Дело --
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
-- --
Мазановский районный суд -- в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Е.Г.,
при секретаре --2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению --1 к администрации --, Министерству транспорта и строительства -- о возложении обязанности на Министерство транспорта и строительства -- восстановить --1 в списках граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для получения мер социальной поддержки на цели капитального ремонта жилого помещения, возложении обязанности на администрацию -- произвести социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, принадлежащего --1 на праве собственности и расположенного по адресу: --Б, за счет иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету -- для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года,
УСТАНОВИЛ:
--1 обратился в суд с указанным иском, в котором указал следующее.
Решением Мазановского районного суда от -- --, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от -- -- на администрацию -- была возложена обязанность включить --1 в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков на территории села Новокиевский -- для предоставления мер социальной поддержки на цели капитального ремонта, поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу: село --.
Решение Мазановского районного суда администрацией было исполнено посредством включения его в список пострадавших, который был направлен в Министерство транспорта и строительства -- для предоставления меры социальной поддержки.
Однако, -- Министерство транспорта и строительства -- информировало о том, что --1 не подлежит включению в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации на территории -- для предоставления мер социальной поддержки, финансируемых за счет иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету -- для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года.
Вместе с тем, считает, что действия Министерства транспорта и строительства -- являются неправомерными в части исключения --1 из списка граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации на территории -- для предоставления мер социальной поддержки последующим основаниям.
В августе 2013 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера -обильного выпадения осадков, дом --1, расположенный по адресу: село Н.--, пострадал.
Данное помещение принадлежит истцу на праве собственности. Проживает в данном жилом помещении с марта 2002 года, в том числе проживал и на момент чрезвычайной ситуации в августе 2013 года.
В результате чрезвычайной ситуации жилое помещение было повреждено. Комиссией дом был признан нуждающимся в капитальном ремонте.
Поскольку подтопление жилого дома в ходе чрезвычайной ситуации привело к повреждению его конструктивных элементов, полагает, что имеет право на меры социальной поддержки на цели капитального ремонта.
Просит суд возложить обязанность на Министерство транспорта и строительства -- восстановить --1 в списках граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для получения мер социальной поддержки на цели капитального ремонта жилого помещения; возложить на -- обязанность произвести социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, принадлежащего --1 на праве собственности и расположенного по адресу: -- с. Н.Увал, --Б, за счет иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету -- для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе- сентябре 2013 года.
-- иск не признала, свои возражения представила в письменном отзыве и дополнении к нему, указывая на то, что администрацией было исполнено решение суда, --1 был включен в список лиц пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, однако письмом от -- Министерства транспорта и строительства -- --1 был исключен из списка. В соответствии с устными указаниями Министерства транспорта и строительства --, администрацией был подготовлен новый список. Данный список граждан --, был направлен в Министерство транспорта и строительства --.
Представитель ответчика – Министерства транспорта и строительства -- - --3 в письменном отзыве иск не признала, указывая на то, что Министерство не является надлежащим ответчиком, не осуществляет формирование списков граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации.
Министерством транспорта и строительства -- --1 включило в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков, на предоставление социальной выплаты на цели капитального ремонта поврежденных жилых помещений, в соответствии с решением суда. Данный список направлен в декабре 2015 года в минстрой РФ, минфин РФ. В связи с чем, решение суда о включении --1 в данные списки исполнено.
Письменные отзывы ответчиков приобщены к материалам дела.
Представитель третьего лица - Министерства финансов -- в судебное заседание не явился, возражений по заявленным требованиям не представил, просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по -- в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявляли, возражений по заявленным требованиям не представили.
На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия сторон, просивших рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании --1 на исковых требованиях настаивал, указал доводы, изложенные в исковом заявлении. Просила исковые требования удовлетворить в полном объёме.
В судебном заседании представитель администрации -- --4, иск не признала, указала доводы, указанные в письменном отзыве и дополнении к нему.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу:
Решением Мазановского районного суда от -- -- на администрацию -- была возложена обязанность включить --1 в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков на территории села Новокиевский -- в августе 2013 года для предоставления мер социальной поддержки на цели капительного ремонта, поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу: с. Н.--Б.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от -- -- решение Мазановского районного суда от -- -- было оставлено без изменения.
Решение Мазановского районного суда -- от -- вступило в законную силу --.
Письменным уведомлением Министра строительства и архитектуры -- глава администрации -- был уведомлен о том, что формирование списка граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков и оказания мер поддержки из федерального бюджета данной категории граждан законодательством не предусмотрено (предусмотрено только для пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением). Соответственно, не включен в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации на территории --, в том числе, --1
Постановлением -- от -- -- Министерство транспорта и дорожного хозяйства преобразовано в Министерство транспорта и строительства с присоединением к нему Министерства строительства и архитектуры --.
Постановлением временно исполняющего обязанности губернатора -- от -- -- ОБ утверждено Положение о Министерстве транспорта и строительства --, в силу которого Министерство является правопреемником министерства строительства и архитектуры -- в части полномочий и функций в сфере градостроительства, строительного комплекса, ценообразования и сметного нормирования в строительстве.
Как установлено в суде, Министерство транспорта и строительства согласовывает сформированные администрацией -- списки граждан по предоставлению гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории --, мер поддержки на цели капитального ремонта.
Поскольку данное Министерство согласует сформированные администрацией -- списки граждан по предоставлению гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории --, мер поддержки на цели капитального ремонта, то оно обоснованно привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Исключение Министерством транспорта и строительства --1 из списка влечет за собой невозможность реализации прав на выплаты причитающихся денежных средств на проведение капитального ремонта жилья, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации.
Решением Мазановского районного суда было признано, что --1 обладает правом на меру социальной поддержки на цели капитального ремонта жилья, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в августе-сентябре 2013 года и правом на включение в список.
Ответчиками акцентировано внимание на то, что в решении Мазановского районного суда (-- от --) об удовлетворении исковых требований --1 указано, что истец пострадал не от крупномасштабного наводнения, а в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков на территории с.Н.--. Доводы сводятся к оспариванию в резолютивной части формулировки причины признания --1, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации. В связи с чем, ответчики полагают, что данная формулировка имеет принципиальное значение, и позволяет им исключать граждан из списка, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для оказания мер социальной поддержки на цели капитального ремонта, поврежденного жилья.
Давая оценку указанным доводам, суд расценивает их как не состоятельные, которые не могут являться основанием для отказа в исковых требованиях --1 сама по себе формулировка в резолютивной части решения суда о причинах чрезвычайной ситуации, не может являться ограничением прав истца на получение мер социальной поддержки. Поскольку данные меры социальной поддержки добровольно ответчиком не исполняются, истец вновь обратился в суд с целью реализации своего права.
В соответствии с Распоряжением губернатора -- от -- ---р чрезвычайная ситуация на территории -- объявлена в связи«с прохождением юго-западного циклона через территорию -- в большинстве районов области в середине июля 2013 года прошли дожди, в отдельных районах сильные, с грозами, местами ливни. Наибольшее количество осадков было отмечено в Зейском, Селемджинском, Магдагачинском, Тындинском, --х, --. В результате подъема воды в -- были подтоплены жилые дома --, что привело к нарушению жизнеобеспечения населения. После ливня -- были затоплены проезжие части центральных улиц, подтоплены жилые дома частного сектора --. В связи со сложившейся обстановкой на территории -- и -- введен режим чрезвычайной ситуации».. «Также прогнозируются другие опасные природные явления (сильный ливень, очень сильный дождь, продолжительный сильный дождь и др.).» По смыслу распоряжения, чрезвычайная ситуация на территории -- объявлена в результате природных явлений затоплением (наводнением), обусловленных, как подъемом воды в реках, так и ливневыми дождями.
С учетом указанных обстоятельств и в связи с признанием права гражданина нарушенным, суд считает исключение --1 из списка, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для оказания мер социальной поддержки на цели капитального ремонта, поврежденного жилья, необоснованным по надуманным основаниям.
Установленные в судебном заседании обстоятельства, свидетельствуют о наличии у --1 неоспоримого права на предоставление за счет бюджетных средств социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилья, расположенного по адресу: --, с. Н.Увал, --Б.
Исключение --1 из списка граждан, чьё жильё повреждено в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в августе-сентябре 2013 года на территории --, лишает его права на выплату положенных денежных средств на цели капитального ремонта поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилья.
В соответствии со ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
С учетом указанных обстоятельств и в связи с признанием судебным актом за --1 права на включение в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением, произошедшим на территории -- в августе-сентябре 2013 года, суд считает исключение --1 из списка незаконным.
Право --1 на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения подлежит восстановлению, поскольку в силу абз. 7 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Указом Президента РФ от -- -- «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и --в. Амурской и Магаданской областей, --» предусмотрена необходимость ремонта поврежденного и строительства нового жилья для граждан, пострадавших от наводнения (п. 1).
Правительству Российской Федерации предписано предусмотреть выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, определив порядок выделения указанных средств (пп. «г» п. 2), а также решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (п.п. «д» п. 2).
Постановлением Правительства РФ от -- -- «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2011 - 2015 годы» утверждены Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, -- и -- иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в 2013 году.
Условия и порядок предоставления гражданам социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилья, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, на территории -- определены -- -- «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе -сентябре 2013 года на территории --, мер поддержки на цели капитального ремонта».
-- от -- -- «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории --, мер поддержки на цели капитального ремонта» признан утратившим силу с -- в результате принятия -- от -- --.
Вместе с тем, на момент возникновения спорных правоотношений -- от -- -- являлся действующим и определял условия реализации права граждан на получение компенсационных выплат. Обратной силы -- от -- -- не придано. В связи с этим нормы -- от -- -- подлежат применению при разрешении настоящего спора.
В соответствии со ст. -- от -- -- «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории --, мер поддержки на цели капитального ремонта», государственными полномочиями по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт (далее - государственные полномочия) наделяются органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, территории которых подверглись чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории -- (далее - органы местного самоуправления). Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями на срок по --. Органам местного самоуправления передаются следующие государственные полномочия: 1) прием и рассмотрение заявлений и документов от граждан на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт; 2) формирование и утверждение списков граждан, жилые помещения которых повреждены; 3) выплата пострадавшим гражданам денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений.
Из материалов дела видно, что обращение --1 в администрацию -- за выплатой денежных средств на капитальный ремонт поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения имело место на момент, когда -- от -- -- являлся действующим, а администрация -- была наделена государственными полномочиями по рассмотрению заявлений граждан и осуществлению гражданам компенсационных выплат.
В результате исключения --1 из списка граждан - получателей социальной выплаты, средств на цели капитального ремонта поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилья, ответчиком- Министерством транспорта и строительства было допущено нарушение его права на указанную выплату. Данная выплата была предоставлена ему действующим на момент режима чрезвычайной ситуации законодательством.
Ссылка представителя Министерства транспорта и строительства -- о том, что --1 Министерством включен в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для получения мер социальной поддержки на цели капитального ремонта жилого помещения не соответствует действительности, поскольку ответчиком- администрацией --, представлен суду список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для получения мер социальной поддержки на цели капитального ремонта жилого помещения в соответствии с судебными решениями, который направлен -- для согласования в Министерство транспорта и строительства --. В данном списке --1 значится, однако по сведениям, представленным администрацией -- с целью исполнения решения суда --1 неоднократно включался в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, но также неоднократно данный гражданин исключался из списков Министерством транспорта и строительства --.
Как пояснила представитель ответчика – администрации --, в настоящее время --1 в данном списке не значится.
В соответствии со ст. -- от -- -- «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории --, мер поддержки на цели капитального ремонта», финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется в форме субвенций из областного бюджета, предоставляемых местным бюджетам.
Правилами предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, -- и -- иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, утвержденных Постановлением Правительства РФ от -- -- (в действующей редакции), предусмотрено, что осуществление социальной выплаты устанавливается в порядке реализации полномочий органов государственной власти и предоставляется за счет бюджетных ассигнований - иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету --.
Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета согласно части 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
При этом суд полагает правомерным отметить о том, что сам Порядок расходования субвенций из областного бюджета, предоставляемой бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, утвержденный Постановлением -- от -- -- (в редакции от --), а также Правила предоставления из федеральною бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, -- и -- иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от -- -- в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы регламентируют порядок направления и расходования денежных средств федерального бюджета с целью устранения последствий чрезвычайной ситуации.
В связи с чем, суд полагает правомерным возложить на администрацию --, обязанность по осуществлению выплаты положенных --1 денежных средств на цели капитального ремонта поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением, произошедшим в августе-сентябре 2013 года, принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения. Поскольку именно на администрацию -- возложена обязанность по осуществлению государственных полномочий по предоставлению социальной выплаты на проведение капитального ремонта поврежденного жилья в результате чрезвычайной ситуации.
Вопросы финансирования и предоставления субвенций из областного бюджета органу местного самоуправления для социальной выплаты гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, денежных средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, касаются межбюджетных правоотношений, в которых гражданин субъектом не является, в силу чего право истца на получение требуемых компенсационных выплат, не может быть поставлено в зависимость от сроков и объема денежных средств, направляемых из средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в уровни бюджетной системы Российской Федерации.
Действующим законодательством в сфере оказания государственной поддержки лицам, пострадавшим от наводнения на территории -- в 2013 году не предусмотрено такое основание для отказа в предоставлении социальной выплаты, как отсутствие финансирования.
Таким образом, предусмотренная истцу выплата подлежит осуществлению именно за счет средств иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету -- для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года.
Оценив, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, представленные суду сторонами доказательства, исковые требования --1 подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования --1 к администрации --, Министерству транспорта и строительства --, Министерству финансов --, третьему лицу – Министерству финансов Российской Федерации, удовлетворить.
Возложить на Министерство транспорта и строительства -- обязанность восстановить --1 в списках граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории -- в августе-сентябре 2013 года, для получения мер социальной поддержки на цели капитального ремонта жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности и расположенного по адресу: --Б.
Возложить на администрацию -- обязанность произвести --1 социальную выплату на капитальный ремонт жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности и расположенного по адресу: --Б за счет иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету -- для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Мазановский районный суд -- в течение одного месяца со дня принятия решения.
Копия верна:
Судья Е.--