Решение по делу № 33-2583/2020 от 28.05.2020

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Ченцова Л.В.                                                                  Дело №2-312/2020

33-2583/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 июня 2020 года                                                                           г. Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего: Михальчик С.А.,

судей: Королевой Н.С., Чашиной Е.В.,

при секретаре: Кондратьевой К.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Правительства Калининградской области на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 13 января 2020 года, которым на Правительство Калининградской области была возложена обязанность предоставить Кондратьевой Александре Сергеевне благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не ниже установленных социальных норм, за счет средств бюджета Калининградской области.

Заслушав доклад судьи Чашиной Е.В., объяснения истца Кондратьевой А.С. и ее представителя Замятина А.Ю., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

    УСТАНОВИЛА:

Кондратьева А.С. обратилась в суд с исковым заявлением к Правительству Калининградской области о понуждении предоставить жилое помещение, указав в обоснование заявленных требований, что она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители были лишены родительских прав. В 2013 году она была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений. В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение должно было быть ей предоставлено по достижении возраста 18 лет, однако до настоящего времени этого не сделано. В этой связи просила обязать Правительство Калининградской области предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда не ниже установленных социальных норм по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств бюджета Калининградской области.

Рассмотрев дело, суд вынес изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик Правительство Калининградской области просит решение отменить, обязанность предоставить истцу жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма возложить на Агентство по имуществу Калининградской области, ссылаясь на то, что по данной категории спора Правительство Калининградской области является ненадлежащим ответчиком. Настаивает на том, что требования истца о предоставлении жилого помещения должны быть адресованы к органу исполнительной власти Калининградской области – надлежащему ответчику, который принимает решение о предоставлении жилого помещения и фактически его предоставляет, то есть Агентству по имуществу Калининградской области.

От третьего лица Агентства по имуществу Калининградской области поступили письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых содержится просьба оспариваемое решение оставить без изменения.

В судебное заседание остальные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела судом допущено не было.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Кондратьева Анастасия Сергеевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ее отец ФИО1 и мать ФИО2 решением Багратионовского районного суда Калининградской области от 7 июня 2005 года были лишены родительских прав.

Постановлением и.о. главы администрации МО «Багратионовский район» от 2 апреля 2004 года №300 была зачислена в детский дом <данные изъяты>

Истец зарегистрирована в жилом помещении по адресу: <адрес>, в которой зарегистрированы также ее родители, лишенные в отношении нее родительских прав.

В 2013 году Кондратьева А.С. была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области.

Сведения о зарегистрированных правах собственности на недвижимое имущество за Кондратьевой А.С. отсутствуют. Нанимателем по договору социального найма либо членом семьи нанимателя истец не является.

Применяя положения ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" во взаимосвязи с положениями статей 4 и 8 Закона Калининградской области от 28 декабря 2005 года №714 "Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", суд правомерно пришел к выводу, что истец имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств бюджета Калининградской области, поскольку она в установленном порядке была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ее право на обеспечение жилым помещением никем не оспаривается; в 2016 году она достигла возраста 18 лет, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена; жилого помещения не имеет.

При этом в силу положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения такой категории лиц предоставляются по достижении ими возраста 18 лет.

Аналогичные положения содержатся в ст. 43-6 Закона Калининградской области от 3 июля 2007 года №151 «О специализированном жилищном фонде Калининградской области», согласно которой жилые помещения специализированного жилищного фонда Калининградской области предоставляются лицам, указанным в статье 43-3 настоящего Закона (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным по обстоятельствам, установленным статьей 43-5 настоящего Закона), по достижении ими возраста 18 лет, а также ранее чем по достижении ими возраста 18 лет в случае, если полная дееспособность приобретена ими до достижения совершеннолетия.

Действительно, с 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный Закон от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», исключивший из ряда законодательных актов указание на внеочередное предоставление по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.

Однако изменение законодательства не повлекло возникновение возможности обеспечения детей-сирот и иных лиц данной категории жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке очереди, определяемой в соответствии с очередностью указанных лиц в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В соответствии со статьей 4 вышеуказанного Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений данного закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления закона в силу, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

Ни положения федерального законодательства, ни положения нормативных актов Калининградской области не содержат указание на предоставление жилых помещений в порядке очередности, исходя из времени включения лиц указанной категории в соответствующий список.

Сам по себе факт учета лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в списке означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом или законом субъекта РФ оснований обеспечения гражданина жилым помещением для целей своевременного исполнения обязанности по предоставлению гражданину жилого помещения при наличии совокупности предусмотренных законом юридических фактов, но не устанавливает какой-либо очередности.

Таким образом, Кондратьева А.С. подлежит обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда не в порядке какой-либо очередности, а после достижения возраста 18 лет.

Приводимые в апелляционной жалобы доводы Правительства Калининградской области о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Агентство по имуществу Калининградской области, являлись предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно отклонены.

Само по себе возложение на Агентство по имуществу Калининградской области статьей 5 Закона Калининградской области «О специализированном жилищном фонде Калининградской области» полномочий по заключению договоров найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа специализированного жилищного фонда Калининградской области в порядке, определяемом Правительством Калининградской области, не свидетельствует о наличии оснований для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения на Агентство по имуществу Калининградской области.

В соответствии с Уставом (Основным Законом) Калининградской области, введенным законом от 18 января 1996 года №30 Правительство Калининградской области управляет и распоряжается собственностью Калининградской области в соответствии с законами Калининградской области, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Калининградской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правительство Калининградской области наделяет полномочиями по осуществлению соответствующих функций возглавляемые им органы исполнительной власти Калининградской области.

В соответствии со статьей 11 Уставного закона Калининградской области от 12 октября 2011 года №42 «О Правительстве Калининградской области» Правительство Калининградской области обеспечивает социальную поддержку детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей.

Как предусмотрено статьей 43-6 Закона Калининградской области «О специализированном жилищном фонде Калининградской области» (в редакции Закона Калининградской области от 24 декабря 2018 года №246), на основании решения межведомственной комиссии Калининградской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о предоставлении жилых помещений органом исполнительной власти Калининградской области, уполномоченным в сфере имущественных отношений, принимается решение о таком предоставлении и заключается договор найма жилого помещения специализированного жилого фонда Калининградской области.

Совокупный анализ приведенных правовых норм свидетельствует о том, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области является полномочием Правительства Калининградской области, а дальнейшее распределение его полномочий между органами исполнительной власти, уполномоченными в сфере социальной защиты населения, в сфере имущественных отношений и другими, не влечет безусловное освобождение Правительства Калининградской области от обязанности по предоставлению жилого помещения указанной категории граждан.

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства, данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ; доводы апелляционной жалобы не содержат оснований, указанных в ст. 330 ГПК РФ к отмене судебного решения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Калининграда от 13 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-2583/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Кондратьева Александра Сергеевна
Ответчики
Правительство Калининградской области
Другие
Министерство социальной политики Калининградской области
Замятин Антон Юрьевич
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Чашина Елена Васильевна
Дело на странице суда
oblsud.kln.sudrf.ru
28.05.2020Передача дела судье
30.06.2020Судебное заседание
06.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2020Передано в экспедицию
30.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее