Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 декабря 2012 года с. Ирбейское
Ирбейский районный суд Красноярского края в с.Ирбейском в составе председательствующего судьи - Лустовой Н.В.,
с участием представителя ответчика администрации Успенского сельсовета Ирбейского района Красноярского края – его главы Азаровой И.И.
при секретаре – Зензиной О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края в порядке ст.46 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации Успенского сельсовета Ирбейского района Красноярского края об обязывании разработать порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Успенского сельсовета и создать на территории Успенского сельсовета административную комиссию, суд
У С Т А Н О В И Л:
Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края обратилась в Ирбейский районный суд с исковым заявлением в порядке ст.46 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Успенского сельсовета Ирбейского района Красноярского края об обязывании разработать порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Успенского сельсовета; создать на территории Успенского сельсовета административную комиссию, определить персональный состав комиссии, с опубликованием решений в средствах массовой информации. Ссылаясь на то, что на момент обращения в суд, информация о порядке сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также о создании комиссии – отсутствует, что свидетельствует о бездействии администрации Успенского сельсовета. А потому, просит суд обязать администрацию Успенского сельсовета в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу разработать порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Успенского сельсовета; создать на территории Успенского сельсовета административную комиссию, определить персональный состав комиссии, с опубликованием решений в средствах массовой информации.
В судебное заседание представитель истца не явился, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.
С учетом мнения представителя ответчика, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Представитель ответчика администрации Успенского сельсовета ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что в администрации Успенского сельсовета своевременно были приняты все нормативно-правовые акты, регламентирующие создание административной комиссии. Все нормативно-правовые акты были опубликованы в СМИ, но представить их в опубликованном виде нет возможности.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя ответчика, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ, суды рассматривают и разрешают исковые дела о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов возникающих из экологических правоотношений с участием органов государственной власти.
В соответствии с ч.1 ст. 46 ГПК РФ, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся: обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- ответственность органов государственной власти и местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
На основании ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Аналогичные требования содержатся в статье 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые, должны осуществляться в соответствии с санитарными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона Красноярского края от 23.04.2009 N 8-3170 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по созданию и обеспечению деятельности административных комиссий" органы местного самоуправления городских округов, поселений края и Северо-Енисейского района наделены государственными полномочиями по созданию и обеспечению деятельности административных комиссий, включающими в себя создание административных комиссий в соответствии с Законом края "Об административных комиссиях в Красноярском крае"; определению персонального состава административных комиссий и обеспечению деятельности административных комиссий, направленной на рассмотрение дел об административных правонарушениях и составление протоколов об административных правонарушениях в соответствии с Законом края "Об административных правонарушениях".
Статьей 1 Закона Красноярского края от 23.04.2009 N 8-3168 "Об административных комиссиях в Красноярском крае" предусмотрено, что административные комиссии - это постоянно действующие коллегиальные органы, создаваемые для рассмотрения дел об административных правонарушениях и составления протоколов об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных Законом края "Об административных правонарушениях".
В статье 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования.
В соответствии с частью 2 названной статьи муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.
На основании части 1 пунктов «а», «г», «з» части 2 статьи 21 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184 –ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации формирует иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Органы исполнительной власти края осуществляют свою деятельность на основании положений о них, утвержденных Правительством края.
Пунктом 2.10.2 структуры органов исполнительной власти Красноярского края, утвержденной Указом Губернатора Красноярского края от 10.07.2008 № 116-уг «О структуре органов исполнительной власти Красноярского края», предусмотрено создание такого органа исполнительной власти Красноярского края как служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края.
Постановлением Правительства края от 01.08.2008 № 19-п образована служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края, действующая на основании Положения о службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края.
В силу пункта 3.6 раздела 3 Положения о службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 № 19-п, на Службу возложено осуществление регионального государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль).
Судом установлено, что в рамках действующих полномочий Службой по контролю в сфере природопользования Красноярского края проведена проверка исполнения природоохранного законодательства органом местного самоуправления - администрацией Успенского сельсовета Ирбейского района. В ходе, которой были выявлены нарушения в области охраны окружающей среды, в том числе: отсутствие на территории муниципального образования административной комиссии, уполномоченной рассматривать дела об административных правонарушениях в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и отсутствие постановления об утверждении порядка сбора и вывоза бытовых отходов и порядка сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Успенского сельсовета. На что и был предъявлен иск.
Однако в судебном заседании из пояснений представителя ответчика ФИО2 и из представленных ею документов следует, что главой Успенского сельсовета было принято Постановление «Об организации сбора, транспортировки биологических отходов» от ДД.ММ.ГГГГ №, а также разработаны Правила. Однако, указанные правила определяют порядок сбора и вывоза именно биологических отходов – трупов животных и т.д. Порядок же сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не разработан и не опубликован. Кроме того, было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в решение от ДД.ММ.ГГГГ «О создании административной комиссии», с приложением о составе комиссии, однако суду также не было предоставлено сведений о публикации данного решения, не было представлено и решение от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании административной комиссии». А потому суд приходит к выводу, что указанный нормативно-правовой акт надлежащим образом не регламентируют порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Успенского сельсовета. Решение именно о создании административной комиссии на территории Успенского сельсовета, с определением её персонального состава и опубликованием в СМИ отсутствует.
А потому не принятие указанных нормативно-правовых актов и порядка свидетельствует о бездействии в этой части должностных лиц администрации Успенского сельсовета <адрес>.
Бездействие администрации Успенского сельсовета по решению вопросов местного значения в части непринятия мер по созданию административной комиссии, по публикации нормативно-правовых актов и Порядка сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, в значительной степени приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного муниципального образования, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.
А потому, требования Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края к администрации Успенского сельсовета подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края – удовлетворить.
Обязать администрацию Успенского сельсовета Ирбейского района Красноярского края в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения разработать порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Успенского сельсовета; создать на территории Успенского сельсовета административную комиссию, определить её персональный состав и опубликовать нормативно-правовые акты в средствах массовой информации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца через Ирбейский районный суд.
Председательствующий Н.В. Лустова