Новгородский районный суд Новгородской области
173002, гор. Великий Новгород, ул. Октябрьская, д.15.
__________________________________________________________________________
Дело №12-552/20
РЕШЕНИЕ
9 июля 2020 года гор. Великий Новгород
Судья Новгородского районного суда Новгородской области А.И.Рыцарева, с участием защитника ООО «<данные изъяты>» Родионова А.А., рассмотрев жалобу ООО «<данные изъяты>» на постановление № ЖН-198-20 заместителя председателя комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области Васильева А.А. от 24 марта 2020 года, вынесенное в отношении юридического лица ООО «<данные изъяты>» о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей,
установил:
28 февраля 2020 года начальником отдела, государственным жилищным инспектором отдела технического надзора комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области Марковой В.Н. в отношении ООО «<данные изъяты>» оставлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 КоАП РФ, за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
По делу вынесено вышеуказанное постановление. Постановление получено Обществом 10 апреля 2020 года.
В поданной 17 апреля 2020 года в порядке пересмотра жалобе генеральный директор Общества Рубахин Д.О., не соглашаясь с постановлением, просит его отменить либо ограничиться вынесением предупреждения, указав, что наличие воды в подъездах связано с нарушением работы наружных сетей канализации, которые находятся в ведении МУП «<данные изъяты>». После прочистки наружной системы канализации, также восстановилась работоспособность внутренней системы, стало происходить отведение стоков. Намокание грунта возникло из-за проведения работ МУП «<данные изъяты>», утечек из внутренней системы канализации выявлено не было.
Истребованные подлинные материалы дела об административном правонарушении поступили в суд 18 мая 2020 года.
На основании ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Законный представитель ООО «<данные изъяты>», извещенный о времени и месте жалобы, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявлял, в связи с чем, на основании ст.ст. 25.4, 25.15, 30.6 КоАП РФ судьей дело рассмотрено в его отсутствие.
Защитник Родионов А.А. доводы жалобы поддержал в полном объеме, также пояснив, что на момент рассмотрения жалобы выявленное в ходе проверки отверстие в трубопроводе канализации заделано.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, судья приходит к следующим выводам.
Согласно статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, выражается в нарушении лицами, ответственными за содержание жилых домов, правил их содержания и ремонта.
Субъектом правонарушения, предусмотренного указанной нормой, являются лица, ответственные за содержание жилых домов: их собственники, организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда, а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно ч. 2.1 ст. 161 ЖК РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно ст.164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников.
Договоры горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращения с твердыми коммунальными отходами заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.
Таким образом законодательно определенный предмет управления многоквартирным домом и договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома различаются, в частности, в предмет последнего не входит предоставление коммунальных услуг.
В соответствии с п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включаются:
- помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
- крыши;
- ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
- ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции
- механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
- земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
- иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В соответствии п. 10 названных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
В силу п.11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
- осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
- текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
При этом Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании п.13 Правил осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (далее - акт осмотра).
На основании п.16 Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации либо путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации;
На основании п.42 Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Таким образом, при непосредственном управлении собственниками многоквартирным домом, организации, оказывающие услуги и выполняющие работы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, несут ответственность за выполнение своих обязательств не только в соответствии с заключенными договорами, но и в соответствии с установленными Правительством РФ правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 и минимальным перечнем работ и услуг, необходимых для содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 года № 290.
С учетом изложенного, государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами соответствующих организаций. При этом указанные Правила не поставлены в зависимость от включения или не включения соответствующих работ и услуг в договор с лицами, осуществляющими содержание и ремонт общего имущества.
При этом, в целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны осуществлять подготовку предложений о выполнении плановых текущих работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также предложений о проведении капитального ремонта, в том числе по результатам проведенных осмотров общего имущества в многоквартирном доме, и доводить их до сведения собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлено, что в многоквартирном доме по адресу: <адрес> собственниками дома выбрано непосредственное управление и на основании решения от 25 июля 2018 года заключен договор об оказании услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества с ООО «<данные изъяты>» 1 августа 2018 года.
Из названного договора следует, что ООО «<данные изъяты>» обязалось за вознаграждение оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества с многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>
В связи с поступлением жалобы собственника жилого помещения в вышеуказанном доме на некачественное содержание системы канализации, была проведена внеплановая выездная проверка ООО «<данные изъяты>» по месту нахождения многоквартирного дома № 21-а по ул.Каберова-Власьевская Великого Новгорода Комитетом государственного жилищного надзора лицензионного контроля Новгородской области 12 февраля 2020 года, о чем вынесен соответствующий приказ от 11 февраля 2020 года № ЖН-198-20. Перед проведением проверки должностное лицо органа государственного контроля, согласно требованиям Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года, ознакомил должностное лицо Общества ведущего мастера по обслуживанию МКД Григорьеву С.Ф. с приказом о проведении проверки.
В ходе проверки установлены нарушения нормативных требований п.п. 4.1.1., 4.1.9, 4.1.15, 5.8.3 Правил № 170, а также п. 18 Минимального перечня работ и услуг по содержанию общего имущества МКД, а именно: под щитами, расположенными на площадках первого этажа грунт мокрый, имеется вода. Во втором подъезде имеется разгерметизация трубопровода (отверстие).
При рассмотрении материалов государственный жилищный инспектор пришел к выводу о несоблюдении ООО «<данные изъяты>» Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170 и Правил № 290, в связи с чем был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном 7.22 КоАП РФ в отношении Общества.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, составленным уполномоченным должностным лицом с соблюдением требований ст.28.2 КоАП РФ; актом проверки, и другими письменными материалами дела.
Из показаний допрошенной в качестве свидетеля государственного жилищного инспектора Марковой В.Н. следует, что поводом для проведения проверки в отношении ООО «<данные изъяты>» послужили обращения граждан. На момент проведения проверки МУП «<данные изъяты>» проводились работы по прочистке наружных сетей канализации. После окончания работ в ходе обследования дома было установлено, что система канализации проходит под полами квартир, выходит на лестничную клетку и через одну из квартир выходит на улицу в канализационный выпуск. Выпуск идет в колодец. Линия между колодцами образует наружную систему канализации. В первом подъезде дома с целью обследования канализации после открытия крышки люка было установлено, что пространство заполнено канализационными стоками и жидким грунтом из-за негерметичности внутренней системы канализации. Во втором подъезде были выявлены такие же обстоятельства, дополнительно также было обнаружено отверстие в канализационной трубе. Однако система должна быть герметичной, протечки подлежат устранению, поскольку названные обстоятельства приводят к намоканию грунта и подмыву фундамента дома. При проведении проверки Григорьева пояснила, что дом старый и требуется капитальный ремонт системы канализации. Учитывая, что Общество не обеспечивает герметизацию трубопроводов системы канализации, в отношении юридического лица был составлен протокол. При этом, если бы система канализации была герметичной, в ходе проведения работ на наружной системе, намокания грунта/наличие канализационных стоков внутри дома не происходило бы.
При этом материалами дела не подтверждается, что Общество, являясь ответственным лицом за содержание общего имущества многоквартирного дома, по результатам проведенных осмотров общего имущества, приняла все меры до доведения собственникам необходимость принятия общего собрания об утверждении перечня работ и услуг в необходимом объеме и с экономически обоснованным финансированием, а собственники не утвердили решением общего собрания перечень работ и услуг в необходимом объеме. При этом законодательством не исключается в случае выполнения Обществом работ, необходимых для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, в отношении которых собственниками не принято решение, возможность дополнительной компенсации таких расходов собственниками помещений.
Таким образом, учитывая в совокупности вышеуказанные положения ЖК РФ, Правил № 170, Правил № 491, Минимального перечня услуг, суд соглашается с выводом административного органа о том, что Общество, как организация, выполняющая работы по содержанию и ремонту общего имущества в указанном многоквартирном доме, при осуществлении этой деятельности обязано соблюдать требования данных нормативных актов, а именно выполнять работы по содержанию общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями Правил № 170, Правил № 491, Постановления Правительства РФ № 290, а действия (бездействие) ООО «<данные изъяты> образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих невозможность соблюдения Обществом правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда по обеспечению герметичности системы канализации МКД в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть, а также принятия всех мер, направленных на предупреждение совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется. Ранее 12 февраля 2020 года Общество в МУП «<данные изъяты>» не обращалось, очистка наружных систем канализации не производилась.
С учетом изложенного, вывод должностного лица административного органа о наличии в действиях (бездействии) ООО «<данные изъяты>» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, является верным.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при производстве по делу, составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления судьей не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Оснований для признания совершенного ООО «<данные изъяты>» административного правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется.
Постановление о привлечении Общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 7.22 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица и отсутствия отягчающих обстоятельств.
Заявитель также просит заменить наказание в виде административного штрафа на предупреждение в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Согласно части 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, возможность назначения наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ненадлежащее содержание имущества собственников многоквартирного дома влияет на безопасность проживания граждан в таком доме, а также может нести дополнительные затраты и их увеличение, то есть иметь имущественный ущерб.
Таким образом, оснований для замены административного штрафа на предупреждение, не имеется.
При таких обстоятельствах, состоявшееся по делу постановление сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменения не усматривается, иные доводы жалобы, основаны на неверном толковании норм права, следовательно, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление № ЖН-198-20 заместителя председателя комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области Васильева А.А. от 24 марта 2020 года, вынесенное в отношении ООО «<данные изъяты>» о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ, и должностным лицом, вынесшим постановление, в Новгородский областной суд с подачей жалобы через Новгородский районный суд или непосредственно в Новгородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.И.Рыцарева