Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-84/2016 ~ М-71/2016 от 25.04.2016

Дело № 2а-84/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 мая 2016 года                                 город Казань

Казанский гарнизонный военный суд в составе судьи Сердитого Э.А.,

с участием представителя административного истца - Добровольской Т.М., представителя административных ответчиков - начальника Федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее -начальник ФГКУ «ЦРУЖО») и начальника отделения (территориальное, <Адрес>) ФГКУ «ЦРУЖО» (далее - начальник отделения ФГКУ «ЦРУЖО» (<Адрес>)) - Коноваловой Г.В.,

при секретаре Фирсовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-84/2016 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части <Номер> Леленкова В.Е. об оспаривании действий начальника отделения ФГКУ «ЦРУЖО» (<Адрес>), связанных со снятием его с учёта нуждающихся в жилых помещениях,

УСТАНОВИЛ:

Леленков обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника отделения ФГКУ «ЦРУЖО» (<Адрес>) от 11 марта 2016 года <Номер> в части снятия его с учёта нуждающихся в жилых помещениях, обязать указанное должностное лицо отменить оспариваемое решение, а также выдать Леленкову В.Е. справку о сдаче жилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес>.

В обосновании своих требований Леленков указал, что в 2002 году, в период прохождения военной службы в войсковой части <Номер>, ему на семью из 3 человек (он, супруга – ФИО1, дочь – ФИО2), предоставлено жилое помещение по адресу: <Адрес>, общей площадью 34,7 кв.м. (жилая площадь 17,9 кв.м). После расторжения в 2007 году брака с ФИО1, административный истец принял меры по выделению своей доли в указанном жилом помещении, однако решением суда в удовлетворении данных требований ему было отказано.

Решением жилищной комиссии войсковой части <Номер> от 20 ноября 2007 года Леленкову, повторно, предоставлено жилое помещение по адресу: <Адрес>, общей площадью 38 кв.м., которое в 2010 году административный истец зарегистрировал за собой на праве собственности. 15 июля 2011 года между Леленковым и ФИО3 заключён брак, в котором у административного истца родились двое детей. 4 декабря 2013 года Леленков признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Решением начальника отделения ФГКУ «ЦРУЖО» (<Адрес>) от 11 марта 2016 года <Номер> административный истец снят с учёта нуждающихся в получении жилья. Считая данное решение незаконным, поскольку, по мнению Леленкова, невозможность сдачи причитающейся ему части жилого помещения по адресу: <Адрес>, не может лишить его права на надлежащее обеспечение жилым помещением по установленным нормам. При этом Леленков выразил согласие на сдачу находящегося в его собственности жилого помещения, в случае обеспечения его жильём от Министерства обороны.

Леленков, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, направил в суд своего представителя.

Представитель административного истца - Добровольская Т.М. в судебном заседании требования Леленкова поддержала и просила суд их удовлетворить в полном объёме, при этом, в дополнении к его позиции, пояснила, что полагает незаконным исключение истца из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как на сегодняшний день предоставленная Леленкову квартира не удовлетворяет требованиям, позволяющим считать его обеспеченным жильём по нормам установленным в <Адрес>. Кроме этого, она полагала, что отсутствие в законодательстве нормы права запрещающей Министерству обороны Российской Федерации принять от военнослужащего жилое помещение находящееся в его собственности, для предоставления иного, размер которого позволил бы говорить об обеспеченности Леленкова жильём, является основанием для отмены оспариваемого решения. Также, Добровольская полагала незаконным отказ в предоставлении истцу справки о сдаче жилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес> и просила обязать начальника отделения ФГКУ «ЦРУЖО» (<Адрес>) выдать Леленкову справку о сдаче вышеуказанного жилого помещения.

    Административные ответчики, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, об отложении разбирательства по делу не ходатайствовали, направили в суд своего представителя.

Представитель административных ответчиков – Коновалова, в судебном заседании требования Леленкова не признала и просила в их удовлетворении отказать, пояснив, что в 2002 году Леленкову предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес> на состав семьи три человека (он, супруга - ФИО1, дочь – ФИО2), общей площадью 34,7 кв.м., по ордеру <Номер> от 31 января 2002 года, выданному <Адрес> КЭЧ района. После расторжения брака 13 марта 2007 года Леленков обратился в суд с требованием о выселении бывшей супруги, решением которого ему было отказано в удовлетворении заявленных требований, других мер по получению причитающейся части жилой площади, в том числе в судебном порядке, не предпринимал.

Решением жилищной комиссии войсковой части <Номер> от 20 ноября 2007 года Леленкову, повторно предоставлено жилое помещение по адресу: <Адрес>, общей площадью 38 кв.м. (жилая площадь 17,9 кв.м.) на состав семьи 1 человек, со снятием с учёта нуждающихся. 3 декабря 2008 года Леленков был снят с регистрационного учёта по постоянному месту жительства по адресу: <Адрес>, при этом данное жилое помещение не сдал. Указанное помещение, согласно данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставленными Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, зарегистрировано в собственность бывшей супруги ФИО1 и его дочери ФИО2

Повторно Леленков обеспечивается жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации по адресу: <Адрес>, общей площадью 38 кв.м. и 13 января 2010 года регистрирует её на праве собственности.

В декабре 2013 года Леленков признаётся нуждающимся в улучшении жилищных условий и ставиться на соответствующий учёт, при этом скрыв сведения о ранее предоставленной квартире <Адрес>.

Полагая Леленкова обеспеченным жилым помещением ведомством в котором он проходит военную службу, решением начальника отделения ФГКУ «ЦРУЖО» (<Адрес>) от 11 марта 2016 года <Номер>, административный истец снят с учёта нуждающихся в получении жилья.

Кроме этого, представитель административных ответчиков показала, что в предоставлении справки о сдаче жилья (форма № 10) Леленкову отказано не было и просила суд также отказать удовлетворении данного требования в виду отсутствия предмета спора.

В судебном заседании были представлены сторонами и исследованы следующие доказательства.

Согласно ордеру <Номер> от 31 января 2002 года, выданному КЭЧ <Адрес>, <данные изъяты> Леленкову, Министерством обороны Российской Федерации предоставлено жилое помещение по адресу: <Адрес> на состав семьи три человека (он, супруга - ФИО1, дочь – ФИО2), жилой площадью 17,9 кв.м.

Свидетельством о расторжении брака <Номер> от 14 марта 2007 года подтверждается, что брак между Леленковым и ФИО1 расторгнут.

Согласно сообщению Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставленными Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, видно, что квартира по адресу: <Адрес>, в настоящее время, принадлежит бывшей супруге истца - ФИО1 и дочери - ФИО2

Копией свидетельства о государственной регистрации права <Номер> от 13 января 2010 года подтверждается факт оформления Леленковым на праве собственности квартиры по адресу: <Адрес>.

Копией решения начальника отделения ФГКУ «ЦРУЖО» (<Адрес>) от 11 марта 2016 года <Номер>, подтверждается, что Леленков снят с учёта нуждающихся в жилых помещениях в виду утраты основания дающего право на получения жилья.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что требования Леленкова удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – ФЗ «О статусе военнослужащих») установлено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.

В соответствие с абзацем 3 пункта 1 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.Согласно пункту 8 Правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Республике Марий Эл, утверждённых постановлением Правительства Республики Марий Эл от 18 марта 2000 года № 101 «О порядке учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Республике Марий Эл», нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 16 кв.м.

При этом согласно пункту 14 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Основания для снятия гражданина с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях указаны в статье 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, к которым, в том числе, отнесены утрата им оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, а также выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учёт, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учёт, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учёт, при решении вопроса о принятии на учёт.

Согласно разъяснениям Главного квартирно-эксплуатационного управления министерства обороны Российской Федерации (главного ведомственного жилищного органа) от 5 января 2001 года № 147/3/4/26/4 военнослужащие, обеспеченные жилыми помещениями и впоследствии расторгнувшие брак, могут получить другое жилое помещение, в том числе по месту прохождения военной службы, только в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий. При этом военнослужащие, оставляющие жилое помещение бывшим супругам, обязаны принять все меры к получению причитающейся части жилой площади, в том числе в судебном порядке путем принудительного обмена, в соответствии с положениями статьи 68 ЖК РСФСР.

Пунктом 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» разъяснены вышеуказанные положения законодательства, согласно которым если военнослужащий реализовал своё право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, с учётом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Кроме этого, Конституционным Судом Российской Федерации неоднократно указывалось (определения от 29 января 2015 года № 117-О, от 23 октября 2014 года № 2488-О и др.), что положения пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепляющие условия для предоставления дополнительных гарантий в жилищной сфере для военнослужащих, в том числе об однократном обеспечении их жильём и о необходимости представления документов об освобождении жилого помещения, основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных указанным Федеральным законом. Эти требования распространяются на всех военнослужащих, независимо от времени отчуждения ими жилого помещения, предоставленного за счёт Министерства обороны Российской Федерации.

Таким образом, судом установлено, что 31 января 2002 года Леленкову и членам его семьи, Министерством обороны Российской Федерации, предоставлено жилое помещение общей площадью 34,7 кв.м. по адресу: <Адрес>. Расторгнув брак 14 марта 2007 года с Леленковой, административный истец, фактически передаёт данное жилое помещение членам своей семьи ФИО1 и ФИО2, которые 11 сентября 2009 года регистрируют указанную квартиру на праве собственности. 20 ноября 2007 года решением жилищной комиссии войсковой части <Номер> Леленкову, повторно, по установленным нормам, предоставляется жилое помещение по адресу: <Адрес>, общей площадью 38 кв.м., которое Леленков регистрирует 13 января 2010 года в собственность. Заключив новый брак, 4 декабря 2013 года Леленков вновь признаётся нуждающимся в улучшении жилищных условий. Решением начальника отделения ФГКУ «ЦРУЖО» (<Адрес>) от 11 марта 2016 года <Номер> Леленков снят с учёта нуждающихся в жилых помещениях в виду утраты основания дающего право на получения жилья, что послужило основанием для обращения административного истца в суд.

Давая оценку противоположным позициям представителей сторон о том, что Леленков принял все необходимые меры для выделения доли в квартире <Адрес>, суд приходит к выводу об обоснованности утверждения представителя административных ответчиков о том, что Леленков не принял надлежащих мер для выделения своей доли из предоставленного ему жилого помещения. Ссылку Добровольской на решение Йошкар-Олинского городского суд от 30 июня 2007 года, как на основание принятых истцом мер, суд признаёт несостоятельной поскольку предмет указанного спора был иной, не связанный с выделением доли жилого помещения. Других мер по получению причитающейся части жилой площади, в том числе путём принудительного обмена, истец не предпринимал.

Мнение административного истца и его представителя о праве Леленкова на получение от Министерства обороны Российской Федерации жилого помещения на том основании, что на сегодняшний день повторно предоставленное ему жилое помещение по адресу: <Адрес> не соответствует норме обеспеченности установленной в <Адрес> суд считает не основанным на законе, поскольку получив повторно жилое помещение, предоставленное ему по норме, Леленков полностью реализовал своё право на получение жилого помещения от ведомства в котором проходит военную службу.

Позиция Добровольской, что наличие права собственности у Леленкова на <Адрес> не препятствует её сдаче Министерству обороны Российской Федерации, более того, её принятие является обязанностью данного органа государственной власти, признается судом надуманной и отвергается как несоответствующая требованиям закона.

Также суд полагает, что факт признания Леленкова нуждающимся в улучшении жилищных условий в 2013 году не может служить основанием для признания незаконным оспариваемого решения.

Требование Леленкова устранить нарушение его прав связанных с отказом начальника отделения ФГКУ «ЦРУЖО» (<Адрес>) в предоставлении ему справки о сдаче жилого помещения (форма № 10) по адресу: <Адрес>, суд считает не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям. Как установлено в судебном заседании, обязанность по направлению и представлению документов, подтверждающих освобождение сдаваемых помещений, возложена на самих военнослужащих и регламентирована п. 17 Приказа Министра обороны Российской федерации от 30 сентября 2010 года № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» и п. 6 Приказа Министра обороны Российской федерации от 12 июля 2011 года № 1133 «Об утверждении инструкции о выдаче и хранении справок о сдаче жилых помещений». 6 апреля 2016 года Леленков направил административному ответчику требование о выдаче оспариваемого документа. В своём ответе от 26 апреля 2016 года начальник отделения ФГКУ «ЦРУЖО» (<Адрес>) не отказала Леленкову в её выдаче, а разъяснила его обязанность по представлению документов необходимых для её предоставления, что является обязательным условием установленным вышеуказанными нормативными актами.

Суд приходит к выводу об отсутствии предмета спора по данному требованию, поскольку должностными лицами не отказано истцу в её выдаче, а лишь разъяснён порядок получения указанной справки, что не противоречит требованиям закона.

На основании вышеизложенного, суд считает решение начальника отделения ФГКУ «ЦРУЖО» (<Адрес>) от 11 марта 2016 года <Номер> о снятии Леленкова и членов его семьи с учёта нуждающихся в жилых помещениях законным и обоснованным и, учитывая отсутствие каких-либо доказательств обратного, полагает необходимым отказать административному истцу в удовлетворении заявленных им требований.

В связи с отказом в удовлетворении требований административного истца, в соответствии с главой 10 КАС Российской Федерации, оснований для возмещения Леленкову расходов, связанных с уплатой государственной пошлины не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 227-228 КАС Российской Федерации, военный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части <Номер> Леленкова В.Е. к начальнику территориального отделения (<Адрес>) Федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения о снятии его с учёта нуждающихся в жилых помещениях, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд через Казанский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 31 мая 2016 года.

Судья                                         Э.А. Сердитый

2а-84/2016 ~ М-71/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Леленков В.Е.
Ответчики
Руководитель ФКУ "УФО МО РФ по Свердловской области"
Начальник Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ
Начальник территориального отделения (г. Йошкар-Ола) ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации
Суд
Казанский гарнизонный военный суд (Республика Татарстан)
Судья
Сердитый Э. А.
Дело на странице суда
kazanskygvs--tat.sudrf.ru
25.04.2016Регистрация административного искового заявления
25.04.2016Передача материалов судье
26.04.2016Решение вопроса о принятии к производству
26.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.04.2016Подготовка дела (собеседование)
28.04.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.05.2016Судебное заседание
18.05.2016Подготовка дела (собеседование)
18.05.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.05.2016Судебное заседание
31.05.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее