Дело №2-1052/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Светлогорск 29 ноября 2016 года
Светлогорский городской суд Калининградской области в лице судьи Ганина В.А, при секретаре судебного заседания Андреевой С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Повжик Л.Г. к ответчикам Администрации муниципального образования Светлогорский район, Комитету по муниципальному имуществу и земельным отношениям Администрации МО Светлогорский район об устранении препятствий в пользовании земельными участками.
УСТАНОВИЛ:
Истец Повжик Л.Г. обратилась в суд с иском к ответчикам Администрации муниципального образования Светлогорский район, Комитету по муниципальному имуществу и земельным отношениям Администрации МО Светлогорский район, в котором просит:
-устранить препятствия в пользовании земельными участками с кадастровыми номерами <№> и <№>, обязать ответчика демонтировать ограничители въезда и выделить участок из состава земель общего пользования для проезда (в том числе противопожарного) к указанным земельным участкам.
В обоснование своего иска указывает, что она является арендатором земельного участка с кадастровым номером <№>, площадью 1100 кв.м., с разрешенным использованием - для размещения индивидуального жилого дома, расположенным в <Адрес> на основании Соглашения ДАЗ <№>/ДЗ-<№>, заключенного <Дата> с Администрацией МО «Светлогорский район» сроком до <Дата>, а также, арендатором смежного земельного участка с кадастровым номером <№> общей площадью 1000 кв.м. с разрешенным использованием для размещения пансионата, распложенным в <Адрес>«а», на основании Соглашения ДАЗ <№> от <Дата>.
В соответствии со схемой планировочной организации земельного участка и градостроительным планом земельного участка с кадастровым номером <№> от <Дата> был разработан проект жилого дома, а <Дата> Администрацией МО «Светлогорский район» выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома №<№>. Одновременно, был разработан эскизный проект пансионата.
В соответствии с указанными документами въезд на территорию и одного и второго земельного участка был организован со стороны грунтовой дороги, ведущей от <Адрес> к морю, поскольку со стороны <Адрес> организовать проезд невозможно ввиду плотной застройки.
В настоящее время грунтовая дорога замощена плиткой, въезд на нее запрещен, поставлен знак 4.5. «Пешеходная дорожка», ограничители въезда и разрешено движение только пешеходам. Также, с пешеходной дорожки отсутствуют съезды в сторону жилого дома, расположенного на указанном арендованном участке.
Указанные ограничения препятствуют использованию арендованного земельного участка по его назначению, поскольку не дают возможности въезжать и выезжать строительной технике, завозить стройматериалы и вывозить строительный мусор, а также препятствуют нормальной эксплуатации жилого дома на участке после окончания его строительства. К жилому дому не сможет подъехать машина скорой помощи, пожарная машина и т.п. Разрешенное использование второго земельного участка (для размещения пансионата) вообще остается под вопросом, поскольку транспортный доступ к нему отсутствует, что делает невозможным его эксплуатацию в соответствии с разрешенным использованием.
Полагает, что указанные ограничения нарушают условия договора аренды и права арендаторов, предусмотренные как договором аренды, так и законодательством РФ, в том числе, и разрешенным использованием земельного участка. Арендаторы и владельцы неоконченного строительством жилого дома практически лишены возможности доступа к себе на участок и к своему недвижимому имуществу.
Повжик Е.Ю., действуя по доверенности от имени Повжик Л.Г., обратилась с заявлением в Администрацию МО «Светлогорский район» об устранении препятствий в пользовании земельными участками.
<Дата> был получен ответ, где ей было сообщено, что «в сложившейся застройке города Светлогорска ряд земельных участков расположены в границах пешеходной зоны курорта, исключающей в установленном порядке движение автотранспортных средств. Данное обстоятельство является общедоступным фактором, который надлежит учитывать при принятии решения о возведении объекта капитального строительства на указанной территории».
Остается невыясненным то, каким образом земельные участки, предназначенные под застройку, оказались в границах пешеходной зоны, кто вообще устанавливал ее границы, и почему эти обстоятельства не были «общедоступным фактором» в момент выдачи разрешения на строительство, равно, как и на сегодняшний день.
В соответствии с правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) МО «Городское поселение «Город Светлогорск» и картой градостроительного зонирования территории МО «Городское поселение «Город Светлогорск», разработанной ООО «Никор-Проект» и утвержденной в 2012 году, земельные участки с кадастровыми номерами <№> и <№> находятся в зоне жилой застройки. Земельные участки напротив упомянутых выше, относятся к землям общего пользования, а не к парку или землям рекреационного назначения. Указанные сведения находятся в открытом доступе на официальном сайте Администрация МО «Светлогорский район». Никакой пешеходной зоны там нет. Мало того, на этой карте четко обозначена дорога общего пользования вдоль указанных земельных участков.
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Его представитель по доверенности Марченко И.А. в судебном заседании иск поддержала и подтвердила указанные в нем доводы.
Ответчик Администрация района в лице представителя по доверенности Федоровой Н.П. в судебном заседании с иском не согласилась, т.к. земельном участкам имеется иной проход и проезд, которым истец может воспользоваться.
Суд, выслушав стороны и исследовав доказательства по делу, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером <№>, площадью 1100 кв.м., с разрешенным использованием - для размещения индивидуального жилого дома, расположенным в <Адрес> на основании Соглашения ДАЗ <№>/ДЗ-<№>, заключенного <Дата> с Администрацией МО «Светлогорский район» сроком до <Дата>, а также, арендатором смежного земельного участка с кадастровым номером <№> общей площадью 1000 кв.м. с разрешенным использованием для размещения пансионата, распложенным в <Адрес> на основании Соглашения ДАЗ <№> от <Дата>.
Из договоров аренды и дополнений к ним л.д.5-16) следует, что они имеют обременения и ограничения в использовании - режим хозяйствования и использования земельного участка в соответствии с пунктом 13 Положения «Об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения". Следовательно, земельные участки находятся во второй зоне округа санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения.
Истец указывает, что в соответствии со схемой планировочной организации земельного участка и градостроительным планом земельного участка с кадастровым номером <№> от <Дата> был разработан проект жилого дома, а <Дата> Администрацией МО «Светлогорский район» выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома №<№>. На основании указанных документов въезд на территорию и одного и второго земельного участка был организован со стороны грунтовой дороги, ведущей от <Адрес> к морю, поскольку со стороны <Адрес> организовать проезд невозможно ввиду плотной застройки.
Истец также указывает, что в настоящее время грунтовая дорога замощена плиткой, въезд на нее запрещен, поставлен знак 4.5. «Пешеходная дорожка», ограничители въезда и разрешено движение только пешеходам. Также, с пешеходной дорожки отсутствуют съезды в сторону жилого дома, расположенного на указанном арендованном участке. Поэтому указанные ограничения препятствуют использованию арендованных земельных участков по его назначению, поскольку транспортный доступ к нему отсутствует, что делает невозможным его эксплуатацию в соответствии с разрешенным использованием. В связи с чем она истец обращался в Администрацию района об устранении препятствий в пользовании земельными участками, но получил отказ.
Согласно Правил землепользования и застройки МО «Городское поселение «Город Светлогорск» и картой градостроительного зонирования территории МО «Городское поселение «Город Светлогорск», утвержденной в 2012 году, земельные участки с кадастровыми номерами <№> и <№> находятся в зоне жилой застройки.
Как следует из публичной кадастровой карты, эти земельные участки с левой стороны граничат с земельным участком <№>, площадью 92060 кв.м., округ санитарной охраны курорта федерального значения, который согласно кадастровой выписки о земельном участке от <Дата>, является собственностью Российской Федерации с <Дата>.
Как следует из материалов дела, в настоящее время по этому участку проходит пешеходная дорога с <Адрес>, в сторону Балтийского моря.
Постановлением Правительства РФ от 29.03.1999 №359 "О признании курортов Зеленоградск и Светлогорск-Отрадное, расположенных в Калининградской области, курортами федерального значения" в соответствии с Федеральным законом "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" курорты Зеленоградск и Светлогорск-Отрадное, расположенные в Калининградской области, признаны курортами федерального значения.
Согласно постановлению Правительства РФ от 26.08.2000 №633 "Об утверждении Положения о курорте федерального значения Светлогорск-Отрадное" земельные участки, леса и парки в пределах территории курорта Светлогорск-Отрадное имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа горно-санитарной охраны (п.15). Развитие курорта Светлогорск-Отрадное осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.22). Застройка курорта Светлогорск-Отрадное осуществляется в соответствии с проектом районной планировки и генеральным планом курорта, утверждаемыми в установленном порядке (п.23). Земельные участки для строительства промышленных и других объектов, непосредственно не связанных с курортным обслуживанием, в пределах территории курорта Светлогорск-Отрадное не предоставляются (п.25).
Согласно пункту 13 постановления Правительства РФ от 07.12.1996 №1425 (ред. от 05.06.2013) "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения" - режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов, в том числе: строительство жилых домов.
Вместе с тем истец, по сути, просит обязать ответчика демонтировать ограничители въезда и выделить участок из состава земель общего пользования для проезда (в том числе противопожарного) к указанным земельным участкам, в том числе и под жилой дом, строительство которых во второй зоне запрещено. Следовательно, требование истца об обустройстве проезда к ее жилому дому не законно.
Кроме этого, из публичной кадастровой карты видно, что между земельными участками с кадастровыми номерами <№> и <№> и между земельными участками с кадастровыми номерами <№> имеется проезд, проход, который, как указывает, ответчик, планируется вывести на <Адрес>.
Эти обстоятельства также подтверждаются представленными ответчиком Фрагментами схемы из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, а также Актом описания местоположения земельных участков от <Дата>, составленного ответчиком. Наличие такого прохода и проезда, в указанном месте, также подтверждается и Схемой планировочной организации земельного участка (л.д.18), из которой видно, что слева от земельных участков обустроена велосипедная и пешеходная дорожка, а в середине, между планируемыми к постройке и построенными зданиями имеется проход и проезд в сторону Балтийского моря.
Что касается представленного истцом заключения кадастрового инженера от <Дата>, то из имеющегося в нем фрагмента генерального плана, схемы транспортной инфраструктуры, указываемое истцом место не является улицей или дорогой местного значения, тем более <Адрес>, хотя адресом земельных участков истца является <Адрес>.
При таких обстоятельствах суд критически относится к требованиям истца, что ответчик обязан организовать на землях курорта, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, проход и проезд к земельным участкам истца. Кроме этого орган местного самоуправления не вправе распоряжаться собственностью Российской Федерации, так как только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ст.209 ГК РФ).
В связи с чем суд считает исковые требования истца не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать истцу Повжик Л.Г. в исковых требованиях к ответчикам Администрации муниципального образования Светлогорский район, Комитету по муниципальному имуществу и земельным отношениям Администрации МО Светлогорский район об устранении препятствий в пользовании земельными участками с кадастровыми номерами <№> и <№> и обязывании ответчиков демонтировать ограничители въезда и выделить участок из состава земель общего пользования для проезда, в том числе противопожарного, к указанным земельным участкам.
Решение суда может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Светлогорский городской суд в течение 30 дней со дня его составления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <Дата>.
СУДЬЯ ГАНИН В.А.