Дело № 12-269/21
РЕШЕНИЕ
30 августа 2021 г. г. Рыбинск
Судья Рыбинского городского суда Ярославской области Капустина С.В.
при секретаре Клинковой А.Е.,
рассмотрев жалобу Баранова Дмитрия Александровича на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской и Костромской областям, ведущего специалиста - эксперта отдела государственного экологического надзора по Ярославской области - Ступиной Анастасии Эдуардовны от 22 июля 2021 г. № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении муниципального унитарного предприятия городского округа город Рыбинск «Автопредприятие по уборке города», ИНН/КПП 7610001463/761001001, ОГРН 1027601129313, юридический адрес: Ярославская область, г. Рыбинск, Софийская ул., д. 76.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской и Костромской областям, ведущего специалиста - эксперта отдела государственного экологического надзора по Ярославской области - Ступиной А.Э. от 22 июля 2021 г. № муниципальное унитарное предприятие городского округа город Рыбинск «Автопредприятие по уборке города» (далее - МУП «АТП») привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному штрафу в размере 400 000 руб.
Согласно постановлению,20 июня 2021 г. на полигоне твердых бытовых отходов в районе <адрес>, возникло самовольное возгорание. Эксплуатирующей организацией совместно с МЧС приняты меры к тушению возгорания.
Межрегиональным управлением 21 июня 2021 г. совместно с директором МУП «АТП» Барановым Д.А. проведены рейдовые мероприятия, в ходе которых произведено обследование территории полигона ТБО в районе <адрес>. Факты возгорания отходов производства и потребления подтвердились.
По мнению Межрегионального управления, одной из причин возгорания отходов может служить, в том числе и нарушение требований к эксплуатации полигона при размещении отходов.
Такая причинно-следственная связь указана в Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации от 05.11.1996, и в СП 320.1325800.2017 «Свод правил. Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация», утвержденном приказом Минстроя от 17.11.2017 № 1555/пр.
Настоящей Инструкцией и Сводом правил предусмотрены конкретные требования к размещению отходов на полигонах ТКО, с целью предотвращения возгорания отходов.
В адрес Межрегионального управления 23 июня 2021 г. от Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области поступили сведения о результатах проверки по исполнению законодательства об отходах производства и потребления при эксплуатации объектов размещения отходов и выявлении угрозы чрезвычайных ситуаций.
В ходе административного расследования установлены факты нарушений МУП «АТП» положений Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов и СП 320.1325800.2017 «Свод правил. Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация».
Не согласившись с данным постановлением, Баранов Д.А. подал жалобу, в которой просил изменить постановление и снизить штраф до 150 000 руб. В дополнении к заявлению просил постановление отменить, производство по делу прекратить по основанию, предусмотренному п. 5.1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель МУП «АТП» - директор Баранов Д.А. жалобу поддержал.
Выслушав представителя лица, привлеченного к административной ответственности, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Частью 4 ст. 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как усматривается из материалов дела, МУП «АТП» на основании лицензии от 30.05.2016 N 076/00214 осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, размещению отходов I-IV классов опасности по адресу: <адрес> (полигон ТБО).
Основанием для привлечения МУП «АТП» к административной ответственности явилось выявление в ходе административного расследования нарушений Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации от 02.11.1996, и СП 320.1325800.2017 «Свод правил. Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация», утвержденном приказом Минстроя России от 17.11.2017 № 1555/пр.
Указанные Инструкция и Свод правил относятся к нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», Правительством Российской Федерации до 1 января 2021 года в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).
Согласно Перечню видов государственного контроля (надзора), в рамках которых обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), утвержденному распоряжением Правительства РФ от 15.12.2020 № 3340-р, Росприроднадзор внесен в указанный перечень, как орган, осуществляющий контроль (надзор) в области обращения с отходами (п. 26.9 Перечня).
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 247-ФЗ независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в части 1 настоящей статьи, с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 247-ФЗ независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в части 1 настоящей статьи, с 1 января 2021 года несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.
Правительство Российской Федерации вправе определить перечень нормативных правовых актов либо групп нормативных правовых актов, в отношении которых положения частей 1, 2 и 3 настоящей статьи не применяются (ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2467 утвержден Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденная Министерством строительства Российской Федерации от 02.11.1996, и приказ Минстроя России от 17.11.2017 № 1555/пр «Об утверждении свода правил «Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация» в вышеуказанном Перечне не содержатся.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования, содержащиеся в Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации от 02.11.1996, и СП 320.1325800.2017 «Свод правил. Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация», утвержденном приказом Минстроя России от 17.11.2017 № 1555/пр, с 1 января 2021 г. не подлежат оценке в рамках видов государственного контроля (надзора), утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.12.2020 № 3340-р в соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 247-ФЗ.
Поэтому в силу ч. 3 Федерального закона № 247-ФЗ с 1 января 2021 г. несоблюдение требований, содержащихся в указанных нормативных актах, не может являться основанием для привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с п. 5.1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению: совершение административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении содержащихся в нормативных правовых актах обязательных требований, в случае, если их несоблюдение в соответствии с частями 3, 4 и 7 статьи 15 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.
На основании вышеизложенного, суд отменяет оспариваемое постановление и прекращает производство по делу об административном правонарушении по п. 5.1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской и Костромской областям, ведущего специалиста - эксперта отдела государственного экологического надзора по Ярославской области - Ступиной Анастасии Эдуардовны от 22 июля 2021 г. № № о привлечении муниципального унитарного предприятия городского округа город Рыбинск «Автопредприятие по уборке города» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, - отменить, производство по делу – прекратить на основании п. 5.1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Судья