13 февраля 2018 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Быстрова А.Н.,
судей Пархоменко Г.В., Губаревой А.А.,
по докладу судьи Пархоменко Г.В.,
при секретаре Жиленко А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам директора Департамента правовой и международной деятельности Министерства труда и социальной защиты РФ по доверенности Безпрозванных А.Ю. и и.о. руководителя Управления социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Павловском районе Головчанской Е.П. на решение Павловского районного суда Краснодарского края от 26 октября 2017 года.
Заслушав доклад, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ложкина В.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Павловском районе о признании права на меры социальной поддержки как члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Ссылаясь на то, что ее муж Ложкин Е.Н. являлся участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в подтверждение чего ему было выдано удостоверение всесоюзного значения, которое позже было заменено на Украинский образец «Удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС» 1 категории. 19 ноября 2004 года Ложкин Е.Н. умер. Согласно справки Бородянской опытно-экспериментальной нефтебазы, Ложкин Е.Н. находился в зоне повышенной радиации с 10 по 16 мая 1986 года. В соответствии с заключением Донецкой региональной межведомственной экспертной комиссии по установлению связи заболевания, инвалидности и смерти с воздействием ионизированного облучения и других вредных последствий аварии на ЧАЭС от 15 марта 2005 года, смерть Ложкина Е.Н. наступила в результате заболевания, полученного при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. На момент смерти супруг истца являлся инвалидом 1 группы, гражданином Украины, получал меры социальной поддержки от Украины. Ложкина В.А. является гражданкой РФ с 2016 года. Во время проживания на Украине она пользовалась льготами и компенсациями как вдова умершего инвалида – участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, что подтверждается удостоверением от 12 июля 2007 года и справкой Донецкой областной государственной администрации от 25 марта 2005 года. Ложкина В.А. предоставила все необходимые документы для выдачи удостоверения, однако в выдаче удостоверения ответчиком ей было отказано со ссылкой на то, что ее муж не являлся гражданином РФ. С отказом она не согласна, поскольку авария на ЧАЭС произошла в период существования СССР – единого государства, граждане которого приняли участие в ликвидации не только самой аварии, но и ее последствий и исходя из общих принципов государственной политики в области социальной поддержки граждан РФ, члены семьи участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС имеют гарантированное государством право на предоставление мер социальной поддержки.
С учетом уточнения исковых требований, Ложкина В.А. просила признать за ней право на меры социальной поддержки в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» как за членом семьи, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на ЧАЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы; обязать Министерство труда и социального развития Краснодарского края выдать Ложкиной В.А. удостоверение, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки как члену семьи, потерявшему кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на ЧАЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы.
К участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено Министерство труда и социальной защиты РФ.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Павловском районе Серебрякова Л.А. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.
Решением Павловского районного суда Краснодарского края от 26 октября 2017 года исковые требования Ложкиной В.А. удовлетворены в полном объеме.
В апелляционных жалобах директор Департамента правовой и международной деятельности Министерства труда и социальной защиты РФ по доверенности Безпрозванных А.Ю. и и.о. руководителя Управления социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Павловском районе Головчанская Е.П просят решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Указывают, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и необоснованно удовлетворил иск Ложкиной В.А. Статус инвалида вследствие катастрофы на ЧАЭС установлен супругу истца в соответствии с законодательством Украины, он не являлся гражданином РФ, в связи с чем отказ в выдаче истцу удостоверения члена семьи, потерявшего кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на ЧАЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы является правомерным.
В письменных возражениях на апелляционные жалобы Ложкина В.А. просила решение суда оставить без изменения, поскольку оно является законным и обоснованным.
В судебное заседание апелляционной инстанции явилась истец Ложкина В.А., не согласившаяся с доводами апелляционных жалоб.
Ответчики, извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание судебной коллегии не явились, причину неявки не сообщили. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, выслушав истца Ложкину В.А., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, вынесенного в соответствии с материалами дела и требованиями закона.
Как усматривается из материалов дела, Ложкина В.А. состояла в браке с Ложкиным Е.Н.
19 июня 1991 года Ложкину Е.Н. выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, согласно которому он имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством Союза СССР и союзных республик для лиц, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Из справки Бородянской опытно-экспериментальной нефтебазы, следует, что Ложкин Е.Н. находился в зоне повышенной радиации с 10 по 16 мая 1986 года по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Согласно справки ДОН-04 № 016190, Ложкину Е.Н. 09 августа 2004 года установлена 1 группа инвалидности бессрочно, причина инвалидности ЛПА на ЧАЭС.
Согласно свидетельству о смерти, Ложкин Е.Н. умер 19 ноября 2004 года.
В соответствии с экспертным заключением от 15 марта 2005 года Донецкой региональной межведомственной экспертной комиссии, заболевание, приведшее к смерти Ложкина Е.Н. связано с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС.
Ложкина В.А., являющаяся гражданкой РФ, обратилась в Управление социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Павловском районе с заявлением о выдаче ей удостоверения как члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.
В выдаче удостоверения ей было отказано, поскольку Ложкин Е.Н. не являлся гражданином РФ, а в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» настоящий закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан РФ, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на ЧАЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ряд мер социальной поддержки, предусмотренных ч. 1 данной статьи, распространяется на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на ЧАЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которые распространялись меры социальной поддержки, указанные в данной статье.
Согласно ст.15 Федерального закона от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в 1986-1987 и 1988-1990 годах, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и нагрудные знаки; эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные данным Законом, с момента их предъявления.
Вопреки доводам апелляционных жалоб, проанализировав вышеуказанные положения закона и представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что Управление социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Павловском районе необоснованно отказало истцу в выдаче удостоверения члена семьи, потерявшего кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на ЧАЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, указанных в ст. 14 Федерального закона от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12-15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.
Возникновение у членов семьи умершего права на предоставление мер социальной поддержки связано с наличием у кормильца правового статуса лица, здоровью которого был причинен вред в связи с радиационным воздействием, обусловленным чернобыльской катастрофой, что предопределило возникновение конституционной обязанности государства по его возмещению, а основаниями для выполнения государством названной обязанности перед конкретным лицом, которое оказалось в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья и соответствующей чрезвычайной ситуацией. Указанная позиция Конституционного Суда РФ отражена в Определении от 04 декабря 2007 года № 960-О-П.
Приобретение специального правового статуса «инвалид вследствие чернобыльской катастрофы» осуществляется в рамках особой правоприменительной процедуры, которая предполагает установление межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями причинной связи между повлекшим инвалидность заболеванием и радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, как это предусмотрено ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Правовой механизм реализации конституционного права на возмещение вреда, причиненного воздействием радиации и признанного государством как субъектом конституционно-правовых отношений, должен обеспечивать беспрепятственное осуществление гражданами этого права. В равной мере недопустимо создание препятствий в реализации членам семьи умершего инвалида-чернобыльца права на возмещение вреда, причиненного смертью кормильца.
По смыслу ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 15 мая 1991 года № 1244-1, действующей в системной связи с ч. 5 ст. 15, для подтверждения правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы – после установления причинной связи повлекшего инвалидность заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы – гражданин должен обратиться за выдачей удостоверения, дающего право на возмещение вреда и меры социальной поддержки.
Членам семьи умершего кормильца при наличии заключения межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи заболевания, обусловившего возникновение у него инвалидности, с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы должно быть выдано удостоверение, дающее право на меры социальной поддержки, в том случае, когда кормилец при жизни не успел его оформить, при отсутствии иных установленных законом препятствий. В противном случае, процедура оформления удостоверения в порядке, предусмотренном подзаконным нормативным правовым актом, блокировала бы признание права членов семьи на возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, в случаях, когда его специальный правовой статус не получил окончательного оформленного подтверждения по не зависящей от него причине, однако была установлена причинная связь приведшего к инвалидности заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, что вступило бы в противоречие со статьями 1.9 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 42 Конституции РФ.
Ответчиками не оспаривался тот факт, что супруг истца являлся участником ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, стал инвалидом 1 группы, заболевание, приведшее к смерти, связано с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС, что подтверждается документами, исследованными в судебном заседании.
В соответствии с п. 1 ст. 13 «Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» (заключена в г. Минске 22 января 1993 года), подписанной Украиной 21 февраля 1994 года, «документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения».
Доводы апелляционных жалоб о том, что положения Федерального закона от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не могут быть применены в отношении истца, поскольку ее супруг не являлся гражданином РФ, являются несостоятельными, поскольку действительно на момент смерти Ложкин Е.Н. не являлся гражданином РФ, однако Ложкина В.А. является гражданкой РФ и в соответствии с Конституцией РФ имеет право на получение мер социальной поддержки.
При этом, суд правильно исходил из того, что умерший Ложкин Е.Н. относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, перечень которых определен в ст. 13 Федерального закона от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Он относится к категории граждан – инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на ЧАЭС (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 15 мая 1991 года № 1244-1).
Кроме того, Ложкин Е.Н. относится к числу граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны повышенной радиации, что не оспаривалось ответчиками в судебном заседании.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, вопреки доводам апелляционных жалоб, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований Ложкиной В.А.
Доводы апелляционных жалоб о том, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела являются необоснованными, решение суда вынесено на основании совокупности представленных и исследованных судом доказательств.
Изучение материалов дела указывает на то, что все приведенные сторонами доводы являлись предметом исследования суда и им дана оценка, которую судебная коллегия находит правильной, так как она сделана в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями действующего законодательства.
При изложенных обстоятельствах, судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, оснований для его отмены у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Павловского районного суда Краснодарского края от 26 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: