Решение по делу № 2-3806/2017 ~ М-3909/2017 от 02.11.2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 декабря 2017 года                     г. Домодедово

Домодедовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего       Голошумовой И.А.

при секретаре                  Гац В.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3806/2017 по иску Российской Федерации в лице государственной компании «Российские автомобильные дороги» к Киселеву Николаю Викторовичу об изъятии имущества для государственных (федеральных) нужд, предоставлении возмещения,

УСТАНОВИЛ:

Истцом предъявлены в суд требования к ответчику, в обоснование которых указано, что Российская Федерация в лице государственной компании «Российские автомобильные дороги» (далее ГК «Автодор») осуществляет деятельность по реализации проекта «Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (с последующей эксплуатацией на платной основе) Московская область, пусковой комплекс № 1» на основании Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 145 «О государственной компании «Российские автомобильные дороги». Указано, что в целях реализации проекта в соответствии с распоряжением Федерального дорожного агентства «РОСАВТОДОР» от 08 июня 2016 г. № 1006-р подлежат изъятию в установленном порядке для нужд Российской Федерации (федеральных нужд) попадающий в полосу отвода автомобильной дороги: земельный участок общей площадью 2030 кв.м., с кадастровым номером 50:28:0060106:65, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, а также расположенные на нем жилой дом общей площадью 123,1 кв.м., кадастровый , гараж общей площадью 41,1 кв.м., кадастровый , сарай общей площадью 89,5 кв.м., кадастровый , погреб общей площадью 12,9 кв.м., кадастровый , беседка общей площадью 8,8 кв.м., кадастровый .

24.06.2016 г. истец направил в адрес ответчика копию решения ФДА об изъятии принадлежащих ему объектов недвижимости. В обоснование исковых требований и во исполнение ст. 8 ФЗ от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» истцом проведена оценка подлежащего изъятию недвижимого имущества. В соответствии с отчетом № 2016-ЦКАД-1ПК/076 размер возмещения ответчику составил 8 680 000 рублей. 13.07.2017 г. в адрес ответчика направлен для рассмотрения и подписания проект соглашения об изъятии недвижимости. Указано, что во исполнение п. 10 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ ответчику было предоставлено время для заключения соглашения об изъятии участка, которое не достигнуто во внесудебном порядке, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Белоусова И.В. поддержала исковые требования в полном объеме. Экспертное заключение не оспаривала, не согласившись только с убытками, связанными с государственной регистрацией прав на объекты недвижимости и с рекультивацией земель, полагая их необоснованными. Просила предоставить ответчику за изымаемое имущество материальное возмещение в размере 8 680 000 руб.

Представители ответчика по доверенности Морозов В.А. и Киселева О.Т. не возражали в удовлетворении исковых требований, согласились с освобождением земельного участка и расположенных на нем дома и построек и передаче их в собственность Российской Федерации (федеральных нужд). С учетом экспертного заключения просили предоставить ответчику компенсацию за изымаемое имущество в размере 9 888 000 руб.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности и каждого в отдельности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований с учетом установленного экспертом размера возмещения и исходит из следующего.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 17.07.2009 года N 145-ФЗ (ред. от 13.07.2015 года) "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог государственной компании по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, государственная компания осуществляет следующие полномочия; - обращение в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с ходатайством об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Российской Федерации в целях размещения автомобильных дорог государственной компании; - подготовка проектов решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Российской Федерации в целях размещения автомобильных дорог государственной компании: - уведомление в установленном порядке лиц у которых изымаются, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог государственной компании; - подготовка и заключение с оценщиком договоров об оценке изымаемых для размещения автомобильных дорог государственной компании земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и об оценке убытков, причиненных таким изъятием; - подготовка и заключение от имени Российской Федерации соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд для размещения автомобильных дорог государственной компании (далее - соглашение); - обращение от имени Российской Федерации в суд с исками об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог государственной компании: обращение с заявлениями о проведении государственного кадастровой" учета изымаемых для размещения автомобильных дорог государственной компании земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, а также с заявлениям об учете изменений таких земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имуществ; - обращение от имени Российской Федерации с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на изъятые земельные участки, расположенные на них объекты недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог государственной компании.

Оплата выкупной цены собственникам изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог государственной компании и оплата убытков иным правообладателям и изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества осуществляются за счет средств государственной компании.

В соответствии со ст. 239 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно статьями 279-282 и 284-286 Гражданского кодекса РФ.

Согласно ст. 239.2 Гражданского кодекса РФ отчуждение зданий, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В случае, если лицу, которому земельный участок, подлежащий изъятию для государственных или муниципальных нужд, принадлежит на ином праве, то принадлежащие ему на праве собственности и расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, отчуждаются в соответствии со ст. 239.2 Гражданского кодекса РФ одновременно с изъятием земельного участка по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ст. 279 Гражданского кодекса РФ).

В силу п. 1 ст. 279 Гражданского кодекса РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.

В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Порядок изъятия недвижимого имущества предусмотрен статьей 10 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 43-ФЗ (в редакции от 23.06.2014 г.) "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон - 43-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 10 вышеназванного Закона, изъятие недвижимого имущества осуществляется путем его выкупа в случае, если изымаемое недвижимое имущество принадлежит правообладателю на праве собственности, или путем прекращения прав на это имущество и возмещения убытков в случае, если изымаемое недвижимое имущество принадлежит правообладателю на ином праве. Собственнику или правообладателю недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, проект соглашения с приложением материалов оценки рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) расчетов убытков, причиняемых в связи с изъятием недвижимого имущества (далее - соглашение об изъятии недвижимого имущества), направляется заказным письмом с уведомлением о вручении (п. 2). Соглашение об изъятии недвижимого имущества должно содержать условия его изъятия, включающие в себя цену изымаемого недвижимого имущества, порядок и сроки прекращения владения данным имуществом, цену и описание недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества, порядок, сроки передачи данного имущества (в случае его предоставления) и другие значимые обстоятельства. Собственник или правообладатель недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе представить в орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, свои предложения к проекту соглашения об изъятии недвижимого имущества, в том числе предложения об изменении рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) размера убытков, причиняемых таким изъятием. К предложениям об увеличении рыночной стоимости недвижимого имущества и (или) размера убытков, причиняемых изъятием недвижимого имущества, должны быть приложены обосновывающие это увеличение документы. В случае признания указанных предложений обоснованными орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, дорабатывает проект соглашения об изъятии недвижимого имущества и направляет этот проект правообладателю изымаемого недвижимого имущества (п. 3). В случае, если в течение трех месяцев со дня направления проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества указанное соглашение не заключено, орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, вправе обратиться в суд с заявлением о принудительном изъятии такого имущества (п. 4). Принудительное прекращение прав на изымаемое недвижимое имущество допускается только на основании решения суда и после возмещения рыночной стоимости изъятого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных его изъятием (п. 5). Проект соглашения об изъятии недвижимого имущества может быть направлен правообладателю изымаемого недвижимого имущества не ранее чем через два месяца со дня принятия решения об изъятии недвижимого имущества (п. 8). Иск об изъятии недвижимого имущества может быть предъявлен в суд в течение трех лет со дня принятия решения об изъятии недвижимого имущества (п. 9). В случае принудительного изъятия недвижимого имущества условия такого изъятия определяются судом. При этом размер возмещения стоимости изымаемого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков определяется на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленного оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества. В данном отчете должны быть указаны все убытки, причиненные таким изъятием и подлежащие возмещению (п. 10). На основании судебного акта о принудительном изъятии недвижимого имущества орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, обеспечивает перечисление денежных средств в размере, определенном на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных таким изъятием, на расчетный счет, указанный лицом, у которого изымается недвижимое имущество, или в случае, если реквизиты этого расчетного счета не указаны, обеспечивает внесение денежных средств в депозит нотариуса по месту нахождения изымаемого недвижимого имущества при условии, что иное не предусмотрено судебным актом о принудительном изъятии недвижимого имущества. Орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, вправе обеспечить внесение денежных средств в размере, определенном на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных таким изъятием, в депозит нотариуса по месту нахождения изымаемого недвижимого имущества до обращения в суд с заявлением о принудительном изъятии недвижимого имущества или в ходе рассмотрения судом заявления о принудительном изъятии недвижимого имущества (п. 11). В случае несогласия собственника или правообладателя недвижимого имущества с размером возмещения стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) причиненных изъятием недвижимого имущества убытков, содержащимся в отчете об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленном оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества, собственник или правообладатель недвижимого имущества вправе оспорить в судебном порядке этот отчет. Наличие судебного спора о размере подлежащих возмещению стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных изъятием недвижимого имущества, не является препятствием для принятия судебного акта о принудительном изъятии недвижимого имущества, а также для осуществления на основании вступившего в законную силу указанного судебного акта соответствующих выплат или иного возмещения и государственной регистрации перехода, прекращения прав и обременений на изымаемое недвижимое имущество (п. 12).

Таким образом, указанные нормы прямо регулируют выкуп земельного участка и недвижимого имущества у собственника либо изъятие земельного участка и недвижимого имущества у обладателя иного вещного права. При этом правообладатель имеет право на компенсацию, размер которой в случае спора определяется судом.

Из материалов дела усматривается, что Государственная компания «Российские автомобильные дороги» осуществляет деятельность по реализации проекта «Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (с последующей эксплуатацией на платной основе) Московская область, пусковой комплекс № 1» на основании Федерального закона от 17.07.2009 № 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Установлено, что Киселеву Н.В. на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 2030 кв.м., с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: личное подсобное хозяйство, а также расположенные на нем жилой дом общей площадью 123,1 кв.м., кадастровый , гараж общей площадью 41,1 кв.м., кадастровый , сарай общей площадью 89,5 кв.м., кадастровый , погреб общей площадью 12,9 кв.м., кадастровый , беседка общей площадью 8,8 кв.м., кадастровый , по адресу: <адрес>, уч. а (л.д. 18-33).

Как следует из материалов дела, в целях обеспечения реализации проекта «Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (с последующей эксплуатацией на платной основе) Московская область, пусковой комплекс № 1» в соответствии с распоряжениями Федерального дорожного агентства «РОСАВТОДОР», который в силу с п. 1 ст. 56.2 ЗК РФ является федеральным органом исполнительной власти, от 29 октября 2014 г. № 2074-р и от 29 июня 2015 № 1119-р подлежат изъятию в установленном порядке для нужд Российской Федерации (федеральных нужд) попадающий в полосу отвода автомобильной дороги спорный земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимости, принадлежащие ответчику на праве собственности.

Судом установлено, что 24.06.2016 г. ответчику направлялось уведомление с копией Распоряжение об изъятии земельного участка. В дальнейшем вручен отчет рыночной стоимости возмещения для подготовки проекта соглашения, который не удалось заключить во внесудебном порядке по причине несогласия ответчика с размером возмещения.

Ст. 82 ГК РФ устанавливает, что если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд.

Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется принудительное изъятие земельного участка, определяются судом (п. 6 ст. 279, п. 4, ст. 281 ГК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 281 ГК РФ при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

Рыночная стоимость земельного участка, включая убытки, упущенную выгоду согласно ст. 66 ЗК РФ устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в том числе ст. 8 указанного закона, установлена обязанность проведения оценки при изъятии имущества для государственных или муниципальных нужд.

Ответчик не согласился с размером возмещения, полагая его заниженным, представил отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости, согласно которому размер возмещения составляет 11 574 884 руб.

Судом по ходатайству истца и в целях оценки рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества с размером возмещения назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «Эксперт-Сервис» Артёмкину И.И.

Согласно заключению эксперта № 141-17/О определен размер возмещения, включая рыночную стоимость недвижимого имущества и убытков, причиненных изъятием земельного участка, по состоянию на 06.12.2017 г., который составляет 9 888 000 руб.

Выполненное экспертное заключение суд находит допустимым доказательством по делу, оно не оспорено сторонами, выполнено квалифицированным экспертом.

Учитывая изложенное, суд находит подлежащим удовлетворению исковые требования об изъятии земельного участка для федеральных нужд с принятием размера возмещения, рассчитанного экспертом ООО «Эксперт-Сервис» Артёмкиным И.И. в сумме 9 888 000 рублей.

Заключения оценщиков, полученные по результатам внесудебного исследования, не могут признаваться экспертным заключением по рассматриваемому делу. По указанным основаниям предложенные сторонами размеры возмещения судом не принимаются.

В соответствии с п. 13 ст. 10 Закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ вступивший в законную силу судебный акт о принудительном изъятии недвижимого имущества является основанием для прекращения и возникновения прав на изымаемое недвижимое имущество, регистрации перехода прав на изымаемое недвижимое имущество и выплат соответствующего возмещения, включающего в себя, в частности, убытки, подлежащие возмещению и определенные на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленного оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества.

Ходатайств о возмещении судебных расходов, понесенных сторонами, перед судом не заявлено.

Согласно п. 1 ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате экспертам.

По настоящему делу на основании определения суда от 23.11.2017 года была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту ООО «Эксперт-Сервис» Артёмкину И.И. Оплата экспертизы в размере 35 000 руб. произведена истцом, заявившим ходатайство о назначении экспертизы.

По результатам проведения судебной экспертизы предоставлено заключение, положенное в основу решения.

Поскольку решение суда состоялось в пользу истца, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу ГК «Автодор» расходов по оплате судебной экспертизы в размере 35 000 руб.

На основании выше изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Российской Федерации в лице Государственной компании «Российские автомобильные дороги» удовлетворить.

Изъять в пользу Российской Федерации у Киселева Николая Викторовича земельный участок общей площадью 2030 кв.м., с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: личное подсобное хозяйство, жилой дом общей площадью 123,1 кв.м, кадастровый , гараж общей площадью 41,1 кв.м, кадастровый , сарай общей площадью 89,5 кв.м, кадастровый , погреб общей площадью 12,9 кв.м, кадастровый , беседку общей площадью 8,8 кв.м, кадастровый , расположенные по адресу: <адрес> для государственных (федеральных) нужд.

Предоставить Киселеву Николаю Викторовичу за изымаемое имущество для государственных (федеральных) нужд Российской Федерации материальное возмещение в сумме 9 888 000 (девять миллионов восемьсот восемьдесят восемь тысяч) рублей 00 копеек.

Настоящее решение является основанием для регистрации Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области перехода прав Киселева Николая Викторовича на вышеуказанные объекты права в пользу Российской Федерации.

Взыскать с Киселева Николая Викторовича в пользу Государственной компании «Российские автомобильные дороги» судебные расходы по экспертизе в размере 35 000 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы через Домодедовский городской суд.

Председательствующий                    И.А. Голошумова

2-3806/2017 ~ М-3909/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ГК "Автодор"
Ответчики
Киселев Николай Викторович
Суд
Домодедовский городской суд Московской области
Судья
Голошумова Ирина Алексеевна
Дело на странице суда
domodedovo--mo.sudrf.ru
02.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.11.2017Передача материалов судье
03.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.11.2017Подготовка дела (собеседование)
21.11.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.11.2017Предварительное судебное заседание
18.12.2017Судебное заседание
18.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее