Решение по делу № 2-340/2012 ~ М-353/2012 от 11.05.2012

Дело № 2-340/2012                                Копия

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 мая 2012 года      город Северодвинск

Северодвинский гарнизонный военный суд в лице председательствующего судьи Феоктистова М.В., при секретаре Лохоня Я.В., с участием заявителя Клычникова А.В. и его представителя Захарова П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части капитана 3 ранга Клычникова А.В. об оспаривании решения начальника отдела № 4 в г. Североморске ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 24 февраля 2012 года № 08-45/205 об отказе в предоставлении заявителю и членам его семьи жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Клычников и его представитель Захаров в заявлении и в судебном заседании просили суд признать незаконным и отменить решение начальника отдела № 4 ФГУ в г. Североморске «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (далее – ФГУ ЗРУЖО МО РФ) от 24 февраля 2012 года № 08-45/205 об отказе в предоставлении ему трехкомнатной квартиры по адресу: <адрес> общей площадью 73,1 кв. метр, в связи с превышением норм предоставления жилой площади и возложить на указанное должностное лицо обязанность принять решение о предоставлении указанного жилого помещения.

При этом, заявитель и его представитель пояснили, что Клычников, несмотря на то, что он на момент распределения ему жилого помещения находился в распоряжении командира войсковой части , права на дополнительную общую площадь не утратил, поскольку состоит в списках военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении, как командир воинской части, а действия, связанные со снятием сына заявителя ФИО1, с регистрационного учета в г. Санкт-Петербурге, не относятся к ухудшению жилищных условий, так как он постоянно проживал и проживает с заявителем.

Начальники ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ и отдела № 4 в г. Североморске ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в него не прибыли, своего представителя не направили, вопреки требованиям ч. 1 ст. 167 ГПК РФ об уважительности причин своей неявки суд не известили, отношения к предъявленным требованиям не выразили. В связи с этим, на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия указанных должностных лиц.

Согласно исследованным в судебном заседании документам:

- копии контракта Клычникова, он заключен на 5 лет по 30 июля 2013 года;

- копии приказа командира войсковой части от 18.01.2010 года № 17, Клычников, в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, освобожден от занимаемой должности командира судна размагничивания СР-276 и зачислен с 19 января 2010 года в распоряжение командира войсковой части ;

- копии паспорта Клычникова серии , он зарегистрирован при войсковой части с 20 июня 1996 года, брак с гражданкой ФИО5 прекращен 18 декабря 2009 года и имеются отметки о детях: ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ года рождения;

- выписки из послужного списка командира войсковой части , заявитель с 30 декабря 2011 года находится в распоряжении командира войсковой части ;

- копии справки командира войсковой части от 20.06.2010 года № 15/381, Клычников в 2010 году подлежал увольнению с военной службы в запас, в связи с организационно-штатными мероприятиями (п. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона « О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 года № 53-ФЗ) и его выслуга лет по состоянию на 01 января 2010 года в календарном исчислении составляет 18 лет 05 месяцев;

- копии справок командиров войсковых частей от 28.10.2009 года № 7/1711 и от 21.10.2011 года № 7/13, Клычников, назначенный приказом командира Беломорской военно-морской базы СФ от 28 октября 2009 года № 031 на должность командира войсковой части , на основании п. 8 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года № 76-ФЗ, имеет право на дополнительную общую площадь жилого помещения;

- копии справки командира войсковой части от 18.10.2011 года № 2039, Клычников с 07 октября 2003 года состоит в списках очередников войсковой части как бесквартирный составом семьи 3 человека. За период прохождения военной службы в Северодвинском гарнизоне постоянным, служебным жилым помещением по линии Министерства обороны РФ не обеспечивался, государственный жилищный сертификат от войсковой части не оформлялся;

- копии протокола заседания жилищной комиссии войсковой части от 21.06.2010 года № 43, Клычников признан нуждающимся в получении жилого помещения составом семьи 3 человека и, на основании п. 8 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года № 76-ФЗ, имеет право на дополнительную общую площадь жилого помещения;

- копии извещения ДЖО МО РФ от 09.08.2011 года № 44494, Клычникову на состав семьи из трех человек распределено жилое помещение в виде отдельной трехкомнатной квартиры общей площадью 73,1 кв.м. по адресу: <адрес>;

- копии решения начальника ФГУ ЗРУЖО МО РФ от 24.02.2012 года № 08-45/205, Клычникову в предоставлении этого жилого помещения отказано в связи с превышением нормы предоставления жилой площади со ссылкой на то, что он зачислен в распоряжение командира войсковой части , в настоящее время командиром воинской части не является, право на дополнительную общую площадь жилого помещения не имеет, а действия по снятию с регистрационного учета в г. Санкт-Петербурге и постановке на него к заявителю в воинскую часть его сына – ФИО1, в соответствии со ст. 53 ЖК РФ, относятся к ухудшению жилищных условий, в связи с чем его сын не может быть признан нуждающимся в получении жилого помещения до истечении пятилетнего срока, то есть до 29 августа 2013 года. Размер предоставленного жилья должен составлять 45 кв.метров, превышение составляет 28,1 кв.метр;

- копий договора купли-продажи от 12.09.1996 года № III-0-553 и свидетельства о государственной регистрации от 12.09.1996 года серии АК № 014348, собственником квартиры по адресу: <адрес> является ФИО6 (ФИО9);

- копий соглашений от 25.12.2009 года и 20.10.2011 года, местом жительства сына ФИО1 признано фактическое место жительства отца – Клычникова А.В.;

- копии карточки регистрации, ФИО1 с 25 сентября 2003 года зарегистрирован при войсковой части ;

- справки заведующей МБДОУ от 17.04.2012 года, ФИО1 посещал МБДОУ № 20 «Дружный хоровод» г. Северодвинска Архангельской области с сентября 2002 года по июнь 2006 года;

- справки директора гимназии от 17.04.2012 года, ФИО1 является учащимся муниципального образовательного учреждения «Гуманитарная гимназия № 8» г. Северодвинска Архангельской области с 01 августа 2006 года по настоящее время.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы, имеющиеся в деле, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных Клычниковым требований по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 1 и 8 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года N 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащие - командиры войсковых частей, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 квадратных метров и не более 25 квадратных метров.

Из статьи 15.1 указанного Федерального закона, норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом военнослужащему и гражданину, уволенному с военной службы, реализующим в соответствии с пунктом 8 статьи 15 настоящего Федерального закона право на дополнительную общую площадь жилого помещения, жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, увеличивается в пределах от 15 квадратных метров до 25 квадратных метров. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи, и предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности.

Судом установлено, что заявитель Клычников был признан нуждающимся в получении жилья с учетом его права на дополнительную общую площадь жилого помещения, как командира воинской части, до его освобождения от исполнения обязанностей по воинской должности командира войсковой части .

Освобожден же Клычников от занимаемой воинской должности командира войсковой части , в связи с организационно-штатными мероприятиями и был зачислен в распоряжение командиров войсковых частей в январе 2010 года, в марте 2010 года, в январе 2011 года и в декабре 2011 года. При этом заявитель зачислен в распоряжение в связи с невозможностью своевременного обеспечения его жилым помещением.

Учитывая, что право Клычникова, как командира воинской части, на дополнительную общую площадь жилого помещения было установленным порядком реализовано в период, когда заявитель являлся командиром войсковой части , то данное право заявителя не может быть прекращено в связи с его зачислением в распоряжение и должно быть реализовано до фактического выделения ему жилого помещения.Соответственно, доводы начальника ФГУ ЗРУЖО МО РФ в обоснование правомерности своих действий о том, что Клычников на момент принятия оспариваемого решения не имел права, как командир воинской части, на дополнительную общую площадь жилого помещения, так как был зачислен в распоряжение, суд считает необоснованными, поэтому отказ в предоставлении заявителю распределенного жилого помещения, по данному основанию, является незаконным.

Кроме того, Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40).

Исходя из этих положений Конституции отсутствие регистрации само по себе не может служить основанием для ограничения прав и свобод человека, включая и право на жилище. При этом данные, свидетельствующие о наличии или отсутствии регистрации, являются лишь одним из доказательств того, состоялось ли между нанимателем (собственником) жилого помещения, членами его семьи соглашение о вселении лица в занимаемое ими жилое помещение и на каких условиях.

Из материалов дела усматривается, что собственником квартиры в г. Санкт-Петербурге, где был зарегистрирован сын заявителя - ФИО1, является только его мать – ФИО6 (ФИО9). С 25 сентября 2003 года ФИО1 был зарегистрирован, как и заявитель, при войсковой части , а жилищной комиссией той же воинской части 21 июня 2010 года, Клычников признан нуждающимся в получении жилого помещения составом семьи 3 человека (сын – ФИО1, дочь – ФИО7). В период с сентября 2002 года по настоящее время ФИО1 проживает вместе с заявителем, что подтверждается справками из МБДОУ № 20 «Дружный хоровод» и МОУ «Гуманитарная гимназия № 8».

В связи с чем, суд приходит к выводу, что действия заявителя по снятию с регистрационного учета в г. Санкт-Петербурге и постановке на него в воинскую часть его сына – ФИО1 совершены без намерения приобрести право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и не относятся к ухудшению жилищных условий, предусмотренных ст. 53 ЖК РФ, а доводы начальника ФГУ ЗРУЖО МО РФ в обратном суд считает необоснованными, поэтому отказ в предоставлении заявителю распределенного жилого помещения, по данному основанию, является также незаконным.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что решение начальника ФГУ ЗРУЖО МО РФ от 24 февраля 2012 года № 08-45/205 об отказе в предоставлении Клычникову и членам его семьи распределенного жилого помещения в виде отдельной трехкомнатной квартиры общей площадью 73,1 кв.м. по адресу: <адрес>, по указанным в нем основаниям является незаконным, в связи с чем, подлежит отмене.

Помимо указанного, в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Из этого следует, что Министерство обороны Российской Федерации вправе издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в том числе порядок предоставления жилья, относящегося к жилищному фонду Российской Федерации, закрепленному за этим федеральным органом исполнительной власти.

Реализуя предоставленные Указом Президента Российской Федерации от 11 ноября 1998 г. N 1357 (в настоящее время - Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации") полномочия, Министр обороны в целях реализации установленных законодательством социальных прав и гарантий военнослужащих Приказом от 30 сентября 2010 г. N 1280 утвердил Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее - Инструкция).

Согласно п. 16 указанной Инструкции (в ред. Приказа Министра обороны РФ от 15.04.2011 N 509) при отсутствии оснований для снятия военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях, не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации, уполномоченным органом или структурным подразделением принимаются решения о предоставлении жилых помещений по договору социального найма, которые подлежат реализации в срок не более чем два месяца со дня его принятия.

В случае получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, из которых следует, что военнослужащему или членам его семьи принадлежат на праве собственности жилые помещения, распределенное ему жилое помещение не может быть предоставлено и распределяется другому военнослужащему, принятому на учет нуждающихся в жилых помещениях, не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения таких сведений.

При вынесении решения об отказе в предоставлении распределенных жилых помещений уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения военнослужащим, мотивированный отказ в предоставлении распределенных жилых помещений.

Анализ изложенных норм приводит к выводу о том, что решение об отказе в предоставлении распределенных жилых помещений уполномоченный орган принимает лишь в случае получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, из которых следует, что военнослужащему или членам его семьи принадлежат на праве собственности жилые помещения. При наличии же оснований для снятия военнослужащего с жилищного учета, он подлежит снятию с такового в соответствии с п. 10 Инструкции.

Поскольку уполномоченным жилищным органом в лице специализированной организации - ФГУ ЗРУЖО МО РФ вопрос обеспеченности Клычникова и членов его семьи жилыми помещениями на территории Российской Федерации не исследовался и оценка ему не дана, то есть поставленный заявителем вопрос по существу не разрешён, одновременно, принимая во внимание, что суд не является исполнительным органом власти, в компетенцию которого входит предоставление распределенного жилого помещения, а лишь рассматривает споры относительно принятых по таким обращениям решений, которого в отношении заявителя принято не было, военный суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования Клычникова о возложении на начальника ФГУ ЗРУЖО МО РФ обязанности принять решение о предоставлении распределенного жилого помещения в виде отдельной трехкомнатной квартиры общей площадью 73,1 кв.м. по адресу: <адрес>, как преждевременно заявленного.

Вместе с тем, в целях восстановления нарушенного права заявителя, суд считает необходимым возложить на начальника ФГУ ЗРУЖО МО РФ обязанность повторно рассмотреть вопрос о предоставлении Клычникову и членам его семьи указанного жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 193 - 198 и 258 ГПК РФ, военный суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Клычникова А.В. – удовлетворить частично.

Признать решение начальника отдела № 4 в г. Североморске Федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 24 февраля 2012 года № 08-45/205 об отказе в предоставлении Клычникову А.В. и членам его семьи распределенного жилого помещения в виде отдельной трехкомнатной квартиры общей площадью 73,1 кв.м. по адресу: <адрес> по указанным в нем основаниям незаконным и возложить на указанное должностное лицо обязанность отменить его.

Возложить на начальника отдела № 4 в г. Североморске Федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обязанность повторно рассмотреть вопрос о предоставлении Клычникову А.В. и членам его семьи распределенного жилого помещения в виде отдельной трехкомнатной квартиры общей площадью 73,1 кв.м. по адресу: <адрес> срок не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах заявителя и членов его семьи на жилые помещения на всей территории Российской Федерации.

В удовлетворении требований Клычникова А.В. о возложении на начальника отдела № 4 в г. Североморске Федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обязанности принять решение о предоставлении распределенного жилого помещения в виде отдельной трехкомнатной квартиры общей площадью 73,1 кв.м. по адресу: <адрес>, как преждевременно заявленного - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Северодвинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Подлинное за надлежащими подписями.

Верно: Председательствующий по делу М.В. Феоктистов

Секретарь судебного заседания Я.В. Лохоня

2-340/2012 ~ М-353/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Клычников Алексей Валентинович
Ответчики
ЗРУ ЖО МО РФ
Суд
Северодвинский гарнизонный военный суд (Архангельская область)
Судья
Феоктистов М.В.
Дело на странице суда
sgvs--arh.sudrf.ru
11.05.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.05.2012Передача материалов судье
12.05.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.05.2012Подготовка дела (собеседование)
15.05.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.05.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.05.2012Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее