УИД 77RS0009-02-2021-000316-77
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 мая 2021 года город Москва
Зюзинский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Т.В. Соленой,
при помощнике Г.К. Маркове,
с участием истца,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1631/2021 по иску фио к фио, фио и в интересах фио, фио о признании утратившими права пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета
УСТАНОВИЛ:
Истец фио обратилась в суд с иском к фио, фио и в интересах фио, паспортные данные, фио, паспортные данные о признании утратившими права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: адрес и снятии с регистрационного учета по месту жительства по указанному адресу, мотивируя тем, что истец является правообладателем права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: адрес. Ранее правообладателем права собственности на комнату № 2 в спорном жилом помещении являлся ответчик фио Право собственности фио на указанное жилое помещение прекращено и признано право собственности фио Ответчики в комнате № 2 по адресу: адрес, кв. 56никогда не проживали и не проживают, бремя расходов по оплате коммунальных услуг не несли. Ответчики не являются членами семьи истца. Правовых оснований к использованию и регистрации по месту жительства ответчиков в квартире по адресу: адрес, не имеется.
Истец фио в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила исковые требования удовлетворить.
Ответчики фио, фио и в интересах фио, паспортные данные, фио, паспортные данные в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела по существу извещены надлежащим образом, представили возражения, в которых просили в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку отсутствует предмет спора, ответчики фио с дата, фио с дата, фио, паспортные данные, фио, паспортные данные с дата имеют регистрацию по месту жительства по адресу: адрес.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора – Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Москве, Департамента городского имущества адрес в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела по существу извещены надлежащим образом, возражений на иск не представили.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в определении от дата № 435-О-О, статья 167 ГПК РФ предусматривает обязанность суда отложить разбирательство дела в случае неявки кого – либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, а также в случае неявки лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, при признании причин их неявки уважительными. Уважительность причин неявки определяется судом на основании анализа фактических обстоятельств, поскольку предусмотреть все причины неявки, которые могут быть отнесены к числу уважительных, в виде исчерпывающего перечня в законе не представляется возможным. Данное полномочие суда, как и закрепленное ст. 118 ГПК РФ право суда считать лицо в упомянутом в ней случае надлежаще извещенным вытекает из принципа самостоятельности и независимости судебной власти; лишение суда этих полномочий приводило бы к невозможности выполнения стоящих перед ним задач по руководству процессом.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что реализация участниками гражданского процесса своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, суд, в соответствии со ст. 118 ч. 3, 167 ГПК РФ, с учетом мнения истца, полагает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие ответчиков, представителей третьих лиц Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Москве, Департамента городского имущества адрес, по имеющимся в материалах дела письменным доказательствам.
Выслушав объяснения истца, исследовав письменные материалы дела, дав оценку представленным доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании из искового заявления, объяснений истца, представленных письменных доказательств судом установлено, что спорное жилое помещение представляет собой комнату № 2, расположенную по адресу: адрес.
фио на основании договора купли-продажи комнаты от дата, заключенного с фио являлась правообладателем права собственности на комнату № 2 в квартире, расположенной по адресу: адрес.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от дата, за фио признано право преимущественной покупки доли в праве общей долевой собственности в виде комнаты № 2 в квартире № 56, расположенной по адресу: адрес, на фио переведены права и обязанности покупателя, право собственности фио прекращено, признано право собственности фио на комнату № 2 в квартире, расположенной по адресу: адрес.
Обращаясь в суд с иском, фио мотивирует тем, что ответчики не являются членами ее семьи, не имеют право пользования жилым помещением, не имеют право регистрации по месту жительства по указанному адресу.
В судебном заседании из объяснений истца судом установлено, что ответчики не используют жилое помещение по назначению, не вселялись в указанное жилое помещение и не проживают в нем.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права хотя бы эти нарушения и не были лишены с лишением владения.
В соответствии со ст. 235 ГК РФ, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 288 ГК РФ, собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Гражданин – собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи.
Из смысла ст. 209 ГК РФ следует, что с момента прекращения права собственности бывший собственник утрачивает право владения, пользования и распоряжения имуществом, право собственности на которое у него прекратилось.
В соответствии с ч. 2 ст. 292 ГК РФ, переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от дата N 9-П и от дата N 4-П), сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Под регистрационным учетом граждан Российской Федерации по месту жительства понимается государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства и снятии их с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в определенное место, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина из него (абзац 2 статьи 2 названного Закона). Соответственно, снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства означает фиксацию в установленном порядке органом регистрационного учета сведений об убытии гражданина Российской Федерации из места жительства (абзац 5 статьи 2 названного Закона), которым могут являться жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (абзац 8 статьи 2 названного Закона).
Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный Приказом МВД России от дата N 984 (далее - Административный регламент), определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях, а также порядок их взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, при предоставлении государственной услуги по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (пункт 1).
Предоставление государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом РФ от дата N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 713, Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от дата N 984 « Об утверждении административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации».
В силу пунктов 22, 23 Приказа от дата N 984 « Об утверждении административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», осуществляется государственная услуга по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Результатом предоставления государственной услуги является регистрация гражданина по месту жительства с проставлением штампа о регистрации по месту жительства установленной формы в паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на адрес (пункт 26 Приказа N 984 от дата).
Для регистрации по месту жительства заявитель представляет заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 и документы, предусмотренные пунктом 49 Административного регламента (п. 48 Приказа 984 от дата).
Согласно пункту 49 Приказа N 984 от дата одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства заявитель представляет, в том числе, паспорт.
Снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства осуществляется в течение трех календарных дней со дня поступления в орган регистрационного учета соответствующего заявления гражданина (пункт 36 Административного регламента).
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от дата N 4-П по делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации указано, что регистрация гражданина по месту жительства, согласно части первой статьи 6 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии. Указанные документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении.
В ходе рассмотрения дела по существу ответчиками представлены документы, свидетельствующие об отсутствии у них регистрации по месту жительства по адресу спорного жилого помещения, а именно: в соответствии с паспортом гражданина РФ на имя фио , последний с дата снят с регистрационного учета по месту жительства по адресу: адрес и с дата зарегистрирован по месту жительства по адресу: адрес, в соответствии со свидетельствами о регистрации по месту жительства № 330 и 329, несовершеннолетние фио, паспортные данные, фио, паспортные данные с дата имеют регистрацию по месту жительства по адресу: адрес, с дата фио также имеет регистрацию по месту жительства по указанному адресу, что также подтверждается выпиской из домовой книги по адресу: адрес.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истцом не представлено доказательств существования нарушенного права ответчиками, подлежащими судебной защите, а напротив, ответчиками представлены доказательства совершения ими действий, предусмотренных действующим законодательством для осуществления снятия с регистрационного учета по месту жительства по адресу спорного жилого помещения и постановки на регистрационный учет по новому месту жительства, что подтверждается проставленными в соответствии с административным регламентом соответствующими штампами в паспортах ответчиков и выданных свидетельствах о регистрации по месту жительства в отношении несовершеннолетних детей ответчиков. Кроме того, суд учитывает, что ответчики не могут нести ответственность за совершение либо не совершение соответствующими органами, осуществляющими действия по снятию с регистрационного учета и по постановке на регистрационный учет.
При этом, суд учитывает, что фио, в случае существования нарушенного права в отношении жилого помещения, не заявлено иных требований, фио не обратилась с требованиями об оспаривании действий соответствующих органов, производящих снятие с регистрационного учета.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, учитывая представленные ответчиками доказательства, свидетельствующие о регистрации ответчиков по иному адресу, и отсутствия регистрации ответчиков по месту жительству по адресу спорного жилого помещения, принимая во внимание, что истцом, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств существования нарушенного права истца ответчиками, подлежащими судебной защите, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░, ░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░: