Решение по делу № 33-8555/2020 от 19.05.2020

Судья Иванова О.Н.                               УИД 16RS0037-01-2019-003107-08

Дело № 2-182/2020

№ 33-8555/2020

Учет 072г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

18 июня 2020 года                                                                                 город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Насретдиновой Д.М.,

судей Гиниатуллиной Ф.И. и Гаянова А.Р.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Галиевой Р.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Пряхина Сергея Ивановича по доверенности Латыпова Рифа Зуфаровича на решение Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 10 марта 2020 года, которым постановлено:

исковые требования Пряхина Сергея Ивановича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда России в Бугульминском районе и городе Бугульма Республики Татарстан о признании решений об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконными и понуждении к действию оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя истца Пряхина С.И. – Латыпова Р.З., поддержавшего жалобу, судебная коллегия

                                                У С Т А Н О В И Л А:

Пряхин С.И. обратился в суд с иском (уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Бугульминском районе и городе Бугульма Республики Татарстан о признании решений незаконными, включении в специальный стаж периодов работы и иной деятельности и назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Требования истца мотивированы тем, что в связи с достижением возраста 58 лет и наличием стажа работы в тяжелых условиях труда продолжительностью более 7 лет и 6 месяцев он дважды – 21 сентября 2018 года и 3 сентября 2019 года обращался в территориальный орган пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года              № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако решениями ответчика от 4 октября 2018 года и 13 сентября 2019 года в назначении пенсии на льготных основаниях ему было отказано со ссылкой на отсутствие требуемого стажа на соответствующих видах работ.

С данным отказом истец не согласен, полагает, что ответчиком неверно исчислена продолжительность его специального стажа в связи с необоснованным исключением из него отдельных периодов трудовой и иной деятельности. По изложенным основаниям Пряхин С.И. просил признать решения ответчика об отказе в назначении ему пенсии незаконными, возложив на пенсионный орган обязанность по включению в его специальный стаж периодов работы с 30 июня 1977 года по 5 мая 1979 года в качестве слесаря (сантехника) по ремонту вентиляции и с 1 июля 1981 года по 28 ноября 1983 года в должности слесаря-вентиляционщика на Бугульминском фарфоровом заводе, с 27 июня 1988 года по 30 января 1990 года в должности сварщика на Бугульминском пивоваренном заводе, с 1 ноября 2018 года по 30 марта 2019 года в должности газоэлектросварщика 6 разряда в обществе с ограниченной ответственностью «Акронстрой» (далее также – ООО «Акронстрой»), периода военной службы по призыву с 10 мая 1979 года по 14 мая 1981 года в составе Вооруженных Сил СССР, а также назначению ему досрочной страховой пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста до 58 лет, то есть с                                21 сентября 2018 года.

Определением Бугульминского городского суда от 10 марта 2020 производство по делу по иску Пряхина С.И. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда России в Бугульминском районе и городе Бугульма Республики Татарстан о включении в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода работы с 27 июня 1988 года по 30 января 1990 года в должности сварщика на Бугульминском пивоваренном заводе прекращено в связи с отказом истца от требований в указанной части.

В судебном заседании суда первой инстанции Пряхин С.И. и его представитель Латыпов Р.З., действующий на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержали.

Представитель ответчика по доверенности Зайдуллина Е.В. иск не признала, ссылаясь на отсутствие установленных законом оснований для включения спорных периодов работы и иной деятельности в стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с работой в тяжелых условиях труда.

Судом вынесено решение об отказе в удовлетворении исковых требований в приведенной выше формулировке.

В апелляционной жалобе представитель Пряхина С.И. – Латыпов Р.З., выражая несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе он приводит те же доводы, что в обоснование предъявленного иска, настаивает на правовой позиции своего доверителя по делу, в силу которой считает, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Пряхина С.И. по доверенности Латыпов Р.З. апелляционную жалобу поддержал.

Представитель ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.

Согласно части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, и извещенных о времени и месте его рассмотрения, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Так, основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также – Федеральный закон «О страховых пенсиях», Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Как закреплено в части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в редакции, действующей с 1 января 2019 года) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Приведенной выше нормой закона в редакции, действовавшей по                          состоянию на 31 декабря 2018 года, было установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу положений пункта 2 части 1, частей 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Судом установлено и из материалов дела следует, что Пряхин С.И., <дата> года рождения, дважды – 21 сентября 2018 года и 3 сентября 2019 года обращался в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бугульминском районе и г. Бугульма Республики Татарстан с заявлениями о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда.

Решениями ответчика от 4 октября 2018 года № 1138735 и от 13 сентября 2019 года № 1005426/19 в назначении досрочной пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа, в который в бесспорном порядке соответственно было зачтено 5 лет 5 месяцев                5 дней и 5 лет 10 месяцев 5 дней. При этом приведенные выше периоды работы и иной деятельности в стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, ответчиком включены не были (л. д. 13, 14).

Разрешая спор и отказывая Пряхину С.И. в удовлетворении заявленных им исковых требований в части включения в льготный стаж истца спорных периодов работы с 30 июня 1977 года по 5 мая 1979 года в качестве слесаря (сантехника) по ремонту вентиляции и с 1 июля 1981 года по 28 ноября 1983 года в должности слесаря-вентиляционщика на Бугульминском фарфоровом заводе, с 1 ноября 2018 года по 30 марта 2019 года в должности газоэлектросварщика 6 разряда в ООО «Акронстрой», суд первой инстанции исходил из недоказанности осуществления им в эти периоды деятельности в тяжелых условиях труда, дающих право на назначение пенсии по рассматриваемому основанию.

Судебная коллегия, соглашаясь с такими выводами суда первой инстанции, признает доводы апелляционной жалобы истца несостоятельными по следующим основаниям.

Так, в целях определения круга лиц, имеющих право на пенсию по рассматриваемому основанию, законодатель утвердил специальную норму в части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которой списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Реализуя указанные правомочия Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение». Подпунктом «б» пункта 1 этого постановления предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда – Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», а также Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», – для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.

Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, в разделе XVIII «Стекольное производство, производство керамических, фарфоровых и фаянсовых изделий» в подразделе «Подготовка шихты, производство всех видов стекла, стеклоизделий и шлакоситалла» предусмотрены пенсионные льготы слесарям-ремонтникам, постоянно занятым на участках подготовки шахты и на горячих участках, в подразделе «Общие профессии по производству всех видов керамических, фарфоровых, фаянсовых изделий и ферритов» – слесарям-ремонтникам, занятым на ремонте и обслуживании оборудования основного производства, а в разделе XXXIII «Общие профессии» – электрогазосварщикам, занятым на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также электросварщикам ручной сварки.

В действовавшем до 1 января 1992 года Списке № 2, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, в подразделах «Приготовление стекломассы», «Производство полированного стекла и полировка стекла», «Производство зеркал, сортовой, хозяйственной, медицинской, тарной посуды и радиоэлектротехнических изделий», «Фарфорово-фаянсовое производство» раздела XIX «Стекольное и фарфорно-фаянсовое производство», были поименованы слесари дежурные и ремонтные, а в разделе XXXII «Общие профессии» – электросварщики и их подручные, газосварщики и их подручные.

Исчисление периодов работы, а также порядок подтверждения специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется в соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015, Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 (далее – Правила), Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н.

Согласно пункту 4 названных выше Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

В соответствии с положениями пункта 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 31 марта 2011 года № 258н (далее – Порядок), периоды работы с тяжелыми условиями труда подлежат обязательному подтверждению.

При этом пунктом 4 данного Порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить –период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета (пункт 13 Порядка).

Аналогичные разъяснения содержатся и в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».

Обращаясь в суд с настоящим иском, Пряхин С.И. в подтверждение занятости в условиях труда, дающих право на назначение пенсии на льготных условиях, представил трудовую книжку, содержащую записи о его работе в качестве слесаря (сантехника) по ремонту вентиляции и слесаря-вентиляционщика на Бугульминском фарфоровом заводе, а также в должности газоэлектросварщика в ООО «Акронстрой» (л. д. 16 – 33).

Помимо трудовой книжки в подтверждение занятости в условиях труда, дающих право на назначение пенсии по рассматриваемому основанию, истец представил копии приказов ООО «Акронстрой» от 1 ноября 2018 года о приеме на работу в качестве газоэлектросварщика и от 30 марта 2019 года об увольнении с указанной должности, справку данного общества о работе в этот период времени в течение полного рабочего дня, а также архивную справку от 1 октября 2019 года № 2370/л, из которой следует, что в документах архивного фонда ОАО «Бугульминский фарфор» имеются сведения о зачислении истца на работу с 30 июня 1977 года слесарем по ремонту вентиляционных установоок, с 1 июля 1981 года – слесарем вентиляции 3 разряда и об увольнении с 25 ноября 1983 года по собственному желанию (л. д. 16, 18 – 20).

Между тем, как правильно указал в своем решении суд первой инстанции, представленные в деле документы не содержат сведений о характере работы истца, а именно его занятости в спорные периоды работы на Бугульминском фарфоровом заводе по профессиям (должностям), связанным с производством стекольной и фарфорно-фаянсовой продукции, а в период работы в ООО «Акронстрой» – на резке и (или) ручной сварке, на полуавтоматических машинах, на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности. Более того, индивидуальные сведения в отношении Пряхина С.И. за 2018 год не представлены, а за период с 1 января 2019 года по 31 марта 2019 года отражены работодателем без указания кода особых условий труда, что также свидетельствует об отсутствии у истца права на включение данного периода в стаж на соответствующих видах работ.

Ссылка представителя Пряхина С.И. на разъяснения Пенсионного фонда Российской Федерации, данные в письме от 19 марта 2004 года № 06/18593, позволяющие, по его мнению, зачесть в стаж истца на соответствующих видах работ спорные периоды его трудовой деятельности до 1 января 1992 года без дополнительного подтверждения характера работы, не могут быть признаны обоснованными в связи с отсутствием соответствующего документа.

Имеющаяся в жалобе ссылка на положения пунктов 14, 15 Разъяснения о порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, утвержденных постановлением Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29 (далее также – Разъяснения), также не может повлечь за собой отмену обжалуемого решения в указанной части.

Согласно приведенным пунктам названного Разъяснения работники, занятые ремонтом оборудования непосредственно в производственных цехах, отделениях и на участках, профессии и должности которых предусмотрены Списками, пользуются правом на пенсию в связи с особыми условиями труда независимо от того, состоят они в штате производственных цехов, отделений, участков или в штате специализированных ремонтных цехов, участков, организаций.

Рабочие из числа ремонтного персонала (слесари, электрослесари, электромонтеры) пользуются правом на пенсию в связи с особыми условиями труда независимо от того, заняты они ремонтом или обслуживанием оборудования в конкретном производстве, если их профессии предусмотрены в Списках без уточнения характера выполняемой ими работы.

Как было отмечено ранее, представленными в деле документами не подтверждена занятость Пряхина С.И. в период работы на Бугульминском фарфоровом заводе в перечисленных в Списке № 2 производствах. Более того, в Списке № 2, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от                      22 августа 1956 года № 1173, предусмотрены профессии (должности) слесарей дежурных и ремонтных, в то время как замещаемые истцом должности именовались как слесарь (сантехник) и слесарь-вентиляционщик.

С учетом приведенной мотивации, исходя из того, что право истца на включение спорных периодов работы в соответствующий стаж в порядке, установленном действующим правовым регулированием, не подтверждено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части.

Доводы жалобы апеллянта о наличии оснований для приравнивания к периодам работы в тяжелых условиях труда периода военной службы по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР с 10 мая 1979 года по 14 мая 1981 года, также не могут быть признаны обоснованными.

Отказывая в удовлетворяя требований Пряхина С.И. о включении в его специальный стаж приведенного выше периода, суд, руководствуясь Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590, подпунктом «к» пункта 109 которого предусматривалось, что при назначении на льготных условиях или в льготном размере пенсии по старости период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода, и установив, что как до, так и после прохождения военной службы истец осуществлял трудовую деятельность в обычных условиях труда, пришел к обоснованному выводу о том, что этот период не может быть зачтен в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от                       28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что без учета спорных периодов работы и иной деятельности специальный стаж, требуемый для назначения досрочной страховой пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста, у Пряхина С.И. отсутствует, выводы суда об отказе в удовлетворении исковых требований в данной части также признаются судебной коллегией правомерными.

В целом доводы апелляционной жалобы истца повторяют правовую позицию, высказанную в суде первой инстанции, направлены на иную оценку исследованных судом обстоятельств, не опровергают выводов суда и не могут служить основанием для отмены решения, постановленного в соответствии с требованиями закона.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

                                                  О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 10 марта 2020 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Пряхина Сергея Ивановича по доверенности Латыпова Рифа Зуфаровича – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

33-8555/2020

Категория:
Гражданские
Другие
Пряхин С.И.
ГУ-Управление Пенсионного Фонда России в Бугульминском районе и г. Бугульма РТ
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
19.05.2020[Гр.] Передача дела судье
21.05.2020[Гр.] Судебное заседание
18.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее