Дело № 2-806
Мотивированное решение изготовлено 29.06.2018 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июня 2018 г. г. Кандалакша
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Плескачевой Л.И.,
при секретаре Чакиной А.С.,
с участием Войнарского С.В. и его представителя Садовской В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского районного суда гражданское дело по иску
акционерного общества «Мурманэнергосбыт»
к Войнарскому Сергею Владимировичу
о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Мурманэнергосбыт» (далее по тексту – АО «МЭС») обратилось в суд с иском к Войнарскому С.В. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, сославшись на то, что 27 декабря 2017 года мировым судьей судебного участка № 1 Кандалакшского судебного района Мурманской области вынесено определение об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании с Войнарского С.В. в пользу АО «МЭС» задолженности по оплате коммунальных услуг за период с 1 сентября 2015 года по 31 октября 2017 года в размере 114 143 руб. 31 коп., расходы по оплате государственной пошлины. Задолженность значится по адресу: <адрес>, <адрес>.
Квартира, по которой образовалась задолженность, является приватизированной, собственником квартиры с 29 июня 2012 г. является Войнарский С.В.
В течение длительного времени ответчик не выполняет обязательства по внесению коммунальных платежей за «отопление» и «горячее водоснабжение». Задолженность за данные коммунальные услуги образовалась за период с 1 сентября 2015 года по 31 октября 2017 года и по состоянию на 24 мая 2018 года составляет 114 143 руб. 31 коп.
В течение вышеуказанного периода ответчику ежемесячно направлялись счета-квитанции с указанием суммы задолженности и текущих платежей. Ответчик был уведомлен о ежемесячных начислениях и имеющейся задолженности, однако никаких мер по погашению долга не предпринял.
Истец просит взыскать с ответчика задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги «отопление» и «горячее водоснабжение» за период с 1 сентября 2015 года по 31 октября 2017 года в сумме 114 143 руб. 31 коп. и судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3483 руб.
Истец о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направил, просил рассмотреть дело в его отсутствие, настаивал на удовлетворении исковых требований.
Ответчик Войнарский С.В. и его представитель Садовская В.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях. В частности указали, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>, с 2003 г. переведено на электрообогрев, до 2015 г. ни управляющая компания, ни АО «МЭС» не предъявляло требований по оплате отопления и горячего водоснабжения. В соответствии со статьей 546 Гражданского кодекса российской Федерации граждане имеют право в одностороннем порядке отказаться от услуг энергоснабжающей организации. Общим принципом оплаты коммунальных услуг согласно действующему законодательству является фактическое предоставление исполнителем этих услуг потребителю и использование их потребителем. Важным фактом является наличие возможности принимать поставленную тепловую энергию и наличие в помещении отопительного прибора (радиатора). Подача тепловой энергии в многоквартирный дом не означает ее поступление в помещение, отключенное от централизованного теплоснабжения. Теплопотребляющие установки в квартире ответчика отсутствуют. При отсутствии радиаторов отопления централизованного теплоснабжения услуга по поставке тепла в нарушение требований статьи 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» предоставляется не в полном объеме и не соответствует качеству предоставления данной услуги. АО «Мурманэнергосбыт» не представлено доказательств, подтверждающих предоставление коммунальной услуги «отопление» надлежащего качества. Договор на предоставление данной услуги истец с ответчиком не заключал. Кроме того, указали, что Комиссией Мурманского УФАС России выдано АО «МЭС» предписание не предъявлять собственникам жилых помещений, в установленном порядке отключенных от централизованного отопления и переведенных на альтернативное отопление, сообщившим об этом в АО «МЭС» с представлением подтверждающих документов, требований об оплате услуг по отоплению в объеме, который не был получен потребителями. Данное предписание было обжаловано АО «МЭС» в арбитражный суд, при этом судом кассационной инстанции данное предписание признано законным.
Заслушав ответчика и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что квартира по адресу: <адрес>, <адрес>, с 31 октября 2003 г. находится в собственности Войнарского С.В.
Согласно справке формы 9 в спорном жилом помещении с 10.10.2003 года никто не зарегистрирован.
Согласно представленной истцом выписке из лицевого счета ответчика в период 1 сентября 2015 г. по 31 октября 2017 года ответчиком не в полном объеме производилась оплата коммунальных услуг, вследствие чего образовалась задолженность в сумме 114 143 руб. 31 коп., которую просит взыскать истец.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 289 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (статья 290).
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно частям 1, 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 2 статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Частью 4 данной статьи установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с частью 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 7 данной статьи собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
Частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В силу положений пунктов 6 и 7 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (далее по тексту – Правила № 354), предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, который может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия). Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Из пункта 8 Правил № 354 следует, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил (в том числе управляющая организация и ресурсоснабжающая организация). При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 17 Правил № 354 ресурсоснабжающая организация приступает к предоставлению коммунальной услуги, если собственниками не выбран способ управления (либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил), или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 и 15 Правил.
Согласно пункту 14 Правил № 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Принимая решение, суд учитывает, что в связи с переходом права собственности на котельную, обеспечивающую отоплением и горячим водоснабжением микрорайон «Нива-3» г. Кандалакши (в том числе дом № <номер> по ул. <адрес>) от ООО «Центр коммунальных технологий» к АО «МЭС» последнее на основании подпункта «б» пункта 17 Правил № 354с 16 июля 2014 г. является исполнителем указанных коммунальных услуг в отношении граждан-потребителей, проживающих в микрорайоне «Нива-3» г. Кандалакши.
Доказательств того, что в спорный период ОАО «МЭС» был заключен договор на подачу тепловой энергии (отопление и горячее водоснабжение) в дом № <номер> по ул. <адрес> в г. Кандалакша с какой-либо управляющей организацией, суду не представлено.
В соответствии с условиями договоров возмездного оказания услуг от 01 февраля 2013 года и от 28 февраля 2017 года, заключенных между ОАО «МЭС» и МУП «РИВЦ», МУП «РИВЦ» приняло на себя обязательство по оказанию услуг по расчету и начислению платежей, сбор денежных средств по отоплению и горячему водоснабжению.
Исходя из изложенного суд приходит к выводу о том, что в спорный период АО «МЭС» являлось исполнителем коммунальных услуг по поставке тепловой энергии (отопление и горячее водоснабжение) для потребителей, проживающих в многоквартирном дома № <номер> по ул. <адрес> г. Кандалакши, вследствие чего вправе требовать оплаты за предоставленные услуги с указанных потребителей.
Суд также учитывает, что квартира ответчика находится в многоквартирном жилом доме, оборудованном системой централизованного водяного отопления, что не оспаривалось ответчиком.
Из материалов дела следует, что 10 ноября 2003 года Войнарскому С.В. были выданы технические условия <номер> на электроснабжение квартиры № <номер> в доме № <номер> по ул. <адрес> в связи с переводом на электрообогрев, установкой водонагревателя и стиральной машинки.
Согласно акту ГОУЭП «Кандалакшская горэлектросеть» на допуск бытовых приборов в эксплуатацию от 30 января 2004 года технические условия от 10 ноября 2003 года <номер> выполнены в полном объеме, бытовые приборы и электрообогреватели допущены в эксплуатацию.
Из технического паспорта на дом № <номер> по ул. <адрес> усматривается, что в разделе «Исчисление площадей и объемов основной и отдельных частей строения и пристроек» отражены сведения о наличии электрообогрева в квартире № <номер>
Согласно акту от 10 декабря 2003 г., составленному специалистами МУП «Ниватепловодоканал», в квартире № <номер> в доме № <номер> по ул. <адрес> произведен полностью демонтаж приборов отопления в соответствии с техническими условиями в двух комнатах, стояки, проходящие через квартиру изолированы теплоизоляцией, демонтаж приборов отопления выполнен без нарушений.
Из акта, составленного специалистами ООО «УК ДОМОВОЙ 2» 20 марта 2018 года, следует, что в квартире № <номер> в доме № <номер> по ул. <адрес> демонтированы приборы отопления, установлено автономное электропитание (электрообогрев), транзитные трубопроводы теплоснабжения заизолированы.
В соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утв. Приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. N 115) теплопотребляющая энергоустановка (ТПЭ) - это тепловая энергоустановка или комплекс устройств, предназначенные для использования теплоты и теплоносителя на нужды отопления, вентиляции, кондиционирования, горячего водоснабжения и технологические нужды.
Следовательно, теплопринимающие (теплопотребляющие) установки (устройства) могут находиться как внутри квартиры, так и за ее пределами на внутридомовых инженерных сетях, и предназначены не только для обогрева квартиры, но и для использования теплоты и теплоносителя на нужды отопления, вентиляции, кондиционирования, горячего водоснабжения и технологические нужды. При этом, как указывалось выше, собственник квартиры в многоквартирном доме также является и в соответствующей доле собственником общих помещений дома и его санитарно-технического и иного оборудования, для нормального функционирования которых подается тепловая энергия в дом.
Вместе с тем, учитывая, что рассматриваемая квартира находится в многоквартирном доме, оборудованном централизованной системой теплоснабжения ответчик не может быть исключен из числа потребителей тепловой энергии, поставляемой в данный дом, лишь на том основании, что он демонтировал элементы централизованной системы отопления в своей квартире, т.к. за ними сохраняется обязанность по содержанию общедомового имущества, и он фактически продолжает потреблять (совершает конклюдентные действия) тепловую энергию, поставляемую в дом.
Вследствие этого, суд находит несостоятельными доводы ответчика о том, что АО «МЭС» не поставляет ему коммунальные услуги и не может требовать оплату за них.
Рассматривая вопрос о правильности произведенных истцом начислений за коммунальные услуги, суд учитывает, что отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при оказании услуг, регулируются Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Вместе с тем статьей 39.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрено, что Правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правительством РФ утверждены Правила № 354, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 4 Правил № 354 в число услуг, которые могут быть предоставлены потребителю входит отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
При этом суд отмечает, что абзацем вторым пункта 40 Правил № 354 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 № 34) предусмотрено внесение потребителем платы за услугу по отоплению совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды. При этом начисление платы за отопление производится по единой формуле, которая не предусматривает возможность исчисления платы за потребление тепловой энергии только на общедомовые нужды.
Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 27 августа 2015 года № АПЛ15-330 оставлено без изменения решение Верховного Суда Российской Федерации от 07 мая 2015 года № АКПИ15-198, которым было отказано в удовлетворении заявлений о признании недействующим абзаца второго пункта 40 Правил № 354.
Факт соблюдения требований законодательства при переводе квартиры на электрообогрев не является юридически значимым обстоятельством при рассмотрении вопроса о начислении платы за коммунальные услуги, потребляемые собственниками и пользователями помещений многоквартирного дома, поскольку Правилами № 354, регулирующими порядок определения размера оплаты за коммунальные услуги для граждан, размер платы за коммунальную услугу не ставится в зависимость от указанных обстоятельств.
Применение иных формул и методик расчета платы за отопление в многоквартирных жилых домах для собственников и нанимателей жилых помещений действующим законодательством не предусмотрено.
Принимая во внимание, что Правила № 354 приняты Правительством Российской Федерации в пределах установленных законом полномочий и компетенции, в части порядка расчета платы за отопление Правила № 354 никем не оспорены и не признаны недействующими, суд приходит к выводу о том, что начисление платежей по услуге отопление, произведённое АО «Мурманэнергосбыт», основано на требованиях нормативно-правовых актов, в том числе Правилах № 354.
Доказательств наличия условий, при которых в соответствии с Правилами № 354 допускается изменение размера платы за коммунальную услугу вплоть до полного освобождения от ее оплаты, ответчиком суду не предоставлено.
Доводы ответчика и его представителя о незаконности выставляемых АО «МЭС» ответчику счетов в связи с наличием соответствующего предписания УФАС по Мурманской области, не могут служить основанием для отказа в иске, поскольку указанное предписание было выдано АО «МЭС» 20 июня 2017 г., обжаловалось в установленном порядке и признано законным лишь решением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 июня 2018 г., т.е. за пределами заявленного в настоящем деле спорного периода. Кроме того, из представленной ответчиком копии заявления от 06 марта 2017 г., полученного АО «МЭС» в тот же день, не ясно какие именно документы были представлены Войнарским С.В. в АО «МЭС».
Согласно материалам дела Войнарский С.В. в спорный период являлся собственником квартиры № <номер> в доме № <номер> по ул. <адрес> в г. Кандалакше.
Учитывая, что доказательств своевременной и полной оплаты ответчиком коммунальных услуг в спорный период суду не представлено, суд находит обоснованными требования истца о взыскании с ответчика в пользу истца задолженности по оплате коммунальных услуг за период с 1 сентября 2015 года по 31 октября 2017 года в сумме 114 143 руб. 31 коп.
В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Истцом при подаче иска в суд уплачена государственная пошлина в общей сумме 3674 руб. 00 коп., исходя из цены иска подлежала уплате государственная пошлина в сумме 3483 руб. 00 коп. Учитывая, что иск удовлетворен, понесенные истцом судебные расходы в сумме 3483 руб. 00 коп. подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск акционерного общества «Мурманэнергосбыт» удовлетворить.
Взыскать с Войнарского Сергея Владимировича в пользу акционерного общества «Мурманэнергосбыт» задолженность по оплате коммунальных услуг за период с 01 сентября 2015 г. по 31 октября 2017 г. в сумме 114 143 руб. 31 коп. и судебные расходы в сумме 3483 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.И. Плескачева