Строка отчёта (№)г
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 ноября 2020 года Дело № 2-4073/2020
город Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 6 ноября 2020 года.
Решение в окончательной форме принято 13 ноября 2020 года.
Коминтерновский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи А.В. Бухонова,
при помощнике судьи И.В. Скакун,
с участием прокурора А.А. Новичихиной,
ответчика В.В. Фролова, его представителя, действующего на основании устного заявления, занесённого в протокол судебного заседания, И.Б. Алекберова,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Воронежской области к Фролову Виктору Викторовичу, Фроловой Наталье Дмитриевне, Фроловой Вере Викторовне о выселении из служебного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ГУ МЧС России по Воронежской области обратилось в суд с иском к Фролову В.В., Фроловой Н.Д., Фроловой В.В., в котором просит выселить ответчиков из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (далее – спорная квартира), без предоставления другого жилого помещения. Исковые требования мотивированы тем, что Фролов В.В. проходил службу в ФПС ГПС, ввиду чего ему на состав семьи из трёх человек: Фролов В.В., жена – Фролова Н.Д., дочь – Фролова В.В., было предоставлена двухкомнатная служебная квартира, которая закреплена на праве оперативного управления за истцом. 12.03.2020 Фролов В.В. уволен со службы, и, по мнению истца, договор найма служебного жилого помещения от 01.07.2013 № 117 прекратил своё действие. Фролову В.В. было вручено уведомление о прекращении действия договора найма служебного жилого помещения и выселении, однако до настоящего времени ответчики служебное помещение добровольно не освободили. В связи с этим ГУ МЧС России по Воронежской области обратилось в суд.
В судебном заседании с учётом перерыва до 06.11.2020 ответчик Фролов В.В. и его представитель, действующий на основании устного заявления, занесённого в протокол судебного заседания, Алекберов И.Б., возражали против удовлетворения исковых требований, просили в иске отказать, ссылаясь на то, что Фролов В.В. был уволен со службы по состоянию здоровья на основании заключения ВВК об ограничении годности к службе в ФПС и о невозможности выполнять обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе.
Представитель истца ГУ МЧС России Воронежской области по доверенности Греков А.В. в судебное заседание после перерыва не явился, до объявления перерыва поддерживал исковые требования, просил их удовлетворить.
Прокурор Новичихина А.А. в своём заключении полагала, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Ответчики Фролова Н.Д., Фролова В.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, заявлений и ходатайств об отложении рассмотрения дела не направили.
Представители третьих лиц ГУ МВД России по Воронежской области и ТУ Росимущества в Воронежской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, заявлений и ходатайств об отложении рассмотрения дела не направили.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) данные обстоятельства позволяют рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы настоящего гражданского дела, заслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в том числе служебные жилые помещения.
В соответствии со статьёй 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Частью 1 статьи 102 ЖК РФ предусмотрено, что договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным ЖК РФ основаниям.
Как указано в части 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 ЖК РФ и частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
В соответствии с частью 3 статьи 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Отношения, связные с обеспечением жилыми помещениями граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной инспекции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (часть 1 статьи 1 данного закона).
Пунктом 4 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2013 № 217 утверждены Правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее – Правила № 217).
Согласно пункту 3 Правил № 217 специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы.
Пунктом 15 Правил № 217 предусмотрено, что истечение срока действия служебного контракта или его расторжение, получение в установленном порядке жилого помещения в населенном пункте по месту службы или получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения являются основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.
Сотрудник и проживающие совместно с ним члены его семьи, в том числе бывшие, обязаны освободить специализированное жилое помещение в день, следующий за днём прекращения срока действия договора найма специализированного жилого помещения, за исключением случая получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В случае получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения сотрудник и проживающие совместно с ним члены его семьи, в том числе бывшие, обязаны освободить специализированное жилое помещение не позднее 3 месяцев со дня её получения.
Аналогичные нормы закреплены и в пункте 13 Порядка учёта в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений, утверждённого приказом МЧС России от 12.01.2012 № 5.
Судом установлено и из материалов настоящего гражданского дела следует, что согласно контракту о службе в ФПС ГПС от 01.03.2005 Фролов В.В. был принят на службу в ПЧ-1 по охране Центрального района города Воронежа.
12.03.2020 старший прапорщик внутренней службы Фролов В.В. командир 1 отделения пожарно-спасательной части № 1 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы ФГКУ «1 ОФПС по Воронежской области» был уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по пункту 8 части 2 статьи 83 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии) (выписка из приказа по личному составу от 12.03.2020 № 22-НС (л.д. 65).
Согласно учётному делу ответчик Фролов В.В. 12.11.2009 обратился с рапортом о постановке на очередь сотрудников отряда для предоставления служебной жилой площади. Выпиской из протокола № 3 заседания ЖБК ГУ «1 отряд ФПС по Воронежской области» от 14.12.2009 подтверждается, что Фролов В.В. включён в список сотрудников, не имеющих жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий составом семьи три человека с даты подачи рапорта 12.11.2009, в случае предоставления жилого помещения оформлять жилое помещение как служебное (л.д. 66).
Начальником ГУ МЧС России по Воронежской области (ФИО)8 утвержден список сотрудников МЧС России подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями по адресу: <адрес>, в списке под (№) значится Фролов В.В. (л.д. 73).
На основании договора найма служебного жилого помещения от 01.07.2013 № 117, заключённого с ФГКУ «1 Отряд ФПС по Воронежской области» в лице начальника Покотилова Д.И., Фролову В.В и членам его семьи Фроловой Н.Д., Фроловой В.В. было передано во владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности, в виде квартиры общей площадью 60,8 м2, расположенной по адресу: <адрес>. Жилое помещение было предоставлено в связи с прохождением службы.
В подпункте 3 пункта 18 договора в качестве основания прекращения договора указано истечение срока контракта о службе в ФПС ГПС.
Согласно пункту 19 договора в случае расторжения или прекращения договора в связи с истечением срока контракта, окончания срока службы, наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение, граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ЖК РФ (л.д. 45-48).
Дополнительным соглашением от 21.01.2014 № 1 пункт 5 договора изложен в следующей редакции: «Настоящий договор заключается с 01.07.2013 сроком на 11 месяцев с последующей пролонгацией на следующие 11 месяцев при дальнейшем прохождении службы в федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службе в Воронежском гарнизоне».
Подпункт 12 пункта 7 договора изложен в следующей редакции:
«12) освободить и в 1-месячный срок служебное жилое помещение:
12.1) при увольнении со службы по основаниям, указанным в п. «и», «к», «л» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1;
12.2) по истечении срока действия договора».
Пункт 18 дополнен следующими подпунктами:
«4) с увольнением нанимателя со службы по основаниям, указанным «и», «к», «л» статьи 58 Положения;
5) по истечении срока действия договора. В случае если за 1 месяц до окончания срока действия договора ни одна из сторон письменно не уведомит другую сторону о расторжении договора, он автоматически продлевается на очередной срок – 11 месяцев» (л.д.49).
Согласно акту приема-передачи от 01.07.2013 комиссия ФГКУ «1 Отряд ФПС по Воронежской области» передала, а Фролов В.В. принял спорную квартиру (л.д. 51-52).
На основании распоряжения ТУ Росимущества в Воронежской области от 06.12.2019 № 36-365-р, акта приёма-передачи федерального имущества в оперативное управление от 09.12.2019 № АОУ-149 за ГУ МЧС России по Воронежской области на праве оперативного управления закреплена спорная квартира, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 18.12.2019 (л.д. 110-112).
Данная квартира согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 является собственностью Российской Федерации.
Квартира состоит на балансе ГУ МЧС России по Воронежской области и согласно решению комиссии по рассмотрению приоритетных направлений инвестиционно-строительной деятельности, жилищного обеспечения и эффективного использования основных фондов МЧС России от 01.04.2013 № 2 является служебной (л.д. 67-69).
Согласно приложению № 2 к вышеуказанному протоколу предложено отнести к служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда МЧС России квартиры, в перечень которых входит спорная квартира (л.д. 70-71).
В связи с увольнением ответчика Фролова В.В. со службы 12.03.2020 в его адрес было направлено предупреждение о выселении в срок до 15.05.2020 из спорной квартиры в связи с прекращением действия договора найма служебного жилого помещения (л.д. 64).
До настоящего времени ответчики добровольно не освободили спорную служебную квартиру.
Исследовав и оценив в совокупности и взаимной связи представленные по делу доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных требований, а также обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Материалами дела подтверждается, что служебный контракт с ответчиком Фроловым В.В. расторгнут, и ответчики не относятся к числу лиц, указанных в части 2 статьи 103 ЖК РФ, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений.
Следовательно, имеются предусмотренные жилищным законодательством и пунктом 15 Правил № 217 основания для выселения ответчиков из служебного жилого помещения ввиду расторжения (прекращения) служебного контракта.
Довод стороны ответчика об обратном со ссылкой на увольнение Фролова В.В. по состоянию здоровья судом отклоняется, поскольку в силу пункта 15 Правил № 217 основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения является истечение срока действия служебного контракта или его расторжение независимо от причин увольнения. При этом согласно заключению военно-врачебной комиссии инвалидность Фролову В.В. не устанавливалась.
Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 23.06.2015 № 1461-О указано, что положения пункта 15 Правил № 217, действующие в рамках общей системы жилищных гарантий для сотрудников Государственной противопожарной службы, учитывают особый правовой режим служебных помещений, предназначенных для временного проживания граждан в период их службы и при условии, что они не имеют жилого помещения по месту службы.
Договор найма служебного жилого помещения не является договором коммерческого найма, договор найма служебного жилого помещения заключается на весь период прохождения службы, в связи с которыми предоставляется жилое помещение и только увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения (часть 3 статьи 104 ЖК РФ).
Позиция стороны ответчика о том, что спорная квартира не является служебной, поскольку в ЕГРН отсутствует указание на наличие у этой квартиры статуса служебной, основана на неправильном толковании действующего законодательства.
В материалы дела представлено решение комиссии по рассмотрению приоритетных направлений инвестиционно-строительной деятельности, жилищного обеспечения и эффективного использования основных фондов МЧС России от 01.04.2013 № 2, в соответствии с которым квартира, занимаемая ответчиками, является служебной. Данное решение принято в рамках полномочий МЧС России, регламентированных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2010 № 179.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
Необходимость внесения в ЕГРН записи о регистрации жилого помещения в качестве жилого помещения специализированного жилищного фонда ГК РФ, ЖК РФ или иными законами не предусмотрена.
Следовательно, решение о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определённому виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда государственной регистрации не подлежит.
В связи с этим отсутствие указанных сведений в ЕГРН не свидетельствует об отсутствии у жилого помещения статуса жилого помещения специализированного жилищного фонда, а в данном случае – статуса служебного помещения.
Доводы стороны ответчика о том, что у Фролова В.В. и членов его семьи отсутствуют иное жилое помещение для проживания, а в зимний период с учётом распространения новой коронавирусной инфекции ответчики лишены возможности своевременно приобрести новое жилое помещение судом отклоняются, поскольку приведённые обстоятельства не являются основанием для отказа в выселении из служебного помещения.
Вместе с тем отсутствие у ответчиков возможности приобрести новое жилое помещение может являться основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда. Ответчики вправе обратиться в суд с таким заявлением в порядке, предусмотренном статьями 203 и 203.1 ГПК РФ, представив достаточные и достоверные доказательства своего имущественного положения или других заслуживающих внимание обстоятельств.
Нахождение на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях не имеет правового значения для дела, поскольку освобождение жилого помещения в случае расторжения (прекращения) служебного контракта не находится в причинной связи с осуществлением единовременной социальной выплаты, не лишает ответчика в дальнейшем права на получение в установленном порядке жилого помещения в населённом пункте по месту службы.
Обеспечение служебным жилым помещением с учётом его назначения связано исключительно с занятием определённой должности или выполнением работы (прохождением службы). Прекращение службы, дающей право на занятие служебного жилого помещения, следует рассматривать как основание для прекращения соответствующего договора найма.
Поскольку спорное жилое помещение является служебным, было предоставлено в пользование Фролову В.В. и членам его семьи для временного проживания в нём на период прохождения им службы, и на момент разрешения судом спора Фролов В.В. в служебных отношениях с истцом не состоит, то исковые требования ГУ МЧС России по Воронежской области подлежат удовлетворению, а ответчики – выселению из спорной квартиры без предоставления другого жилого помещения.
Все сделанные по настоящему делу выводы соответствуют правоприменительной позиции Первого кассационного суда общей юрисдикции, изложенной в определениях судебной коллегии по гражданским делам от 11.12.2019 № 88-1752/2019, от 14.10.2020 № 88-23702/2020.
В силу абзаца 7 статьи 7 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда является основанием для снятия гражданина Российской Федерации с регистрационного учёта по месту жительства органом регистрационного учёта.
В соответствии с положениями статей 98 и 103 ГПК РФ с ответчиков в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в общем размере 300 рублей, то есть в равных долях по 100 рублей с каждого из ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Воронежской области удовлетворить полностью.
Выселить Фролова Виктора Викторовича, Фролову Наталью Дмитриевну, Фролову Веру Викторовну из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.
Решение суда является основанием для снятия Фролова Виктора Викторовича, Фроловой Натальи Дмитриевны, Фроловой Веры Викторовны с регистрационного учёта по адресу места жительства: <адрес>.
Взыскать в равных долях с Фролова Виктора Викторовича, Фроловой Натальи Дмитриевны, Фроловой Веры Викторовны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Коминтерновский районный суд города Воронежа.
Судья подпись А.В. Бухонов
Строка отчёта (№)г
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 ноября 2020 года Дело № 2-4073/2020
город Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 6 ноября 2020 года.
Решение в окончательной форме принято 13 ноября 2020 года.
Коминтерновский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи А.В. Бухонова,
при помощнике судьи И.В. Скакун,
с участием прокурора А.А. Новичихиной,
ответчика В.В. Фролова, его представителя, действующего на основании устного заявления, занесённого в протокол судебного заседания, И.Б. Алекберова,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Воронежской области к Фролову Виктору Викторовичу, Фроловой Наталье Дмитриевне, Фроловой Вере Викторовне о выселении из служебного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ГУ МЧС России по Воронежской области обратилось в суд с иском к Фролову В.В., Фроловой Н.Д., Фроловой В.В., в котором просит выселить ответчиков из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (далее – спорная квартира), без предоставления другого жилого помещения. Исковые требования мотивированы тем, что Фролов В.В. проходил службу в ФПС ГПС, ввиду чего ему на состав семьи из трёх человек: Фролов В.В., жена – Фролова Н.Д., дочь – Фролова В.В., было предоставлена двухкомнатная служебная квартира, которая закреплена на праве оперативного управления за истцом. 12.03.2020 Фролов В.В. уволен со службы, и, по мнению истца, договор найма служебного жилого помещения от 01.07.2013 № 117 прекратил своё действие. Фролову В.В. было вручено уведомление о прекращении действия договора найма служебного жилого помещения и выселении, однако до настоящего времени ответчики служебное помещение добровольно не освободили. В связи с этим ГУ МЧС России по Воронежской области обратилось в суд.
В судебном заседании с учётом перерыва до 06.11.2020 ответчик Фролов В.В. и его представитель, действующий на основании устного заявления, занесённого в протокол судебного заседания, Алекберов И.Б., возражали против удовлетворения исковых требований, просили в иске отказать, ссылаясь на то, что Фролов В.В. был уволен со службы по состоянию здоровья на основании заключения ВВК об ограничении годности к службе в ФПС и о невозможности выполнять обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе.
Представитель истца ГУ МЧС России Воронежской области по доверенности Греков А.В. в судебное заседание после перерыва не явился, до объявления перерыва поддерживал исковые требования, просил их удовлетворить.
Прокурор Новичихина А.А. в своём заключении полагала, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Ответчики Фролова Н.Д., Фролова В.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, заявлений и ходатайств об отложении рассмотрения дела не направили.
Представители третьих лиц ГУ МВД России по Воронежской области и ТУ Росимущества в Воронежской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, заявлений и ходатайств об отложении рассмотрения дела не направили.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) данные обстоятельства позволяют рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы настоящего гражданского дела, заслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в том числе служебные жилые помещения.
В соответствии со статьёй 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Частью 1 статьи 102 ЖК РФ предусмотрено, что договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным ЖК РФ основаниям.
Как указано в части 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 ЖК РФ и частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
В соответствии с частью 3 статьи 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Отношения, связные с обеспечением жилыми помещениями граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной инспекции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (часть 1 статьи 1 данного закона).
Пунктом 4 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2013 № 217 утверждены Правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее – Правила № 217).
Согласно пункту 3 Правил № 217 специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы.
Пунктом 15 Правил № 217 предусмотрено, что истечение срока действия служебного контракта или его расторжение, получение в установленном порядке жилого помещения в населенном пункте по месту службы или получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения являются основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.
Сотрудник и проживающие совместно с ним члены его семьи, в том числе бывшие, обязаны освободить специализированное жилое помещение в день, следующий за днём прекращения срока действия договора найма специализированного жилого помещения, за исключением случая получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В случае получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения сотрудник и проживающие совместно с ним члены его семьи, в том числе бывшие, обязаны освободить специализированное жилое помещение не позднее 3 месяцев со дня её получения.
Аналогичные нормы закреплены и в пункте 13 Порядка учёта в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений, утверждённого приказом МЧС России от 12.01.2012 № 5.
Судом установлено и из материалов настоящего гражданского дела следует, что согласно контракту о службе в ФПС ГПС от 01.03.2005 Фролов В.В. был принят на службу в ПЧ-1 по охране Центрального района города Воронежа.
12.03.2020 старший прапорщик внутренней службы Фролов В.В. командир 1 отделения пожарно-спасательной части № 1 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы ФГКУ «1 ОФПС по Воронежской области» был уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по пункту 8 части 2 статьи 83 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии) (выписка из приказа по личному составу от 12.03.2020 № 22-НС (л.д. 65).
Согласно учётному делу ответчик Фролов В.В. 12.11.2009 обратился с рапортом о постановке на очередь сотрудников отряда для предоставления служебной жилой площади. Выпиской из протокола № 3 заседания ЖБК ГУ «1 отряд ФПС по Воронежской области» от 14.12.2009 подтверждается, что Фролов В.В. включён в список сотрудников, не имеющих жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий составом семьи три человека с даты подачи рапорта 12.11.2009, в случае предоставления жилого помещения оформлять жилое помещение как служебное (л.д. 66).
Начальником ГУ МЧС России по Воронежской области (ФИО)8 утвержден список сотрудников МЧС России подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями по адресу: <адрес>, в списке под (№) значится Фролов В.В. (л.д. 73).
На основании договора найма служебного жилого помещения от 01.07.2013 № 117, заключённого с ФГКУ «1 Отряд ФПС по Воронежской области» в лице начальника Покотилова Д.И., Фролову В.В и членам его семьи Фроловой Н.Д., Фроловой В.В. было передано во владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности, в виде квартиры общей площадью 60,8 м2, расположенной по адресу: <адрес>. Жилое помещение было предоставлено в связи с прохождением службы.
В подпункте 3 пункта 18 договора в качестве основания прекращения договора указано истечение срока контракта о службе в ФПС ГПС.
Согласно пункту 19 договора в случае расторжения или прекращения договора в связи с истечением срока контракта, окончания срока службы, наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение, граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ЖК РФ (л.д. 45-48).
Дополнительным соглашением от 21.01.2014 № 1 пункт 5 договора изложен в следующей редакции: «Настоящий договор заключается с 01.07.2013 сроком на 11 месяцев с последующей пролонгацией на следующие 11 месяцев при дальнейшем прохождении службы в федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службе в Воронежском гарнизоне».
Подпункт 12 пункта 7 договора изложен в следующей редакции:
«12) освободить и в 1-месячный срок служебное жилое помещение:
12.1) при увольнении со службы по основаниям, указанным в п. «и», «к», «л» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1;
12.2) по истечении срока действия договора».
Пункт 18 дополнен следующими подпунктами:
«4) с увольнением нанимателя со службы по основаниям, указанным «и», «к», «л» статьи 58 Положения;
5) по истечении срока действия договора. В случае если за 1 месяц до окончания срока действия договора ни одна из сторон письменно не уведомит другую сторону о расторжении договора, он автоматически продлевается на очередной срок – 11 месяцев» (л.д.49).
Согласно акту приема-передачи от 01.07.2013 комиссия ФГКУ «1 Отряд ФПС по Воронежской области» передала, а Фролов В.В. принял спорную квартиру (л.д. 51-52).
На основании распоряжения ТУ Росимущества в Воронежской области от 06.12.2019 № 36-365-р, акта приёма-передачи федерального имущества в оперативное управление от 09.12.2019 № АОУ-149 за ГУ МЧС России по Воронежской области на праве оперативного управления закреплена спорная квартира, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 18.12.2019 (л.д. 110-112).
Данная квартира согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 является собственностью Российской Федерации.
Квартира состоит на балансе ГУ МЧС России по Воронежской области и согласно решению комиссии по рассмотрению приоритетных направлений инвестиционно-строительной деятельности, жилищного обеспечения и эффективного использования основных фондов МЧС России от 01.04.2013 № 2 является служебной (л.д. 67-69).
Согласно приложению № 2 к вышеуказанному протоколу предложено отнести к служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда МЧС России квартиры, в перечень которых входит спорная квартира (л.д. 70-71).
В связи с увольнением ответчика Фролова В.В. со службы 12.03.2020 в его адрес было направлено предупреждение о выселении в срок до 15.05.2020 из спорной квартиры в связи с прекращением действия договора найма служебного жилого помещения (л.д. 64).
До настоящего времени ответчики добровольно не освободили спорную служебную квартиру.
Исследовав и оценив в совокупности и взаимной связи представленные по делу доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных требований, а также обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Материалами дела подтверждается, что служебный контракт с ответчиком Фроловым В.В. расторгнут, и ответчики не относятся к числу лиц, указанных в части 2 статьи 103 ЖК РФ, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений.
Следовательно, имеются предусмотренные жилищным законодательством и пунктом 15 Правил № 217 основания для выселения ответчиков из служебного жилого помещения ввиду расторжения (прекращения) служебного контракта.
Довод стороны ответчика об обратном со ссылкой на увольнение Фролова В.В. по состоянию здоровья судом отклоняется, поскольку в силу пункта 15 Правил № 217 основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения является истечение срока действия служебного контракта или его расторжение независимо от причин увольнения. При этом согласно заключению военно-врачебной комиссии инвалидность Фролову В.В. не устанавливалась.
Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 23.06.2015 № 1461-О указано, что положения пункта 15 Правил № 217, действующие в рамках общей системы жилищных гарантий для сотрудников Государственной противопожарной службы, учитывают особый правовой режим служебных помещений, предназначенных для временного проживания граждан в период их службы и при условии, что они не имеют жилого помещения по месту службы.
Договор найма служебного жилого помещения не является договором коммерческого найма, договор найма служебного жилого помещения заключается на весь период прохождения службы, в связи с которыми предоставляется жилое помещение и только увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения (часть 3 статьи 104 ЖК РФ).
Позиция стороны ответчика о том, что спорная квартира не является служебной, поскольку в ЕГРН отсутствует указание на наличие у этой квартиры статуса служебной, основана на неправильном толковании действующего законодательства.
В материалы дела представлено решение комиссии по рассмотрению приоритетных направлений инвестиционно-строительной деятельности, жилищного обеспечения и эффективного использования основных фондов МЧС России от 01.04.2013 № 2, в соответствии с которым квартира, занимаемая ответчиками, является служебной. Данное решение принято в рамках полномочий МЧС России, регламентированных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2010 № 179.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
Необходимость внесения в ЕГРН записи о регистрации жилого помещения в качестве жилого помещения специализированного жилищного фонда ГК РФ, ЖК РФ или иными законами не предусмотрена.
Следовательно, решение о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определённому виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда государственной регистрации не подлежит.
В связи с этим отсутствие указанных сведений в ЕГРН не свидетельствует об отсутствии у жилого помещения статуса жилого помещения специализированного жилищного фонда, а в данном случае – статуса служебного помещения.
Доводы стороны ответчика о том, что у Фролова В.В. и членов его семьи отсутствуют иное жилое помещение для проживания, а в зимний период с учётом распространения новой коронавирусной инфекции ответчики лишены возможности своевременно приобрести новое жилое помещение судом отклоняются, поскольку приведённые обстоятельства не являются основанием для отказа в выселении из служебного помещения.
Вместе с тем отсутствие у ответчиков возможности приобрести новое жилое помещение может являться основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда. Ответчики вправе обратиться в суд с таким заявлением в порядке, предусмотренном статьями 203 и 203.1 ГПК РФ, представив достаточные и достоверные доказательства своего имущественного положения или других заслуживающих внимание обстоятельств.
Нахождение на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях не имеет правового значения для дела, поскольку освобождение жилого помещения в случае расторжения (прекращения) служебного контракта не находится в причинной связи с осуществлением единовременной социальной выплаты, не лишает ответчика в дальнейшем права на получение в установленном порядке жилого помещения в населённом пункте по месту службы.
Обеспечение служебным жилым помещением с учётом его назначения связано исключительно с занятием определённой должности или выполнением работы (прохождением службы). Прекращение службы, дающей право на занятие служебного жилого помещения, следует рассматривать как основание для прекращения соответствующего договора найма.
Поскольку спорное жилое помещение является служебным, было предоставлено в пользование Фролову В.В. и членам его семьи для временного проживания в нём на период прохождения им службы, и на момент разрешения судом спора Фролов В.В. в служебных отношениях с истцом не состоит, то исковые требования ГУ МЧС России по Воронежской области подлежат удовлетворению, а ответчики – выселению из спорной квартиры без предоставления другого жилого помещения.
Все сделанные по настоящему делу выводы соответствуют правоприменительной позиции Первого кассационного суда общей юрисдикции, изложенной в определениях судебной коллегии по гражданским делам от 11.12.2019 № 88-1752/2019, от 14.10.2020 № 88-23702/2020.
В силу абзаца 7 статьи 7 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда является основанием для снятия гражданина Российской Федерации с регистрационного учёта по месту жительства органом регистрационного учёта.
В соответствии с положениями статей 98 и 103 ГПК РФ с ответчиков в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в общем размере 300 рублей, то есть в равных долях по 100 рублей с каждого из ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Воронежской области удовлетворить полностью.
Выселить Фролова Виктора Викторовича, Фролову Наталью Дмитриевну, Фролову Веру Викторовну из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.
Решение суда является основанием для снятия Фролова Виктора Викторовича, Фроловой Натальи Дмитриевны, Фроловой Веры Викторовны с регистрационного учёта по адресу места жительства: <адрес>.
Взыскать в равных долях с Фролова Виктора Викторовича, Фроловой Натальи Дмитриевны, Фроловой Веры Викторовны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Коминтерновский районный суд города Воронежа.
Судья подпись А.В. Бухонов