Дело №12-15/2020
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
13 августа 2020 года г.Данков
Судья Данковского городского суда Липецкой области Ермолаев А.А.,
с участием Юршиной О.А. (представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении),
рассмотрев жалобу главы администрации городского поселения города Данков Переверзева А.Г. на постановление госинспектора Данковского, Лебедянского и Краснинского районов Липецкой области по пожарному надзору Баклыкова С.А. от 09.06.2020 о привлечении Переверзева А.Г. к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением госинспектора Данковского, Лебедянского и Краснинского районов Липецкой области по пожарному надзору Баклыкова С.А. от 09.06.2020 глава администрации городского поселения (заявитель) Переверзев А.Г. привлечен к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В соответствии с обстоятельствами, приведенными в постановлении, Переверзев А.Г. признан виновным в том, что он как должностное лицо не обеспечил исполнение администрацией г.Данкова Данковского района расстановку пожарных гидрантов на территории городского поселения г.Данков для обеспечения пожаротушения любого здания, сооружения или его части не менее чем от двух гидрантов, с учётом прокладки рукавных линий; а также, не обеспечил очистку территории городского поселения г.Данков от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
Не согласившись с указанным постановлением, Переверзев А.Г. обратился в суд с жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление от 09.06.2020 отменить, дело производством прекратить связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В обоснование жалобы указано следующее.
1. Поскольку водопроводные сети на территории городского поселения переданы в собственность Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области, городское поселение перестало быть их собственником, а следовательно, администрация не вправе осуществлять расстановку пожарных гидрантов на водопроводных сетях, которые ей не принадлежат.
2. При указании в постановлении на то, что территория г.Данкова не очищена от мусора, в постановлении не приведены конкретные адреса и места расположения земельных участков, на которых не проведена уборка мусора, травы и тары.
3. Глава городского поселения не может быть привлечен к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, т.к. соблюдение указанных требований входит в круг обязанностей заместителя главы - начальника отдела городского хозяйства, который и является ответственным должностным лицом.
В судебном заседании представитель заявителя Юршина О.А. доводы жалобы поддержала по указанным в ней основаниям.
Выслушав представителя заявителя, исследовав представленные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).
Согласно ст.26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств выяснению по делу об административном правонарушении подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть субъективной стороны деяния.
Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.
Так, при вынесении постановления действия Переверзева А.Г. квалифицированы как правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.20.4 КоАП РФ - как нарушение требований пожарной безопасности, совершенное в условиях особого противопожарного режима.
Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения и городского округа являются вопросами местного значения (пп.9 п.1 ст.14 и пп.10 п.1 ст.16).
В силу ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно - территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст.63 Федерального закона №123-ФЗ.
Согласно п.2 ст.63 Федерального закона №123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Таким образом, из вышеприведенных законоположений следует, что поддержание находящихся на территории городского поселения средств пожаротушения в исправном состоянии является публично - правовой обязанностью соответствующих органов местного самоуправления.
В соответствии с п.8.6 Свода правил СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» (утв. приказом МЧС РФ от 25.03.2009 №178) расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части не менее чем от двух гидрантов.В связи с чем, деятельность по определению количества пожарных гидрантов, необходимых на территории городского поселения г.Данкова для обеспечения требований пожарной безопасности и, в частности, п.8.6 Свода правил (обеспечение тушения любого здания не менее чем двумя гидрантами) является обязанностью администрации городского поселения.
В связи с чем, доводы о незаконности требований постановления в указанной части суд находит необоснованными и противоречащими требованиям действующего законодательства.
Обязанность по обеспечению пожарной безопасности в виде наличия возможности тушения зданий и объектов не менее чем двумя пожарными гидрантами возложена на органы местного самоуправления требованиями законодательства. А потому, работа по формированию списка территорий (участков) городского поселения, на которых данные требования не соблюдаются, должна выполняться администрацией не в результате проведения проверки контрольным органом, а систематически и самостоятельно.
В связи с чем, отсутствие указания на конкретные адреса и территории, на которых не имеется достаточного количества гидрантов, не является основанием для признания постановления в указанной части незаконным.
Оценивая довод постановления о том, что территория городского поселения не очищена от горючих отходов, мусора, тары и растительности, судья, полагает, что в силу наличия заключенного с ООО «Благоустройство и Озеленение» муниципального контракта администрацией города Данкова приняты меры к надлежащему содержанию территории города.
В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию ТКО.
В связи с чем, отсутствие указания в постановлении именно на конкретные выявленные факты складирования мусора, суд не может признать законным, т.к. отсутствие данных о причинах и лицах, допустивших складирование отходов (наличие строительных отходов при отсутствии поблизости объекта строительства либо ремонта) влечет невозможность определения лица, ответственного за загрязнение территории.
Оценивая довод о необоснованности привлечения к ответственности именно главы муниципального образования суд исходит из следующего.
На основании ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями и гражданами, установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации (утв.Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме»).
Кроме указания в федеральном законодательстве, в соответствии Уставом городского поселения город Данков Данковского муниципального района Липецкой области Российской Федерации (принят решением Совета депутатов города Данкова Данковского муниципального района Липецкой области от 25.12.2019 №47) к компетенции администрации городского поселения относится: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского поселения (п.26 ч.1 ст.41 Устава).
В силу п.5 ч.7 ст.39 Устава глава администрации обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Липецкой области.
А потому в силу, требований законодательства и особого статуса глава органа местного самоуправления несет ответственность за исполнение полномочий, возложенных на администрацию городского поселения.
В соответствии с ч.1 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: обстоятельства, установленные при рассмотрении дела (п.4); статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу (п.5); мотивированное решение по делу (п.6).
Анализ доводов Переверзева А.Г., а также исследованных доказательств, показал, что принятое решение о привлечении заявителя к административной ответственности является законным и соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Выводы, приведенные в постановлении, подтверждены доказательствами, имевшимися на момент вынесения постановления и исследованными в судебном заседании, а именно:
- предписанием №42/1/36 по устранению нарушений требований пожарной безопасности администрацией городского поселения г.Данков;
- актом проверки №42 от 23.04.2020 с указанием выявленных нарушений и сроков их устранения;
- извещением от 14.05.2020 №109-4-7-22;
- протоколом №77 об административном правонарушении;
- рапортом начальника 22 ПСЧ 3 ПСО ФПС.
Таким образом, указанные в постановлении нарушения пожарной безопасности имели место.
Как следует из Постановления администрации Липецкой области от 26.03.2020 №156 «О введении особого противопожарного режима на территории Липецкой области» в связи с установлением теплой погоды и обострением пожарной обстановки, в целях защиты населения и территории Липецкой области от пожаров на период с 27.03.2020 по 31.08.2020 на территории области введен особый противопожарный режим.
В связи с чем, действия Переверзева А.Г. обоснованно квалифицированы как, деяние, совершенное в условиях особого противопожарного режима, т.е. квалификация по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ является обоснованной.
Оценивая совокупность собранных по настоящему делу доказательств, суд признает их достаточными для разрешения дела по существу.
Факт не указания (в нарушение требований законодательства) в постановлении конкретных мест расположения отходов, тары и сухой травы, не может являться основанием для изменения постановления, поскольку указанное в постановлении иного нарушения требований пожарной безопасности (отсутствие достаточного количества пожарных гидрантов) нашло свое подтверждение и не влечет изменения квалификации содеянного.
Решение о привлечении заявителя к административной ответственности принято в рамках сроков, предусмотренных ст.4.5 КоАП РФ, наказание назначено минимальное в пределах санкции части статьи.
В связи с чем, правовых оснований для признания оспариваемого постановления незаконным не имеется, как и оснований для удовлетворения требований заявителя.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.30.1 - 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 09.06.2020 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░.2 ░░.20.4 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 15 000 ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 09.06.2020 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.2 ░░.20.4 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░