Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 марта 2020 года г. Красногорск,
Московская область
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Вердияна Г.В.,
при ведении протокола помощником судьи Саяновым А. В.,
с участием прокурора прокуратуры Московской области Смирновой М. В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-268/2020 по административному исковому заявлению фио о признании недействующим со дня принятия Постановление Губернатора Московской области от 27 июня 2019 года № 300-ПГ «Об изменении типа и категории сельских населённых пунктов сельского поселения Булатниковское Ленинского района Московской области»,
у с т а н о в и л:
Губернатором Московской области от 27 июня 2019 года принято Постановление № 300-ПГ «Об изменении типа и категории сельских населённых пунктов сельского поселения Булатниковское Ленинского района Московской области». Постановление Губернатора опубликовано: на официальном Интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, 3 июля 2019 года; в газете «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 127, 15 июля 2019 года; в Информационном вестнике Правительства Московской области № 16 от 29 октября 2019 года.
фио (далее, в том числе, административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия Постановление Губернатора Московской области № 300-ПГ «Об изменении типа и категории сельских населённых пунктов сельского поселения Булатниковское Ленинского района Московской области» (далее Постановление № 300-ПГ), как не соответствующего федеральному законодательству.
Как указывает административный истец, в отсутствие федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации, закона либо иного нормативного правового акта Московской области, определяющих критерии изменения типа и категории населённого пункта, при изменении типа и категории населённого пункта применяется Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 года «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР (действующей в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации).
В соответствии с п. 11 Положения о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР, утвержденного названным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР, к категории рабочих посёлков могут быть отнесены населённые пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы, гидротехнические сооружения, предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и другие экономически важные объекты с численностью населения не менее 3 тысяч человек, из которых рабочие, служащие и члены их семей составляют не менее 85 процентов, а также населенные пункты, на территории которых расположены высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения. В отдельных случаях к категории рабочих поселков могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения и менее 3 тысяч человек, имеющие перспективу дальнейшего экономического и социального развития и роста численности населения.
По мнению административного истца, основанием для присвоения населённому пункту статуса рабочего посёлка являются такие характеристики (показатели) его социально-экономического развития, которые свидетельствуют о достаточно высоком уровне его урбанизации и/или достаточно отчётливых перспективах такой урбанизации.
Однако изменение типа и категории сельских населённых пунктов сельских населённых пунктов Измайлово, Боброво, Бутово, Дрожжино, Лопатино, Новодрожжино сельского поселения Булатниковское произведено без наличия к тому необходимых оснований, установленныхп. 11 Положения о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР, утвержденного приведенным УказомПрезидиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 года.
Административный истец считает, что единственной целью изменения типа и категории населённых пунктов Измайлово, Боброво, Бутово, Дрожжино, Лопатино, Новодрожжино оспариваемым актом – сократить разрыв в соотношении между городским и сельским населением во вновь образуемом Ленинском городском округе в соответствии с критериями, закрепленными в п. 3.3. ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 131, согласно которому в состав территории городского округа входят один или несколько городов и (или) иных городских населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых проживает не менее двух третей населения городского округа. Если до принятия Закона Московской области от 19 июля 2019 года № 172/2011-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Ленинского муниципального района» при общей численности населения Ленинского района, составляющего 149 256 человек, численность городского населения составляла 75 699 человек, то есть 50,7% от общей численности населения района, то после принятия Закона Московской области, которым изменены тип и категория пяти населённых пунктов, численность городского населения приближена к 2/3. Какие-либо основания, прежде всего, связанные с социально-экономическим состоянием, для изменения статуса населенных пунктов отсутствовали.
Таким образом, как отмечает фио, оспариваемое Постановление Губернатора Московской области противоречит п. 11 Положения о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР, утвержденного названным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР.
Кроме того, административный истец указывает, что принятие оспариваемого Постановления № 300-ПГ повлекло нарушение ряда ее прав.
В частности, с утратой деревней Лопатино статуса сельского населённого пункта, административный истец лишился права на получение сельских льгот.
Нарушено право административного истца на непосредственное осуществление местного самоуправления.
- В письменных возражениях, поданных представителем Губернатора Московской области на административное исковое заявление фио, отмечается, что оспариваемое Постановление № 300-ПГ соответствует требованиям законодательства, принятие указанного акта было инициировано органом местного самоуправления и направлено на более эффективное осуществление местного самоуправления. В связи с несостоятельностью заявленного требования административный ответчик просит отказать в его удовлетворении (л. д. 29-30).
фио заинтересованных лиц – Главным Управлением территориальной политики Московской области и администрацией Ленинского муниципального района Московской области также принесены письменные возражения, в которых они просят суд отказать Аникеевой И. А. в удовлетворении административного иска ввиду его безосновательности (л. д. 37-38, 44-46).
Административный истец фио и её представитель фио, будучи надлежаще извещёнными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили.
Представитель Губернатора Московской области фио в судебном заседании заявленный административный иск не признала и просила отказать в его удовлетворении по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
фио заинтересованных лиц - Главного Управления территориальной политики Московской области фио и фио, администрации Ленинского муниципального района Московской области - фио просили суд отказать административному истцу в удовлетворении иска.
Заслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, с учётом заключения прокурора прокуратуры Московской области фио, полагавшей отказать в удовлетворении заявленного административного иска, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
фио зарегистрирована по месту жительства по адресу: <данные изъяты>, соответственно, является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Согласно ст.ст. 71, 72 Конституции Российской Федерации административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации находится вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Частью 4 ст. 76 Конституции Российской Федерации установлено, что вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Согласно пункту «л» ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Законом Московской области № 11/2013-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Московской области» (далее – Закон № 11/2013-ОЗ) определено административно-территориальное устройство Московской области, его принципы и порядок изменения, компетенция органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в решении вопросов административно-территориального устройства.
В соответствии с п. 1 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 7 Закона № 11/2013-ОЗ вопросы изменения административно-территориального устройства относятся к вопросам административно-территориального устройства. К вопросам изменения административно-территориального устройства относятся, в том числе, изменение типа или категории населённых пунктов.
Типы и категории населённых пунктов определены в ст. 4 Закона № 11/2013-ОЗ.
Пунктом 3 ч. 2 ст. 8 Закона № 11/2013-ОЗ установлено, что установление и изменение типа или категории населённых пунктов, кроме городов областного подчинения и посёлков городского типа областного подчинения, относится к ведению Губернатора Московской области.
Порядок решения вопросов изменения административно-территориального устройства определён статьёй 9 Закона № 11/2013-ОЗ.
В частности, согласно ч.ч. 2, 3, 4 ст. 9 Закона № 11/2013-ОЗ изменение административно-территориального устройства может осуществляться по инициативе Губернатора Московской области, комитетов Московской областной Думы, органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также на основании вступившего в силу закона Московской области об изменении статуса и границ муниципального образования либо о преобразовании муниципального образования. Принятие решений по вопросам изменения административно-территориального устройства осуществляется с учётом мнения населения, выраженного решением совета депутатов соответствующего муниципального образования.
В соответствии с вышеназванным порядком, а также ч. 2 ст. 13 Закона № 11/2013-ОЗ установление, изменение типа или категории населённых пунктов, кроме городов областного подчинения и посёлков городского типа областного подчинения, производится постановлением Губернатора Московской области на основании документов, указанных в ст. 9 Закона № 11/2013-ОЗ и представляемых главой соответствующего муниципального образования.
Как усматривается из представленной суду копии постановления от 4 июня 2019 года № 12 инициатива изменения типа и категории сельских населённых пунктов Боброво, Бутово, Дрожжино, Измайлово, Лопатино, Новодрожжино принадлежала главе сельского поселения Булатниковское Ленинского муниципального района Московской области (л. д. 52).
Решением Совета депутатов муниципального образования сельского поселения Булатниковское Ленинского муниципального района Московской области от 10 июня 2019 года № 20 была поддержана инициатива главы сельского поселения Булатниковское Ленинского муниципального района и рекомендовано главе сельского поселения направить главе Ленинского муниципального района Московской области документы об изменении типа и категории сельских населённых пунктов сельского поселения Булатниковское Ленинского муниципального района Московской области (л. д. 53).
С учётом представленных главой сельского поселения Булатниковское документов о типе и категории сельских населённых пунктов сельского поселения Булатниковское, главой муниципального образования Ленинского муниципального района Московской области 13 июня 2019 года принято постановление № 13 о согласии с изменением типа и категории сельских населённых пунктов Боброво, Бутово, Дрожжино, Измайлово, Лопатино, Новодрожжино сельского поселения Булатниковское Ленинского муниципального района Московской области (л. д. 55-74).
Согласие администрации Ленинского муниципального района Московской области было выражено в постановлении № 2109 от 13 июня 2019 года (л. д. 50).
17 июня 2019 года главой Ленинского муниципального района Московской области Губернатору Московской области направлены документы для решения вопроса об изменении типа и категории сельских населённых пунктов сельского поселения Булатниковское Ленинского муниципального района (л. д. 51).
Таким образом, из приведенного бесспорно следует, что инициатива изменения административно-территориального устройства сельского поселения принадлежала органу местного самоуправления, выражена в решении Совета депутатов муниципального образования, что полностью соответствует положениям статьи 9 Закона № 11/2013-ОЗ.
Одновременно с этим суд полагает необходимым отметить, что на основании ст. 1 Закон Московской области от 19 июля 2019 года № 172/2019-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Ленинского муниципального района» произошло объединение территории городского поселения Видное Ленинского муниципального района, городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района, сельского поселения Булатниковское Ленинского муниципального района, сельского поселения Володарское Ленинского муниципального района, сельского поселения Молоковское Ленинского муниципального района, сельского поселения Развилковское Ленинского муниципального района.
В результате произошедшего объединения поселения утратили статус муниципальных образований со дня вступления в силу данного Закона.
Муниципальное образование, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории Ленинского муниципального района, наделено статусом городского округа - Ленинский городской округ.
Закон Московской области от 19 июля 2019 года № 172/2019-ОЗ был предметом судебной проверки. Решением Московского областного суда от 12 декабря 2019 года в удовлетворении коллективного административного иска о признании недействующим этого Закона отказано (л. д. 112-130).
Несмотря на то, что данный судебный акт в силу положений ст. 64 КАС Российской Федерации не обладает преюдициальной силой при разрешении данного административного спора, однако вступившее в законную силу решение Московского областного суда является одним из доказательств законности оспариваемого Постановления Губернатора Московской области, поскольку при проверке правомерности Закона Московской области от 19 июля 2019 года № 172/2019-ОЗ в силу ч. 7 ст. 213 КАС суд не был связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выяснял обстоятельства по делу в полном объеме. То есть была проверена вся процедура принятия Закона Московской области от 19 июля 2019 года № 172/2019-ОЗ, в том числе, предшествующая его принятию.
Оценив относимость, допустимость, достоверность и достаточность представленных доказательств в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый акт принят в пределах установленной компетенции и с соблюдением требований закона, чьих-либо прав и интересов не нарушает.
Довод административного истца о несоответствии оспариваемого Постановления № 300-ПГ критериям, установленным в пункте 11 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 года «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР» не заслуживает внимания за несостоятельностью.
Целесообразность изменения административно-территориального устройства сельского поселения изложена в пояснительной записке администрации муниципального образования «Сельское поселение Булатниковского Ленинского муниципального района» (л. д. 92-93).
Кроме того, согласно объяснениям представителей административного ответчика, заинтересованных лиц, на территории указанных сельских населённых пунктов запланирована многоэтажная жилая застройка и развитие инфраструктуры, вследствие чего численность населения возрастёт многократно.
Не может быть принят во внимание также и довод административного истца о том, что в результате изменения административно-территориального устройства нарушены его права на получение льгот, установленных для сельских жителей. При этом административный истец не учитывает, что согласно положениям статьи 15.1 Закона Московской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан Московской области» № 5/171-П от 15 марта 2006 года меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, предоставляются лицам, которые пользовались ими до преобразования сельского населенного пункта или поселка городского типа в Московской области в город или объединения сельского населенного пункта или поселка городского типа в Московской области с городом, в случае, если указанное преобразование или объединение произошло после 1 июня 2015 года.
Таким образом, поскольку изменения административно-территориального устройства Ленинского муниципального района Московской области имели место после 1 июня 2015 года, все меры социальной поддержки для сельских жителей, которые были предусмотрены указанным законом Московской области, сохранены как для административного истца, если она пользовалась ими, так и для иных лиц.
Безосновательным является также иной довод Аникеевой И. А. - о нарушении её права на непосредственное осуществление местного самоуправления, поскольку такое право установлено ч. 2 ст. 3 и ст. 12 Конституции Российской Федерации и изменением административно-территориального устройства населённого пункта это право сохраняется.
С учетом совокупности приведенного, суд не усматривает оснований для признания оспариваемого Постановления Губернатора Московской области № 300-ПГ недействующим и удовлетворения заявленного административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим со дня принятия Постановление Губернатора Московской области от 27 июня 2019 года № 300-ПГ «Об изменении типа и категории сельских населённых пунктов сельского поселения Булатниковское Ленинского района Московской области» фио отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Г.В. Вердиян
Мотивированный текст решения
изготовлен 20 марта 2020 года