№2а-3367/18-24
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 мая 2018 года город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Картавых М.Н.,
при секретаре Журковой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ясевой Настасьи Вячеславовны об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства от 06.04.2018, обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Административный истец обратилась с настоящим иском по тем основаниям, что на основании решения мирового судьи судебного участка №5 г.Петрозаводска от 10.10.2017 в пользу Ясевой Н.В. с ГУ Пенсионного фонда РФ по г.Петрозаводску РК (межрайонное) взысканы проценты за пользование денежными средствами в размере 3417 руб. 50 коп. ГУ УПФ по г.Петрозаводску РК (межрайонное) уклоняется от исполнения решения суда, в связи с чем истица направила исполнительный лист в УФССП России по РК, 13.04.2018 получила почтой постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства и возвращении исполнительного документа от 06.04.2018. Считает данное постановление незаконным и нарушающим права истицы, просит признать постановление незаконным и обязать устранить допущенные нарушения.
Определением суда к участию в деле 20.04.2018 привлечено в качестве административного соответчика Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия (далее по тексту - УФССП России по РК).
Административный истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Судебный пристав-исполнитель Рыбакова К.С. с требованиями иска не согласилась, представила возражения в обоснование своей позиции.
Представитель ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске РК (межрайонное) Пошарина Д.Н., действующая на основании доверенности, пояснила, что ранее Ясева обращалась к ним с исполнительным листом и Управление ей все выплачивало, почему на этот раз обратилась в УФССП России по РК им не известно, однако пристав не имела права отказывать в возбуждении исполнительного производства.
УФССП России по РК своего представителя в судебное заседание не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещено.
Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы данного дела, материалы исполнительного производства № 12022/18/10024-ИП, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 360 КАС РФ и ст. 121 от 02.10.2007 года N 229-ФЗ Федерального закона «Об исполнительном производстве» (далее по тексту – Закон) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В соответствии со статьей 2 Закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно положениям статьи 14 вышеназванного Федерального закона решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов, которые подлежат исполнению в срок, указанный в постановлении, и могут быть обжалованы в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорены в суде.
В судебном заседании установлено, что 05.04.2018 в отдел судебных приставов по работе с юридическими лицами г. Петрозаводска и Прионежского района УФССП по РК поступил исполнительный лист №078748427 от 17.11.2017, выданный судебным участком №5 г. Петрозаводска о взыскании с ГУ ПФ РФ по г. Петрозаводску РК (межрайонное) задолженности в размере 3 417 руб. 50 коп. в пользу Ясевой Н.В.
06.04.2018 судебным приставом-исполнителем Бараевой А.В. вынесено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании п. 2 ст. 31 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» №229-ФЗ в связи с тем, что предъявленный?исполнительный документ не подлежит исполнению ФССП.
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 31 ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в случае, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
Административный ответчик ссылается, что порядок исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных учреждений, производится в соответствии с п.20 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 г. №83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Исполнительный документ следует предъявить в орган, осуществляющий ведение лицевого счета учреждения. А согласно, п. 5 Приказа ФССП России N 308, Казначейства России N 218 от 30.09.2013 (ред. от 09.04.2014) "Об утверждении Порядка взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального казначейства по вопросам организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных и автономных учреждений", при поступлении в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетного или автономного учреждения, судебный пристав-исполнитель в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 31 Закона N 229-ФЗ выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в случае отсутствия в исполнительном документе отметки органа Федерального казначейства о возврате исполнительного документа взыскателю, о полном или частичном неисполнении и сроке нахождения его в территориальном органе Федерального казначейства.
С таким выводом судебного пристава-исполнителя суд не может согласится по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1, 8 статьи 30, частью 1 статьи 31 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон «Об исполнительном производстве») по заявлению взыскателя в трехдневный срок со дня поступления исполнительного документа судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в его возбуждении.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 31 Закона N 229-ФЗ предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
Частью 2 статьи 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных БК РФ.
В статье 148 БК РФ закреплено, что кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, которым относится и бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 1 части 2 статьи 144 БК РФ) осуществляется органами Федерального казначейства.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ (часть 3 статьи 239 БК РФ).
Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" в статью 168 Бюджетного кодекса Российской Федерации внесены дополнения, согласно которым с 01.01.2014 органам управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации предоставлено право осуществлять исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации через органы Федерального казначейства на основании соглашений.
Между тем, законодатель не определил порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Таким образом, до внесения соответствующих дополнений в главу 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации возможность исполнения таких судебных актов территориальными подразделениями Федеральной службы судебных приставов не исключена.
Согласно статье 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением и к государственным органам (в том числе к органам государственной власти) не относится.
В соответствии с письмом Федерального казначейства от 30.12.2013 № 42-7.4-05/9.3-895 до принятия дополнений в главу 24.1 БК РФ в части исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов, организация исполнения судебных актов по искам к Пенсионному фонду Российской Федерации (его территориальным органам), Фонду социального страхования Российской Федерации (его территориальным и центральным отраслевым отделениям), Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, территориальным государственным внебюджетным фондам осуществляется непосредственно указанными фондами или территориальными органами Федеральной службы судебных приставов в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Таким образом, судебный пристав-исполнитель неправильно определил порядок исполнения, предъявленного взыскателем в службу судебных приставов исполнительного документа, исполнительный лист Ясевой Н.В. может быть предъявлен непосредственно в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске или в Отдел судебных приставов по работе с юридическими лицами г. Петрозаводска и Прионежского района.
Установив факт нарушения прав и законных интересов административного истца судебным приставом-исполнителем и учитывая, что на день заседания суда исполнительное производство не возбуждено, суд полагает необходимым обязать судебного пристава-исполнителя в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу предпринять все предусмотренные законом меры для устранения допущенного нарушения.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227, 360 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск Ясевой Настасьи Вячеславовны удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя от 06.04.2018 об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Обязать судебного пристава-исполнителя в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу предпринять все предусмотренные законом меры для устранения допущенного нарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 07 мая 2018 года.