Председательствующий: Бессчетнова Е.Л. Дело № 33а-3728/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Харламовой О.А., Шукеновой М.А.
при секретаре Скляровой А.А.
рассмотрела в судебном заседании 13 июня 2019 года дело по апелляционным жалобам администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, Кустовой С. С., Сидоренко Л. П., Сидоренко В. А. на решение Омского районного суда Омской области от 19 марта 2019 года, которым постановлено: «Признать незаконным постановление администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 23.01.2019 № <...> «Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства». Возложить на администрацию Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области обязанность рассмотреть заявление Берзиньш П. О. о выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства от 28.06.2018 с учетом уточнений от 12.10.2018 по существу, и принять по нему решение в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия
установила:
Берзиньш П.О. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (далее – администрация Усть-Заостровского сельского поселения) о признании незаконным отказа.
В обоснование указано, что решением Омского районного суда Омской области от 17.08.2018 на администрацию Усть-Заостровского сельского поселения возложена обязанность рассмотреть по существу заявление Берзиньша П.О. от 28.06.2018 о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и принять по нему решение в соответствии с требованиями ГрК РФ.
18.10.2018 состоялись публичные слушания по указанному вопросу, 17.01.2019 комиссией по землепользованию и застройке Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области подготовлено заключение, а 23.01.2019 администрацией Усть-Заостровского сельского поселения вынесено постановление об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Ссылаясь на незаконность отказа, административный истец отмечал, что им были приняты все усилия для урегулирования спора с правообладателями смежных земельных участков. Административный ответчик не выяснил причины отказа соседей в согласовании спорного вопроса. Требования градостроительных, строительных, санитарно-эпидемиологических, противопожарных норм и правил не анализировались комиссией. Указал на нарушение процедуры проведения публичных слушаний, в частности, схемы строительства дома не размещались на информационных стендах и в сети интернет для ознакомления, протокол не содержит информацию о публикации, заключение по результатам публичных слушаний не содержит сведений о внесенных предложениях и замечаниях, заключение и постановление по результатам публичных слушаний не опубликованы на сайте, не учтены обстоятельства, в соответствии с которыми необходимо выдать разрешение на строительство с отклонением от предельно допустимых параметров.
Уточнив исковые требования, просил признать незаконным постановление администрации Усть-Заостровского сельского поселения от 23.01.2019 № <...> об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером <...>, расположенном по адресу: <...>, обязать администрацию Усть-Заостровского сельского поселения выдать разрешение на строительство жилого дома с отклонением от предельно допустимых параметров.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционных жалобах администрация Усть-Заостровского сельского поселения, Сидоренко Л.П., Сидоренко В.А., Кустова С.С. просят решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В обоснование жалобы администрация Усть-Заостровского сельского поселения ссылается на то, что основанием для отказа в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в силу прямого указания в законе являлось поступление информации Госстройнадзора Омской области о выявлении самовольной постройки. Обращает внимание на то, что наличие или отсутствие согласия участников публичных слушаний является одним из решающих факторов при принятии органом местного самоуправления соответствующего решения.
Сидоренко Л.П., Сидоренко В.А. ссылаются на ошибочность выводов суда о том, что существующие нормы застройки и строительные правила, нормы ГрК РФ допускают отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, а результаты общественных слушаний носят исключительно рекомендательный характер. Отмечают, что отклонение от предельных параметров строительства разрешается Правилами землепользования и застройки Усть-Заостровского сельского поселения (п. 2 ст. 9) при соблюдении требований технических регламентов, между тем, доказательств соблюдения таких требований административным истцом не представлено. Объективных причин не соблюдать требования правил землепользования и застройки у заявителя не имелось.
Кустова С.С. указывает, что суд проигнорировал доводы смежных землепользователей, привлеченных к участию в деле в качестве заинтересованных лиц. Обращает внимание на то, что на момент подачи документов административный истец уже нарушил действующее законодательство, возведя цокольный этаж без получения разрешительных документов с нарушением минимальных расстояний до границ смежных земельных участков. Ссылается на отсутствие надлежащей правовой оценки доводов заинтересованных лиц о том, что в период проведения общественных слушаний Берзиньш П.О. представлял противоречащие друг другу данных о характеристиках уже строящегося индивидуального жилого дома. Считает не соответствующими закону выводы суда о том, что результаты общественных слушаний, оформленные заключением соответствующей комиссии, носят рекомендательный характер. Полагает необоснованным утверждение административного истца о том, что принадлежащий ему земельный участок имеет форму, неблагоприятную для застройки. Указывает на недоказанность доводов истца о том, что им приняты усилия для урегулирования спора.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Берзиньш П.О. является собственником жилого дома общей площадью <...> кв.м и земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв.м (категория земель: земли населенных пунктов – для размещения дома индивидуальной жилой застройки), расположенных по адресу: <...>. Право собственности административного истца на указанные объекты зарегистрировано на основании договора купли-продажи от <...> (т. 1 л.д. 134, 158-169).
Смежными по отношению к земельному участку с кадастровым номером <...> являются участки с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>, правообладателями которых являются Тимофеев В.В., Кустова С.С., Сидоренко Л.П., Сидоренко В.А.
Статьей 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя:
1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
В соответствии со статьей 27 Правил землепользования и застройки Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, утвержденных решением Совета Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в редакции от 30.07.2014 № 16, минимальное расстояние от дома до границы соседнего участка должно составлять 3 м
Однако в соответствии со схемой расположения объектов капитального строительства в границах земельного участка с кадастровым номером <...> и границ смежных земельных участков, подготовленной кадастровым инженером ФИО, расстояние от стены цокольного этажа индивидуального жилого дома до границы соседнего земельного участка составляет от 1,85 до 2,5 м (т. 1 л.д. 236).
26.06.2018 Берзиньш П.О. обратился в комиссию по подготовке правил землепользования застройки Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области с заявлением о выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, обосновав заявление тем, что его участок, предназначенный под ИЖС, является узким, расстояние от забора 2-2,8 м с правой стороны (т. 2 л.д. 134).
11.07.2018 состоялись публичные слушания по вопросу предоставления Берзиньшу П.О. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке.
По результатам проведенных публичных комиссией по подготовке правил землепользования и застройки Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области подготовлено заключение, которым рекомендовано отказать заявителю в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером <...>.
Постановлением от 13.07.2018 № <...> Администрацией Усть-Заостровского сельского поселения отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительств на земельном участке с кадастровым номером <...>.
Указанное постановление обжаловано Берзиньшем П.О. в судебном порядке.
Решением Омского районного суда Омской области от 17.08.2018 постановление администрации Усть-Заостровского сельского поселения от 13.07.2018 № <...> «Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства» признано незаконным, суд возложил на администрацию Усть-Заостровского сельского поселения обязанность рассмотреть заявление Берзиньша П.О. о выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства от 28.06.2018 по существу и принять по нему решение в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В этой связи администрацией Усть-Заостровского сельского поселения организованы публичные слушания.
Постановлением администрации Усть-Заостровского сельского поселения от 02.10.2018 от № <...> публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером <...> назначены на 18.10.2018 (т. 2 л.д. 97, 98).
15.10.2018 в администрацию Усть-Заостровского сельского поселения от Берзиньша П.О. поступило уточнение к заявлению от 28.06.2018, в котором заявителем предложено два варианта разрешения спорного вопроса (т. 1 л.д. 57-58).
18.10.2018 состоялись публичные слушания с участием заявителя, его представителя, правообладателей смежных земельных участков Тимофеева В.В., Тимофеевой В., Кустовой С.С., Сидоренко Л.П., государственного инспектора Омского района по пожарному надзору ФИО
Как следует из протокола публичных слушаний каких-либо решений, удовлетворяющих интересам смежных землепользователей и делающих возможным строительство на земельном участке с кадастровым номером <...> при его фактической конфигурации, неблагоприятной для застройки, на слушаниях не достигнуто. В ходе публичных слушаний обозревался представленный Берзиньшем П.О. проект, подготовленный ООО «<...>», заслушано мнение государственного инспектора Омского района по пожарному надзору, указавшего на отсутствие нарушений противопожарных расстояний от возведенного цоколя до жилых домов Сидоренко и Тимофеевых. По итогам слушаний правообладателям смежных земельных участков предложено в срок до 01.11.2018 предоставить письменные согласия или возражения для вынесения окончательного заключения комиссии (т. 2 л.д. 99-101).
01.11.2018 и.о. Главы Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в адрес начальника Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области направлен запрос с просьбой оказать содействие в решении спорного вопроса (т. 2 л.д. 40, 41).
17.01.2019 состоялось итоговое заседание комиссии по землепользованию и застройке Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области. Комиссией подготовлено заключение, которым рекомендовано и.о. Главы Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области принять решение об отказе в предоставлении разрешения по отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером <...> (т. 2 л.д. 106).
23.01.2019 администрацией Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области принято оспариваемое постановление № <...>, которым отказано в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на указанном земельном участке (т. 2 л.д. 107).
Согласно части 1 статьи 40 ГрК РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений статьи 39 настоящего Кодекса. Расходы, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения (часть 4 статьи 40 ГрК РФ).
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (часть 5 статьи 40 ГрК РФ).
Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (часть 6 статьи 40 ГрК РФ).
Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 7 статьи 40 ГрК РФ).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что решение администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, принятое по результатам рассмотрения заявления Берзиньша П.О. о получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, не отвечает требованиям законности, чем нарушает право заявителя на использование земельного участка по целевому назначению.
Как обоснованно замечено судом, оспариваемое постановление не мотивировано конкретными обстоятельствами отказа в удовлетворении заявления.
В ходе судебного разбирательства представитель администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области пояснил, что постановление об отказе в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства принято с учетом рекомендаций комиссии по землепользованию и застройке Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, мнения смежных землепользователей, а также с учетом ответа Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области от 10.12.2018, который, по мнению административного ответчика, является основанием отказа в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в силу ч. 6.1 ст. 40 ГрК РФ.
Принимая во внимание правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 15.10.2010 № 931-О-О, суд первой инстанции правомерно указал, что заключение о результатах публичных слушаний носит рекомендательный характер.
Отклоняя доводы апелляционных жалоб об обратном, судебная коллегия отмечает, что регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 ГрК РФ, направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Поэтому, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы местного самоуправления при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые, как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
Сама по себе рекомендация комиссии об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства не относится к правовым актам, обязательным для исполнения, и не предрешает вопроса о том, какое решение должен принять глава местной администрации.
В соответствии с ч. 6.1 ст. 40 ГрК РФ со дня поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления, указанных в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса, не допускается предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в отношении земельного участка, на котором расположена такая постройка, до ее сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями, за исключением случаев, если по результатам рассмотрения данного уведомления органом местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, которые указаны в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса и от которых поступило данное уведомление, направлено уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается либо вступило в законную силу решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.
Административным ответчиком не представлено доказательств внесения Главным управлением государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области уведомления о выявлении самовольной постройки.
Судебная коллегия отмечает, что ответ Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области от 10.12.2018 уведомлением о выявлении самовольной постройки не является, в связи с чем оснований для применения положений ч. 6.1 с. 40 ГрК РФ у главы местной администрации не имелось.
В данном ответе Главным управлением государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области было указано на выявленный специалистами Главного управления факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, установленным Правилами землепользования и застройки Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, сообщено, что в связи с отсутствием утвержденного порядка организации и осуществления проверок объектов, не указанных в ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также отсутствием утвержденной формы уведомления органов местного самоуправления о результатах проведенных проверок, проведение проверки Главным управлением не представляется возможным. Дополнительно в ответе разъяснено, что в соответствии с ч. 1 ст. 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления вправе принять решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (т. 1 л.д. 25-26).
Из пунктов 1 и 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что к объектам индивидуального жилищного строительства относятся отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи. В отношении проектной документации таких объектов капитального строительства не проводится экспертиза проектной документации. В этой связи судом были правомерно отклонены ссылки административного ответчика о необходимости проведения заявителем экспертизы проектной документации объекта недвижимого имущества.
Следовательно, приведенные администрацией доводы не могли служить правовыми основаниями для отказа в выдаче разрешения на отклонение от предельного параметра строительства.
Учитывая, что оспариваемое постановление не содержит оснований отказа, обстоятельства наличия либо отсутствия у заявителя права на получение разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства администрацией не устанавливались, а суд не вправе предрешить существо решения, которое должно быть принято уполномоченным органом местного самоуправления, судебная коллегия соглашается с избранным способом восстановления нарушенных прав заявителя путем возложения на администрацию Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области обязанности рассмотреть заявление Берзиньша П.О. от 28.06.2018 с учетом уточнений от 12.10.2018 по существу и принять по нему решение в соответствии с требованиями ГрК РФ.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 19 ░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░