УИД 10RS0011-01-2020-002623-94
(№5-331/2020)
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
20 мая 2020 г. г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия (Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33) Кузнецова Ирина Александровна, при секретаре Аксеновой О.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
общества с ограниченной ответственностью Деревообрабатывающий комбинат «Калевала», <данные изъяты>,
установил:
20 сентября 2019 г. в 02 час. 09 мин. общество с ограниченной ответственностью Деревообрабатывающий комбинат «Калевала» (далее – ООО ДОК «Калевала»), расположенное по адресу: <адрес>, в нарушение статей 134 и 142 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза приняло в производство товар - <данные изъяты>, помещенный под таможенную процедуру таможенного транзита по транзитной декларации № до завершения таможенной процедуры таможенного транзита и его выпуска в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, то есть пользовалось товаром, передача которого во владение или в пользование либо распоряжение которым допущены в нарушение установленных ограничений.
В судебное заседание законный представитель ООО ДОК «Калевала» не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Защитник ООО ДОК «Калевала» Семушин А.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал письменные пояснения, полагал, что отсутствует состав административного правонарушения, заключение эксперта не может применяться для разрешения вопроса о размере административного штрафа.
Представитель Карельской Таможни Кудряшов М.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал протокол об административном правонарушении.
Заслушав объяснения явившихся лиц, допросив в качестве эксперта ФИО1, исследовав материалы настоящего дела, материалы дела №, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения, либо товарами, выпущенными, в том числе условно, в соответствии с таможенной процедурой, пользование которыми, передача которых во владение или в пользование либо распоряжение которыми иными способами допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений, а также приобретение, хранение либо транспортировка таких товаров влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
На основании пункта 2 статьи 9 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 134 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления – это таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой товары находятся и используются на таможенной территории Союза без ограничений по владению, пользованию и (или) распоряжению ими, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования в отношении иностранных товаров, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Пунктами 1, 4 статьи 142 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза установлено, что таможенная процедура таможенного транзита - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру. Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного транзита, сохраняют статус иностранных товаров.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 145 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенный орган отправления определяет место, куда должны быть доставлены товары, помещаемые под таможенную процедуру таможенного транзита (место доставки). Место доставки товаров определяется на основании сведений о пункте назначения, указанных в транспортных (перевозочных) документах если иное не установлено пунктами 3 - 5 настоящей статьи. Местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения. При этом товары, перевозимые из места их прибытия, доставляются в место нахождения таможенного органа, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
В соответствии с пунктом 1 статьи 150 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом товаров, помещенных под такую таможенную процедуру, за исключением случая, указанного в пункте 2 настоящей статьи, обязан:
1) доставить товары и документы на них в установленный таможенным органом отправления срок в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту перевозки (транспортировки) товаров, если он установлен;
2) обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они применялись;
3) не допустить разгрузку, перегрузку (перевалку) и совершение иных грузовых операций с товарами, перевозимыми (транспортируемыми) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замену транспортных средств, перевозящих такие товары, без разрешения таможенных органов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 148 настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 151 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза действие таможенной процедуры таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки товаров, определенное таможенным органом отправления. В месте доставки товаров до завершения действия таможенной процедуры таможенного транзита товары размещаются в зоне таможенного контроля, в том числе без выгрузки товаров из транспортного средства, на котором они доставлены. Товары размещаются в зоне таможенного контроля в любое время суток.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 151 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза для завершения действия таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик либо, если это предусмотрено законодательством государств-членов о таможенном регулировании, декларант товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, обязан представить таможенному органу назначения транзитную декларацию, а также имеющиеся у него другие документы в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом, - в течение 3 часов с момента их прибытия в место доставки товаров, а в случае прибытия товаров вне времени работы таможенного органа - в течение 3 часов с момента наступления времени начала работы этого таможенного органа.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 152 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза для установлено, что в случае если иное не предусмотрено законодательством государств-членов о таможенном регулировании, после регистрации таможенным органом назначения подачи документов, указанных в пункте 3 статьи 151 настоящего Кодекса, лица, указанные в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 83 настоящего Кодекса, обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом, - не позднее 8 часов рабочего времени таможенного органа после регистрации подачи документов таможенным органом назначения.
Учитывая положения вышеуказанных норм права, совершение с товарами, перевозимыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, действий, направленных на пользование, владение и распоряжение такими товарами возможно лишь после завершения таможенной процедуры таможенного транзита и выпуска товара в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, то есть законодателем установлен запрет на передачу товара до завершения таможенной процедуры таможенного транзита.
Из материалов дела следует, что 20 сентября 2019 г. в 16 час. 27 мин. на Прионежский таможенный пост Карельской таможни (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Энгельса, д.25) было подано уведомление о прибытии транспортного средства <данные изъяты>, под управлением ФИО2, для целей завершения таможенной процедуры таможенного транзита по транзитной декларации №.
Перевозка товара - <данные изъяты>, по транзитной декларации №, осуществлялась перевозчиком ООО «<данные изъяты>».
Отправителем товара выступало <данные изъяты>. Товар следовал в адрес ООО ДОК «КАЛЕВАЛА», Россия, по транспортным и коммерческим документам: <данные изъяты>. При помещении указанного товара под таможенную процедуру таможенного транзита, согласно графе 50 транзитной декларации № декларантом выступало ООО «<данные изъяты>».
В соответствии с представленными транспортными и коммерческими документами 17 сентября 2019 г. в зоне деятельности <данные изъяты> вышеуказанный товар помещен под таможенную процедуру таможенного транзита по транзитной декларации №. Местом доставки товара определен Прионежский таможенный пост (код 10227070), срок таможенного транзита установлен 22 сентября 2019 г.
При прибытии транспортного средства <данные изъяты> в зону таможенного контроля Прионежского таможенного поста Карельской таможни для целей завершения таможенной процедуры таможенного транзита установлено, что на представленной товаротранспортной накладной № от 14 сентября 2019 г. имеется отметка получателя товара ООО ДОК «Калевала» о приеме товара на склад 20 сентября 2019 г. Факт отсутствия перевозимого товара в транспортном средстве подтверждается результатами проведенного таможенного контроля (акт таможенного досмотра №).
С целью установления фактического места нахождения товара Прионежским таможенным постом Карельской таможни произведен осмотр помещений и территорий ООО ДОК «КАЛЕВАЛА» (акт осмотра помещений и территорий № от 24 сентября 2019 г.), в ходе которого установлено, что товар - <данные изъяты>, выгруженный из транспортного средства <данные изъяты>, из цеха выгрузки автоцистерн по трубопроводу был перемещен в емкость №, расположенную во втором цехе и смешан с товаром, ранее помещенным в данную емкость.
Таким образом, из материалов дела следует и установлено вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка №4 г.Петрозаводска Республики Карелия от 11 марта 2020 г. по делу №, что перевозчиком ООО «<данные изъяты>» была произведена выдача товара, перемещаемого в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по транзитной декларации № грузополучателю ООО ДОК «Калевала» без завершения таможенной процедуры таможенного транзита, то есть без разрешения таможенного органа.
Обстоятельства административного правонарушения и вина ООО ДОК «Калевала» в совершении административного правонарушения подтверждаются доказательствами по делу: протоколом об административном правонарушении № от 21.02.2020; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 23.01.2020; уведомлением о проведении камеральной таможенной проверки № от 19.11.2019; актом таможенного досмотра от 23.09.2019; транзитной декларацией №; подтверждением о прибытии транспортного средства № от 20.09.2019; объяснениями ФИО2 от 24.09.2019 (о том, что местом доставки товара являлся Прионежский таможенный пост, до завершения процедуры таможенного транзита доставляемый товар был выгружен на склад получателя, товар не был доставлен в зону таможенного контроля Прионежского таможенного поста, так как он ехал ночью, хотел спать, в навигаторе был забит адрес получателя, документы сдал на въезде на весовой контроль, после взвешивания проследовал на выгрузку, после выгрузки получил накладные от кладовщика ночью 20.09.2019); объяснениями ФИО3 от 24.09.2019 (о том, что товар был принят кладовщиком ООО ДОК «Калевала» 20.09.2019 в период с 02 час. 09 мин. до 04 час. 31 мин., при принятии товара на товаротранспортной накладной № от 14.09.2019 отсутствовали отметки Прионежского таможенного поста Карельской таможни «товар поступил», операции по выгрузке товара совершались на складе химии в цехе выгрузки автоцистерн ООО ДОК «Калевала» 20.09.2019 в период с 02 час. 09 мин. до 04 час. 31 мин., решение о выгрузке принимал мастер смены, о том, что товар находится под таможенным контролем, ему было не известно по той причине, что мастер смены не контролирует отгрузочные документы на получаемый товар, товар находится в емкости хранения, расположенной на складе химии ООО ДОК «Калевала», и использовался ввиду технологических особенностей производственного процесса, клей подается в емкость, где происходит постоянная циркуляция); объяснениями ФИО4 от 17.12.2019 (о том, что на момент приемки товара кладовщик ФИО5 не знала о незавершении таможенной процедуры, в связи с технологическим процессом товар был принят в производство с момента слива и не мог быть принят на хранение); актом таможенного осмотра помещений и территорий № от 24.09.2019; декларациями на товары; заключением эксперта № от 18.02.2020 и другими материалами дела.
Указанные доказательства судья признает относимыми, допустимыми, достоверными и в совокупности достаточными для вывода о виновности ООО ДОК «Калевала» в нарушении таможенного законодательства, образующего состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - пользование товарами, выпущенными, в том числе условно, в соответствии с таможенной процедурой, пользование которыми, передача которых во владение или в пользование либо распоряжение которыми иными способами допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений.
Установление ответственности по статье 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях связано с необходимостью обеспечения соблюдения статуса товаров, выпущенных в свободное обращение, который подразумевает снятие каких-либо ограничений по пользованию и распоряжению этими товарами. Такой статус товары приобретают только после того, как в отношении их выполнены все требования таможенного законодательства (уплачены таможенные пошлины и налоги, соблюдены все ограничения, установленные в соответствии с таможенным законодательством).
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В ходе судебного заседания было установлено, что у ООО ДОК «Калевала» имелась возможность для соблюдения правил и норм таможенного законодательства, однако оно не проявило необходимой степени заботливости и осмотрительности, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательства, подтверждающие, что ООО ДОК «Калевала» предприняты все необходимые меры (действенные и эффективные) по недопущению административного правонарушения, отсутствуют.
Позицию юридического лица, отрицающего вину, судья полагает способом защиты с учетом тяжести возможного наказания, которая опровергается совокупностью представленных доказательств.
Обстоятельств, установленных статьями 2.7 и 2.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исключающих административную ответственность, по делу не установлено. Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Товар, явившийся предметом административного правонарушения, не изымался.
При определении вида и размера административного наказания судья учитывает характер совершенного правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих по делу обстоятельств, и приходит к выводу о том, что в отношении ООО ДОК «Калевала» следует применить административное наказание в виде административного штрафа от размера стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, без его конфискации.
Согласно заключению эксперта от 18 февраля 2020 г. рыночная стоимость товара на рынке Российской Федерации по состоянию на 20 сентября 2019 г. определена в размере 3709992 руб., следовательно, размер подлежащего уплате штрафа составляет 1854996 руб. (3709992 руб. : 2).
Судья приходит к выводу, что вышеуказанное заключение эксперта является полным, мотивированным, квалификация эксперта, его выполнившего, подтверждена соответствующими документами, эксперт предупрежден об административной ответственности о даче заведомо ложного заключения, в связи с чем судья, руководствуясь положениями статьи 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает указанное заключение в качестве надлежащего доказательства по делу, руководствуется им при вынесении постановления.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, а именно: значительного размера минимального штрафа, уплата которого может привести к неплатежеспособности ООО ДОК «Калевала», отсутствия отягчающих вину обстоятельств, судья считает необходимым на основании частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях снизить размер административного штрафа менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ООО ДОК «Калевала» наказание в виде административного штрафа в размере 927498 руб., полагая, что штраф в указанном размере соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечит достижение целей административного наказания, предусмотренных статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
признать общество с ограниченной ответственностью Деревообрабатывающий комбинат «Калевала» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 927498 (Девятьсот двадцать семь тысяч четыреста девяносто восемь) рублей без конфискации предмета административного правонарушения.
Административный штраф уплачивается не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу. Получатель: (поле 16) - Межрегиональное операционное УФК (ФТС России), ИНН получателя(поле 61) - 7730176610, КПП получателя(поле 103) - 773001001, ОКТМО(поле 105) - 45328000, банк получателя (поле 13) - Операционный Департамент Банка России, г.Москва 701, БИК(поле 14) - 044501002, номер счета (поле 17) - 40101810800000002901, код бюджетной классификации (поле 104) - 15311601161010000140, код таможенного органа (поле 107) - 10227000, очередность платежа (поле 21) - 5, назначение платежа (поле 24) - для Карельской таможни, штраф по постановлению по делу об административном правонарушении №10227000-117/2020 в отношении общества с ограниченной ответственностью Деревообрабатывающий комбинат «Калевала», уникальный идентификатор начисления для оплаты штрафа (УИН) - №.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления в Верховный Суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Кирова, д. 27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Красная, д.33).
Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: 190900, г. Санкт-Петербург, ВОХ № 1413, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья И.А. Кузнецова