Решение по делу № 02а-0127/2023 от 16.01.2023

 

                                                  

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации 

 

17 августа 2023 года                                                                                    г. Москва

 

Солнцевский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Шилкина Г.А., при секретаре Синеве И.И., с участием представителя административного истца Корнишина М.С., представителя административного ответчика Трушина П.Е.,  рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело  2а-127/23 по административному иску Пономаревой к ИФНС России 29 по г.Москве о признании сумм налогов безнадежными ко взысканию,-

 

                                                                  УСТАНОВИЛ:

Административный истец Пономарева Н.Е. обратилась в суд с иском к административному ответчику ИФНС России 29 по г. Москве о признании невозможной ко взысканию задолженности за хххх год по налогу в размере 10725 руб. и пени в сумме 4016,98 руб., мотивируя заявленные требования тем, что в соответствии со ст.357, 358 НК РФ она является плательщиком транспортного налога, поскольку  ххх года и в настоящее время в её собственности находится автомобиль хххх. Согласно справке хххх о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на ххх у истца имеется задолженность по транспортному налогу в сумме 39325 руб., по пени в размере 8206, 21 руб. за налоговый период 2017-2020 гг., из них по сведениям, отраженным в личном кабинете налогоплательщика, задолженность за хххх год составляет 10725 руб., а также начислена пеня за указанный период в размере 4016,98 руб. Административный истец полагает, что в настоящее время налоговый орган утратил право на взыскание задолженности по транспортному налогу за ххх год и пени, а сроки для взыскания налоговых платежей истекли, поскольку ответчик в установленные ст.48,70 НК РФ сроки не предпринимал мер по взысканию с истца указанной задолженности, не выставлял требования о её уплате, не инициировал обращение в суд с заявлением о ее взыскании. В связи с чем истец просит суд признать безнадежной к взысканию налоговым органом недоимки по транспортному налогу за 2017 год в сумме 14741,98 руб., из них: задолженность 10725 руб., пеня 4016, 98 руб., в связи с истечением сроков взыскания в принудительном порядке; обязать административного ответчика списать указанную безнадежную ко взысканию сумму недоимки и задолженности по пени, с лицевого счета административного истца.

Административный истец Пономарева Н.Е. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания суду не заявила.

В судебном заседании представитель административного истца Корнишин М.С., действующий на основании доверенности, требования поддержал по основаниям, указанным в иске и письменном отзыве на возражения, представленные ответчиком.

Представитель административного ответчика Трушин П.Е., действующий на основании доверенности, против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражал по доводам письменного отзыва на административное исковое заявление.

Руководствуясь ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, представленные доказательства, считает административные исковые требования Пономаревой Н.Е. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

        В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

        Согласно ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

        В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах, исполнить обязанность по уплате налога. В случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние сроки, налогоплательщик должен выплатить дополнительно денежную сумму, признаваемую пеней в соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога. Пеня уплачивается одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

        Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст. 69 и 70 данного Кодекса.

        Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

        Из приведенных норм следует, что в случае пропуска налоговым органом срока, установленного ст. 48 НК РФ на принудительное взыскание налога, налоговый орган утрачивает право на его взыскание, одновременно он также утрачивает возможность для взыскания пеней, начисленных на данную задолженность.

        Порядок признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию установлен ст. 59 НК РФ. Пунктом 1 указанной правовой нормы определен перечень оснований для признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

        В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными ко взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

        В силу п. 5 ст. 59 НК РФ порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).

        Согласно п. 2 ст. 59 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи.

        Согласно ч. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на адрес.

        Как предусмотрено п. 2 ст. 52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

        В силу п. 3 ст. 363 НК РФ, направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления

Так, при рассмотрении дела установлено, что административный истец Пономарева Н.Е. состоит на налоговом учете в ИФНС России 29 по г. Москве и является налогоплательщиком транспортного налога согласно со ст.357 НК РФ, поскольку с хххх и по настоящее время ей на праве собственности принадлежит транспортное средство марки хххх.

        Административный истец полагает, что поскольку налоговым органом не были своевременно приняты меры по взысканию недоимки по налогам и пеням, срок на принудительное взыскание спорной суммы истёк, в связи с чем недоимка по транспортному налогу за спорный период может быть признана невозможной ко взысканию.

Возражая против удовлетворения заявленных истцом требований, административный ответчик указал, что налоговой инспекцией проведены мероприятия по списанию задолженности Пономаревой Н.Е. по транспортному налогу за 2017 год, а также по списанию начисленной пени. Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимся в материалах дела налоговым уведомлением ххххх, которое согласно списку почтовых отправлений хххх направлено заказным письмом в адрес истца, а также требованием хххх, направленным через личный кабинет налогоплательщика, которое согласно скриншоту вручено истцу хххх.

Кроме того, сторонами не оспаривается, что исчисленный налоговым органом в соответствии со ст.362 НК РФ транспортный налог не был уплачен административным истцом.

        Вместе с темп. 1 ст. 4 КАС РФ установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

        Согласно взаимосвязанному толкованию норм пп. 5 п. 3 ст. 44 и пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налогов, пеней, штрафа возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм. При этом, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной, которое подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями КАС РФ.

        При этом суд исходит из того, что непредъявление налоговым органом в трехлетний срок в судебном порядке требований о принудительном взыскании задолженности само по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по уплате налога, поскольку утрата налоговым органом права на принудительное взыскание налога в связи с пропуском срока само по себе не влечет прекращение налоговой обязанности истца.

        Административный ответчик может утратить право на взыскание налога в случае пропуска установленных сроков для взыскания. Вместе с тем, налоговое законодательство не предоставляет суду право признавать имеющуюся задолженность по уплате налогов безденежной к взысканию и списывать ее, и относит данную процедуру к компетенции налоговых органов, возможность признания которыми недоимки и задолженности по пеням безнадежными к взысканию и их списанию связано с вынесением судебного решения, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, только по результатам обращения налогового органа с соответствующим иском в суд.

        Решение суда, которым налоговому органу отказано во взыскании налоговой недоимки с истца в связи с пропуском срока для обращения в суд и отказом восстановить этот срок, в отношении административного истца не выносилось.

        Таким образом, достаточных причин и оснований для признания числящейся за административным истцом недоимки по налогам, пеням безнадежной к взысканию не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, -

                                                                  

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Пономаревой отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд г. Москвы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Солнцевский районный суд г. Москвы.

 

Судья                                                                                      Шилкин Г.А.

 

02а-0127/2023

Категория:
Административные
Статус:
Отказано в удовлетворении, 17.08.2023
Истцы
Пономарева Н.Е.
Ответчики
ИФНС № 29 г. Москвы
Суд
Солнцевский районный суд
Судья
Шилкин Г.А.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
17.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее