РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
20 августа 2014 года город Тула
Зареченский районный суд города Тулы в составе:
председательствующего Реуковой И.А.,
при секретаре Исаенковой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белова А.В. к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области об установлении выкупной цены земельного участка и обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,
у с т а н о в и л :
Белов А.В., ссылаясь на невозможность реализации своих прав во внесудебном порядке, обратился в суд с иском к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области об установлении выкупной цены земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в размере <данные изъяты> и обязании заключить договор указанного земельного участка по установленной выкупной цене.
Истец Белов А.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, в представленном суду письменном заявлении исковые требования поддержал, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, с участием представителя.
В судебном заседании представитель истца Белова А.В. по доверенности Жуков В.В. исковые требования поддержал в полном объеме и настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Мамаев В.А. в судебном заседании против удовлетворения заявленных исковых требований возражал, полагая их необоснованными.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.
Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии со ст. 1 Закона Тульской области от 10.12.2008 N 1168-ЗТО (ред. от 01.02.2012) «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле» (принят Тульской областной Думой 04.12.2008) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле в случаях предоставления земельных участков для целей строительства объектов капитального строительства, в том числе для индивидуального жилищного строительства, а также для комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется правительством Тульской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Постановлением правительства Тульской области от 28.09.2011 N 6 (ред. от 07.03.2014) утверждено Положение о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, согласно ст. 1 которого министерство является органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности Тульской области, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле в пределах полномочий, установленных федеральными законами, законами Тульской области, постановлениями правительства Тульской области, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, законами Тульской области, указами губернатора Тульской области и постановлениями правительства Тульской области, деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Тульской области.
Согласно ч. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Порядок определения выкупной цены земельных участков регламентирован Федеральным законом № 137-Ф3 от 25.10.2001 г. (ред. от 23.06.2014) «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации», Законом Тульской области от 15.12.2011 N 1679-ЗТО «О регулировании отдельных вопросов определения цены земельных участков на территории Тульской области и их оплаты» (принят Тульской областной Думой 15.12.2011), согласно которым расчет выкупной цены осуществляется с учетом кадастровой стоимости земельных участков.
В соответствии с ч. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, а также для целей определения выкупной цены земельного участка.
Согласно ч. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
На основании ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 2, 4, 5, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (ред. от 30.06.2010), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, подтверждается письменными доказательствами и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, на основании договора № аренды земельного участка от <дата> администрацией Зареченского района Управы г. Тулы был предоставлен в аренду К. на <данные изъяты> для строительства и эксплуатации жилого дома земельный участок с площадью 1200 кв.м, расположенный в <адрес>.
В соответствии с соглашением о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от <дата>, зарегистрированного учреждением юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата>, заключенного между департаментом имущественных и земельных отношений Тульской области (арендодателем), К. (арендатором) и Беловым А.В., последний является новым арендатором по вышеуказанному договору аренды.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от <дата> № испрашиваемый земельный участок имеет кадастровый номер №, внесенный в государственный кадастр недвижимости <дата>, местоположение: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства и эксплуатации жилого дома.
На данном земельном участке Беловым А.В. возведен трехэтажный (подземных этажей – 1) жилой дом, общей площадью 315,2 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, право собственности на который зарегистрировано в установленном законом порядке (свидетельство о государственной регистрации права от <дата> №).
В порядке ст. 29, ч. 8 ст. 36 Земельного кодекса РФ <дата> истец, в целях реализации своих прав на приобретение земельного участка в собственность за плату, обратился в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с соответствующим заявлением.
По результатам рассмотрения данного обращения, <дата> было вынесено распоряжение министерства имущественных и земельных отношений Тульской области № о предоставлении Белову А.В. в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> за плату, подготовлены проект договора купли-продажи земельного участка от <дата>, расчет цены земельного участка, акт приема-передачи. В соответствии с данными документами цена указанного земельного участка определена в размере <данные изъяты> согласно представленному расчету, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере <данные изъяты>, отраженной в кадастровом паспорте земельного участка (выписке из государственного кадастра недвижимости) от <дата> №.
Истец подписал вышеуказанный договор купли-продажи и в установленный в ст. 2 договора срок оплатил цену земельного участка, путем перечисления денежных средств по указанным в договоре реквизитам, что подтверждается чек-ордером от <дата>, впоследствии предоставленным в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области.
В сообщении от <дата> министерство имущественных и земельных отношений Тульской области сообщило представителю истца, что стоимость земельного участка с кадастровым номером №, указанная в кадастровом паспорте земельного участка (выписке из государственного кадастра недвижимости) от <дата> №, является неактуальной, учитывая, что до настоящего времени договор между сторонами не заключен подготовлен проект распоряжения о внесении изменений в распоряжение министерства от <дата> № в части выкупной цены.
В соответствии с распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от <дата> № «О внесении изменений в распоряжение министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от <дата> № «О предоставлении Белову А.В. в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>» внесены следующие изменения: в пункте 1 распоряжения текст: «по цене <данные изъяты>» заменено текстом: «по цене <данные изъяты>».
Полагая, что испрашиваемый земельный участок должен быть предоставлен по цене, указанной в распоряжении министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от <дата> № «О предоставлении Белову А.В. в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>», оснований для увеличения стоимости земельного участка нет, истец обратился в суд с настоящим иском, указав, что у ответчика не имеется правовых оснований для отказа в подписании договора купли-продажи земельного участка от <дата>.
В соответствии с ч. 1 ст. 420 Гражданского кодекса РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В силу ч. 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно ст. 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Частью 1 ст. 445 Гражданского кодекса РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Статьей 446 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
<дата> в государственный кадастр недвижимости на основании Постановления Правительства Тульской области от 18.12.2012 № 715 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории г. Тулы», установившего удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков – <данные изъяты> за 1 кв.м, органом кадастрового учета внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № - <данные изъяты> (приложение № 1 к постановлению правительства Тульской области от 18.12.2012 г. № 715 «Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории г. Тулы, учтенных в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01.01.2012 г.»). Указанная кадастровая стоимость отражена в кадастровом паспорте от <дата> №.
Таким образом, на момент подготовки распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от <дата> № и составления проекта договора купли-продажи земельного участка <дата> кадастровая стоимость испрашиваемого земельного участка составляла <данные изъяты>, а потому исчисление цены земельного участка исходя из кадастровой стоимости в размере <данные изъяты> по состоянию на <дата> является ошибочным.
При разрешении спора суд исходит из того, что выкупная цена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, является регулируемой и должна соответствовать нормативным ставкам, действующим на момент заключения договора (ст. 424 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со ст. 37 Земельного кодекса РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Согласно п. 8 ст. 36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в п. 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Заниженная в результате технической ошибки выкупная стоимость земельного участка, исчисленная исходя из кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на <дата>, отраженной в кадастровом паспорте земельного участке (выписке из государственного кадастра недвижимости) от <дата> №, не соответствует внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка и, как следствие, затрагивает права и влечет нарушение интересов субъекта Российской Федерации – Тульской области в отношении объектов недвижимости, находящихся в собственности субъектов.
Учитывая, что на момент подготовки договора купли-продажи кадастровая стоимость испрашиваемого земельного участка составляла <данные изъяты>, министерством имущественных и земельных отношений Тульской области обоснованно вынесено распоряжение от <дата> № о внесении изменений в ранее вынесенное распоряжение от <дата> №, правомерно определена выкупная цена земельного участка исходя из его кадастровой стоимости, так как объектом купли-продажи, в соответствии со ст. 37 Земельного кодекса РФ, могут являться земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Исходя из вышеизложенного, объективная и обоснованная выкупная цена земельного участка составляет <данные изъяты>, что нашло свое отражение в распоряжении от <дата> № и расчете выкупной цены. Коэффициент кратности размера ставки земельного налога рассчитан в соответствии с п. 3 ст. 3 Закона Тульской области от 15.12.2011 №1679-ЗТО «О регулировании отдельных вопросов определения цены земельных участков на территории Тульской области и их оплаты». Применение налоговой ставки 0,2% в отношении земельных участков, занятых под домами индивидуальной жилой застройки предусмотрено и утверждено Решением Тульской городской Думы от 13.07.2005 №68/1311 «О земельном налоге».
Проанализировав установленные по делу обстоятельства, полно, всесторонне и объективно исследовав собранные по делу доказательства, каждое в отдельности и в совокупности с другими доказательствами, оценив их относимость, допустимость и достоверность в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, разрешая исковые требования в пределах заявленных, в соответствии с ч. 3 ст. 196 указанного Кодекса, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Белова А.В. в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований Белова А.В. к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области об установлении выкупной цены земельного участка и обязании заключить договор купли-продажи земельного участка отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Зареченский районный суд города Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 25 августа 2014 года.
Председательствующий