Строка 2.078 Дело №2-1945/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 мая 2018 года г. Воронеж
Ленинский районный суд г.Воронежа в составе:
председательствующего судьи Штукиной Н.В.,
при секретаре Кутищевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Деревщикова Василия Алексеевича к Государственному учреждению – Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Воронежской области, Департаменту социальной защиты Воронежской области о компенсации расходов, понесенных на приобретение железнодорожных билетов к месту лечения и обратно,
УСТАНОВИЛ :
Деревщиков В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Воронежской области о компенсации расходов, понесенных на приобретение железнодорожных билетов к месту лечения и обратно.
В обоснование заявленных исковых требований указывает, что Департаментом здравоохранения Воронежской области ему была выделена санаторно-курортная путевка № 01710, серия 198172 в г. Железноводск в санаторий «Горный воздух». В ноябре 2017 года Деревщиков В.А. обратился в ГУ – УПРФ по Советскому району г. Воронежа за проездными документами к месту лечения и обратно. В устной форме ему было разъяснено о необходимости приобрести билеты за свой счет, а после обратиться в ГУ - Государственному учреждению – Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации за компенсацией. Истцом приобретены билеты на сумму 6 939руб. После прохождения лечения, Деревщиков В.А. обратился к ответчику за компенсацией, однако в устной форме ему было в этом отказано.
Истец указывает, что действия ответчика нарушены его права, поскольку он имеет право на бесплатный проезд.
В связи с этим просит суд взыскать с ответчика в его пользу, понесенные им расходы на приобретение железнодорожных билетов к месту и лечения и обратно в размере 6 939руб.
Впоследствии к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов РФ и Департамент социальной защиты Воронежской области.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по доверенности Миневич А.А., исковые требования не признала, просила суд оставить их без удовлетворения, сославшись на доводы, изложенные в письменных возражениях.
Представитель ответчика Управления Федерального казначейства по Воронежской области по доверенности Черкашин М.С. исковые требования не признал, предоставил в судебное заседание письменные возражения. Также пояснил, что Управление Федерального казначейства по Воронежской области не является надлежащим ответчиком по данному делу.
Представитель ответчика Департамента социальной защиты Воронежской области по доверенности Юсифов Р.Н. оглы исковые требования не признал, просил суд оставить их без удовлетворения, сославшись на доводы, изложенные в письменных возражениях. Также пояснил, что Департамент социальной защиты Воронежской области не является надлежащим ответчиком по данному делу.
Ответчик Министерство финансов РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав доказательства в их совокупности, обозрев компенсационное дело № СКС Деревщикова В.А. за 2017 г., суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Деревщиков В.А. является инвалидом 2 группы вследствие Чернобыльской катастрофы с 01.04.2014 г. бессрочно.
Судом установлено, что на основании направления № 3 от 12.10.2017 года, Департаментом здравоохранения Воронежской области Деревщикову В.А. предоставлена санаторно-курортная путевка № 01710 серия 198172 в г. Железноводск, в санаторий «Горный воздух» с 12.01.2018 года по 01.02.2018 года (л.д. 5, 6).
Согласно справке ГУ - УПФР по Советскому району г. Воронежа Деревщиков В.А. имеет право на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в период с 01.01.2018 года по 31.12.2018 года (л.д. 11).
С целью бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно Департаментом здравоохранения Воронежской области заполнен Талон № 2 установленного образца (л.д. 7). Для бесплатного получения проездных документов Талон № 2 представлен истцом в ГУ – УПРФ по Советскому району г. Воронежа.
Истец указывает, что в устной форме ему было разъяснено о необходимости приобрести билеты за свой счет, а после обратиться в ГУ - Государственному учреждению – Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации за компенсацией.
Истцом приобретены билеты с пунктами назначения «Придача (Воронеж южн) – Минеральные воды, дата отправления 11.01.2018 г., стоимостью 3 296руб. и «Минеральные воды – Придача (Воронеж южн), дата отправления 01.02.2018 г. стоимостью 3 633руб., всего на общую сумму 6 929 руб.
После прохождения лечения в период с 12.01.2018 г. по 01.02.2018 г. Деревщиков В.А. обратился к ответчику ГУ - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с целью компенсации расходов на оплату проезда к месту лечен6ия и обратно. До настоящего времени денежные средства не возмещены.
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в пункте 8 данной нормы названы инвалиды.
Пунктом 2 части 1 статьи 6.2 вышеуказанного закона предусмотрено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 этого федерального закона, набора социальных услуг включается, в частности бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно части 5 статьи 6.3 данного закона, порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде наборов социальных услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 г. № 864. Действия указанных Правил в части финансового обеспечения расходов по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на пригородном железнодорожной транспорте, а также междугородном транспорте к месту лечения и обратно распространяются, в том числе, на лиц, подвергшихся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с положениями Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ и Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и правительством Воронежской области о передаче правительству Воронежской области части федеральных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в части предоставления при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно, утвержденным распоряжением Правительства РФ N 2102-р от 30.12.2009 года, постановлением Правительства Воронежской области за N 71 от 11.02.2010 года утвержден Порядок предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. 01.01.2010г. федеральные полномочия переданы правительству Воронежской области. Уполномоченным органом, осуществляющим данные федеральные полномочия, до 01.01.2018 г. являлся Департамент социальной защиты Воронежской области.
Постановлением Правительства Воронежской области от 29.11.2017 г. № 941 в соответствии с Законом Воронежской области от 14.11.2008 N 103-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области" внесены изменения в Положение о департаменте социальной защиты Воронежской области, утвержденное постановлением правительства Воронежской области от 23.12.2013 N 1132 "Об утверждении Положения о департаменте социальной защиты Воронежской области, в частности, подпункт 3.2.5 пункта 3.2 раздела 3, которым предусматривалось предоставление департаментом таких государственных услуг как предоставление отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, признан утратившим силу.
С 01.01.2018 г. полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в части предоставлении при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно были переданы ГУ – Воронежскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ.
Финансирование переданных полномочий по оказанию отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в части предоставления при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществляется за счет субвенций на эти цели из федерального бюджета (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.08.2010г. № 612н).
На основании пункта 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде наборов социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 г. № 864, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, в частности Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В силу пункта 22 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг Фонд социального страхования Российской Федерации или его территориальные органы осуществляют финансовое обеспечение расходов на оплату проезда граждан на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в соответствии с договорами с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" и другими транспортными организациями.
Порядок направления граждан органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения к месту лечения в федеральные медицинские центры утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.10.2005 г. № 617.
В соответствии с пунктом 5 Порядка органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения оформляется и выдается гражданину направление на лечение в медицинское учреждение в соответствии с образцом и заполняется Талон N 2 указанного образца. Талон N 2 представляется гражданином в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации для обеспечения его специальными талонами или именными направлениями на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно.
Порядок предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, определен Административным регламентом предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 года N 271н (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 11.2 Административного регламента предоставление заявителю специальных талонов и (или) именных направлений для проезда к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и социальной защиты населения, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, осуществляется не позднее 5 рабочих дней с момента поступления в территориальный орган Фонда документов, предусмотренных пунктом 14 Административного регламента.
Из приведенного правового регулирования следует, что оплата расходов на проезд к месту лечения и обратно инвалида производится соответствующими отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации транспортным организациям, обеспечивающим перевозку, при этом гражданину, имеющему право на получение набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, не предоставлено право самостоятельного выбора вида транспорта для следования к месту лечения и обратно. Компенсация стоимости проездных билетов, самостоятельно приобретенных гражданином - получателем набора социальных услуг, положениями нормативных актов, регулирующих порядок предоставления гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, также не предусмотрена.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, регламентирующий, в том числе, организацию перевозки граждан к месту лечения и обратно.
Согласно п. 4.4 указанного Порядка обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний осуществляется на основании направления и талона N 2, оформленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. После получения направления и талона N 2, выданных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, гражданин или его законный представитель обращается в территориальные органы Фонда или в органы социальной защиты населения, либо уполномоченные органы для обеспечения специальными талонами или именными направлениями на право получения бесплатных проездных документов.
Из анализа приведенного выше правового регулирования следует, что оплата расходов на проезд к месту лечения и обратно инвалида производится соответствующими отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации транспортным организациям, обеспечивающим перевозку.
Согласно материалам дела, направление к месту лечения для получения медицинской помощи в период с 12.01.2018 г. по 01.02.2018 г. в медицинское учреждение, санаторно-курортная путевка и отрывные талоны к санаторно-курортной путевке, Талон № 2 на получение специальных талонов (именных направлений) на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи выданы истцу Департаментом здравоохранения Воронежской области 12.10.2017 г.
Как следует из дела № СКЛ КУВО УСЗН Советского района г. Воронежа Деревщикова В.А. о компенсации расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно, 03.11.2016 г. Департаментом здравоохранения Воронежской области истцу аналогичным образом выдавалась санаторно-курортная путевка в то же медицинское учреждение, для получения медицинской помощи в период с 18.01.2017 г. по 07.02.2017 г. По возвращении истец на бланке КУВО УСЗН заполнял заявление о предоставлении компенсации расходов на оплату проезда (09.02.2017 г.), ему на бланке КУВО УСЗН разъяснялся порядок и сроки обращения для получения компенсации расходов на оплату проезда со ссылкой на постановление Правительства Воронежской области от 11.02.2010 г. № 71, департаментом социальной защиты Воронежской области сообщалось о принятии решения о назначении компенсации расходов, и производилась выплата.
В судебном заседании установлено, что истец, имея право на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд в 2018 году, это право реализовал в 2018 году в ранее установленном и ранее разъясненном ему органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации порядке – приобретения проездных билетов за свой счет.
Финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг на 2018 г, предусмотрено Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно материалам дела уже 24.11.2017 г. по заявке управляющего региональным отделением фонда – ГУ ВРО ФСС РФ были выделены и направлены Фондом социального страхования РФ талоны на право получения железнодорожных проездных документов для обеспечения граждан льготных категорий бесплатным проездом к месту лечения и обратно - в количестве 1000 штук.
Доводы ответчика ГУ ВРО ФСС РФ о не обращении истца в фонд за талонами на проезд к месту лечения по санаторно-курортной путевке в январе 2018 г. и работе фонда в праздничные посленовогодние дни января 2018 г. суд не может принять во внимание, поскольку фондом уже в ноябре 2017 г. были заказаны талоны для обеспечения ими граждан льготной категории на проезд к месту лечения по санаторно-курортным путевкам, и фонд должен был располагать сведениями из Департамента социального развития Воронежской области и Департамента здравоохранения Воронежской области о гражданах, обеспеченных такими путевками, и, в свою очередь, обеспечить их информирование об изменениях в части компенсационных выплат на проезд к месту лечения и обратно.
Таким образом, неопределенность в период передачи от Департамента социальной защиты Воронежской области к ГУ – Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с 01.01.2018 г. полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в части представления при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно по санаторно-курортной путевке, не должна привести к лишению гражданина гарантированного права на социальную помощь государства в части обеспечения ему этого бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в 2018 году.
В силу вышеизложенного, суд считает подлежащими удовлетворению требования истца в части компенсации расходов, понесенных им на приобретение железнодорожных билетов к месту лечения и обратно в 2018 году, в размере 6 929 рублей ответчиком ГУ – Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, на котором с 2018 года лежит обязанность по обеспечению гарантированного права на получение истцом социальной помощи государства.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Обязать Государственной учреждение – Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования РФ компенсировать Деревщикову Василию Алексеевичу расходы, понесенные на приобретение железнодорожных билетов к месту лечения и обратно, в размере 6 929 (шесть тысяч девятьсот двадцать девять) рублей.
В удовлетворении иска в части требований к ответчикам Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Воронежской области, Департаменту социальной защиты Воронежской области Деревщикову В.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение одного месяца.
Судья Н.В. Штукина
Решение в окончательной форме
изготовлено 29.05.2018 г.
Строка 2.078 Дело №2-1945/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 мая 2018 года г. Воронеж
Ленинский районный суд г.Воронежа в составе:
председательствующего судьи Штукиной Н.В.,
при секретаре Кутищевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Деревщикова Василия Алексеевича к Государственному учреждению – Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Воронежской области, Департаменту социальной защиты Воронежской области о компенсации расходов, понесенных на приобретение железнодорожных билетов к месту лечения и обратно,
УСТАНОВИЛ :
Деревщиков В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Воронежской области о компенсации расходов, понесенных на приобретение железнодорожных билетов к месту лечения и обратно.
В обоснование заявленных исковых требований указывает, что Департаментом здравоохранения Воронежской области ему была выделена санаторно-курортная путевка № 01710, серия 198172 в г. Железноводск в санаторий «Горный воздух». В ноябре 2017 года Деревщиков В.А. обратился в ГУ – УПРФ по Советскому району г. Воронежа за проездными документами к месту лечения и обратно. В устной форме ему было разъяснено о необходимости приобрести билеты за свой счет, а после обратиться в ГУ - Государственному учреждению – Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации за компенсацией. Истцом приобретены билеты на сумму 6 939руб. После прохождения лечения, Деревщиков В.А. обратился к ответчику за компенсацией, однако в устной форме ему было в этом отказано.
Истец указывает, что действия ответчика нарушены его права, поскольку он имеет право на бесплатный проезд.
В связи с этим просит суд взыскать с ответчика в его пользу, понесенные им расходы на приобретение железнодорожных билетов к месту и лечения и обратно в размере 6 939руб.
Впоследствии к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов РФ и Департамент социальной защиты Воронежской области.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по доверенности Миневич А.А., исковые требования не признала, просила суд оставить их без удовлетворения, сославшись на доводы, изложенные в письменных возражениях.
Представитель ответчика Управления Федерального казначейства по Воронежской области по доверенности Черкашин М.С. исковые требования не признал, предоставил в судебное заседание письменные возражения. Также пояснил, что Управление Федерального казначейства по Воронежской области не является надлежащим ответчиком по данному делу.
Представитель ответчика Департамента социальной защиты Воронежской области по доверенности Юсифов Р.Н. оглы исковые требования не признал, просил суд оставить их без удовлетворения, сославшись на доводы, изложенные в письменных возражениях. Также пояснил, что Департамент социальной защиты Воронежской области не является надлежащим ответчиком по данному делу.
Ответчик Министерство финансов РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав доказательства в их совокупности, обозрев компенсационное дело № СКС Деревщикова В.А. за 2017 г., суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Деревщиков В.А. является инвалидом 2 группы вследствие Чернобыльской катастрофы с 01.04.2014 г. бессрочно.
Судом установлено, что на основании направления № 3 от 12.10.2017 года, Департаментом здравоохранения Воронежской области Деревщикову В.А. предоставлена санаторно-курортная путевка № 01710 серия 198172 в г. Железноводск, в санаторий «Горный воздух» с 12.01.2018 года по 01.02.2018 года (л.д. 5, 6).
Согласно справке ГУ - УПФР по Советскому району г. Воронежа Деревщиков В.А. имеет право на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в период с 01.01.2018 года по 31.12.2018 года (л.д. 11).
С целью бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно Департаментом здравоохранения Воронежской области заполнен Талон № 2 установленного образца (л.д. 7). Для бесплатного получения проездных документов Талон № 2 представлен истцом в ГУ – УПРФ по Советскому району г. Воронежа.
Истец указывает, что в устной форме ему было разъяснено о необходимости приобрести билеты за свой счет, а после обратиться в ГУ - Государственному учреждению – Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации за компенсацией.
Истцом приобретены билеты с пунктами назначения «Придача (Воронеж южн) – Минеральные воды, дата отправления 11.01.2018 г., стоимостью 3 296руб. и «Минеральные воды – Придача (Воронеж южн), дата отправления 01.02.2018 г. стоимостью 3 633руб., всего на общую сумму 6 929 руб.
После прохождения лечения в период с 12.01.2018 г. по 01.02.2018 г. Деревщиков В.А. обратился к ответчику ГУ - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с целью компенсации расходов на оплату проезда к месту лечен6ия и обратно. До настоящего времени денежные средства не возмещены.
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в пункте 8 данной нормы названы инвалиды.
Пунктом 2 части 1 статьи 6.2 вышеуказанного закона предусмотрено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 этого федерального закона, набора социальных услуг включается, в частности бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно части 5 статьи 6.3 данного закона, порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде наборов социальных услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 г. № 864. Действия указанных Правил в части финансового обеспечения расходов по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на пригородном железнодорожной транспорте, а также междугородном транспорте к месту лечения и обратно распространяются, в том числе, на лиц, подвергшихся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с положениями Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ и Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и правительством Воронежской области о передаче правительству Воронежской области части федеральных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в части предоставления при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно, утвержденным распоряжением Правительства РФ N 2102-р от 30.12.2009 года, постановлением Правительства Воронежской области за N 71 от 11.02.2010 года утвержден Порядок предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. 01.01.2010г. федеральные полномочия переданы правительству Воронежской области. Уполномоченным органом, осуществляющим данные федеральные полномочия, до 01.01.2018 г. являлся Департамент социальной защиты Воронежской области.
Постановлением Правительства Воронежской области от 29.11.2017 г. № 941 в соответствии с Законом Воронежской области от 14.11.2008 N 103-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области" внесены изменения в Положение о департаменте социальной защиты Воронежской области, утвержденное постановлением правительства Воронежской области от 23.12.2013 N 1132 "Об утверждении Положения о департаменте социальной защиты Воронежской области, в частности, подпункт 3.2.5 пункта 3.2 раздела 3, которым предусматривалось предоставление департаментом таких государственных услуг как предоставление отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, признан утратившим силу.
С 01.01.2018 г. полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в части предоставлении при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно были переданы ГУ – Воронежскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ.
Финансирование переданных полномочий по оказанию отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в части предоставления при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществляется за счет субвенций на эти цели из федерального бюджета (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.08.2010г. № 612н).
На основании пункта 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде наборов социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 г. № 864, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, в частности Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В силу пункта 22 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг Фонд социального страхования Российской Федерации или его территориальные органы осуществляют финансовое обеспечение расходов на оплату проезда граждан на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в соответствии с договорами с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" и другими транспортными организациями.
Порядок направления граждан органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения к месту лечения в федеральные медицинские центры утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.10.2005 г. № 617.
В соответствии с пунктом 5 Порядка органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения оформляется и выдается гражданину направление на лечение в медицинское учреждение в соответствии с образцом и заполняется Талон N 2 указанного образца. Талон N 2 представляется гражданином в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации для обеспечения его специальными талонами или именными направлениями на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно.
Порядок предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, определен Административным регламентом предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 года N 271н (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 11.2 Административного регламента предоставление заявителю специальных талонов и (или) именных направлений для проезда к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и социальной защиты населения, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, осуществляется не позднее 5 рабочих дней с момента поступления в территориальный орган Фонда документов, предусмотренных пунктом 14 Административного регламента.
Из приведенного правового регулирования следует, что оплата расходов на проезд к месту лечения и обратно инвалида производится соответствующими отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации транспортным организациям, обеспечивающим перевозку, при этом гражданину, имеющему право на получение набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, не предоставлено право самостоятельного выбора вида транспорта для следования к месту лечения и обратно. Компенсация стоимости проездных билетов, самостоятельно приобретенных гражданином - получателем набора социальных услуг, положениями нормативных актов, регулирующих порядок предоставления гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, также не предусмотрена.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, регламентирующий, в том числе, организацию перевозки граждан к месту лечения и обратно.
Согласно п. 4.4 указанного Порядка обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний осуществляется на основании направления и талона N 2, оформленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. После получения направления и талона N 2, выданных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, гражданин или его законный представитель обращается в территориальные органы Фонда или в органы социальной защиты населения, либо уполномоченные органы для обеспечения специальными талонами или именными направлениями на право получения бесплатных проездных документов.
Из анализа приведенного выше правового регулирования следует, что оплата расходов на проезд к месту лечения и обратно инвалида производится соответствующими отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации транспортным организациям, обеспечивающим перевозку.
Согласно материалам дела, направление к месту лечения для получения медицинской помощи в период с 12.01.2018 г. по 01.02.2018 г. в медицинское учреждение, санаторно-курортная путевка и отрывные талоны к санаторно-курортной путевке, Талон № 2 на получение специальных талонов (именных направлений) на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи выданы истцу Департаментом здравоохранения Воронежской области 12.10.2017 г.
Как следует из дела № СКЛ КУВО УСЗН Советского района г. Воронежа Деревщикова В.А. о компенсации расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно, 03.11.2016 г. Департаментом здравоохранения Воронежской области истцу аналогичным образом выдавалась санаторно-курортная путевка в то же медицинское учреждение, для получения медицинской помощи в период с 18.01.2017 г. по 07.02.2017 г. По возвращении истец на бланке КУВО УСЗН заполнял заявление о предоставлении компенсации расходов на оплату проезда (09.02.2017 г.), ему на бланке КУВО УСЗН разъяснялся порядок и сроки обращения для получения компенсации расходов на оплату проезда со ссылкой на постановление Правительства Воронежской области от 11.02.2010 г. № 71, департаментом социальной защиты Воронежской области сообщалось о принятии решения о назначении компенсации расходов, и производилась выплата.
В судебном заседании установлено, что истец, имея право на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд в 2018 году, это право реализовал в 2018 году в ранее установленном и ранее разъясненном ему органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации порядке – приобретения проездных билетов за свой счет.
Финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг на 2018 г, предусмотрено Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно материалам дела уже 24.11.2017 г. по заявке управляющего региональным отделением фонда – ГУ ВРО ФСС РФ были выделены и направлены Фондом социального страхования РФ талоны на право получения железнодорожных проездных документов для обеспечения граждан льготных категорий бесплатным проездом к месту лечения и обратно - в количестве 1000 штук.
Доводы ответчика ГУ ВРО ФСС РФ о не обращении истца в фонд за талонами на проезд к месту лечения по санаторно-курортной путевке в январе 2018 г. и работе фонда в праздничные посленовогодние дни января 2018 г. суд не может принять во внимание, поскольку фондом уже в ноябре 2017 г. были заказаны талоны для обеспечения ими граждан льготной категории на проезд к месту лечения по санаторно-курортным путевкам, и фонд должен был располагать сведениями из Департамента социального развития Воронежской области и Департамента здравоохранения Воронежской области о гражданах, обеспеченных такими путевками, и, в свою очередь, обеспечить их информирование об изменениях в части компенсационных выплат на проезд к месту лечения и обратно.
Таким образом, неопределенность в период передачи от Департамента социальной защиты Воронежской области к ГУ – Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с 01.01.2018 г. полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в части представления при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно по санаторно-курортной путевке, не должна привести к лишению гражданина гарантированного права на социальную помощь государства в части обеспечения ему этого бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в 2018 году.
В силу вышеизложенного, суд считает подлежащими удовлетворению требования истца в части компенсации расходов, понесенных им на приобретение железнодорожных билетов к месту лечения и обратно в 2018 году, в размере 6 929 рублей ответчиком ГУ – Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, на котором с 2018 года лежит обязанность по обеспечению гарантированного права на получение истцом социальной помощи государства.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Обязать Государственной учреждение – Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования РФ компенсировать Деревщикову Василию Алексеевичу расходы, понесенные на приобретение железнодорожных билетов к месту лечения и обратно, в размере 6 929 (шесть тысяч девятьсот двадцать девять) рублей.
В удовлетворении иска в части требований к ответчикам Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Воронежской области, Департаменту социальной защиты Воронежской области Деревщикову В.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение одного месяца.
Судья Н.В. Штукина
Решение в окончательной форме
изготовлено 29.05.2018 г.