Дело № 2а-139/2020 ОБЪЕДИНЁННОЕ с Делом № 2а-143/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Камбарка 10 июня 2020 года
Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе:
Председательствующего судьи Мавлиева С.Ф.,
при ведении протокола помощником судьи Дьяковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям прокурора Камбарского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещённой к распространению на территории Российской Федерации,
с участием в судебном заседании старшего помощника прокурора Камбарского района Шестаковой Т.В.,
УСТАНОВИЛ:
Изначально прокурор Камбарского района, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в Камбарский районный суд с самостоятельными административными исками к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике (далее – Управление Роскомнадзора по УР) о признании информации, размещённой в сети «Интернет» по URL-адресам:
- https://vulkan-casino.work/;
- https://g.casino-playfortuna.ru/;
- https://igrovyeavtomaty777.rocks/;
- https://golden-cazinos.online/kazino-na-dengi/;
- http://imperatorcasino.bet/,
запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.
Определением суда от 17 мая 2020 г. административные дела по административным искам прокурора Камбарского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц, объединены в одно производство (т. 5, л.д. 4).
Требования прокурора в целом мотивированы тем, что в результате проведённой прокуратурой Камбарского района проверки исполнения законодательства о несовершеннолетних и молодежи в части запрета распространения материалов, направленных на причинение вреда их здоровью и развитию, и мониторинга сети «Интернет» выявлены сайты, имеющие URL-адреса:
- https://vulkan-casino.work/;
- https://g.casino-playfortuna.ru/;
- https://igrovyeavtomaty777.rocks/;
- https://golden-cazinos.online/kazino-na-dengi/;
- http://imperatorcasino.bet/, на странице которых расположены интернет-казино, организованы азартные игры в форме игровых автоматов, карточных игр. Вход на сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь, в том числе несовершеннолетний. Кроме того, на указанных сайтах размещены правила проведения азартных игр, способы введения и выведения денежных средств со счёта игрока.
Обеспечение доступа к данной информации нарушает конституционные права несовершеннолетних граждан, способствует росту количества играющих в азартные игры в сети «Интернет».
Поскольку действующим законодательством установлен запрет на распространение данной информации, то информация, размещённая на указанных сайтах, должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
В судебном заседании старший помощник прокурора Камбарского района Шастакова Т.В. требования поддержала в полном объёме по основаниям и доводам, указанным в административных исках.
Ответчик Управление Роскомнадзора по Удмуртской Республике в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом.
Дело рассмотрено при указанной явке в порядке ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Изучив и проанализировав материалы дела в полном объёме, суд приходит к следующему.
Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применении информационных технологий, обеспечении защиты информации, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ).
Согласно ст. 2 Закона № 149-ФЗ, информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В силу п. 2 ст. 3 Закона № 149-ФЗ, правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на установлении ограничений доступа к информации только федеральными законами.
Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку её предоставления или распространения (ч. 1 ст. 5 Закона № 149-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 1 ст. 9 Закона № 149-ФЗ).
Согласно ч. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдений установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Частью 6 статьи 10 Закона № 149-ФЗ установлен запрет на распространение информации, направленной на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Так, статьёй 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена ответственность за организацию и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».
Тем самым, предоставление возможности доступа к информации, побуждающей к совершению указанных действий, за осуществление которых законодателем предусмотрена уголовная или административная ответственность, с помощью информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Из положений п. 1 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ следует, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создаётся единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
Согласно п. 2 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ, в реестр включаются:1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в том числе, решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Таким образом, законодателем предусмотрена возможность ограничения распространения информации через сеть «Интернет», в целях защиты прав и законных интересов других лиц, предотвращения распространения информации, за которую установлена уголовная или административная ответственность, в том числе, путём признания её судом запрещённой к распространению на территории Российской Федерации и включения на основании судебного постановления интернет-сайта в Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов.
Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 244-ФЗ), деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно - телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена.
В соответствии с ч. 4 ст. 6.1 Федерального закона от 11.11.2003 г. № 138-ФЗ «О лотереях» (далее – Закон № 138-ФЗ) не допускается проведение лотерей с использованием сети «Интернет» и иных средств связи, а также лотерейных терминалов.
Таким образом, основаниями для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ, являются, в том числе, и информация, нарушающая требования Закона № 244-ФЗ и Закона № 138-ФЗ о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети «Интернет» и иных средств связи.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию», к информации, запрещённой для распространения среди детей, относится информация способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.
Из материалов дела следует, что в Едином реестре доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, интернет-страницы, выявленные в ходе проведения прокуратурой проверки, а именно:
- https://vulkan-casino.work/;
- https://g.casino-playfortuna.ru/;
- https://igrovyeavtomaty777.rocks/;
- https://golden-cazinos.online/kazino-na-dengi/;
- http://imperatorcasino.bet/,
отсутствуют.
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» данной информации способствует росту количества играющих в азартные игры в сети «Интернет», что нарушает конституционные права неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних, причиняет вред их здоровью и развитию.
При рассмотрении дела установлено, что выявленные в ходе прокурорской проверки сайты продолжают функционировать и на дату вынесения решения, что подтверждается осмотром сайтов.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Незамедлительно с момента получения от оператора реестра уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет» в реестр провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца сайта в сети «Интернет» и уведомить его о необходимости удаления интернет-страницы, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 7 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ).
В соответствии с ч. 8 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ, незамедлительно с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет» в реестр владелец сайта в сети «Интернет» обязан удалить интернет-страницу, содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В случае отказа или бездействия владельца сайта в сети «Интернет» провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет» незамедлительно.
Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещённой к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределённого круга лиц, так и Российской Федерации, направленных на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.
Поскольку в судебном заседании установлен факт размещения на интернет-сайтах с URL-адресами:
- https://vulkan-casino.work/;
- https://g.casino-playfortuna.ru/;
- https://igrovyeavtomaty777.rocks/;
- https://golden-cazinos.online/kazino-na-dengi/;
- http://imperatorcasino.bet/,
информации, противоречащей целям и задачам действующего законодательства, данная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайтам, где размещена указанная информация, закрыт.
При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Камбарского района Удмуртской Республики - удовлетворить.
Признать информацию, размещённую в сети «Интернет» по URL-адресам:
- https://vulkan-casino.work/;
- https://g.casino-playfortuna.ru/;
- https://igrovyeavtomaty777.rocks/;
- https://golden-cazinos.online/kazino-na-dengi/;
- http://imperatorcasino.bet/,
запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.
Копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения названных сетевых адресов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики через Камбарский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен 15 июня 2020 года.
Судья С.Ф. Мавлиев