Дело № ...
№ ...
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 октября 2019 года ........
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Береговой С.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахаревой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сыроежко В. С. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кондопога Республики Карелия (межрайонное) об обязании включить в льготный стаж периоды трудовой деятельности, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязании назначить досрочную трудовую пенсию,
у с т а н о в и л :
Истец обратился в суд с названным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного заседания, по тем основаниям, что при обращении к ответчику о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости, ХХ.ХХ.ХХ получил отказ, мотивированный следующим. При имеющемся достаточном общем страховом стаже и стаже работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, у истца не выработан необходимый стаж работы в размере 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, предусмотренный п. 7 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 № 400-ФЗ. В частности, при рассмотрении заявления, ответчиком было установлено. С решением ответчика истец не согласен. Полагает, что работая с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в должности обрубщика сучьев в Медвежьегорском леспромхозе, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ – учеба как обрубщик сучьев в <...>, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в должности водителя 3 <...> <...>, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ – <...>, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в должности <...>, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в должности <...>, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в должности <...>», с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в должности <...>, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в должности <...> с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в должности <...>, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в должности <...>», с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в должности <...> имеет необходимый стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости. С учетом уточненных требований, просит обязать ГУ УПФ в г.Кондопога включить в стаж работы с вредными условиями данные периоды и назначить досрочную трудовую пенсию с ХХ.ХХ.ХХ.
Истец Сыроежко В.С. в судебное заседание не явился, ранее в присутствии своего представителя Лахтионовой В.А., действующей по устному ходатайству, в судебном заседании поддержали исковые требования, полагают, что имеются надлежащие доказательства, что истец работал в спорные периоды на льготных должностях, занятость истца составляла более 80%, в едином технологическом процессе лесозаготовок, выполнял работу полный рабочий день на вывозке леса.
Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кондопога Корнилов В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал, поддержал позицию, изложенную в решении от ХХ.ХХ.ХХ.
Представитель ООО «Медвежьегорский леспромхоз» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на ХХ.ХХ.ХХ, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пп. 1 - 10 и 16 - 18 ч. 1 ст. 30 настоящего ФЗ, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (ч. 2 ст. 33 ФЗ № 400-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации утверждено постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей, учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - Постановление № 665).
В соответствии с ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы, имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Лицам, занятым непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, досрочная страховая пенсия по старости назначается по п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ на основании Списка профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 № 273 (далее - Список № 273).
До 01.01.1992 должности работников занятых на лесозаготовках и лесосплаве были предусмотрены в Списке № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 (далее - Список № 2 от 1956 г.).
Согласно пункту 3 Постановления № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право па досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (далее - Правила № 516).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года № 273, (Список № 273) к профессиям и должностям, дающим право на льготное пенсионное обеспечение, отнесены, в том числе вальщики леса, обрубщики сучьев, водители автомобилей на вывозке леса.
Согласно примечания к Списку данный перечень профессий и должностей распространяется на работников, занятых в едином технологическом процессе лесозаготовок (независимо от вида рубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной принадлежности.
В разделе XXII «Лесозаготовки» Списка № 2 от 1956 г. указано, что правом на досрочную пенсию пользуются шоферы лесовозных автомобилей занятые на заготовке и сплаве леса.
В соответствии с п. 5 Правил № 516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась в течение полного рабочего дня, засчитывается в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Списками, утвержденными на основании Постановления Совмина СССР от 22.08.1956 года № 1173 и действовавшим до принятия Списков, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, необходимость занятости в течение полного рабочего дня указанными работами не предусматривалась.
Согласно пункту 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 5, утв. Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. Аналогичные положения содержались и в разъяснениях Министерства труда Российской Федерации от 08.01.1992 № 1, утвержденных приказом Министерства труда и занятости РСФСР № 3, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08.01.1992 № 235.
Данные разъяснения были утверждены после 01.01.1992, и поскольку в требованиях истца указаны, в том числе периоды работы, имевшие место до принятия указанных разъяснений, полная его занятость до указанной даты (01.01.1992) не являлась обязательным условием для признания особыми условий труда, в которых он работал.
Более того, согласно п. 3 Указания Минсоцобеспечения РСФСР от 15.05.1991 № 1-57-У «О порядке применения Списков № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях», утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, которые начали действовать уже после периодов работы истца, право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками № 1 и № 2, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем согласно разъяснениям Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08.01.1992 № 1 понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций.
При разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты) (п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»).
Из п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» следует, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
По смыслу данных норм, если наименование профессии работника не полностью соответствует Списку, вопрос об отнесении данной профессии к какой-либо из льготных профессий, предусмотренных Списком, решается, исходя не из названия, а из характера, специфики и условий работы, выполняемых функциональных обязанностей с учетом целей, задач и направлений деятельности организации-работодателя. При этом, касательно лесозаготовительной деятельности, согласно примечанию к Списку № 273, главным критерием отнесения какой-либо профессии к льготной является занятость данного работника в едином технологическом процессе лесозаготовок предприятий лесной промышленности.
В периоды работы истца также действовали Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ».
С 01.06.1993 введен в действие Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», в соответствии со ст. 25 которого в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях устанавливается пенсия: мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Согласно ст. 28 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в редакции, действующей в период работы истца) при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта).
Статья 14 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» (с последующими изменениями) предусматривала аналогичные положения для назначения пенсии в связи с работой в МКС и на Крайнем Севере, как и в ст. 25 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Статьей 94 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 предусматривалось, что при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона, периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчисляются в полуторном размере. Указанный Закон РФ утратил силу с 01.01.2002 с принятием Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ.
Учитывая указанные выше положения ст. 94 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» и позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П, следует признать, что периоды работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, до 01.01.2002 подлежат исчислению в льготном порядке.
Судом установлено, что решением ГУ УПФ РФ в г. Кондопога РК (межрайонное) от ХХ.ХХ.ХХ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 7 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Из решения ответчика от ХХ.ХХ.ХХ следует, что в льготный стаж истца (лесозаготовки) спорные периоды не включены в льготный стаж, поскольку невозможно определить относятся ли выполняемые истцом работы к льготной категории профессий. Страховой стаж Сыроежко В.С. составил 27 лет 10 месяцев 16 дней, при требуемом 25 лет, стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, составляет 24 года 2 месяца 26 дней, при требуемом 20 лет, льготный стаж в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно занятых на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования составляет 0 лет 0 месяцев 0 дней, при требуемом стаже 12 лет 06 месяцев.
В системе обязательного пенсионного страхования истец зарегистрирован ХХ.ХХ.ХХ.
Как следует из трудовой книжки истца, с ХХ.ХХ.ХХ истец принят <...>, ХХ.ХХ.ХХ переведен <...>, ХХ.ХХ.ХХ <...>. ХХ.ХХ.ХХ <...>. С ХХ.ХХ.ХХ переведен <...>, ХХ.ХХ.ХХ переведен <...>, ХХ.ХХ.ХХ уволен. <...> с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ. С ХХ.ХХ.ХХ трудоустроен в <...>, с ХХ.ХХ.ХХ переведен <...>, ХХ.ХХ.ХХ <...>», ХХ.ХХ.ХХ уволен. С ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ работал в качестве <...>. С ХХ.ХХ.ХХ принят <...>, ХХ.ХХ.ХХ переведен <...>, с ХХ.ХХ.ХХ уволен, ХХ.ХХ.ХХ принят <...>, ХХ.ХХ.ХХ уволен. С ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ трудоустроен по переводу <...>». С ХХ.ХХ.ХХ принят по контракту <...>», ХХ.ХХ.ХХ уволен, с ХХ.ХХ.ХХ принят <...>», ХХ.ХХ.ХХ уволен. С ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ трудоустроен в <...>. ХХ.ХХ.ХХ принят <...>, ХХ.ХХ.ХХ уволен. ХХ.ХХ.ХХ принят <...> уволен ХХ.ХХ.ХХ.
Указанные сведения также подтверждаются имеющимися в деле копиями архивных справок, приказов и лицевых счетов за спорные периоды работы.
В своем заключении, изучив представленные на экспертизу документы, эксперт Управления труда и занятости РК от ХХ.ХХ.ХХ пришел к выводу, что к работе Сыроежко В.С. в качестве <...>, занятого на вывозке леса, можно отнести следующие наименования видов работ, указанных в архивных справках: <...>, то есть условия и характер труда Сыроежко В.С. в периоды работы с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в качестве <...> в едином технологическом процессе лесозаготовок соответствуют Списку № 273 при подтверждении полной его занятости на вывозке леса. Также эксперт пришел к выводу, что согласно тарифно-квалификационной характеристике водителей автомобилей к работе водителя автомобиля, занятого на вывозке леса, также следует относить дни выполнения ремонтных работ закрепленного автомобиля (при условии, что в специальный стаж работы время его занятости на ремонтных работах, суммарно превышающее один месяц в течение календарного года, не включается). Периоды работы после регистрации Сыроежко В.С. ХХ.ХХ.ХХ в системе обязательного пенсионного страхования экспертом в заключении не рассматривались.
В Рекомендации Международной организации труда № 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» 1974 г. термин «оплачиваемый учебный отпуск» означает отпуск, предоставляемый трудящемуся для целей образования на определенный период в рабочее время с выплатой соответствующих денежных пособий.
Согласно п.21 Рекомендации период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.
В соответствии со ст.198 КЗоТ РФ за время отпусков, предоставляемых в связи с обучением в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях, за работниками сохраняется средняя заработная плата.
В соответствии ст.112 КЗоТ РФ, действовавшей в спорный период при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Период нахождения на обучении является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из трудовой книжке истца, архивных справок в спорный период истец являлся работником <...> ему начислялась заработная плата, к заработной плате производились начисления районного коэффициента и северной надбавки. Данные периоды учтены ответчиком в страховой стаж истца.
Согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в отдельных случаях установление периодов и стажа работы допускается на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам не по вине работника. Данной правовой нормой установлено ограничение допустимости средств доказывания при определении характера работы. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Так, в вышеназванных Списках от 24 апреля 1992 г. № 273 и от 22 августа 1956 года № 1173 наряду с должностью водитель указано условие, при котором работникам предоставляется досрочное пенсионное обеспечение: занятость на работах по вывозке леса.
С учетом изложенного подтверждение работы истца именно на автомобиле по вывозке леса относится к подтверждению характера работы.
Ст. 60 ГПК РФ установлено, что обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться другими доказательствами.
Таким образом, при рассмотрении спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии суд не принимает показания свидетелей М, Б в качестве допустимого доказательства характера работы. Такая занятость должна быть подтверждена документально.
Оснований для принятия периодов работы Сыроежко В.С. периодам работы Б которому на основании решения Медвежьегорского суда РК от ХХ.ХХ.ХХ аналогичные периоды работы на лесозаготовках в качестве водителя автомобилей на вывозке леса включены в льготный стаж и назначена досрочная трудовая пенсия по старости, не имеется. Включение периодов работы иному лицу в льготный стаж не может являться основанием для безусловного удовлетворения иска, с учетом заключения эксперта по настоящему делу.
Изучив и проанализировав архивные справки, лицевые счета за спорные периоды работы истца, принимая во внимание, что периоды простоев, прогулов, отпуска за свой счет, иная работа в качестве водителя, водителя водовозки в льготный стаж не включаются, суд приходит к выводу, что периоды работы истца с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в должности <...>, а также последующая за ним учеба с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ подлежит включению в льготный стаж работы для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 7 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Не подлежит включению в льготный стаж период работы за 1986 год, так как в лицевых счетах указана профессия слесаря с января по декабрь 1986. Приказом № 58 от ХХ.ХХ.ХХ слесарь Сыроежко В.С. переведен <...>. Приказом № 9 от ХХ.ХХ.ХХ с ХХ.ХХ.ХХ до исполнения восемнадцати лет принят <...>. Не подлежит включению периоды работы в 1987 году, так как в лицевом счете указан <...>, профессия не указана.
Период работы водителя на <...> с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ подлежит включению в льготный стаж по Списку № 2 от 24 апреля 1992 г. № 273. При этом периоды работы до ХХ.ХХ.ХХ подлежат исчислению в льготном порядке, поскольку истец работал в Медвежьегорском районе, который отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Иные периоды не подлежат включению в льготный стаж, так как должность указана: водитель, водитель 2,3 класса всех типов и марок машин (автомобилей), без указания вида работ, позволяющих отнести работу в должности, предусмотренную Списком № 2, а также ремонтные работы, превышающие 1 месяц в течение календарного года.
Доказательств того, что работая в указанные выше спорные периоды, истец выполнял обязанности не по должностям, предусмотренным Списками, и не был занят в течение 80% рабочего времени, ответчиком суду представлено не было. При этом суд учитывает, что в рабочее время истца согласно приведенным выше разъяснениям подлежало включению выполнение подготовительных и текущих работ.
Учитывая изложенное, ссылка ответчика на недоказанность характера работы, дающей право на включение указанных выше спорных периодов работы истца в специальный стаж, является несостоятельной.
Период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ – служба в Советской Армии не подлежит включению в льготный стаж, поскольку в соответствии с п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590 и действовавшего до вступления в силу Закона о пенсиях 1990 г., время службы в армии приравнивалось к работе, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, если служба предшествовала такой работе или следовала за ней.
Иные периоды работы истца по профессии <...>, не могут быть засчитаны в льготный стаж, поскольку не представлены доказательства полной занятости истца в профессиях, предусмотренных Списками № 2 и № 273, отсутствуют доказательства наличия единого технологического процесса лесозаготовок в вышеназванных организациях. Согласно имеющимся в материалах дела сведениям указанные предприятия, как имеющие льготные профессии, на учете в территориальных пенсионных фондах не состоят, соответствующий тариф страховых взносов не уплачивался.
Кроме того, должность истца указана как водитель, а с ХХ.ХХ.ХХ водитель на вывозке леса и слесаря по ремонту автомашин, из представленных лицевых счетов и расчетных листков невозможно сделать вывод о льготном характере работы истца в такие периоды, в связи с чем в удовлетворении иска в этой части надлежит отказать.
В соответствии со ст. 14 ФЗ от ХХ.ХХ.ХХ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы гражданина после регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ от ХХ.ХХ.ХХ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» должны подтверждаться сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица с момента регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования сведения о льготном характере работы в спорные периоды, за исключением периодов включенных ответчиком в стаж на основании решения комиссии от ХХ.ХХ.ХХ, указаны без льготы, следовательно, работодателем не подтверждается льготный характер работы истца, а доказательств опровергающих указанные обстоятельства истцом суду не представлено и в ходе рассмотрения дела не установлено.
В соответствии со ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно пункту 3 Постановления № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право па досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516 (далее - Правила № 516).
В соответствии с п. 2 Правил № 516, при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются, в том числе периоды работы с тяжелыми условиями труда (подпункт 2 п. 2 Правил № 516) и работа в качестве рабочих и мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования (подпункт 7 п. 2 Правил № 516).
В силу п. 3 Правил № 516 суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется путем прибавления к периодам работ, указанных в подпункте 2 (работы с тяжелыми условиями труда), - периодов работ, указанных в подпункте 1, а также периодов работ, указанных в подпунктах 5 – 7 (п. 7 лесозаготовки), 9, 12, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях», то есть без применения правила об уменьшении возраста, предусмотренного абзацем вторым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях».
Таким образом, общая продолжительность льготного стажа работы истца с учетом включенных судом периодов, составляет менее требуемых для назначения досрочной страховой пенсии по старости - 12 лет 06 месяцев, следовательно, в требовании об обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости надлежит отказать.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по государственной пошлине в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление удовлетворить частично.
Обязать ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Кондопога РК (межрайонное) зачесть в льготный стаж работы для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 7 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» Сыроежко В. С., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, периоды его работы:
с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в должности <...>,
с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ – обучение,
с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ <...>
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кондопога РК (межрайонное) в пользу Сыроежко В. С. расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 300 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Кондопожский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В.Берегова
Решение в окончательной форме принято ХХ.ХХ.ХХ.