Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1664/2014 от 06.10.2014


№2-1664\14

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ст. Ессентукская 10 ноября 2014 г.

Предгорный районный суд Ставропольского края в составе судьи Муравлева А.А. при секретаре Джемакуловой Б.Х., с участием истца Субботенко Ю.В., Субботенко А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суббо тенко Субботенко С.В., Субботенко Ю.В., Субботенко А.А., Субботенко И.С. к администрации МО Нежинского сель совета Предгорного района о признании права собственности в порядке привати зации,

у с т а н о в и л:

Субботенко Ю.В., Субботенко С.В., Субботенко А.А., Субботенко И.С. обратились в суд с иском о признании права собственности на жилое помещение в порядке привати зации, указав, что ДД.ММ.ГГГГ., приказом № , Субботенко В.В. был принят на работу газоэлектросварщиком в птицефабрику «Кольцегорская» Ставропольского края и вмес те со своей семьей сыном Субботенко С.В. и дочерью Субботенко Ю.В. вселился в ука занную квартиру, зарегистрированы и проживали в указанной квартире. Впоследствии Субботенко В.В., как участнику Афганской войны, была предоставлена квартира № 6 в том же доме, куда он и переехал. С момента заселения фактически являются собст венниками квартиры, оплачивают коммунальные платежи, владеют как собственники. Претензий ни администрация сельского совета, ни другие жилищные органы Предгорного района по поводу квартиры не предъявляли. Для документального оформления своих имущественных прав обратились в государственное учреждение юстиции «Регистрационная палата» Ставропольского края» для регистрации и выдачи свидетельства о праве на недвижимое имущество. Но им было отказано на том основании, что не представлены, а именно отсутствуют какие - либо правоустанавливающие документы на квартиру. Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ., администрации МО Нежинского сельсовета, последняя не является ни собственником, ни балансодержателем указанного жилого помещения. Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ., квартира не приватизирована, на балансе в администрации не состоит. Согласно справки № <данные изъяты> Управления имущественных и земельных отношений администрации Предгорного района Ставропольского края квартира в реестре муниципального имущества Предгорного муниципального района не значится. Согласно справки Министерства имущественных отношений Ставропольского края квартира в реестре государственного имущества Ставропольского края не значится. Согласно справки №, выданной ФГУП « Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ филиал по Ставропольскому краю, по данным Ессентукского отделения филиала ФГУП « Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Ставропольскому краю с 20.10.2006г. по 4.09. 2012г. они, истцы, в приватизации не участвовали. Согласно справки администрации МО Нежинского сельсовета Предгорного района в <адрес> зарегистрированы и проживают: В <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> проживают они, Субботенко Ю.В. ДД.ММ.ГГГГ. рождения, Субботенко С.В. ДД.ММ.ГГГГ. рождения, Субботенко А.А. <данные изъяты>. рождения, ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ. рождения. Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регист рации кадастра и картографии по Ставропольскому краю, сведения об объекте недви жимого имущества <адрес> в ЕГРП записи о регистрации прав, ограничений ( обременений) отсутствуют. Согласно технического паспорта жилого помещения, составленного филиалом «ФГУП Ростехинвентаризация –Феде ральное БТИ» по Ставропольскому краю, квартира общей площадью <данные изъяты> Согласно

выводам и заключению технического заключения ГБУ Архитектуры и градостроитель

ства СК Предгорный филиал, однокомнатная квартира лит. «А» <адрес> пригодна к эксплуатации по функциональному назначению.

Согласно ст. 18 ФЗ « О приватизации жилищного фонда в РФ», при переходе госу дарственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собствен ности, либо при их ликвидации, жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений ( если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Согласно ст. 2 ФЗ « О приватизации жилищного фонда в РФ « с последующими изменениями, граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждении по договору найма вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а так же несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. Жилые помещения передаются в общую ( совместную или долевую), либо в собственность проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 6 ФЗ « О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными соб ственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, орга нами местного самоуправления, а так же государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяй ственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казен ными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий, и в том случае, если изменение формы собственности или лик видация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18. Назван ного Закона поскольку действовавшие до этого времени законодательство, регули рующие условия и порядок изменения формы собственности государственных и муни ципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации жилищ ного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указан ных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собствен ность всех проживающих в нем лиц, либо в собственность одного или некоторых из них ( в соответствии с достигнутым соглашением) подлежат удовлетворению неза висимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст.2 Закона « О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или арен ды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приоб рести эти помещения в собственность, в том числе в совместную либо долевую собственность. При этом за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впос ледствии полученного жилого помещении, поскольку в указанном случае предостав ленная этим лицам ст. 11 названного закона возможность приватизировать бесплат но занимаемое жилое помещение только один раз не была реализована при даче согласия на приватизацию жилья другими лицами.

В соответствии со ст. 40 ч. 3 ст. 55 Конституции РФ каждый имеет право на жили ще, никто не может быть произвольно лишен жилища. Права гражданина могут быть ограничены ФЗ только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ Кон ституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан.

Просили: Признать за Субботенко Ю.В., Субботенко С.В. <данные изъяты>, Субботенко А.А., Субботенко И.С., право собственности по <данные изъяты> доли за каждым на <адрес> общей площадью <данные изъяты>.м., в <адрес>

Определением Предгорного районного суда от 23.10.2014г. исковое заявление в части, касающейся требований Субботенко Ю.В. оставлено без рассмотрения. \л.д.78\.

В судебном заседании истцы требования уточнили, просят признать за ними право собственности по 1\3 доли жилого помещения. Уточненный иск поддержали, по изложенным в иске основаниям, суду пояснили, что зарегистрированы и проживают в квартире, правом на приватизацию не пользовались, на свои средства проводили ремонт занимаемого жилого помещения поэтому считают себя его собственниками. Но зарегистрировать свое право собственности не могут, так как не хватает соответ ствующей бумаги, поэтому обратились в суд. Кому принадлежит жилое помещение сейчас, не знают. По поводу приватизации никуда не обращались. Доказательств, того, что были вселены в спорное жилое помещение на законном основании, и что с ними заключен договор социального найма жилого помещения, по которому они несут соответствующие обязанности, оплачивают налоги, коммунальные услуги, не имеют и суду представить не могут. Также не могут представить никаких доказатель ств, что собственником квартира предоставлялась на семью Субботенко В.В., по договору социального найма. Никаких доказательств, что указанная квартира предо ставлялась по договору социального найма Субботенко В.В., не имеют. Заявления о согласии на приватизацию ими истцами по 1\3 доли жилого помещения зарегистри рованной и проживавшей в спорном жилом помещении Субботенко Ю.В. не имеют и суду также представить не могут.

Ответчик надлежаще извещен, в суд не явился, просит рассмотреть дело без его участия, возражений по заявленным требованиям не принес.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: в соответствии со ст.1 Федерального закона «О приватизации жилищ ного фонда в Российской Федерации» от 4.07.1991г. № 1541-1-ФЗ, приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Феде рации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государствен ном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, по месту бронирования жилых помещений.

В соответствии со ст.19 ЖК РФ, жилищный фонд- совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на: 1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; 2) государственный жилищный фонд – совокуп ность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд РФ), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов РФ); 3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на жилищные фонды: 1) социального использования - предоставляемые гражданам по договорам социального найма жилые помещения государственного и муници пального жилищных фондов; 2) специализированный - предназначенные для про живания отдельных категорий граждан и предоставляемые по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов; 3)индивидуальный- частный жилищный фонд, который исполь зуется гражданами-собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования; 4) коммерческий - жилые помещения, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.

Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

Как следует из справок: от ДД.ММ.ГГГГ., №, от ДД.ММ.ГГГГ., админи страции МО Нежинского сельсовета Предгорного района, в квартире <адрес> зарегистрированы и проживают: Субботенко Ю.В. Субботенко С.В. Субботенко А.А. Субботенко И.С. Сельская администрация не явля ется ни собственником, ни балансодержателем указанного жилого помещения. \л.д.11-12\.

Согласно ст.11 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ», каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

В качестве участников договора о приватизации жилых помещений с одной сто роны субъектов, имеющих право приобрести жилое помещение в порядке привати зации, закон называет граждан Российской Федерации, проживающих в жилом помещении по договору социального найма, т.е. нанимателей и членов их семей.

С другой - два вида субъектов: во-первых, органы местного самоуправления, а также муниципальные предприятия и учреждения, осуществляющие приватизацию муниципального жилищного фонда;

во-вторых, государственные организации, осуществляющие приватизацию закрепленного за ними государственного жилищного фонда.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служеб ных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Статьей 6 указанного Закона предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указан ных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного само управления, а также государственными или муниципальными унитарными предприя тиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Указанные субъекты, имеющие на праве собственности, в хозяйственном веде нии или оперативном управлении жилищный фонд, проводят необходимые органи зационные мероприятия по передаче жилья в собственность граждан, могут принять решение о приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир, заключать с гражданами договоры о передаче им жилья в собственность и т.д.

Стать собственником жилого помещения гражданин может в силу различных правовых оснований, предусмотренных гражданским и жилищным законодательст вом. В частности, это может быть: 1) приватизация в установленном порядке занима емого жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов, в том числе находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управ лении (ведомственном жилищном фонде); 2) жилищное строительство; 3) участие в жилищном, жилищно-строительном, жилищном накопительном кооперативе; 4) купля -продажа жилого помещения; 5) приобретение жилого помещения в порядке наследо вания и по другим законным основаниям; 6) семейные отношения с собственником жилого помещения (например, приобретение права общей долевой собственности или общей совместной собственности на квартиру (дом) в силу брачного договора с супругом - собственником жилья (ст.42 СК РФ)); 7) приобретение права собственнос ти на жилое помещение на основании договора дарения (ст. 572 ГК РФ) или иной сделки по отчуждению жилого помещения (например, договор постоянной или пожиз ненной ренты, договор пожизненного содержания с иждивением,) (ст. ст. 589, 596, 601 ГК РФ); 8) приобретение права собственности на жилое помещение по истечении срока приобретательной давности (ст.234 ГК РФ); 9) выкуп освободившихся изолиро ванных комнат в коммунальной квартире. Основания возникновения права собствен ности граждан на жилое помещение могут быть как возмездными, так и безвозмезд ными (получение жилья в дар или в порядке наследования).

Доводы истцов, что спорное помещение было предоставлено их отцу на семью из трех человек для проживания, бывшим собственником птицефабрикой «Кольце горской», что они длительное время проживают в спорном жилом помещении на пра вах нанимателей, ничем объективно не подтверждены и не могут быть приняты судом.

Справка администрации сельсовета о том, что истцы зарегистрированы и прожи вают в спорном жилом помещении, копия трудовой книжки Субботенко В.В. о работе последнего в птицефабрике «Кольцегорская», при отсутствии правоустанавливаю щего документа, соответствующего договора, ордера, либо решения собственника о предоставлении указанной квартиры, не могут являться надлежащим доказатель ством выше указанного выше обстоятельства.

Статьей18 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ», определено, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности, либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хо зяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, дол жен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление право пре емников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение орга нов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Положения ст.1, ч.1 ст.2 и ст.18 Закона "О приватизации жилищного фонда в РФ" закрепляют право граждан на приватизацию жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйст венном ведении предприятий, который в случае приватизации предприятий подле жит передаче, по общему правилу, в ведение органов местного самоуправления. Требование о передаче жилищного фонда в муниципальную собственность при приватизации предприятий содержится и в п.1 и п.2 ст.30 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Приватизация жилья, принадлежащего сельхозпредприятию,возможна в порядке решения вопроса об отчуждении основных фондов, что является исключительной компетенцией общего собрания его членов, т.к. собственник вправе самостоятельно принимать решение о передаче гражданам в собственность занимаемых жилых помещений, устанавливая для этого соответствующие условия и порядок.

В соответствии с п.5 Постановления Правительства РФ от 25.12.1991г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" и п.6 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предпри ятий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4.09.1992г. N 708 (утратившими силу с 27.01.2003г.) при реорганизации колхоза или совхоза объекты жилого фонда могли быть переданы в собственность соответствующим местным органам власти; переданы или проданы гражданам занимаемых ими помещений в порядке, установленном Законом РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" и соответствующим решением Советов народных депутатов.

Инструкцией о порядке передачи, продажи и сдачи в аренду имущества колхозов и совхозов муниципальным органам, утвержденной Минсельхозом РФ, Госкомиму ществом РФ 10.02.1992 г., принятой на основании Постановления Правительства РФ от 29.12.1991г. N86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", установлено, что в интересах коллектива ряд объектов социальной инфраструктуры может оставаться на балансе предприятий, создаваемых на основе реорганизации колхозов и совхо зов. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. N 724 "О передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в му ниципальную собственность" были утверждены рекомендации о передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций. В перечень объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйствен ных организаций, подлежащих передаче в муниципальную собственность, также были включены объекты жилищного фонда. При этом передача этих объектов, в том числе обобществленного жилого фонда в муниципальную собственность осуществлялось в добровольном порядке.

В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадле жавшее ему имущество переходит к юридическим лицам–правопреемникам реоргани зованного юридического лица. Если реорганизованному юридическому лицу (право предшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к вновь возникшему юридическому лицу независимо от государ ственной регистрации права на недвижимость.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что организации владеют, пользуют ся и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом в соот ветствии с их уставами (положениями). При этом при реорганизации дальнейшая принадлежность жилого фонда данных организаций должна была быть определена одним из перечисленных способов, установленных действующим на тот момент зако нодательством, в том числе оставлению на балансе организации,созданной в резуль тате реорганизации. При этом, из анализа указанных правовых норм, передача жилого фонда в муниципальную собственность являлось правом, а не обязанностью.

В силу ст. 18 ЖК РФ право собственности иные вещные права на жилые поме щения подлежат государственной регистрации в случаях,- предусмотренных Граж данским кодексом РФ, федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Однако из справок № Управления имущественных и земельных отношений администрации Предгорного района Ставропольского края, Министерства имущественных отношений Ставропольского края, уведомления Управления Федеральной службы государственной реги страции кадастра и картографии по Ставропольскому краю следует, что <адрес> в реестре муниципального имущества Предгорного муниципального района, в реестре государственного иму щества Ставропольского края, в Едином государственном реестре имущества не значится.

Право государственной или муниципальной собственности на спорное жилое помещение не зарегистрировано, сведения о передаче данного жилого помещения в муниципальную собственность в материалах дела отсутствуют.

Однако само по себе отсутствие в ЕГРП сведений о собственнике спорной квартиры безусловно не порождает у нее статуса муниципального или бесхозяйного имущества, поскольку отсутствие соответствующей записи в ЕГРП не прекращает ранее возникших прав на недвижимое имущество.

Следовательно, при реорганизации (ликвидации) птицефабрики «Кольцегорская» принадлежащий ей жилой фонд, в том числе спорное жилое помещение, подлежало либо передаче в муниципальную собственность, либо передаче или продаже гражданам, занимающим в жилом фонде помещения, в установленном законом порядке, либо оставлению на балансе организации, созданной в результате реорганизации.

Однако, как видно право государственной или муниципальной собственности на спорное жилое помещение не зарегистрировано, сведения о передаче спорного жило го помещения в муниципальную собственность либо гражданам суду не представ лены, что свидетельствует о том, что птицефабрика «Кольцегорская», на момент реорганизации (ликвидации) не распорядилась своим правом, предусмотренным законом, путем передачи спорного помещения на баланс органа местного само управления, по сути, квартира является бесхозяйным имуществом.

Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйное имущество - это имущество, не имеющее собственника, или собственник которого неизвестен, или от права собственности на которое собственник отказался, поскольку неопределенность правового положения такой вещи подрывает гражданский оборот.

В силу п.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое иму щество, на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недви жимого имущества находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

При этом ст. 225 ГК РФ не исключает возможность приобретения права собственности на имущество, поставленное на учет в качестве бесхозяйного.

При этом необходимо иметь в виду, что в гражданском обороте участвуют не только граждане - собственники жилых помещений, но и другие лица: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, юриди ческие лица, а также в ряде случаев иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица. То есть по общему правилу у жилого помещения всегда есть собственник (оно не должно быть бесхозяйным). Для рыночных отноше ний характерно наличие значительного числа потенциальных продавцов и покупате лей, наймодателей и нанимателей и других участников отношений, объектом которых является жилье.

Однако, муниципальным образованием не представлено доказательств, что спорное жилое помещение поставлено на баланс последнего в качестве бес хозяйного, в соответствии с нормами ст. 225 ГК РФ, они в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на это жилое помещение также не обращались. Данное жилое помещение не признано по решению суда поступившим в муниципальную собственность.

Суд исходит из того, что по смыслу Закона о приватизации, право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.

В соответствии со ст.8 Закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

В том случае, если жилой фонд не передан должным образом в государст венную (муниципальную) собственность, либо собственник его не определен, а граж дане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность при надлежащего им по договору социального найма жилого помещения, это соответ ственно нарушает положения названных норм Закона.

Следовательно, если гражданин по не зависящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социаль ного найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском об обжаловании отказа в приватизации занимаемого жилого помещения признании за ним права собственности в судебном порядке.

Согласно статьям 17 и 28 Закона "О государственной регистрации прав на недви жимое имущество и сделок с ним", вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возник новения права определяется решением суда. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступив шим в силу решением суда.

Таким образом, право собственности на спорную квартиру может быть признано за гражданином в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения.

Порядок передачи жилых помещений в собственность граждан установлен статьями 7 и 8 указанного выше Закона, из которых следует, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключа емым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилья он вправе обратиться в суд.

Как следует из искового заявления, истцы обратились в суд с требованием о признании права собственности на спорную квартиру, указывая, что не могли во вне судебном порядке реализовать свое право на приватизацию и получить жилье в собственность. Однако, доказательств указанному также не представили.

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права территориальным органом Федеральной регистрационной службы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Таким образом, право собственности на жилище, переходящее гражданину в порядке приватизации, возникает на основании юридического состава, включающего в себя два юридических факта: договор и акт государственной регистрации права.

Поскольку вопрос о передаче жилых помещений в собственность граждан отне сен законодателем к компетенции соответствующих органов, к которым суд в силу закона не относится, постольку признание непосредственно самим судом за истцами права собственности на спорное помещение в порядке приватизации заведомо выходит за рамки компетенции судебных органов и нарушает конституционный принцип разделения властей (ст.10 Конституции РФ), что допустимым быть не может.

Суд учитывает, что истцы пользуются занимаемым жилым помещением не в со ответствии с правами, установленными для нанимателей жилых помещений по дого ворам социального найма, в том числе и с правом на бесплатную передачу в соб ственность занимаемого жилого помещения в порядке приватизации. Что спорное жилое помещение в установленном законом порядке в муниципальную собствен ность не передавалось, является бесхозяйным, однако не поставлено на учет в орган местного самоуправления в качестве такового, решения суда о его передачи в муни ципальную собственность также не имеется. При таких обстоятельствах приходит к выводу, что спорное помещение не подпадает под перечень помещений подлежащих приватизации в соответствии с Законом "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

В силу статьи 2 названного Закона граждане Российской Федерации, занимаю щие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, имею щие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципаль ного жилищного фонда включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), именно на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет

Приватизации подлежат только жилые помещения, занимаемые гражданами по договору социального найма; возможность приватизации жилых помещений, а также помещений, не отнесенных к жилым, занимаемых по договору коммерческого найма, без какого либо договора с собственником, законом не предусмотрена. Кроме того приватизировать можно все жилое помещение, а не часть, либо его долю.

Таким образом, необходимыми условиями для удовлетворения иска являются: жилое помещение должно находиться в государственном или муниципальном жили щном фонде, либо должно быть признано бесхозяйным и поставлено на учет в орган местного самоуправления в качестве последнего, приватизация осуществляется с согласия всех законно проживающих в жилом помещении.

Использование спорной квартиры истцами для проживания притом, что право отношения по социальному найму спорного жилого помещения, основанные не на обстоятельствах предоставления данного жилого помещения, а в связи с факти ческим его использованием, также не сложились.

Однако суду доказательств, что истцы на законном основании были вселены в спорное жилое помещение, находящееся в государственном или муниципальном жилищном фонде по договору найма с собственником, либо уполномоченным на то лицом, либо несут обязанности по содержанию указанного помещения в качестве сто роны по договору найма, либо жилое помещение признано бесхозяйным и постав лено на учет в орган местного самоуправления в качестве последнего, все лица законно проживающие в жилом помещении, согласны с приватизацией его только истцами, суду не представлено.

В спорную квартиру истцы на законном основании не вселялись, не исполняли обязанности нанимателей данной квартиры по договору найма с ее собственником, поскольку таких доказательств суду не представлено. Доводы истцов об оплате за данную квартиру коммунальных услуг, ее ремонта, притом, что истцы ни на каком праве не владели спорным жилым помещением, без предоставления соответству ющих доказательств не могут быть приняты судом, поскольку доказательств, что истцы являлись его нанимателями, несли бремя содержания данного имущества также не представлено.

Кроме того, зарегистрированная и проживающая в указанном спорном помеще нии Стаценко( в девичестве ФИО8) Субботенко Ю.В. как видно не давала письменного согласия на приватизацию спорного помещения, только истцами.

Доводы истцов, что невозможностью приватизации занимаемого ими спорного помещения нарушаются их гарантированные Конституцией Российской Федерации права на жилище, не могут быть приняты судом.

Часть 1 ст.217 и п.2 ст.218 ГК РФ, закрепляющие общую возможность привати зации государственного и муниципального имущества и приобретения права собст венности на основании договора или сделки, не регулируют особенности спорных правоотношений, связанных с приватизацией объектов иного, кроме жилищного наз начения, и, будучи направленными на защиту прав граждан, не могут рассматри ваться как затрагивающие конституционные права истцов.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15.06.2006 г. N 6-П указал, что гарантируемое ст.11 Закона РФ "О приватизации жилищного фон да в Российской Федерации" право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения не имеет конституционного закрепления и не подпадает под характеристики основных прав и свобод человека и гражданина (ст.17, ч.2 Конституции РФ). Данное право - исходя из того, что приватизация жилья определяется в ст.1 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" как бесплатная передача в собственность граждан Российской Федера ции на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, проявляется, существует и реализуется как субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде.

Таким образом, право на бесплатную приватизацию конкретного жилого помещения приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложен ной в п. 8 Постановления Пленума от 24.08.1993г. N 8 "О некоторых вопросах приме нения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 Закона Рос сийской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помеще ний на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного статьями 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).

Из указанных выше правовых норм следует, что порядок приватизации жилого помещения определен Законом Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", который предусматривает заявительный характер обращения граждан, желающих получить в собственность занимаемые жилые помещения в порядке приватизации. Однако судебный порядок приватизации жилищного фонда законом не предусмотрен, за исключением случаев обжалования в судебном порядке решений и действий, связанных с вопросами приватизации жилья.

Доказательств того, что истцы обращались в какой-либо орган с вопросом прива тизации занимаемого жилого помещения, однако ответа не получили, или что им было отказано в приватизации жилого помещения, суду не представлено и не под тверждено какими-либо доказательствами, поэтому заявленные требования не могут являться основанием для рассмотрения вопроса о приватизации жилья в судебном порядке. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска, поскольку по делу не доказано о нарушении прав и законных интересов истцов, и они не лишены возможности обратиться за реализацией своего права на прива тизацию квартиры в установленном законом порядке.

Поскольку суду не представлены сведения о том, что истцом соблюден установ ленный законом порядок разрешения вопроса о приватизации занимаемого им жилого помещения и получен отказ в приватизации, суд также приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ суд,

р е ш и л:

Субботенко С.В., Субботенко А.А., Субботенко И.С. в иске - отказать.

В признании за Субботенко С.В., Субботенко А.А., Субботенко И.С., права собственности по <данные изъяты> доли за каждым на <адрес> в порядке приватизации - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда. Мотивированное решение суда составлено и подписано судьей 10.11.2014г.

Судья

2-1664/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Субботенко Юлия Валерьевна
Субботенко Илья Сергеевич
Субботенко Анастасия Алексеевна
Субботенко Сергей Валерьевич
Ответчики
Администрация Нежинского сельсовета
Суд
Предгорный районный суд Ставропольского края
Судья
66
Дело на сайте суда
predgorny--stv.sudrf.ru
06.10.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
06.10.2014Передача материалов судье
06.10.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.10.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.10.2014Судебное заседание
10.11.2014Судебное заседание
10.11.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.11.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.01.2015Дело оформлено
29.01.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее