Решение по делу № 33а-105/2020 от 20.12.2019

Судья Монгуш Р.С. Дело № 2а-4721/2019 (33а-1811/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 23 января 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Кунгаа Т.В.,

судей Железняковой С.А., Ховалыга Ш.А.,

при секретаре Чимит Е.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кунгаа Т.В. административное дело по административному исковому заявлению С. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва о признании незаконным отказа в регистрации прав по апелляционной жалобе административного истца на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 25 сентября 2019 года,

УСТАНОВИЛА:

С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва (далее – Управление Росреестра по РТ) о признании незаконным отказа в регистрации прав, указав, что постановлением администрации г. Кызыла Республики Тыва от 18 июня 1996 года ему передан земельный участок ** площадью ** кв.м. в аренду сроком на 2 года под строительство жилого дома. В 1998 году с отделом архитектура и градостроительства администрации г. Кызыла составлен типовой договор о предоставлении ему в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома. 07 июля 1998 года строительство дома им завершено, о чем государственной приемочной комиссией был составлен акт о приемке в эксплуатацию законченного строительства индивидуального жилого дома и хозяйственных построек. 09 декабря 2002 года Управлением по жилищной и строительной политике Мэрии г. Кызыла жилому дому присвоен новый почтовый адрес: ** Кызылский городской суд Республики Тыва решением от 31 октября 2018 года обязал Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва в течение месяца принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка по **. 13 марта 2017 года в ответ на заявление о регистрации прав собственности Управление Росреестра по РТ отказало в регистрации прав, мотивируя тем, что в Едином государственном реестре недвижимости содержится запись об аренде за иным лицом. 19 июня 2019 года в ответ на заявление о регистрации прав собственности Управление Росреестра по РТ отказало в регистрации прав, мотивируя тем, что представленное постановление об отводе С.. земельного участка под строительство жилого дома не является документом, устанавливающим право на объект недвижимости, земельный участок передан в аренду сроком на 2 года, тогда как заявление С. подано в отношении земельного участка, на который зарегистрирована аренда за иным лицом. Отказывая в регистрации права собственности на жилой дом и земельный участок, административный ответчик не учел, что жилой дом построен на основании актов, действовавших на момент постройки жилого дома. Просил признать незаконным уведомление Управления Росреестра по РТ о приостановлении государственной регистрации права и государственного кадастрового учета жилого дома от 13 марта 2017 год и приостановлении государственной регистрации права на земельный участок от 19 июня 2019 года и обязать административного ответчика устранить допущенное нарушение его прав.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 25 сентября 2019 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда, административный истец подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления, указывая, что административным истцом административному ответчику представлены были постановление администрации г. Кызыла от 18 июня 1996 года о передаче ему земельного участка в аренду сроком на 2 года под строительство жилого дома и типовой договор от 1998 года о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома, которые входят в перечень документов, указанных в п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Приводя в решении довод о том, что имеются сведения о регистрации аренды на земельный участок за иным лицом, суд первой инстанции не обосновал данный довод нормами закона. В суде свидетель З. утверждала, что не претендует на земельный участок административного истца, договор аренды земельного участка в настоящее время не действует, изменен адрес земельного участка. В данном случае административный ответчик обязан был уведомить правообладателя, за которым числится аренда земельного участка, о поступлении заявления административного истца о регистрации права и только после поступления от него возражения должен был приостановить регистрацию права административного истца. Административный ответчик необоснованно приостановил государственную регистрацию права административного истца, возложив на него обязанность предоставить документы, свидетельствующие о его праве собственности, которое было невыполнимым для административного истца. Согласно справке от 12 мая 2003 года, выданной З. администрацией г. Кызыла, жилому дому № 39д, в отношении которого 11 марта 2011 года З. заключала договор аренды, присвоен новый почтовый номер 39 «в».

Стороны в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возл ожены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными, необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в абз. 1 п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Из материалов дела установлено, что постановлением администрации г. Кызыла от 18 июня 1996 года постановлено отвести земельный участок в связи с неосвоением земельного участка в течение 5 лет, изъять у П.. участок по ул. ** площадью ** кв.м. с отменой решения исполкома от 18.04.1991г. и передать в аренду сроком на 2 года С. под строительство жилого дома.

В соответствии с вышеуказанным решением составлен типовой договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома личной собственности от 1998 года, согласно которому С.. на праве бессрочного пользования земельный участок, значащийся под **, и акт приемки в эксплуатацию законченного строительства индивидуального жилого дома и хозпостроек от 7 июля 1998 года на земельном участке по ул. **.

Согласно справке от 9 декабря 2002 года, выданной С. Управлением по жилищной и строительной политике Мэрии г. Кызыла, жилому дому присвоен новый почтовый адрес: **д.

Из технического паспорта объекта недвижимого имущества следует, что дом ** является жилым домом.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 31 октября 2018 года удовлетворено административное исковое заявление С.. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным, обязании устранить нарушения. На Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва возложена обязанность устранить нарушение права С. в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда - путем принятия в установленном законом порядке решения по заявлению С.. за вх.343 от 26 апреля 2018 года об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, находящегося по адресу: **».

Ответом от 2 августа 2019 года Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва отказано в предоставлении земельного участка на основании п.1 ст.39.16 Земельного кодекса РФ, п.1 раздела 2.11.2 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», в безвозмездное пользование, в постоянное (бессрочное) пользование, в собственность или аренду без проведения торгов», утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 12 мая 2017 г. № 40», а именно обратилось лицо, которое не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Согласно ответу Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Тыва от 18 сентября 2019 года , на земельный участок, расположенный по адресу: **, зарегистрирована аренда от 16 марта 2001 года

11 марта 2001 года между Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г.Кызыла и З.. заключен договор о предоставлении земельного участка по адресу: ** в пользование на условиях аренды.

Согласно справке от 12 мая 2003 года , выданной З. Администрацией г.Кызыла, жилому дому № 39 «д» присвоен новый почтовый номер 39-в.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 26 апреля 2005 года на праве собственности З. принадлежит жилой дом по адресу: **

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 19 января 2006 года на праве собственности З. принадлежит земельный участок по адресу: **

Государственная регистрация права С. Управлением Росреестра по РТ была приостановлена на основании п.п. 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости":

- не представление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

- форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно отзыву на административное исковое заявление С. не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации права, форма документа, представленного для осуществления государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.

Порядок осуществления государственной регистрации прав установлен статьей 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению, государственного регистратора прав в случаях, предусмотренных статьей 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

В соответствии с п. 1. ч. 4 ст. 18 указанного Федерального закона к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 21 указанного Федерального закона, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что С. не представлен правоустанавливающий документ на земельный участок, свидетельствующий о его праве собственности на него, а также учитывая, что имеются сведения о регистрации аренды на данный земельный участок за иным лицом, то регистрирующий орган правомерно приостановил регистрацию права с уведомлением об этом заявителя.

Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласна, поскольку они мотивированы, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на ошибочном толковании норм материального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, в то время как судебная коллегия оснований для их переоценки не находит.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 25 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

33а-105/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Саая Владимир Хунаевич
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ
Суд
Верховный Суд Республики Тыва
Судья
Кунгаа Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
vs.tva.sudrf.ru
23.12.2019Передача дела судье
23.01.2020Судебное заседание
10.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.02.2020Передано в экспедицию
23.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее