборатории на основании дополнительного соглашения № к трудовому договору.
ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГг. работает в Больнице в должности фельдшера лаборанта в клинико-диагностической лаборатории. Согласно пункту 3.2 трудового договора №, заключенному ДД.ММ.ГГГГг. между ней и работодателем, работнику за работу во вредных и (или) опасных условиях труда предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью 14 календарный день, исчисляемый исходя из фактически отработанного времени.
ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГг. работает в Больнице в должности фельдшера лаборанта в клинико-диагностической лаборатории. Согласно пункту 3.2 трудового договора №, заключенному между ней и работодателем 31.12.2011г., работнику за работу во вредных и (или) опасных условиях труда предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью 14 календарный день, исчисляемый исходя из фактически отработанного времени.
ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГг. работает в Больнице в должности фельдшера лаборанта в клинико-диагностической лаборатории поликлиники. Согласно пункту 3.2 трудового договора № от 10.09.2015г. истице за работу во вредных и (или) опасных условиях труда предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью 14 календарный день, исчисляемый исходя из фактически отработанного времени.
ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГг. работает в Больнице в должности фельдшера лаборанта в клинико-диагностической лаборатории поликлиники. Согласно пункту 3.2 трудового договора №, заключенному с работодателем 31.12.2011г. работнику за работу во вредных и (или) опасных условиях труда предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью 14 календарный день, исчисляемый исходя из фактически отработанного времени.
ФИО8 с 07.12.1998г. работает в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения <адрес> «Детская городская больница» в должности фельдшера лаборанта в клинико-диагностической лаборатории поликлиники. Согласно пункту 3.2 трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ. работнику за работу во вредных и (или) опасных условиях труда предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью 14 календарный день, исчисляемый исходя из фактически отработанного времени.
ФИО16 с ДД.ММ.ГГГГг. работает в Больнице в должности фельдшера лаборанта в клинико-диагностической лаборатории. Согласно пункту 3.2 трудового договора №, заключенному между ней и работодателем 31.12.2011г., работнику за работу во вредных и (или) опасных условиях труда предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью 14 календарный день, исчисляемый исходя из фактически отработанного времени.
ФИО12 с ДД.ММ.ГГГГг. работает в Больнице в должности фельдшера лаборанта в клинико-диагностической лаборатории. Согласно пункту 3.2 трудового договора №, заключенному ДД.ММ.ГГГГг., работодателем работнику за работу во вредных и (или) опасных условиях труда предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью 14 календарный день, исчисляемый исходя из фактически отработанного времени.
ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГг. работает в Больнице в должности фельдшера лаборанта в клинико-диагностической лаборатории. Согласно пункту 3.2 трудового договора №, заключенного ДД.ММ.ГГГГг. между работником и работодателем, последним за работу во вредных и (или) опасных условиях труда предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью 14 календарный день, исчисляемый исходя из фактически отработанного времени.
Действовавшим до 1 января 2014 г. законодательством, в частности статьей 117 ТК РФ, Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда", всем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в качестве компенсации предусматривалось предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью не менее 7 календарных дней.
Статьей 117 ТК РФ в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке труда" (далее - ФЗ от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ), предусмотрена продолжительность минимального дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска в количестве 7 календарных дней работникам, занятым на работах с условиями труда, отнесенными по результатам специальной оценки условий труда к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда в количестве не менее 7 календарных дней.
Право истцов, являющихся фельдшерами-лаборантами (ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО16, ФИО11, ФИО12) и медицинскими технологами (ФИО5 и ФИО9) в клинико-диагностической лаборатории, на дополнительный отпуск продолжительностью 14 календарных дней также предусмотрено коллективным договором на 2013-2016г.г. с внесенными изменениями.
Из материалов дела следует, что в 2014 году на рабочих местах истцов проводилась специальная оценка условий труда (далее «СОУТ), по результатам которой установлен класс условий труда истцов – 3.1.
Судом установлено, что в 2019г. на рабочем месте истцов проведена СОУТ, по результатам которой установлен класс условий труда всех истцов – 3.2 (вредные условия по биологическому фактору).
Результаты СОУТ никем не оспорены
В отношении каждого истца утверждены карты СОУТ.
Из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГг. работодателем каждой истице выданы уведомления о том, что в связи с проведенной СОУТ количество дней дополнительного отпуска будет уменьшено до 7-ми, предложено рассмотреть и подписать дополнительные соглашения к ранее заключенным трудовым договорам, а в случае несогласия на изменения условий труда, по истечении двух месяцев со дня ознакомления с данным уведомлением, трудовые договоры будут с ними расторгнуты, в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ, приложив к каждому уведомлению дополнительное соглашение, подписанное работодателем, в 2-х экземплярах.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 подписала дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ. № к трудовому договору № от 31.12.2011г. (в редакции дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ.).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО16 подписала дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ. № к трудовому договору № от 31.12.2011г. (в редакции дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ.).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 подписала дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ. № к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ. (в редакции дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ.).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 подписала дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ. № к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ. (в редакции дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ.).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 подписала дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ. № к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ. (в редакции дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ.).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 подписала дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ. № к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ. (в редакции дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ.).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 подписала дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ. № к трудовому договору № от 31.12.2011г. (в редакции дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ.).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 подписала дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ. № к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ. (в редакции дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ.).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 подписала дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ. № к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ. (в редакции дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ.).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 подписала дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ. № к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ. (в редакции дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ.).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 подписала дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ. № к трудовому договору № от 31.12.2011г. (в редакции дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ.).
Из содержания п. 1 вышеперечисленных дополнительных соглашений следует, что в абзац 2-й пункта 21 в разделе IV «Социальные страхования и меры социальной поддержки работника, предусмотренные законодательством, отраслевым соглашением, коллективным договором, настоящим трудовым договором» каждого из указанных трудовых договоров внесены изменения и он изложен в новой редакции:
«Работник имеет право на предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, за вредные условия труда, продолжительностью 7 календарных дней, в соответствии с утвержденным графиком».
Каждой истицей на оспариваемом дополнительном соглашении сделана запись о незаконности данного абзаца 2-го пункта 21 в разделе IV «Социальные страхования и меры социальной поддержки работника, предусмотренные законодательством, отраслевым соглашением, коллективным договором, настоящим трудовым договором.
По мнению суда, в нарушение действующего трудового законодательства работодатель незаконно снизил продолжительность дополнительного отпуска истицам, допустив тем самым нарушение трудовых прав последних.
Частью 3 статьи 15 ФЗ от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ предусмотрено, что при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Вместе с тем по смыслу части 3 статьи 15 ФЗ от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ возможность сохранения ранее предусмотренных компенсационных мер обусловлена фактической реализацией в отношении работников таких мер по состоянию на 1 января 2014 г. При этом возможность сохранения компенсационных мер, установленных ранее действовавшим законодательством, предусмотрена только лишь в отношении конкретных работников, а не в отношении рабочих мест, по которым проведена оценка условий труда.
Исходя из того, что по состоянию на 01 января 2014 года и до проведения СОУТ в 2019 году каждая истица, выполняя работу во вредных условиях труда, имела право на компенсационную меру в виде дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 дней, и при этом условия их работы никак не улучшились, о чем свидетельствуют результатами СОУТ, проведенной в 2019 года, то ответчик не вправе был уменьшать продолжительность отпуска до 7 календарных дней.
Представитель ответчика, возражая против удовлетворения иска, ссылается на положения ч. 1 ст. 117 Трудового кодекса РФ, которая предусматривает, что минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней.
Однако данная норма Закона не ограничивает количество предоставляемого работнику дополнительного отпуска, выполняющего работу во вредных условиях, в ней лишь говорится о минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, которая составляет 7 календарных дней.
Исходя из того, что согласно трудовому договору, заключенному между работодателем и каждой истицей, за работу во вредных условиях труда предоставлялся дополнительный отпуск продолжительностью 14 календарный день, и характер такой работы у истиц не изменился, то суд приходит к выводу о незаконности действий ответчика, который уменьшил продолжительность дополнительного отпуска истиц до 7 дней, что недопустимо в силу положений ст. 9.
Доводы представителя ответчика об улучшении условий работы работников, в связи с приобретением современного оборудования и применения его в работе истицами, несостоятельны поскольку, как видно из актов СОУТ на работу истицы во вредных условиях труда данный факт никак не повлиял, класс вредности по сравнению с даты проведения СОУТ в 2014г. только увеличился (с класса 3.1 до класса 3.2).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконности пунктов 1 дополнительных соглашений от ДД.ММ.ГГГГг., заключенных сторонами к вышеназванным трудовым договорам, и признании за истицами права на дополнительный отпуск в количестве 14 календарных дней, начиная с 16.12.2019г.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования <адрес> организации профсоюза работников здравоохранения РФ в защиту интересов ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 к ГБУЗ <адрес> «Детская городская больница» о признании права на дополнительный отпуск и признании дополнительных соглашений недействительными в части удовлетворить в полном объеме.
Признать недействительными:
пункт 1 дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № к трудовому договору ФИО9; пункт 1 дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № к трудовому договору ФИО11; пункт 1 дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № к трудовому договору ФИО2; пункт 1 дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № к трудовому договору ФИО3; пункт 1 дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № к трудовому договору ФИО7; пункт 1 дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № к трудовому договору ФИО4; пункт 1 дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № к трудовому
договору ФИО5; пункт 1 дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № к трудовому договору ФИО6; пункт 1 дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № к трудовому
договору ФИО8; пункт 1 дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № к трудовому договору ФИО10; пункт 1 дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № к трудовому
договору ФИО12
Признать право на дополнительный отпуск за работу во вредных и (или) опасных условиях труда продолжительностью 14 календарных дней за ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 с ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Калужский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в полном объеме через Калужский райсуд.
Председательствующий: подпись Р.Н.Паршина
Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Копия верна