Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 октября 2020г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего: Кудряшова А.В.
при секретаре: Зайцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агапова Михаила Анатольевича к ООО «ОВТ САНМАР», ООО «САНМАР ТРЕВЕЛ», ООО «Туристическое агентство «Лазурный берег» о расторжении договора реализации туристского продукта, взыскании уплаченных по сделке денежных средств, неустойки за просрочку исполнения обязательств, штрафа и компенсации морального вреда,
установил:
Агапов М.А., уточнив требования, обратился в суд с иском к ООО «ОВТ САНМАР», ООО «САНМАР ТРЕВЕЛ», ООО «Туристическое агентство «Лазурный берег» о расторжении заключенного <данные изъяты> между Агаповым и ООО «Туристическое агентство «Лазурный берег» договора реализации туристского продукта, взыскании в солидарном порядке с ООО «ОВТ САНМАР» и ООО «Туристическое агентство «Лазурный берег» стоимости нереализованных туристических услуг в размере <данные изъяты> руб., неустойки за просрочку удовлетворения требования о возврате уплаченных по договору денежных средств за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 176 800 руб., компенсации морального вреда в размере 10 000 руб. и предусмотренного ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей» штрафа в размере 50% от присужденных судом сумм, указав, что по условиям упомянутой сделки, туроператором по которому выступало ООО «САНМАР ТРЕВЕЛ», приобрел путевку на отдых в Тунис с семьей из 3-х человек с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ стоимостью 176 800 руб., однако поскольку в связи с распространением новой коронавирусной инфекции поездка в Тунис представляла угрозу здоровью Агапова М.А. и членов его семьи, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к турагенту ООО «Туристическое агентство «Лазурный берег» с заявлением о расторжении договора и возврате уплаченных по сделке денежных средств, которое до настоящего времени не удовлетворено, тогда как предоставление истцу, находящемуся в трудной жизненной ситуации (зарегистрирован в качестве безработного), равнозначного туристского продукта туроператором не обеспечено, а предусмотренный постановлением Правительства РФ от 20.07.2020 №1073 срок возврата Агапову стоимости туристского продукта (90 календарных дней с даты предъявления упомянутого требования) истек.
Агапов М.А. и его представитель Крупская Е.А. в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель ООО «Туристическое агентство «Лазурный берег» Егоров К.В., возражая против удовлетворения иска, указал на то, что общество является ненадлежащим ответчиком по делу и, кроме того, Агапов М.А. с требованием о возврате уплаченных за туристический продукт денежных средств в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 20.07.2020 №1073, к туроператору не обращался.
ООО «ОВТ САНМАР» и ООО «САНМАР ТРЕВЕЛ», извещенные о времени и месте слушания дела, явку своих представителей в суд не обеспечили; в представленных возражениях на иск просили отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на отсутствие вины туроператора в непредоставлении Агапову туристических услуг. Также указали на то, что порядок расторжения в данном случае упомянутого договора регламентирован постановлением Правительства РФ от 20.07.2020 №1073, которое исключает немедленный возврат денежных средств за нереализованный туристский продукт. Кроме того, ООО «ОВТ САНМАР» отметило, что не является туроператором по заключенному с истцом договору.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.ст.9, 10 Федерального закона от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Туроператор обеспечивает оказание туристу всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристом и (или) иным заказчиком. Продвижение и реализация туристского продукта осуществляются турагентом на основании договора, заключенного туроператором и турагентом. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта по поручению туроператора. По договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом, туроператор несет ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание туристу и (или) иному заказчику услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги. Туроператор отвечает перед туристом или иным заказчиком за действия (бездействие) третьих лиц, оказывающих услуги, входящие в туристский продукт, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристом или иным заказчиком несет третье лицо.
Как разъяснено в п.50 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», применяя законодательство о защите прав потребителей к отношениям, связанным с оказанием туристских услуг, судам надлежит учитывать, что ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за качество исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги), если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо (ст.9 Федерального закона от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»).
Согласно ст.14 упомянутого Закона под безопасностью туризма понимаются безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти информирует туроператоров, турагентов и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания, в том числе путем опубликования соответствующих сообщений в государственных средствах массовой информации. Указанное опубликование осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации для опубликования обязательных сообщений. В случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения. Наличие указанных обстоятельств подтверждается соответствующими решениями (рекомендациями) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами. При расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением обстоятельств, указанных в настоящей статье, туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.
По смыслу приведенных положений закона, в случае возникновения угрозы безопасности жизни и здоровью туристов в стране или месте временного пребывания уполномоченный государственный орган информирует об этом туроператоров, турагентов и туристов, в том числе путем размещения сообщений на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Такое сообщение осуществляется на основании решений соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления.
Частями 6 и 7 Федерального закона от 24.11.1996 №132-ФЗ специально предусмотрено право каждой из сторон потребовать расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора, к которым относится в том числе невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства), а также ухудшение условий путешествия, указанных в договоре.
В силу п.п.1, 3 ст.31 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» требования потребителя о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные п.1 ст.28 и пунктами 1 и 4 ст.29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования. За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с п.5 ст.28 настоящего Закона (3% цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа).
В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Агаповым М.А. и ООО «Туристическое агентство «Лазурный берег» (турагент) заключен договор реализации туристского продукта, по условиям которого истец приобрел путевку на отдых в Тунис с семьей из 3-х человек с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ стоимостью <данные изъяты> руб. (л.д.9-12).
Данный продукт по заявкам истца был подтвержден турагентом ООО «ОВТ САНМАР», действующим по поручению туроператора ООО «САНМАР ТРЕВЕЛ», т.е. туроператором по названному договору является ООО «САНМАР ТРЕВЕЛ» (л.д.60-73, 77-79).
Во исполнение совершенной сделки истцом произведена оплата туристского продукта, о чем в дело представлены квитанции к приходным кассовым ордерам на суммы <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб. (л.д.12).
Со стороны ООО «Туристическое агентство «Лазурный берег» (турагент) и ООО «ОВТ САНМАР» (агент туроператора) обязательства по подготовке туристского продукта к его использованию были выполнены в полном объеме (тур забронирован, денежные средства в счет оплаты стоимости тура переведены на счет туроператора).
До начала путешествия семьи истца на официальном сайте Федерального агентства по туризму (Ростуризма) 19.03.2020 было опубликовано сообщение «Рекомендации о выезде» следующего содержания: «В связи с продолжающимся глобальным распространением коронавирусной инфекции Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации всем лицам, прибывающим в Россию из-за рубежа, в том числе из мест проведения отдыха, предписано пройти двухнедельную самоизоляцию, начиная со дня прибытия. Кроме того, все больше популярных для туристов стран вводят ограничительные меры по приему иностранных граждан. Ряд стран также ограничивает передвижение на своих территориях, принимая меры карантинного характера. При этом большинство стран принимает указанные меры без предварительного уведомления, создавая неудобства и риски при проведении отдыха и возвращении туристов домой. В этой связи Ростуризм рекомендует гражданам России, по возможности, временно воздержаться от поездок за пределы РФ до нормализации эпидемиологической обстановки».
В данном сообщении Ростуризм также призвал российских туроператоров временно воздержаться от отправки российских туристов на территорию иностранных государств и оказать максимальное содействие туристам в перебронировании сроков совершения путешествия на более поздний срок.
Полагая, что соответствующая поездка угрожает здоровью семьи Агапова М.А, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ последний обратился с заявлениями о расторжении договора и возврате уплаченных по сделке денежных средств к ООО «Туристическое агентство «Лазурный берег», которое направило в ООО «ОВТ САНМАР» (турагент) и в ООО «САНМАР ТРЕВЕЛ» (компании, работающие под брендом «SUNМАR») требования о возврате полной стоимости тура (л.д.15-22, 32).
До настоящего времени уплаченные по сделке денежные средства истцу не возвращены (л.д.23-29, 74).
По утверждению ООО «САНМАР ТРЕВЕЛ», указанный выше туристский продукт был аннулирован его поставщиком (иностранным туроператором, сформировавшим данный продукт) по причине распространения новой коронавирусной инфекции (л.д.96-109).
Согласно ст.3.1 Федерального закона от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере туризма относятся: обеспечение безопасности туризма, защита прав и законных интересов туристов на территории Российской Федерации и за пределами ее территории; информирование туроператоров, турагентов и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания.
В силу п.1 Положения о Федеральном агентстве по туризму, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 №901, Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере туризма, туристской деятельности.
Пунктом 5.3.2 названного Положения установлено, что Ростуризм информирует в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания.
Таким образом, Ростуризм является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решений в сфере туризма и туристской деятельности, включая принятие решений по вопросам угрозы безопасности туристов в стране или месте временного пребывания, и информирование об этом туроператоров, турагентов и туристов, а сообщение Ростуризма о возникновении в стране (месте) временного пребывания туриста угрозы безопасности его жизни и здоровью, опубликованное до начала его путешествия, является основанием для расторжения договора о реализации туристического продукта и возврате туристу уплаченной им по договору суммы.
Как установлено судом, Ростуризм как федеральный орган исполнительной власти рекомендовал воздержаться от поездок на территорию иностранных государств, в связи с продолжающимся глобальным распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), которая постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 №66 внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации №ТГ-П12-2111 от 20.03.2020 с 23.03.2020 было введено временное ограничение на осуществление пассажирских авиаперевозок с территории Российской Федерации на территорию иностранных государств, за исключением регулярных рейсов по маршрутам Москва - пункт иностранного государства (в том числе Тунис (Энфида)), а также чартерных рейсов, при условии перевозки в указанные государства их граждан и граждан иных государств и в Российскую Федерацию граждан Российской Федерации (до полного вывоза указанных граждан).
На основании решений заседания президиума Координационного совета при Правительстве РФ по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации с 00 ч. 00 мин. 27.03.2020 прекращено регулярное и чартерное авиасообщение, осуществляемое из российских аэропортов в аэропорты иностранных государств и в обратном направлении за исключением полетов, связанных: с вывозом российских граждан на территорию Российской Федерации из иностранных государств в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (в соответствии со списками граждан, сформированными МИД РФ), иностранных граждан в иностранные государства, а также грузовых, почтовых, санитарных, гуманитарных рейсов, перегонов пустых воздушных судов для технического обслуживания, транзитных полетов с посадкой для дозаправки (смены экипажа) на территории Российской Федерации и полетов, осуществляемых по отдельным решениям Правительства Российской Федерации (информация Росавиации от 26.03.2020 «Уточнения в связи с введением ограничений на выполнение полетов в РФ»).
Таким образом, размещенная на официальном сайте Ростуризма информация подтверждала возникновение в Тунисе угрозы безопасности здоровью туристов, в связи с глобальным распространением коронавирусной инфекции (неблагоприятной эпидемиологической обстановкой).
Вместе с тем оснований для удовлетворения иска и взыскания на основании ст.ст.10, 14 Федерального закона от 24.11.1996 №132-ФЗ в пользу истца внесенной последним по названной сделке денежной суммы, суд не находит.
По смыслу ч.5 ст.7 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» исполнитель обязан приостановить или прекратить оказание услуги (если невозможно устранить причины), если она причиняет или может причинить вред, здоровью и имуществу потребителя.
Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма, включена в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 №434). Очевидно, что невозможность осуществления туристических поездок в условиях угрозы безопасности туристов привела к фактическому приостановлению деятельности предприятий указанной отрасли экономики.
Если в условиях распространения новой коронавирусной инфекции будут установлены обстоятельства непреодолимой силы по правилам п.3 ст.401 ГК РФ, то необходимо учитывать, что наступление таких обстоятельств само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали (п.9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»). В этом случае должник не несет ответственности за просрочку исполнения обязательства, возникшую вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы, а кредитор не лишен права отказаться от договора, если вследствие просрочки, возникшей в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы, он утратил интерес в исполнении (Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020).
В соответствии с п.2 ст.19.4 Федерального закона от 01.04.2020 №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Правительству Российской Федерации предоставлено право устанавливать на 2020 и 2021 годы особенности исполнения, изменения и (или) расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31 марта 2020 года включительно, туроператором, осуществляющим деятельность в сфере внутреннего туризма, и (или) въездного туризма, и (или) выездного туризма, либо турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный таким туроператором, включая основания, порядок, сроки и условия возврата туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм или предоставления в иные сроки равнозначного туристского продукта, в том числе при наличии обстоятельств, указанных в ч.3 ст. 14 Федерального закона от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Вступившим в силу с 24.07.2020 постановлением Правительства РФ от 20.07.2020 №1073 утверждено Положение об особенностях на 2020 и 2021 годы исполнения и расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31 марта 2020 года включительно, туроператором, осуществляющим деятельность в сфере внутреннего туризма, и (или) въездного туризма, и (или) выездного туризма, либо турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный таким туроператором, включая основания, порядок, сроки и условия возврата туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм или предоставления в иные сроки равнозначного туристского продукта, в том числе при наличии обстоятельств, указанных в части третьей статьи 14 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Согласно п.п.2, 3, 7 названного Положения при исполнении в 2020 и 2021 годах договора туроператор обеспечивает предоставление туристского продукта, предусмотренного договором, либо равнозначного туристского продукта в сроки, определяемые дополнительно по соглашению сторон договора, но не позднее 31.12.2021. При принятии решения о предоставлении равнозначного туристского продукта (в том числе, если на день вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 20.07.2020 №1073 наступили сроки предоставления туристского продукта, предусмотренного договором) туроператор направляет заказчику и (или) турагенту, реализующему туристский продукт, сформированный таким туроператором (в случае заключения договора турагентом), в течение 60 календарных дней со дня вступления в силу указанного постановления уведомление, содержащее обязательство туроператора по предоставлению заказчику не позднее 31.12.2021 равнозначного туристского продукта. Турагент обязан в течение одного рабочего дня направить заказчику уведомление. В случае если на день вступления в силу постановления, указанного в п.3 настоящего Положения, наступили сроки предоставления туристского продукта, предусмотренного договором, и туроператором не направлено уведомление в сроки, установленные п.3 настоящего Положения, туроператор осуществляет возврат заказчику уплаченных им за туристский продукт денежных сумм не позднее 31.12.2020 (п.7 Положения).
На основании п.п.5, 8 упомянутого Положения в случае расторжения договора по требованию заказчика, в том числе при отказе заказчика от равнозначного туристского продукта, туроператор осуществляет возврат заказчику уплаченных им за туристский продукт денежных сумм не позднее 31.12.2021, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 6 и 7 настоящего Положения. Туроператор при осуществлении возврата заказчику уплаченных им за туристский продукт денежных сумм в случаях, предусмотренных пунктами 5 - 7 настоящего Положения, обязан уплатить заказчику проценты за пользование указанными денежными средствами в размере одной триста шестьдесят пятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату вступления в силу настоящего Положения, за каждый календарный день пользования. Проценты начисляются со дня предъявления заказчиком соответствующего требования до дня возврата заказчику уплаченной за туристский продукт денежной суммы.
По требованию заказчика, достигшего возраста 65 лет, либо заказчика, находящегося в трудной жизненной ситуации, наступившей в период действия постановления, указанного в п.3 настоящего Положения, туроператор обязан возвратить уплаченную заказчиком денежную сумму за туристский продукт в течение 90 календарных дней с даты предъявления указанного требования, но не позднее 31.12.2021. Под трудной жизненной ситуацией заказчика понимается любое из следующих обстоятельств: наличие у заказчика инвалидности, подтвержденной в установленном порядке; временная нетрудоспособность заказчика сроком более 2 месяцев подряд; регистрация заказчика в качестве безработного гражданина, который не имеет заработка, в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы (п.6 указанного выше Положения).
Таким образом, туроператор в 2020 и 2021 годах обеспечивает предоставление туристического продукта, предусмотренного договором (равнозначного туристического продукта в иные сроки, но не позднее 31.12.2021), направляя при этом в адрес заказчика либо турагента уведомление, содержащее данное обязательство, либо расторгает договор по требованию заказчика и возвращает уплаченные им за туристический продукт денежные суммы не позднее 31.12.2021, а в исключительных случаях - в течение 90 календарных дней с даты предъявления заказчиком соответствующего требования, но не позднее 31.12.2021.
Упомянутый выше договор о реализации туристского продукта заключен до 31.03.2020, в связи с чем его расторжение должно производиться в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.07.2020 №1073 независимо от того, что требование о возврате уплаченной за туристский продукт денежной суммы и исковое заявление в суд были предъявлены Агаповым до вступления данного нормативного акта в силу, поскольку по состоянию на 24.07.2020 указанный договор в судебном порядке расторгнут не был, а на момент принятия настоящего судебного акта постановление Правительства РФ от 20.07.2020 №1073 является действующим.
Из материалов дела усматривается, что в предусмотренный п.3 названного Положения срок ООО «САНМАР ТРЕВЕЛ» направило турагенту, реализующему туристский продукт, сформированный этим туроператором, уведомление, содержащее обязательство туроператора по предоставлению заказчику не позднее 31.12.2021 равнозначного туристского продукта, а ООО «Туристическое агентство «Лазурный берег», в свою очередь, 12.09.2020 направило данное уведомление Агапову М.А., который от равнозначного туристского продукта отказался (л.д.163-165).
С 09.09.2020 Агапов М.А. зарегистрирован в качестве безработного в целях поиска подходящей работы, т.е. истец применительно к п.6 упомянутого Положения находится в трудной жизненной ситуации, наступившей в период действия постановления Правительства РФ от 20.07.2020 №1073 (л.д.150-153, 173).
В ходе судебного разбирательства ООО «САНМАР ТРЕВЕЛ» не возражало против расторжения заключённого с истцом договора в порядке, предусмотренном упомянутым Положением, указав также, что с требованием о возврате уплаченных по сделке денежных средств с приложением документов, подтверждающих нахождение Агапова в трудной жизненной ситуации, последний к туроператору не обращался, а возврат истцу стоимости туристского продукта возможен только в течение установленного постановлением Правительства РФ от 20.07.2020 №1073 срока, который не наступил.
При таком положении, поскольку доказательств нарушения ООО «САНМАР ТРЕВЕЛ» установленного названным Положением порядка расторжения заключенного с Агаповым М.А. договора суду не представлено, а срок возврата истцу уплаченной за туристский продукт денежной суммы еще не истек, оснований для удовлетворения иска (включая производных от основных требований о взыскании неустойки, штрафа и денежной компенсации морального вреда) не имеется. К тому же, взыскание в пользу Агапова уплаченных по договору денежных средств и штрафных санкций ставит его в преимущественное положение по сравнению с остальными туристами, расторгающими договоры о реализации туристских продуктов по тем же основаниям.
Ссылки Агапова М.А. на то, что он, как заказчик, находящийся в трудной жизненной ситуации, наступившей в период действия постановления Правительства РФ от 20.07.2020 №1073, имеет право на возврат уплаченных по договору денежных средств, а 90-дневный срок такого возврата уже истек и исчисляется с даты предъявления им весной 2020г. соответствующего требования, основаны на ошибочном толковании указанного нормативного акта.
По смыслу п.п.5, 6 названного Положения требование о возврате уплаченной заказчиком за туристский продукт денежной суммы со ссылкой на трудную жизненную ситуацию должно быть предъявлено именно в соответствии с данным Положением, а трудная жизненная ситуация, в которой оказался заказчик, должна наступить в период действия постановления Правительства РФ от 20.07.2020 №1073.
Претензии истца от 06.03.2020 и от 17.03.2020 указанным выше требованиям не соответствуют и предъявлены Агаповым до его регистрации в качестве безработного, а после этого требование о возврате стоимости туристского продукта с указанием на трудную жизненную ситуацию, в которой оказался истец, предъявлено последним ответчикам 02.10.2020. При этом заверенные надлежащим образом документальные сведения либо оригиналы документов о регистрации Агапова в качестве безработного туроператору истцом не представлены. Однако указанные выше обстоятельства, вопреки доводам ООО «САНМАР ТРЕВЕЛ» и ООО «ОВТ САНМАР», не являются основанием для оставления предъявленного в суд до вступления в силу упомянутого Положения иска без рассмотрения (абз.2 ст.222 ГПК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░ ░░░░░░», ░░░ «░░░░░░ ░░░░░░», ░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░: 67RS0002-01-2020-002024-70
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ №2-2272/2020