Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2451/2016 ~ М-2453/2016 от 07.10.2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 декабря 2016 года          г. Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи      Фроловой О.В.,

при секретаре        Шумовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации города Ессентуки, ФИО2 о признании незаконным отказа в согласовании переустройства жилого помещения, возложении обязанности по согласованию заявления о переустройстве жилого помещения,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации г.Ессентуки о признании незаконным отказа в согласовании переустройства жилого помещения, возложении обязанности по согласованию заявления о переустройстве жилого помещения.

В соответствии со ст. 40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечен ФИО2, являющийся сособственником <адрес>, в многоквартирном жилом <адрес>

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала и пояснила следующее.

Она является собственником изолированного жилого помещения в многоквартирном жилом доме по адресу: СК, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 26 ЖК РФ, ДД.ММ.ГГГГ она представила ответчику на согласование заявление о переустройстве жилого помещения по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , и документы, перечисленные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ.

Переустройство жилого помещения заключается в установке в жилом помещении , в многоквартирном жилом <адрес> в <адрес> отопления с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за ответчик отказал ей в согласовании заявления о переустройстве жилого помещения, сославшись на то, что согласно п. 15 ст. 14 Федерального Закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», запрещается перевод на отопление жилых помещений в многоквартирных жилых домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, за исключением случаев определенных схемой теплоснабжения, при этом, сделал неверные выводы о необходимости реконструкции всей системы теплоснабжения и мотивировал свой отказ тем, что реконструкция системы теплоснабжения многоквартирного жилого дома с централизованной на индивидуальную систему отопления возможна только в установленном законом порядке при условии перехода всех квартир многоквартирного жилого дома на индивидуальное отопление.

По ее мнению, отказ в согласовании заявления о переустройстве жилого помещения является незаконным, поскольку, указанная статья закона не запрещает и не может запретить собственнику жилого помещения, определять какими коммунальными услугами и в каком объеме он может пользоваться.

Указанная норма закона, в части отказа в согласовании в переустройства, приведена в произвольной редакции, которая не соответствует фактической.

А именно п. 15 ст. 14 Федерального Закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» дословно гласит следующее: «Запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения».

То есть, указанная норма федерального закона не запрещает переход на индивидуальный источник энергии, а указывает, что если схемой теплоснабжения не определены индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, которые можно устанавливать в данном МКД, то тогда устанавливается индивидуальный квартирный источник тепловой энергии определённый соответствующим Постановлением Правительства РФ, который должен отвечать требованиям указанным в п. 44 Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2012 года № 307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ».

Пункт 44 Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2012 года № 307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» гласит: «В перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие па природном sine, не отвечающие следующим требованиям:

наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания;

наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления».

Следовательно, она должна установить индивидуальный газовый источник тепловой энергии, отвечающий вышеперечисленным требованиям.

Доводы ответчика, о возможности реконструкции системы теплоснабжения многоквартирного жилого дома с централизованной на индивидуальную систему отопления только при условии перехода всех квартир многоквартирного жилого дома на индивидуальное отопление, ни одним нормативным актом не подтверждаются и не могут служить основанием, для отказа в согласовании переустройства и или перепланировки жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>.

В соответствии с ч. 1 ст. 546 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии.

В соответствии с п. 1 ст. 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

В соответствии со ст. 32 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Из приведенных нормативно-правовых актов следует, что собственник помещения вправе в любой момент отказаться от услуги, оказываемой ему исполнителем и выбрать альтернативную услугу, следовательно, отказ в согласовании переустройства, вынесенный ответчиком, нарушает права гарантированные Конституцией РФ и Законом о защите прав потребителей и является незаконным.

Доводы ответчика, изложенные в отказе в переустройстве жилого помещения о том, что заявитель просит получить согласование на реконструкцию системы теплоснабжения многоквартирного жилого дома несостоятельны, потому как она обратилась с заявлением о получении согласования на переустройство жилого помещения, но не о получении согласования на реконструкцию системы теплоснабжения многоквартирного жилого дома. Реконструкция системы теплоснабжения многоквартирного жилого дома в данном случае не требуется.

Также, несостоятельны доводы о непредставлении протокола общего собрания собственников жилья с согласием на отключение квартиры от системы отопления и создание индивидуальной системы отопления ввиду того, что принятие решения о переустройстве отдельно взятой квартиры, а не общего имущества многоквартирного дома, не относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а принимается непосредственно собственником жилого помещения, который, в соответствии с ч. 2 ст. 26 ЖК РФ и обращается с заявлением о согласовании переустройства жилого помещения в орган исполнительной власти, осуществляющий согласование.

Согласование проектной документации с АО «Ессентукигоргаз» не требуется, так как проект был изготовлен проектной организацией имеющей право выполнять данные работы, на основании технических условий, выданных АО «Ессентукигоргаз», которые имеются в самом проекте и дополнительного согласования в данном случае законом не предусмотрено.

Кроме того, в ч. 1 ст. 27 ЖК РФ изложен исчерпывающий перечень оснований для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

На основании ч. 2 ст. 27 ЖК РФ, решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 27 ЖК РФ, что ответчиком не сделано по причине отсутствия таковых нарушений у заявителя.

Таким образом, в связи с отказом ответчика в переустройстве жилого помещения были грубо нарушены ее права, свободы и законные интересы, что выражается в ограничении свободы выбора в получении коммунальных услуг, чем нарушаются ее права, как потребителя.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 3 ст. 27 ЖК РФ решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Просила суд признать отказ Администрации г. Ессентуки в переустройстве жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать Администрацию г. Ессентуки согласовать заявление о переустройстве жилого помещения по адресу: <адрес>., взыскать понесенные по делу судебные расходы и издержки, в сумме: оплата государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей две квитанции, то есть <данные изъяты> рублей;расходы по оформлению у нотариуса доверенности на имя представителя в размере <данные изъяты> рублей, расходы по оказанию услуг представителя в размере <данные изъяты>.

Истец ФИО1 на вопросы суда пояснила, что проектная документация была изготовлена в соответствии с техническими условиями, выданными АО «Ессентукигоргаз». Технические условия от ДД.ММ.ГГГГ ей обжалованы не были, она с ними согласна. Проектная документация, изготовленная в соответствии с Техническими условиями, ею с АО «Ессентукигоргаз» не согласовывалась, поскольку, согласование не предусмотрено действующим законодательством. Пункты 5,6,7 технических условий она не выполнила.

Переоборудование системы отопления в соответствии с проектной документацией на день рассмотрения дела ею не произведено.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу установки индивидуального прибора отопления в принадлежащей ей квартире не проводилось.

Представитель истца по доверенности ФИО5 в судебном заседании поддержал требования ФИО1 и просил удовлетворить их по основаниям изложенным истцом в ходе судебного заседания.

Представитель истца по доверенности ФИО6 исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что истец в своем выступлении не до конца зачитала текст, просительной части искового заявления, она не указала, что просит взыскать судебные расходы. Просит исковые требования удовлетворить по изложенным в иске основаниям, а так же, взыскать судебные расходы, указанные в исковом заявлении.

Ответчик ФИО2 в судебном заседании пояснил, что он является сособственником <адрес> жилом <адрес> в <адрес>, просил принять решение на усмотрение суда, рассмотреть дело в его отсутствие. Суд, с учётом мнения лиц участвующих в деле, считает возможным рассмотрение дела в отсутствие ответчика ФИО2

Представитель ответчика Администрации г. Ессентуки по доверенности ФИО7 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований и пояснил, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения

Согласно ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

Согласно ст.44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

При рассмотрении данного вопроса Межведомственной комиссией по архитектурно-строительным вопросам Администрации г. Ессентуки были рассмотрены предоставленные документы: акт от ДД.ММ.ГГГГ об отключении вышеуказанной квартиры от сети центрального теплоснабжения, подписанный начальником аварийной службы ФИО8, при участии председателя ТСЖ ФИО9 и собственника ФИО1, проектная документация на установку 2-контурного котла по адресу: <адрес>, выполненная ООО «Ника-проект» <адрес> (Подраздел «Система внутреннего газоснабжения». Подраздел «Тепломеханические решения. Дымовая труба»).

В соответствии с п.15 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку, при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме, происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.

В данном случае, заявитель просит получить согласование Администрации г. Ессентуки на реконструкцию системы теплоснабжения многоквартирного жилого дома, которая является общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома. Протокол общего собрания собственников жилья многоквартирного жилого дома с согласием на отключение <адрес> от системы отопления дома и создание индивидуальной системы отопления, не представлен. Рассмотрев представленную Межведомственной комиссии по архитектурно-строительным вопросам Администрации г. Ессентуки проектную документацию, установлено, что она не согласована с ОАО «Ессентукигоргаз», что предусмотрено Национальным стандартом РФ «Системы газораспределения. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация» (ГОСТ Р54961-2012), утвержденным Приказом Росстандарта от 22 августа 2012 года N 251-ст, в котором говорится, что проектная документация должна быть согласована с газораспределительной организацией в части ее соответствия техническим условиям. Поэтому они считают, что Межведомственная комиссия по архитектурно-строительным вопросам Администрации г. Ессентуки законно дала отказ, так как была представлена не вся документация, которая требовалась для согласования. Просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации г.Ессентуки по доверенности ФИО7, на вопросы суда пояснил, что действующим законодательством предусмотрено согласование проектной документации с газораспределительной организацией. Кроме того, необходимо получение согласия собственников помещений в многоквартирном доме на переустройство системы отопления. Необходимость получения согласия собственников помещений в многоквартирном доме, указанна в технических условиях от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, в численный состав межведомственной комиссии Администрации г.Ессентуки специалисты, которые могли бы оценивать проектную документацию не входят, соответственно у комиссии не имеется полномочий проверять соответствие проектной документации техническим условиям. Межведомственная комиссия согласовывает переустройства жилого помещения только после согласования проектной документации с соответствующими службами.

Представитель третьего лица Управления образования Администрации г. Ессентуки, в судебное заседание не явился, обратился в суд с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствии третьего лица. Суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствии не явившегося третьего лица.

Представитель третьего лица АО «Есентукигоргаз» по доверенности ФИО10 в судебном заседании пояснил следующее. Действительно, закон не запрещает устанавливать индивидуальные приборы отопления в многоквартирных домах при соблюдении определенных требований и технической документации. В данном случае, истцу АО «Ессентукигоргаз» выданы технические условия, технические условия включают в себя ряд условий, выполнение которых необходимо для решения вопроса о переустройстве.

Часть требований технических условий были озвучены представителем Администрации г.Ессентуки. Относительно возражений со стороны истца о том, что проект не должен согласовываться с газораспределяющей организацией, пояснил, что представитель Администрации г.Ессентуки зачитал выдержку из Национального стандарта РФ «Системы газораспределения. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация» (ГОСТ Р54961-2012), утвержденного Приказом Росстандарта от 22 августа 2012 года N 251-ст о требовании согласования проектной документации с горгазом, помимо этого имеется «Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004», утвержденное Госстроем и разработанное на основе ГК РФ, Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», Федерального закона от 27 декабря 2002года N 184-ФЗ «О техническом регулировании» с учетом основных положений Федерального закона от 06 мая 2003 года N 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» в п. 4.3.4, которых указано, работы по переустановке существующего и установке дополнительного газоиспользующего оборудования, приборов учета потребления газа и соответствующей перекладке (прокладке) газопроводов должны выполняться специализированной организацией на основании проекта, согласованного с газоснабжающей организацией.

Так же, в технических условиях было прописано, требование о предоставлении протокола общего собрания всех собственников помещений в многоквартирном доме с согласием всех собственников жилья. Дело в том, что в многоквартирном доме, имеется часть общедомового инженерного правила, то есть через конкретную квартиру истца проходят газовые сети, которые производят транзит газа в квартиры находящиеся выше и при проектировании установки дополнительного газового оборудования это должно быть учтено в проекте. При проектировании газораспределения в многоквартирном жилом доме учитывались только газовые плиты в каждой квартире.

АО «Ессентукигоргаз» не имел возможности рассмотреть проект на установление индивидуального прибора отопления на стадии согласования. Проект предоставлен только в данном судебном заседании, поэтому, оценивать его соответствие техническим условиям, он не имеет права. Вместе с тем, беглого взгляда достаточно, что бы определить не соответствия содержащиеся в проекте. Так, в текстовой части проекта, проектировщик пишет: точка подключения - стальной газовый стояк расположенный на границах кухни в квартире, диаметр существующего газопровода 20мм при давлении 300мм ртутного столба, надземный газопровод, точка подключения к существующему газопроводу и внутренний газопровод выполнены из стальных газонапорных труб диаметром 25 мм. При этом на схеме газопровода и в расчете указан двадцатый диаметр и газового стояка и подключаемого оборудования. Это первое несоответствие потому не понятно, как больший диаметр можно подсоединить к меньшему диаметру, второе - схема не соответствует текстовой части проекта. Давать заключение на соответствие проекта техническим условиям он в судебном заседании не может. Истцу необходимо представить проект в АО «Ессентукигоргаз» на согласование, где и будет дано заключение по проекту.

Согласование проектной документации перед началом работ производится не для того чтобы «застопорить» процесс, а для того чтобы учесть и выяснить все нюансы, согласовать и непосредственно выполнять монтаж.

На вопросы участников процесса и суда пояснил, что состоит в должности инженера производственно-технического отдела АО «Ессентукигоргаз», в его обязанности входит ведение технического надзора за строительством и реконструкцией систем газоснабжения и газоотведения.

Через квартиру истца проходит газопровод, для газоснабжения остальных квартир подключенных к газовому стояку. Газовый стояк, который проходит по квартирам, является транзитным газопроводом и не может является собственностью истца, так как является общедомовым имуществом. При реконструкции газовых сетей внутри квартиры в многоквартирном доме затрагиваются интересы других жильцов, поскольку, газораспределительная система многоквартирного дома является единой. При проектировании схемы газоснабжения дома делался расчет расхода газа исключительно на установку газовых плит, установка дополнительных газовых приборов в проекте не учитывалась.

Для проведения переустройства системы отопление требуется согласие собственников помещений в многоквартирном доме.

АО «Ессентукигоргаз» осуществляет техническое обслуживание газопровода <адрес> в <адрес>.

Представитель третьего лица АО «Ессентукигоргаз» по доверенности ФИО11 в судебном заседании поддержала доводы представителя ФИО10, просила вынести решение на усмотрения суда и пояснила следующее.

Проект переустройства жилого помещения, предполагающий отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального отопления, должен соответствовать строительным нормам, правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, поскольку затрагивает общедомовую инженерную систему отопления.

Переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, является переустройством жилого помещения, а порядок переустройства жилых помещений установлен главой 4 ЖК РФ.

Поскольку, система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, должен быть разработан проект на реконструкцию системы отопления и газоснабжения многоквартирного дома.

Согласно ч. 1 ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в общей долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при не достижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные сторонами доказательства с учетом требований закона об относимости, допустимости и достоверности, а также их значимости для правильного разрешения заявленных требований, суд приходит к следующему.

По смыслу ст. 1 КАС РФ административные споры обусловлены отношениями власти и подчинения, в данном случае заявленный истцом спор вытекает из жилищных правоотношений. Данный спор не может рассматриваться в порядке производства по административным делам, возникающим из публичных правоотношений, по правилам, предусмотренным главой 22 КАС РФ, а подлежат рассмотрению в порядке искового производства.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Согласно ч.1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В судебном заседании установлено, что <адрес> в <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО1., ФИО2 несовершеннолетним ФИО3 и ФИО4 по 1/4 в праве общей долевой собственности, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ , а так же свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и сторонами не оспаривается.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась с заявлением о переустройстве жилого помещения в МАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» г. Ессентуки.

ДД.ММ.ГГГГ заявление истца о получении разрешения на переустройство жилого помещения - <адрес> расположенной в <адрес> в <адрес> было передано в Администрацию г. Ессентуки вместе с приложенными документами. Данное заявление истца рассмотрено на заседании Межведомственной комиссии по архитектурно-строительным вопросам при Администрации <адрес>.

Согласно выписки из протокола заседания межведомственной комиссии по архитектурно-строительным вопросам при Администрации г. Ессентуки от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 отказано в переустройстве системы отопления в квартире, расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г.Ессентуки в адрес ФИО1 направлено извещение об отказе в переустройстве жилого помещения.

Не согласившись с решением Межведомственной комиссии Администрации г. Ессентуки, ФИО1 обжаловало его в судебном порядке.

Согласно ч.1 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Частью 1 ст. 26 ЖК РФ установлено, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Частью 2 данной статьи предусмотрено, что для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:

1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);

6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Основания отказа в согласовании переустройства жилого помещения установлены ст. 27 ЖК РФ, согласно которой, отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя;

1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Согласно ч.2 данной статьи решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Частью 3 ст. 27 ЖК РФ установлено, что решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Административным регламентом по предоставлению Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Ессентуки муниципальной услуги «Выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения», утвержденным Постановлением администрации г. Ессентуки СК 25 февраля 2015 N 484, установлено, что результатом предоставления муниципальной услуги является выдача заявителям решений о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения либо отказ в предоставлении муниципальной услуги.

Истец ФИО1 и ее представители в судебном заседании в обоснование требований о признании незаконным отказа Администрации г. Ессентуки в переустройстве жилого помещения, ссылались на то обстоятельство, что п. 15 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190 «О теплоснабжении» не запрещает переход на индивидуальный источник энергии, а указывает, что если схемой теплоснабжения не определены индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, которые можно установить в многоквартирном доме, устанавливается индивидуальный квартирный источник тепловой энергии определенный соответствующим постановлением Правительства РФ. Следовательно, истец должна установить индивидуальный газовый источник тепловой энергии отвечающий требованиям перечисленным п.44 Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2012 года № 307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ». Кроме того, истец указала, что ей не проводится реконструкция систем теплоснабжения многоквартирного жилого дома, в связи с чем, требования Администрации г. Ессентуки о получении соответствующего согласования не состоятельны. Согласование проектной документации по проведению переустройства жилого помещения с АО «Ессентукигоргаз» не требуется, проект выполнен в соответствии с техническими условиями, выданными АО «Ессентукигорогаз».

Указанные доводы истца и ее представителей суд считает не состоятельными, основанными на неправильном толковании норм действующего законодательства по следующим основаниям.

В силу п.15 ст.14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190 «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания. Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления. На это указано в решении Верховного Суда Российской Федерации от 07 мая 2015 г. N АКПИ15-198, которым отказано в удовлетворении заявлений о признании недействующим абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354.

Следовательно, в квартирах многоквартирных жилых домов, законом установлена возможность перехода на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии (газового котла) только при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность, в тех случаях, когда речь идет о переходе на индивидуальную систему отопления жилых помещений многоквартирного дома при наличии уже осуществленного в надлежащем порядке подключения к системе теплоснабжения многоквартирного дома.

Представитель третьего лица АО «Ессентукигоргаз» по доверенности ФИО10 в судебном заседании пояснил, что в проекте газификации было предусмотрено газоснабжение только для установки газовых плит. У суда не имеется оснований сомневаться в компетенции представителя третьего лица АО «Ессентукигоргаз». Таким образом, суд считает установленным, что схемой теплоснабжения по смыслу п.15 ст.14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190 «О теплоснабжении», в данном многоквартирном доме не предусмотрена возможность перехода на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии (газового котла). Доказательств обратного в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ истцом и её представителями в судебном заседании не представлено.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ АО «Ессентукигоргаз», на основании заявления, ФИО1 выданы технические условия на проектирование газификации. В соответствии с указанными техническими условиями на ФИО1 возложены обязанности: запроектировать и установить газовый котел с закрытой камерой сгорания, с установкой сигнализатора загазованности (п.3), при этом устройство дымоотводящего канала выполнить на 1,5 м. выше конька крыши жилого дома (п.4), предоставить разрешения органа местного самоуправления на инженерное переоборудование, протокол собрания ТСЖ со 100% согласием собственников жилого дома (5), согласовать с архитектурой города место расположение оголовка дымохода (6). Кроме того, п. 7 указанных технических условий, установлена необходимость произвести расчет пропускной способности газового стояка с учетом перехода на индивидуальное отопление всех потребителей подключенных к данному газопроводу (газовому стояку). Расчет предоставить на согласование.

Технические условия от ДД.ММ.ГГГГ обжалованы не были, вместе с тем, как пояснила в судебном заседании истец, указанные условия она не исполнила.

Как усматривается из материалов дела ООО «НИКА-ПРОЕКТ» по заявлению истца была изготовлена проектная документация на установку двухконторного котла по адресу: <адрес>. ФИО1 в судебном заседании пояснила, что проектная документация с АО «Ессентукигорогаз» согласована не была. В ходе рассмотрения дела указанная проектная документация не была исследована судом на предмет соответствия техническим условиям и требованиям закона, поскольку, в соответствии с требованиями ст. 196 ГПК РФ, суд выносит решение только по заявленным истцом требованиям.

В соответствии с п.6.1.4 «Национального стандарта РФ «Системы газораспределения. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация» (ГОСТ Р54961-2012), утвержденным Приказом Росстандарта от 22 августа 2012 года N 251-ст, проектная документация на строительство объекта газификации должна быть согласована с ГРО и газоснабжающей организацией в части ее соответствия выданным техническим условиям.

Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, согласно п.п. 5.5.2, 5.5.3 правил, монтаж и демонтаж газопроводов, установка газовых приборов, аппаратов и другого газоиспользующего оборудования, присоединение их к газопроводам, системам поквартирного водоснабжения и теплоснабжения производится специализированными организациями. Самовольная перекладка газопроводов, установка дополнительного и перестановка имеющегося газоиспользующего оборудования не допускаются. Работы по установке дополнительного оборудования выполняет специализированная организация по согласованию с газоснабжающей организацией.

Из материалов дела видно, что между АО «Ессентукигоргаз» и ООО «ГУЖФ» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор -то на техническое обслуживание газопроводов и газового оборудования и аварийно-диспетчерского обеспечения, согласно условиям которого АО «Ессентукигоргаз» осуществляет обслуживание <адрес> в <адрес>.

Кроме того, судом принимаются во внимания доводы представителя ответчика, о том, что в численный состав Межведомственной комиссии по архитектурно-строительным вопросам Администрации г. Ессентуки не входят специалисты- инженеры, в связи с чем, комиссия лишена возможности самостоятельно проверить соответствие проектной документации выданным техническим условиям.

Доводы истца ФИО1 и ее представителей о том, что решение вопроса о переустройстве системы отопления в отдельно взятой квартире, не относится к компетенции общего собрания собственником помещений в многоквартирном доме, суд так же признаёт несостоятельными по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

Частью 1 ст. 290 ГК РФ предусмотрено, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры

Пунктом 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Согласно пунктам 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги. Внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

В соответствии с п. 1 ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

В п. 1.7.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170 переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.

Согласно ч. 2 ст. 40 ЖК РФ если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу ч.1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

Поскольку, система центрального отопления дома, исходя из вышеуказанных норм закона и подзаконных актов, относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, то согласно п. 3 ст. 36, п. 2 ст. 40, ст. 44 ЖК РФ, переустройство этого имущества путем его уменьшения, изменения назначения или присоединение к имуществу одного из собственников возможны только с согласия собственников помещений в многоквартирном доме.

С учётом материалов дела суд, соглашается с доводами представителя третьего лица АО «Ессентукигоргаз» о том, что через квартиру истца проходит газовый стояк являющийся транзитным газопроводом, который не может быть собственностью истца, так как является общедомовым имуществом. Указанные доводы представителя третьего лица согласуются с объяснениями представителя ответчика Администрации г.Ессентуки.

В судебном заседании истец ФИО1 пояснила, что общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по вопросу переустройства системы отопления в принадлежащей ей квартире не проводилось.

Оценивая доводы истца и ее представителей о не соответствии отказа Администрации г. Ессентуки в переустройстве жилого помещения положениям ст. 27 ЖК РФ, суд приходит к выводу об их несостоятельности, поскольку, данная норма права не может применяться без учета иных положений действующего законодательства, в частности, без учета ст. 36 ЖК РФ и ст. ст. 247, 290 ГК РФ.

Таким образом, суд приходит в выводу, о том что установка истцом индивидуального отопительного прибора, даже отвечающего требованиям, установленным ст. 44 Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2012 года N 307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» может отразится на газоснабжении собственников помещений многоквартирного дома. При проектировке системы газоснабжения многоквартирного дома трубы, по которым осуществлялась поставка газа, были рассчитаны только на питание газовых плит. В материалах дела отсутствует подтверждение того, что в результате переоборудования не нарушаются права других жильцов (собственников) многоквартирного дома. Ходатайство о проведении экспертизы стороны не заявляли.

Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

По мнению суда, в соответствии со ст. 56 ГК РФ в условиях состязательности процесса, ни истцом ФИО1 ни ее представителями не доказана обоснованность доводов, на которые они ссылаются в обоснование своих исковых требований.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных исковых требований и отказывает в их удовлетворении.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации города Ессентуки, ФИО2 о признании незаконным отказа в согласовании переустройства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, отказать.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации <адрес>, ФИО2 о возложении обязанности согласовать заявление о переустройстве жилого помещения по адресу: <адрес>, отказать.

В удовлетворении требований ФИО1 к Администрации города Ессентуки о взыскании понесенных по делу судебных расходов и издержек: оплаты государственной пошлины <данные изъяты> рублей, расходов по оформлению доверенности <данные изъяты> рублей, расходов по оказанию услуг представителя <данные изъяты> рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Ессентукский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий        О.В. Фролова

Мотивированное решение суда изготовлено 19 декабря 2016 года.

                            

2-2451/2016 ~ М-2453/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ракова Светлана Николаевна
Ответчики
Администрация города Ессентуки
Раков Владимир Владимирович
Другие
орган опеки и попечительства Управления образования администрации города Ессентуки
АО "Ессентукигоргаз"
Суд
Ессентукский городской суд Ставропольского края
Судья
Фролова Ольга Владимировна
Дело на странице суда
essentuksky--stv.sudrf.ru
07.10.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.10.2016Передача материалов судье
12.10.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.10.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2016Подготовка дела (собеседование)
08.11.2016Подготовка дела (собеседование)
17.11.2016Подготовка дела (собеседование)
17.11.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2016Судебное заседание
19.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее