Решение по делу № 12-3/2019 (12-220/2018;) от 14.12.2018

Дело №12-3/19

РЕШЕНИЕ

г. Добрянка 15 января 2018 года

Судья Добрянского районного суда <адрес> Тарабасова А.Ю.,

при секретаре судебного заседания Гурьеве А.О., с участием защитников ООО « Лукойл-Пермь» ФИО4, ФИО5, ФИО6, действующих на основании доверенностей, представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> ФИО7, ФИО8, ФИО9, действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в судебном заседании жалобу ООО «Лукойл-Пермь» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ст.8.9 КоАП РФ в отношении ООО «Лукойл-Пермь»,

установил:

    Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ ООО « Лукойл-Пермь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.9 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.

    ООО «Лукойл-Пермь» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. Жалоба мотивирована тем, что материалами об административном правонарушении не доказан факт загрязнения нарушения требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, отсутствуют ссылки на конкретные требования закона, которые нарушены Обществом, не установлены причины, по которым произошло поднятие нефти с глубин, что, по их мнению, является следствием естественных геологических процессов, в связи с чем полагает, что в действиях ООО «Лукойл-Пермь» отсутствует вина в совершении вмененного административного правонарушения, т.е. нет состава и события административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.9 КоАП РФ. И соответственно Общество не может быть привлечено к административной ответственности. Доказательств, свидетельствующих о том, что именно от виновных действий ООО « Лукойл-Пермь» произошло загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов, административным органом не предоставлено.

    Защитники ООО «Лукойл-Пермь» в судебном заседании жалобу поддержали, в своих объяснениях подтвердили доводы, изложенные в жалобе, дополнив, что административным органом не указаны в постановлении дата, время и место совершения административного правонарушения, объективные данные, полученные в результате административного расследования, подтверждающие факт загрязнения недр и гидроминеральных ресурсов, именно в результате производственной деятельности Общества, в постановлении не приведены. Полагают, что внешнее проявление нефтепродукта на поверхности почвы, на скальных основаниях, что к недрам не относится, не может однозначно свидетельствовать о вине Общества.

    Представители Управления Росприроднадзора по <адрес> в судебном заседании с жалобой не согласны, т.к. полагают, что ООО «Лукойл-Пермь» обосновано привлечено к административной ответственности по ст.8.9 КоАП РФ, поскольку по результатам проведенной проверки достоверно установлен факт загрязнения недр и гидроминеральных ресурсов по вине ООО «Лукойл-Пермь», нарушившего требования ст. 46 ФЗ « Об охране окружающей среды», абз. 2,4 ст. 7, п.п. 1,7,8 ст. 22, п.п. 7,8 ст. 23 ФЗ «О недрах» при пользовании им недрами Полазненского участка.

Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Статья 8.9 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки.

Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 8.9 КОАП РФ, являются общественные отношения, связанные с охраной недр и гидроминеральных ресурсов. Состав правонарушения формальный, объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение требований.

Исходя из положений статьи 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, субъектами данного правонарушения являются недропользователи, которые обязаны соблюдать утвержденные в установленном порядке стандарты, нормы, правила, регламентирующие условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, вод, лесов от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами.

Статьей 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об охране окружающей среды» определены требования в области охраны Окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки. Согласно настоящей статьи размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов нефтепереработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды. При размещении, проектировании, строительстве; реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих, производств, объектов транспортировки, хранения и реализации нефти таза должны предусматриваться эффективные меры по рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.

В соответствии с абз. 2, 4 ст. 7 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от03.08.2018) «О недрах» (далее - Закон о недрах) при определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр. Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.

В соответствии с п.п. 1, 7, 8 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр, соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды, приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами; в состояние; пригодное для их дальнейшего использования.

Согласно п.п. 7, 8 ст. 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе, охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность.

Из материалов дела следует, что ООО «Лукойл-Пермь» осуществляет добычу углеводородного сырья на <адрес> месторождении нефти в районе <адрес> на основании лицензии на право пользования недрами, выданной с целью разведки и добычи полезных ископаемых, зарегистрированной ДД.ММ.ГГГГ, срок окончания действия - до ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе натурного осмотра в рамках внеплановой выездной проверки, проведенной государственными инспекторами в области охраны окружающей среды по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в пределах горного отвода <адрес> <адрес> были выявлены участки земной поверхности, на которых зафиксированы нефтепроявления (карстовая воронка в районе залива с характерным нефтяным запахом и осажденными нефтепродуктами, скальные основания, основание искусственной насыпи в районе покерного перехода). Появление нефти (нефтепродуктов) в карстовой воронке и вытекающей жидкости из скальных пород на берегу <адрес> водохранилища является подтверждением загрязнения недр.

Вопреки доводам жалобы, факт совершения ООО « Лукойл-Пермь» административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.9 КоАП РФ, подтверждается исследованными доказательствами, в частности, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, копией акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, актами обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований с фототаблицей, актами отбора проб почв, воды, протоколами результатов КХА проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ, проб воды от ДД.ММ.ГГГГ, и иными материалами.

Согласно нормам закона пользователь недр обязан соблюдать установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с использованием недрами. Выводы должностного лица административного органа о том, что со стороны ООО «Лукойл-Пермь», которое является недропользователем, и которое знало об обязанности осуществлять в течение срока действия лицензии контроль за соблюдением требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, и имело возможность для их соблюдения, данные требования, в пределах горного отвода, соблюдены не были, о чем свидетельствуют обнаруженные загрязнения нефтью недр, почв и поверхностных объектов, является законным и обоснованным.

Выводы о факте загрязнении недр сделаны на основании сравнительного анализа веществ, обнаруженных в почве, отобранных в пределах горного отвода Полазненского месторождения нефти, т.е. в пределах разрабатываемого Обществом лицензионного участка.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Исследованные доказательства, собранные должностным лицом, не оставляют сомнений, что именно ООО «Лукойл-Пермь» совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.9 КоАП РФ.

На основании собранных доказательств в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ установлено наличие события правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия и его виновность.

При таких обстоятельствах, должностным лицом сделан правильный вывод о доказанности факта совершения Обществом административного правонарушения, и на законном основании принято решение о привлечении его к административной ответственности.

    Иные доводы, приведенные заявителем в жалобе, являлись предметом исследования при производстве по делу об административном правонарушении, они обоснованно отклонены должностным лицом Управления Росприроднадзора по <адрес> при рассмотрении дела об административном правонарушении.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ должностным лицом были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Действия ООО "Лукойл-Пермь" по ст. 8.9 КоАП РФ квалифицированы верно, постановление по делу является законным и обоснованным.

Постановление о привлечении ООО "Лукойл-Пермь" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 2 ст. 8.6 названного Кодекса.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления должностного лица не усматривается.

Каких-либо существенных процессуальных нарушений требований КоАП РФ при производстве по делу, влекущих за собой отмену постановления должностного лица, допущено не было.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, судом также не установлено.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

решил:

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ. по делу об административном правонарушении по ст. 8.9 КоАП РФ в отношении ООО « Лукойл-Пермь» оставить без изменения, жалобу ООО « Лукойл-Пермь» – без удовлетворения.

На решение судьи в течение 10 дней может быть подана жалоба в <адрес> суд.

Судья

Тарабасова А.Ю.

12-3/2019 (12-220/2018;)

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ООО "Лукойл-Пермь"
Другие
Мухин И.В., зам. ген.директора по правовым вопросам - начальник Департамента
Разгуляева Юлия Борисовна
Ширяева Наталья Александровна, гл. специалист-эесперт отдела геологического надзора и охраны недр Управления Росприроднадзора по Пермскому краю
Балдина Татьяна Рэмовна, представитель ООО "Лукойл-Пермь"
Марьюсик Сергей Васильевич, ведущий специалист-эксперт отдела правового и кадрового обеспечения Управления Роспироднадзора по ПК
Вольхин Дмитрий Владимирович, представитель ООО "Лукойл-Пермь"
Суд
Добрянский районный суд Пермского края
Судья
Тарабасова Алевтина Юрьевна
Статьи

КоАП: ст. 8.9

Дело на странице суда
dobryan.perm.sudrf.ru
17.12.2018Материалы переданы в производство судье
11.01.2019Судебное заседание
15.01.2019Судебное заседание
16.01.2019Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
24.01.2019Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
29.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.03.2019Вступило в законную силу
16.04.2019Дело оформлено
18.04.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее