Гражданское дело №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 6 апреля 2016 г.
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Т.В.
секретаря Серковой М.В.
с участием помощника прокурора Центрального района г. Красноярска Литвинова И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Форест» о возложении обязанности по устранению нарушений требований природоохранного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Канский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Форест», в котором просил обязать ответчика в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:
- разработать паспорта на отходы 4 класса опасности;
- назначить ответственное лицо за обращение с опасными отходами производства, прошедшее специальную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I – IV класса опасности;
- произвести и предоставить в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов производства и потребления за 1, 2, 3 и 4 квартал ДД.ММ.ГГГГ года, за 1, 2, 3 квартал ДД.ММ.ГГГГ года.
Требования мотивировал тем, что Канской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при использовании, охране лесов и обороте древесины в деятельности ООО «Форест», входе которой установлено, что ответчик зарегистрирован в качестве юридического лица с ДД.ММ.ГГГГ и осуществляет деятельность в сфере оптовой торговли лесоматериалами, лесозаготовки, производства пиломатериалов и т.д.; по адресу: <адрес> находится пункт приема и отгрузки древесины, где ответчик осуществляет хозяйственную деятельность по приему, хранению, переработке и отгрузке древесины; в результате хозяйственной деятельности образуются отходы производства, в том числе отходы 4 класса опасности. В нарушение норм природоохранного законодательства ответчик осуществляет деятельность без составления паспортов на отходы 4 класса опасности, а также в отсутствии лица, прошедшего профессиональную подготовку на право работы с опасными отходами. Кроме того, ответчик за 1, 2, 3 и 4 квартал ДД.ММ.ГГГГ г. и за 1, 2 и 3 квартал ДД.ММ.ГГГГ г. расчет платы за негативное воздействие произвел. Осуществляя размещение отходов ООО «Форест» оказывает негативное воздействие на окружающую среду, что влечет нарушение прав и законных интересов неограниченного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г. Красноярска Литвинов И.И. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «Форест» в судебное заседание не явился, о месте и времени его рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, в связи с чем в силу ст. 167, 223 ГПК РФ дело подлежит рассмотрению в отсутствие ответчика в заочном порядке.
Изучив заявленные требования, заслушав прокурора, исследовав представленные суду доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе судебного заседания установлено, что ООО «Форест» зарегистрировано в качестве юридического лица с ДД.ММ.ГГГГ, одними из основных видов деятельности которого является оптовая и розничная торговля пиломатериалами, лесозаготовка, распиловка строгание древесины, пропитка древесины.
ДД.ММ.ГГГГ Канской межрайонного прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в сфере использования, охраны лесов и оборота древесины при осуществлении деятельности пунктом приема и отгрузки древесины ООО «Форест», расположенного по адресу: <адрес>, зарегистрированным в Министерстве природных ресурсов и экологии <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство №). По результатам указанной проверки в деятельности ответчика выявлены нарушения требований природоохранного законодательства, что подтверждается актами проверки от ДД.ММ.ГГГГ. Из указанных актов следует, что на территории пункта ответчик осуществляет хозяйственную деятельность по приему, хранению, переработке и отгрузке древесины; территория пункта примыкает к железнодорожным путям и на его территории расположены: административное здание, кран, крановая установка, лесопильные станки, на которых осуществляется деятельность по распиловке древесины; от деятельности пункта и отгрузки древесины, лесопильного цеха образуются отходы – горбыль, опилки, кора. Вместе с тем паспорт опасных отходов и лицо, прошедшее специальную подготовку на работу с опасными отходами, в организации отсутствуют; отходы лесопиления складируются на территории пункта приема и отгрузки древесины.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей природной среды.
Статьей 11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванной хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среды.
Согласно п. 3 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
В силу ст. 11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области окружающей природной среды и здоровья.
В соответствии со 4.1 указанного Федерального закона Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Подразделение отходов на классы опасности осуществляется в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденными приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти... (ч. 1).
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности… (ч. 3).
Из приведенных положений следует, что юридические лица, если в результате их деятельности образуются отходы, обязаны осуществлять мероприятия по установлению класса их опасности. При этом в случае, если отходы относятся к I - IV класса опасности, должен быть составлен паспорт.
В соответствии со ст. 15 Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности (ч. 1).
Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации (ч. 2).
Согласно ч. 1 ст. 23 ФЗ «Об отходах производства и потребления» при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и настоящим Федеральным законом.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (ч. 2 ст. 19 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным постановлением Правительства Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 632 (далее - Порядок), предусмотрено, что настоящий Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду, в том числе выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; размещение отходов (п. 1).
В ходе судебного разбирательства ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии на производстве паспорта опасных отходов, ответственного лица за обращение с опасными отходами производства, прошедшего специальную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV классов опасности, а также предоставления в Управление Росприроднадзора по <адрес> расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3 и 4 квартал ДД.ММ.ГГГГ года и за 1, 2 и 3 квартал ДД.ММ.ГГГГ года.
Анализируя приведенные выше нормативно-правовые акты, суд приходит к выводу о правомерности требований прокурора в указанной части, в связи с чем на ответчика следует возложить обязанность по устранению выявленных нарушений в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда (с учетом характера и порядка оформления документов и значимости допущенных нарушений природоохранного законодательства).
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в размере согласно п. 1 ст. 333.19 НК РФ – 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194, 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Канского межрайонного прокурора удовлетворить частично.
Обязать ООО «Форест» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать паспорта на отходы 4 класса опасности; назначить ответственное лицо за обращение с опасными отходами производства, прошедшее специальную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-V класса опасности; произвести и предоставить в Управление Росприроднадзора по <адрес> расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3, 4 кварталы ДД.ММ.ГГГГ года и за 1, 2, 3 кварталы 2015 ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ООО «Форест» в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий подпись
Копия верна:
Судья Т.В. Ковалева