К О П И Я
Судья Зуева А.М. Дело № 7р-266/2019
Р Е Ш Е Н И Е
г. Красноярск «25» апреля 2019 г.
Судья Красноярского краевого суда Колпаков Игорь Юрьевич,
рассмотрев в судебном заседании жалобу Иванова И.А. на решение судьи Емельяновского районного суда Красноярского края от 14 февраля 2019 г. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст.8.7 и ч.2 ст.8.8 КоАП РФ, в отношении Иванова Ильи Александровича,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю Лосюкова Е.Н. № 164-118 от 30 ноября 2018 г. Иванов Илья Александрович признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.8.7 и ч.2 ст.8.8 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа с применением положений ч.2 ст.4.4 КоАП РФ в размере двадцати тысяч рублей.
Согласно постановлению, Иванов И.А. в нарушение требований ст.42 и п.2 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации допустил выявленное в ходе проведения 5 октября 2018 г. внеплановой выездной проверки оценки соответствия его деятельности обязательным требованиям на земельном участке категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешённым видом использования для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 115216 кв. м, расположенном по адресу: <адрес>, находящемся в собственности Иванова И.А. с <дата>, невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, выразившееся в непроведении мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения (агротехнических, фитосанитарных, агрохимических), по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорной (пырей ползучий, кипрей, осот розовый, вьюнок полевой) и древесной (поросль берёзы) растительностью, а также неиспользование указанного земельного участка для сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с таким производством деятельности в течение весенне-осенних периодов 2015, 2016 и 2017 годов.
Решением судьи Емельяновского районного суда Красноярского края от 14 февраля 2019 г. указанное постановление оставлено без изменения, а поданная на него Ивановым И.А. жалоба – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Красноярский краевой суд в предусмотренном ст.ст.30.2-30.3, ч.1 ст.30.9 КоАП РФ порядке, Иванов И.А. просит решение судьи отменить, указывая на обстоятельства (нахождение участка среди множества промышленных предприятий, являющихся источниками выбросов в виде сажи, тяжелых металлов), которые, по его мнению, исключают возможность сельскохозяйственного использования земельного участка, утрату им права собственности на земельный участок до привлечения его к административной ответственности, распоряжение иным лицом земельным участком с 2015 года, обработку этим лицом земли в 2015 году и осуществление им скашивания сорняков в ноябре 2018 года, необоснованность доказывания факта неиспользования земельного участка данными программы Google earth.
В судебное заседание Иванов И.А. и его защитник Жарченко А.В., надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении судьёй краевого суда (л.л.д.99,101,102), не явились, ходатайств об отложении такого рассмотрения не заявили, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам:
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Частью 2 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, - влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трёх тысяч рублей.
Согласно абзацам первому, второму, четвёртому и восьмому статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации в том числе собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
осуществлять мероприятия в частности по охране земель;
не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В целях охраны земель в том числе собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации (подпункты 1 и 3 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
Обязанность в том числе собственников земельных участков осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду предусмотрена абзацами первым и вторым статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно ГОСТу 16265-89. «Государственный стандарт Союза ССР. Земледелие. Термины и определения», утверждённому и введённому в действие Постановлением Госстандарта СССР от 25 декабря 1989 г. № 4093, уничтожение сорняков или снижение их вредоносности должно вестись в том числе проведением истребительных мероприятий борьбы с сорняками механическими (уничтожение сорняков почвообрабатывающими машинами и орудиями), химическими (уничтожение сорняков гербицидами) или биологическими (уничтожение сорняков с помощью насекомых, грибов, бактерий и других организмов) способами.
В соответствии с абзацами вторым, четвёртым, пятым, седьмым, восьмым и десятым статьи 1 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» плодородие земель сельскохозяйственного назначения - способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений;
воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения - сохранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий;
деградация земель сельскохозяйственного назначения - ухудшение свойств земель сельскохозяйственного назначения в результате природного и антропогенного воздействий;
агротехнические мероприятия - совокупность научно обоснованных приёмов обработки почв в целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
агрохимические мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов применения агрохимикатов и пестицидов в целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения при обеспечении мер по безопасному обращению с ними в целях охраны окружающей среды;
фитосанитарные мероприятия - совокупность научно обоснованных приёмов выявления и устранения засоренности почв сорными растениями, зараженности почв болезнями и вредителями сельскохозяйственных растений.
В силу пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трёх и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учётом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 6 вышеуказанного закона в срок, указанный в пункте 3 настоящей статьи, не включается срок, в течение которого земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения включается в срок, указанный в пункте 3 настоящей статьи.
Факт неиспользования Ивановым И.А. земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, при отсутствии в деле объективных данных о невозможности использования указанного участка в таких целях, в том числе для выпаса скота, сенокошения, непроведения обязательных мероприятий по охране земель от негативного воздействия, ухудшающего качественное состояние земель, выразившегося в непроведении указанных в постановлении мероприятий по борьбе с сорной и древесной растительностью, повлекшем зарастание земельных участков сорной (пырей ползучий, кипрей, осот розовый, вьюнок полевой) и древесной (поросль берёзы) растительностью, подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 22 мая 2018 г. (л.л.д.14-15), данными об отсутствии признаков производства работ по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы, производства сенокошения, выпаса скота, о повсеместном зарастании участка сорными травами, что указывает на наличие признаков неиспользования земельного участка, предусмотренных утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. № 369 Перечнем признаков неиспользования земельных участков с учётом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, содержащимися в акте № 58-118 планового (рейдового) осмотра от 6 августа 2018 г. (л.л.д.43-44), акте проведённой с участием Иванова И.А. внеплановой выездной проверки № 445-118 от 5 октября 2018 г. с приложенной к нему фототаблицей (л.л.д.32-40), составленными 11 октября 2018 г. с участием Иванова И.А. протоколами об административных правонарушениях № 373-118 и № 374-118 (л.л.д.48-53).
Оснований для признания указанных доказательств недопустимыми не имеется.
Этим доказательствам, вопреки доводам жалобы, судьёй дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Обозрение и анализ изображений, полученных при помощи геоинформационной системы «Google Планета Земля» (оригинальное название Google Earth) (л.л.д.70-74), отражение результатов такого анализа в актах проведённого без взаимодействия с собственником земельного участка мероприятия и внеплановой проверки закону не противоречит.
Вместе с тем, никаких объективных данных, подтверждающих использование указанного в обжалованном постановлении земельного участка в целях сельскохозяйственного производства, проведение указанных в постановлении мероприятий по борьбе с сорной и древесной растительностью как самим Ивановым И.А, так и иными лицами материалы дела не содержат и Ивановым И.А. не представлено.
Учитывая, что право собственности у приобретателя на объекты недвижимого имущества, к каковым относится и земельный участок, отчуждение которых подлежит государственной регистрации, по общему правилу возникает с момента такой регистрации (ст.131, п.2. ст.223 ГК РФ) рассмотревшим дело об административном правонарушении должностным лицом административного органа и судьёй районного суда обоснованно не приняты как освобождающее Иванова И.А. от административной ответственности за непроведении вышеуказанных мероприятий доводы о заключении им 23 июля 2018 г. договора купли-продажи земельного участка, поскольку государственная регистрация такого отчуждения имела место 12 ноября 2018 г. (л.л.д.61-63), то есть уже после совершения административных правонарушений.
При таких обстоятельствах деяния Иванова И.А. по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ и по ч.2 ст.8.8 КоАП РФ квалифицировано верно, поскольку им не выполнялись обязательные мероприятия по защите земель и охране почв от негативного воздействия, ухудшающего качественное состояние земель, а именно не проводились мероприятия по борьбе с сорной растительностью и древесной растительностью, а также не использовался земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности более трёх лет.
Годичный срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения в отношении Иванова И.А. обжалованного постановления не истёк.
Наказание Иванову И.А. назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.2 ст.8.7 КоАП РФ. Оснований для его смягчения в жалобах не указано и при настоящем рассмотрении дела не установлено.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену либо изменение постановления, решения судьи, при производстве по делу не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю № 164-118 от 30 ноября 2018 г. и решение судьи Емельяновского районного суда Красноярского края от 14 февраля 2018 г. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст.8.7 и ч.2 ст.8.8 КоАП РФ, в отношении Иванова Ильи Александровича оставить без изменения, а его жалобу – без удовлетворения.
Судья
Красноярского краевого суда Колпаков И.Ю.
Копия верна.
Судья: Колпаков И.Ю.