Решение по делу № 2-418/2016 ~ М-54/2016 от 13.01.2016

Дело № 2-418/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 марта 2016 года г. Советская Гавань

Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края

в составе председательствующего судьи Юманова Д.К.,

при секретаре Шороховой О.У., с участием:

помощника Советско-Гаванского городского прокурора Номоконовой Е.С.,

представителя ответчика Шанауриной Е.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица – Администрации городского поселения "Город Советская Гавань" Шпортеева А.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица – ПАО "РАО Энергетические системы Востока" Кузьмина И.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Советско-Гаванского городского прокурора, поданного в интересах муниципального образования городское поселение "Город Советская Гавань" и неопределенного круга лиц к Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края об оспаривании права собственности на земельный участок,

установил:

В Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края с иском к Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (далее – Администрация района), в интересах муниципального образования городское поселение "Город Советская Гавань" и неопределенного круга лиц, обратился Советско-Гаванский городской прокурор, который в качестве оснований заявленных требований указал, что в ходе проведённой городской прокуратурой проверки установлено, что в собственность Советско-Гаванского муниципального района оформлен земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., на пересечении проезда <адрес> дороги в <адрес>, на расстоянии <адрес> м. восточнее от жилых домов по <адрес> в <адрес>. Право собственности за администрацией Советско-Гаванского муниципального района зарегистрировано на основании Постановления Администрации района от ДД.ММ.ГГГГ . В нарушение ч. 3 ст. 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Администрацией оформлено право собственности на земельные участки, на которых не имелось объектов муниципальной собственности района, объектов созданных с участием муниципального образования района, в порядке гражданского законодательства участки не приобретались, и федеральной собственности в собственность муниципального образования не передавались, законом Хабаровского края в собственность муниципального образования не передавались, в границах участков пруды и обводненные карьеры расположенных на территории двух поселений района не имеется. В пункте 3 Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю предусмотрено представление правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества и кадастрового плана земельного участка, подтверждающего нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке. Администрацией не представлено доказательств отнесения спорного земельного участка муниципальным землям по вышеуказанным основаниям. Ссылка на пункт 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ несостоятельна, поскольку противоречит прямому содержанию указанной нормы и иным положениям земельного законодательства, так как из ее содержания не следует, что нахождение земель в границах поселений, которые входят в состав муниципального района, приводит к возникновению у этого муниципального района права собственности на такой земельный участок, собственность на который не разграничена, в собственность другим муниципальным образованием - поселением. Действия Администрации по оформлению в собственность Советско-Гаванского муниципального района земельного участка повлекли необоснованное отчуждение государственной собственности, нарушение прав городского поселения "Город Советская Гавань" регламентированное ст.62 Бюджетного кодекса РФ на получение дохода в бюджет городского поселения от передачи в аренду земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 50 процентов. Требует признать незаконным Постановление Администрации Советско-Гаванского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении муниципальному образованию "Советско-Гаванский муниципальный район в безвозмездное срочное пользование земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> признать недействительным зарегистрированное право собственности Советско-Гаванского муниципального района на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., на пересечении <адрес> и объездной дороги в <адрес>, на расстоянии <данные изъяты> м. восточнее от жилых домов по <адрес> в <адрес> и запись регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ .

Определением Советско-Гаванского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца было привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом – Территориальное управление Росимущества в Хабаровском крае (далее – Росимущество), от которого в суд возражений не поступало.

До начала судебного заседания от третьего лица ПАО "РАО Энергетические системы Востока" поступил отзыв на исковое заявление, в котором указано, что дела об оспаривании ненормативных правовых актов муниципальных образований относятся к категории дел, возникших из публичных правоотношений. Таким образом, производство по делу о признании незаконным Постановления должно осуществляться по правилам КАС РФ, а не ГПК РФ. Кроме того, в случае рассмотрения данных исковых требований по правилам КАС РФ, срок для подачи административного искового заявления в суд об оспаривании решений органа местного самоуправления, составляющий три месяца со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, установленный ст. 219 КАС РФ, истек. Течение срока началось со дня издания акта -ДД.ММ.ГГГГ Поскольку при оспаривании зарегистрированного права суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства в соответствии с подведомственностью спора. В связи с тем, что требования о признании незаконным Постановления и признании недействительным зарегистрированного права собственности на земельный участок носят неоднородный характер, они должны разрешаться в рамках разных производств. Кроме того, в связи с тем, что истец, заявляя требования о признании недействительным зарегистрированного права собственности на земельный участок, действует в интересах муниципального образования городского поселения «Город Советская Гавань», то указанные исковые требования к Администрации Советско-Гаванского муниципального района должны разрешаться арбитражным судом. Просит при отсутствии уточнения и выделения исковых требований прекратить производство по делу.

Представители третьих лиц (Росреестр, Росимущество), в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом.

В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело без участия указанных лиц.

В судебном заседании помощник Советско-Гаванского городского прокурора Номоконовой Е.С. поддержала заявленные требования по изложенным в исковом заявлении основаниям. При этом уточнила требование, просит признать Постановление Администрации Советско-Гаванского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ незаконным с момента его принятия.

Представитель третьего лица - Администрации города Шпортеева А.В. с требованиями прокурора полностью согласился.

Представитель третьего лица – ПАО "РАО Энергетические системы Востока" Кузьмина И.В. с иском не согласился, сославшись на доводы, изложенные в представленном ранее отзыве на иск.

Представитель ответчика Шанауриной Е.С. требования прокурора признала в полном объеме. Данное признание иска, изложенное в заявлении о признании иска, приобщено к материалам дела.

В соответствии с положениями ст.39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Учитывая, что данное признание иска нарушает права ПАО "РАО Энергетические системы Востока", судом не принимается признание иска ответчиком.

Судом установлено, что постановлением Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ муниципальному образованию "Советско-Гаванский муниципальный район Хабаровского края" в лице Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, в безвозмездное срочное пользование предоставлены земельные участки, в том числе земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>.м., на пересечении <адрес> и объездной дороги в <адрес>, на расстоянии <данные изъяты>. восточнее от жилых домов по <адрес> в <адрес>, для размещения тепловых электростанций, гидроэлектростанций, атомных электростанций и иных видов электростанций, а также объектов, их обслуживающих (л.д.9-10).

Право собственности Советско-Гаванского муниципального района на указанный земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации (л.д.7).

Указанный земельный участок по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен в аренду ПАО "РАО Энергетические системы Востока" для строительства трансформаторной подстанции ПС 110 кВ Окоча (л.д.12-14).

Рассмотрев доводы представителя третьего лица ПАО "РАО Энергетические системы Востока" о том, что требования должны разрешаться в рамках разных производств, а в случае рассмотрения дела по правилам КАС РФ истек срок для подачи административного искового заявления, суд приходит к следующим выводам.

На основании подп. 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения данных прав и обязанностей, а применительно к подп. 8 п. 1 указанной статьи - вследствие действий должностных лиц этих органов.

К законам, рассматривающим акты органов государственной власти, органов местного самоуправления и действия должностных лиц этих органов в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, относится, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации.

В п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.

Одновременно в п. 1 ст. 25 ЗК РФ закреплено положение о том, что право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, согласно указанной выше норме Гражданского кодекса Российской Федерации, является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.

Защита гражданских прав, основанных на акте (действии) органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, а также защита гражданских прав, нарушенных актом, действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица должна осуществляться, соответственно, способами и в сроки, которые установлены гражданским законодательством, и в процедуре, установленной процессуальным законом для разрешения споров о гражданских правах и обязанностях.

В соответствии с абзацем шестым ст. 12 и ст. 13 ГК РФ признание судом акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является одним из способов защиты гражданских прав.

Требование о признании незаконным постановления Администрации района является предусмотренным ст. 12 ГК РФ способом защиты гражданского права и было заявлено наряду с другими исковыми требованиями в отношении предмета спора.

С учетом изложенного, споры об осуществлении прав и обязанностей, возникающих из актов государственных органов и органов местного самоуправления, соединенные с требованиями о признании недействительными (незаконными) ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, и являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Порядок рассмотрения заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, предусмотренный КАС РФ, а соответственно, и предусмотренный ст. 219 КАС РФ срок для обращения в суд не подлежат применению в тех случаях, когда имеет место обращение в суд за защитой нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Срок обращения с заявлением в суд, установленный ст. 219 КАС РФ (три месяца), установлен для разрешения только административных споров, обусловленных отношениями власти и подчинения.

Судом не рассматриваются требования в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Общий срок для защиты гражданских прав по иску лица, право которого нарушено (исковая давность), составляет три года (ст. 195, п. 1 ст. 196 ГК РФ).

Общий срок исковой давности, предусмотренный ст. ст. 195, п. 1 ст. 196 ГК РФ, не пропущен.

В связи с чем, оснований для применения последствий пропуска истцом срока исковой давности не имеется.

Также необоснованны доводы представителя третьего лица ПАО "РАО Энергетические системы Востока" о том, что требования должны разрешаться арбитражным судом.

Пункт 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ предусматривает, что суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

При этом суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов (ч. 3 ст. 22 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 4 Федерального Конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" арбитражные суды в РФ осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией РФ, данным Федеральным конституционным законом, АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Согласно ст. 5 указанного Закона основными задачами арбитражных судов в РФ при рассмотрении подведомственных им споров являются: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 12/12 "О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам" дано разъяснение о том, что подведомственность заявленного требования суду или арбитражному суду определяется в соответствии с их компетенцией, установленной законодательными актами Российской Федерации, а в случае, если такие акты не позволяют четко разграничить компетенцию при определении подведомственности дела, следует исходить из субъектного состава участников и характера правоотношений, если иное не предусмотрено законом.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

В соответствии со ст. 28 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.

АПК РФ не предусмотрена возможность обращения в суд в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

При этом, ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор обратился в суд, в том числе, в защиту прав неопределенного круга лиц.

По мнению суда, исходя из характера правоотношений, указанный спор подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции на основании следующего.

Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Согласно ст.49 Закона, экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

В соответствии со ст.62 Бюджетного кодека Российской Федерации, доходы от продажи и передачи в аренду земельных участков, находящихся до разграничения государственной собственности на землю и расположенных на территории городских поселений, поступают в бюджеты муниципальных районов и городских поселений по нормативу 50 на 50 процентов.

В связи с регистрацией права собственности на земельные участки за Советско-Гаванским муниципальным районом, с момента регистрации права собственности неналоговые доходы поступают в бюджет муниципального района по нормативу 100%.

То есть, прокурором оспаривается право собственности муниципального района, в результате которого в бюджет городского поселения "Город Советская Гавань" могли бы поступать доходы, к примеру от передачи земельного участка в аренду.

Доходная часть бюджета городского поселения однозначно влияет на условия жизни жителей этого поселения, на обеспечение им предусмотренных законами гарантий, компенсаций и т.п., финансирование которых осуществляется из средств местного бюджета. При этом круг этих лиц невозможно определить и идентифицировать.

Таким образом, исковое заявление обосновано подано в суд общей юрисдикции, поскольку прокурор также обращается в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Производство по гражданскому делу не подлежит прекращению, поскольку исковое заявление прокурора подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

Изучив исковое заявление и представленные документы, выслушав помощника прокурора, представителей ответчика и третьих лиц, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.19 Земельного кодекса РФ, в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Статьей 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" определено, какие земельные участки, в целях разграничения государственной собственности на землю, относятся к федеральной собственности, какие к собственности субъектов Российской Федерации, а какие к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов.

Так, согласно ч.3 ст. 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ, в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:

- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., на пересечении <адрес> и объездной дороги в <адрес>, на расстоянии <данные изъяты> восточнее от жилых домов по <адрес> в <адрес>, на момент его предоставления в безвозмездное срочное пользование муниципальному образованию "Советско-Гаванский муниципальный район Хабаровского края" не был занят зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности муниципального образования, или созданных с участием муниципального образования; не был предоставлен муниципальному образованию; не относился к иным предусмотренным федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельным участкам или иным землям.

При этом, земельный участок не был признан находящимся в муниципальной собственности федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, в порядке гражданского законодательства участок не приобретался, из федеральной собственности в собственность муниципального образования не передавался, в том числе безвозмездно.

Судом установлено, что при проведении государственной регистрации прав муниципальной собственности Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края должностными лицами Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю не были учтены вышеуказанные нормы законодательства, а также нормы, регулирующие порядок государственной регистрации прав на спорный земельный участок в целях разграничения государственной собственности на землю.

В частности, в нарушение пунктов 2 и 3 Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 404, принятого в соответствии со ст.30.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", администрацией не были предоставлены:

- правоустанавливающие документы на земельный участок (иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу местного самоуправления), в случае если основанием для регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок является принадлежность земельного участка органу местного самоуправления;

- правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, в случае если основанием для регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего муниципальному образованию.

Согласно ч.1 ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

При отсутствии необходимых правоустанавливающих документов отнесения спорного земельного участка к муниципальным землям по вышеуказанным основаниям, у должностных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю отсутствовали основания для государственной регистрации прав собственности Администрации на спорный земельный участок и внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись регистрации права собственности за муниципальным образованием "Советско-Гаванский муниципальный район Хабаровского края".

Таким образом, зарегистрированное право собственности Советско-Гаванского муниципального района на спорный земельный участок следует признать недействительным.

Согласно ст.60 Земельного кодекса РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок. Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе, путем:

- признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;

- восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ч.1 ст.61 ЗК РФ, ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Согласно ст.13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Таким образом, земельный участок подлежит возвращению в собственность государства, поскольку в силу п.2 ст.214 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Согласно п.52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

Согласно ч.1 ст.17 Закона, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются вступившие в законную силу судебные акты.

Таким образом, указанное решение суда является основанием для внесения органом, осуществляющим государственную регистрацию прав соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Принимая во внимание изложенное, требования прокурора заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

Требования Советско-Гаванского городского прокурора удовлетворить.

Признать незаконным и недействительным с момента издания Постановление Администрации Советско-Гаванского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении муниципальному образованию "Советско-Гаванский муниципальный район Хабаровского края" в безвозмездное срочное пользование земельных участков, предназначенных для размещения тепловых электростанций, гидроэлектростанций, атомных электростанций и иных видов электростанций, а также объектов, их обслуживающих на территории г.Советская Гавань" в части предоставления земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>

Признать недействительным зарегистрированное право собственности Советско-Гаванского муниципального района на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., на пересечении <адрес> и объездной дороги в <адрес>, на расстоянии <данные изъяты>. восточнее от жилых домов по <адрес> в <адрес> (запись регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ).

Восстановить положение, существовавшее до нарушения права путем возврата земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты><данные изъяты> в собственность государства.

Решение суда является основанием для внесения органом, осуществляющим государственную регистрацию прав в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним соответствующей регистрационной записи.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы (представления) через суд, принявший решение.

Судья подпись Д.К.Юманов

Копия верна. Судья Д.К.Юманов

2-418/2016 ~ М-54/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Советко-Гаванский городской прокурор
Ответчики
Администрация Советско-Гаванского МР
Другие
ОАО "РАО Энергетические системы Востока"
Администрация городского поселения "Город Советская Гавань"
Федеральное агенство по управлению государственный имуществом
Управление Росреестра по Хабаровскому краю
Суд
Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края
Судья
Юманов Дмитрий Константинович
Дело на странице суда
s-gavansky--hbr.sudrf.ru
13.01.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.01.2016Передача материалов судье
18.01.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.01.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.02.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.03.2016Судебное заседание
10.03.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.03.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2016Дело оформлено
07.02.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее