Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1269/2021 ~ М-1083/2021 от 17.06.2021

Дело № 2-1269/2021

УИД 66RS0012-01-2021-001559-06

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Каменск-Уральский                             26 июля 2021 года

Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Земской Л.К., при секретаре Тараховой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Каменска-Уральского в интересах Потемкиной А.А. к Государственному казенному учреждению службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости» о возложении обязанности признать безработной,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г. Каменска-Уральского обратился в суд с иском в интересах Потемкиной А.А. к ГКУ Службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости» (далее – Каменск-Уральский центр занятости) о возложении обязанности признать Потемкину А.А. безработной и поставить на регистрационный учет в качестве безработного с (дата), назначить с указанного времени выплату пособия по безработице в размере, предусмотренном Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 № 346 «О размерах минимальной и максимальной величины пособия по безработице на 2020 год».

В обоснование иска указано, что по обращению Потемкиной А.А. прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что (дата) Потемкина А.А. подала в электронной форме заявление о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России». Приказом Каменск-Уральского центра занятости от (дата) Потемкиной А.А. было отказано в признании безработной в связи с предоставлением документов, содержащих заведомо ложные сведения. Основанием для вынесения указанного приказа послужило отсутствие у Потемкиной А.А. регистрации по месту жительства, при этом, согласно свидетельству от (дата) Потемкина А.А. зарегистрирована по месту пребывания по адресу <адрес>.

Прокурор полагает, что Потемкина А.А. подлежит признанию безработной с назначением выплаты пособия с момента первоначального обращения, то есть с (дата), ссылаясь на положения Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Правила регистрации безработных граждан, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 № 891, Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, а также определения Конституционного Суда Российской Федерации от 05.10.2000 № 199-О, от 06.02.2003 № 105-О, от 21.11.2013 № 1868-О.

В судебном заседании помощник прокурора Савина Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске доводам и основаниям.

Истец Потемкина А.А. в судебном заседании исковые требования просила удовлетворить. Пояснила, что она длительное время не может найти работу. На момент подачи заявления в Каменск-Уральский центр занятости она была зарегистрирована по месту пребывания на <адрес>, а с (дата) зарегистрирована там по месту жительства. Иное регистрации она на март-май 2021 года не имела, в том числе не выезжала и не проживала за пределами Свердловской области.

Представители ответчика Каменск-Уральского центра занятости Камкина Е.Б., Мальцева Ю.А., действующий на основании доверенностей, исковые требования не признали. В судебном заседании пояснили, что полагают вынесенный приказ законным, соответствующим действующему законодательству. Адрес места жительства при подаче заявления должен быть указан в соответствии с данными в паспорте гражданина. Место пребывания не является местом жительства гражданина. Потемкиной А.А. было заполнено заявление в электронном виде, в котором она указала недостоверные сведения об адресе регистрации по месту жительства.

Выслушав объяснения явившихся участников судебного разбирательства, исследовав в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Из материалов гражданского дела, объяснений явившихся участников судебного разбирательства, установлено, что (дата) Потемкина А.А. подала в электронной форме заявление о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России». В качестве адреса места жительства Потемкиной А.А. был указан «<адрес>».

На дату подачи данного заявления Потемкина А.А. регистрации по месту жительства не имела, была зарегистрирован по месту пребывания по адресу <адрес>, на период с (дата) по (дата) (свидетельство о регистрации по месту пребывания от (дата)).

Приказом Каменск-Уральского центра занятости от (дата) отказано в признании безработной Потемкиной А.А. в связи с предоставлением гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания ее безработной.

Как следует из письма директора Каменск-Уральского центра занятости от (дата) в адрес Прокуратуры г.Каменска-Уральского, высказанной представителями ответчика в судебном заседании позиции основанием для вынесения указанного приказа послужило предоставление недостоверных сведений о месте жительства заявителя, а именно отсутствие у Потемкиной А.А. регистрации по месту жительства, в том числе по указанному им адресу.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (часть 2 статьи 7, часть 3 статьи 37, часть 2 статьи 39).

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 названного Закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Согласно пункту 2 статьи 3 того же Закона о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

Перечень случаев, при которых граждане не могут быть признаны безработными, изложенный в статье 3 названного Закона, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Он не содержит такого основания, позволяющего не признать гражданина безработным, как отсутствие регистрации по месту жительства.

Согласно статье 31 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 № 891 утверждены Правила регистрации безработных граждан. Согласно пункту 4 указанных Правил, постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: паспорт или документ, его заменяющий; трудовая книжка или документ, ее заменяющий; документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях; справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы; для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

На период с 09.04.2020 по 31.12.2020 действуют Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 № 460.

В силу пункта 2 Временных правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее – заявление в электронной форме). Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 4 Временных правил).

Запрос иных сведений начал производится с 01.06.2020 (пункт 4(1) Временных правил).

Согласно позиции стороны ответчика место понятие места жительства не тождественно понятию места пребывания, а соответственно Потемкина А.А. в отсутствие регистрации по месту жительства не могла быть признана безработной с назначением пособия по безработице.

В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Статьей 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, предусмотрено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Из анализа указанных правовых норм следует, что регистрация по месту жительства не входит в понятие места жительства и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт проживания гражданина в определенном месте. Наличие или отсутствие регистрации не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.1998 № 2-П, конституционные права и свободы гарантируются гражданам независимо от места жительства, включая наличие или отсутствие у них жилого помещения для постоянного или временного проживания (места жительства, места пребывания).

Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 05.10.2000 № 199-0, 06.02.2003 № 105-0 указал, что введение требования регистрации безработных граждан по месту жительства не означает, что учет безработных возможен только при наличии у гражданина регистрации по месту жительства. Понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и других нормативных актах. Место жительства гражданина может быть установлено судом на основании различных юридических фактов, необязательно связанных с регистрацией его компетентными органами. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. При этом административный акт является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт проживания гражданина в определенном месте.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.11.2013 № 1868-О также разъяснено, что пункт 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.

Таким образом, тот факт, на момент обращения Потемкиной А.А. с заявлением, поданным в электронной форме ((дата)), у последней отсутствовала регистрация по месту жительства, имелась только регистрация по месту пребывания по указанному в заявлении адресу <адрес>, не должен ограничивать ее конституционные права. При этом не оспаривался в ходе рассмотрения гражданского дела тот факт, что Потемкина А.А, на (дата) проживала и по настоящее время проживает на территории города Каменска-Уральского.

При изложенных обстоятельствах заявленные прокурором в интересах Потемкиной А.А. исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора города Каменска-Уральского в интересах Потемкиной А.А. к Государственному казенному учреждению службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости» удовлетворить.

Возложить на Государственное казенное учреждение службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости» обязанность признать Потемкину А.А. безработной и поставить ее на регистрационный учет в качестве безработной с (дата).

Возложить на Государственное казенное учреждение службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости» обязанность назначить Потемкиной А.А. выплату пособия по безработице со (дата) в размере, предусмотренном Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2393 «О размерах минимальной и максимальной величины пособия по безработице на 2021 год».

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Синарский районный суд г.Каменска-Уральского Свердловской области.

Судья: подпись.    Земская Л.К.

Мотивированное решение изготовлено 02.08.2021.

2-1269/2021 ~ М-1083/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор города Каменска-Уральского
Потемкина Анна Александровна
Ответчики
ГКУ СЗН СО "Каменск-Уральский центр занятости"
Суд
Синарский районный суд г. Каменск-Уральского Свердловской области
Судья
Земская Л.К.
Дело на сайте суда
sinarsky--svd.sudrf.ru
17.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.06.2021Передача материалов судье
17.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.07.2021Судебное заседание
02.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.10.2021Дело оформлено
22.10.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее