Судья Бардина Е.Е. №33а-1912/2021
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
29 июля 2021 года город Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего СЃСѓРґСЊРё Сабаевой Р.Рќ.,
судей Сафроновой Р›.Р., Георгиновой Рќ.Рђ.,
при секретаре Щекотихиной М.М.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании РІ помещении областного СЃСѓРґР° административное дело в„–2Р°-751/2021 РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Р¤РРћ2 Рє судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов РїРѕ особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов РїРѕ Орловской области Р¤РРћ1, Управлению Федеральной службы судебных приставов РїРѕ Орловской области Рѕ признании незаконным Рё отмене постановления РѕР± окончании исполнительного производства,
РїРѕ апелляционной жалобе Р¤РРћ2 РЅР° решение Советского районного СЃСѓРґР° <адрес> РѕС‚ 16 апреля 2021 РіРѕРґР°, которым административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад СЃСѓРґСЊРё Сафроновой Р›.Р., выслушав объяснения Р¤РРћ2 Рё её представителя Р¤РРћ6, поддержавших РґРѕРІРѕРґС‹ жалобы, возражения представителя административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов РїРѕ Орловской области РїРѕ доверенности Р¤РРћ7, возражения представителя заинтересованного лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса Рё энергосбережения Орловской области РїРѕ доверенности- Р¤РРћ8, судебная коллегия РїРѕ административным делам Орловского областного СЃСѓРґР°,
установила:
Р¤РРћ2 обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов РїРѕ особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов РїРѕ Орловской области (далее – РњРћРЎРџ РїРѕ РћРРџ УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Орловской области) Р¤РРћ1 Рѕ признании незаконным Рё отмене постановления.
Р’ обоснование заявленных требований указывала РЅР° то, что постановлением судебного пристава исполнителя РњРћРЎРџ РїРѕ РћРРџ УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Орловской области Р¤РРћ1 РѕС‚ 27 января 2021 РіРѕРґР° фактическим исполнением требованием окончено исполнительное производство в„–-РРџ РѕС‚ 13 июля 2020 РіРѕРґР°, взыскателем РїРѕ которому является Р¤РРћ2
Ссылалась на то, что постановление об окончании исполнительного производства является незаконным ввиду того, что судебным приставом- исполнителем не проверен расчет жилищной субсидии в соответствии с действующим законодательством.
РџРѕ указанным основаниям просила СЃСѓРґ признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Р¤РРћ1 РѕС‚ 21 января 2021 РіРѕРґР° РѕР± окончании исполнительного производства Рё обязать судебного пристава-исполнителя Р¤РРћ1 устранить нарушения прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов административного истца путем принятия всех мер принудительного исполнения Рє должнику СЃ целью выдачи последним сертификата (жилищной СЃСѓР±СЃРёРґРёРё) РЅР° состав семьи РёР· четырех человек, рассчитанный РІ соответствии СЃ действующим законодательством.
Судом постановлено указанное выше решение.
Р’ апелляционной жалобе Р¤РРћ2 РїСЂРѕСЃРёС‚ решение районного СЃСѓРґР° отменить, как незаконное Рё необоснованное, Рё принять РЅРѕРІРѕРµ решение.
Указывает на то, что судом не в полном объеме установлены юридически значимые обстоятельства, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Выражает несогласие с выводом суда о ее недобросовестности.
Полагает, что обжалуемое постановление судебного пристава-исполнителя подлежит отмене, поскольку ею государственный жилищный сертификат получен не был, не исполнены требования исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель не проверил правильность расчета государственной жилищной субсидии.
Административный ответчик - судебный пристав – исполнитель РњРћРЎРџ РїРѕ РћРРџ УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Орловской области Р¤РРћ1, заинтересованные лица: Р¤РРћ9, Р¤РРћ10, Р¤РРћ11, надлежаще извещенные Рѕ времени Рё месте судебного заседания, РІ судебное заседание РЅРµ явились, Рѕ рассмотрении дела РІ РёС… отсутствие или РѕР± отложении судебного заседании РЅРµ ходатайствовали.
При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что оснований для отмены судебного решения не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Статьей 360 КАС РФ установлено, что постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В силу частей 9 и 11 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно статье 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 47 Федерального закона РФ от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Как следует РёР· материалов дела Рё установлено СЃСѓРґРѕРј, РІ производстве РњРћРЎРџ РїРѕ РћРРџ УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Орловской области находилось исполнительное производство в„–-РРџ РѕС‚ <дата>, возбужденное РЅР° основании исполнительного листа ФС в„–, выданного <дата>, согласно которому РЅР° Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта Рё РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ хозяйства Орловской области возложена обязанность выдать Р¤РРћ2 государственный жилищный сертификат РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ выездом РёР· районов Крайнего Севера Рё приравненных Рє РЅРёРј местностей РЅР° состав семьи четыре человека.
Основанием для выдачи исполнительного документа послужило апелляционное определение судебной коллегии РїРѕ гражданским делам Орловской областного СЃСѓРґР° РѕС‚ <дата>, которым отменено решение Советского районного СЃСѓРґР° Рі. Орла РѕС‚ 22 апреля 2019 Рі., Рё постановлено РЅРѕРІРѕРµ решение Рѕ выдаче Р¤РРћ2 государственного жилищного сертификата.
РР· описательно-мотивировочной части апелляционного определения следует, что истец Рё третьи лица - Р¤РРћ11, Р¤РРћ9 Рё Р¤РРћ10, понимая выгоду расчета СЃСѓР±СЃРёРґРёРё РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· состава семьи 3 человека, настаивали РЅР° осуществлении ее расчета РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· состава семьи 4 человека.
Также, РЅРµ отрицали факта того, что Р¤РРћ9 Рё Р¤РРћ11 РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ имели намерения отказаться РѕС‚ права собственности РЅР° принадлежащий РёС… семье жилой РґРѕРј РїРѕ адресу: <адрес>, площадью <...>.Рј. РџСЂРё этом, РІ случае учета приобретения Р¤РРћ9 жилого РґРѕРјР° площадью <...> РєРІ.Рј. РІ период брака СЃ Р¤РРћ11 Рё намерения оставить РІ собственности Поповых Рё пользовании истца, доля, соответственно приходящаяся РЅР° истца РІ соответствии СЃ Рї. 16(2) Правил без признания зятя членом семьи истицы, составит 31,3 РєРІ. Рј ((18 x 3) - 22,7 РєРІ. Рј), Рё 26,6 РєРІ. Рј. ((18 x 4) - 45,4 РєРІ. Рј) РІ случае отнесения Р¤РРћ11 Рє членам семьи истца.
Также СЃСѓРґРѕРј установлено, что <дата> Р¤РРћ9 СЃ согласия СЃСѓРїСЂСѓРіР° Р¤РРћ11 подарила своему СЂРѕРґРЅРѕРјСѓ брату Р¤РРћ13 принадлежащий РёРј РЅР° праве общей совместной собственности жилой РґРѕРј РїРѕ адресу: <адрес>., переход права собственности зарегистрирован РІ Едином реестре недвижимости 1 апреля 2020 РіРѕРґР°.
Как следует РёР· содержания указанного апелляционного определения Рё протокола судебного заседания судебной коллегии РїРѕ гражданским делам Орловской областного СЃСѓРґР° РѕС‚ 27 мая 2020 Рі. Р¤РРћ11 Рё Р¤РРћ9 лично присутствовали РІ судебном заседании, однако РЅРµ указали РЅР° обстоятельства безвозмездного отчуждения РёРјРё 21 марта 2020 Рі. указанного выше жилого помещения (его дарение СЂРѕРґРЅРѕРјСѓ брату Р¤РРћ9 – Р¤РРћ13).
10 сентября 2020 РіРѕРґР° Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта Рё РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ хозяйства Орловской области Р¤РРћ2 выдан государственный жилищный сертификат серии РџРЎ в„– РІ размере <...>. для приобретения РЅР° территории Орловской области жилого помещения, РіРґРµ норматив общей жилой площади жилого помещения указан <...>
17 сентября 2020 РіРѕРґР° Р¤РРћ2 отказалась РѕС‚ получения жилищного сертификата, Рё собственноручно указала, что жилищный сертификат отказывается получать РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что неверно произведен расчет.
3 декабря 2020 РіРѕРґР° судебный пристав-исполнитель Р¤РРћ1 обратилась РІ судебную коллегию РїРѕ гражданским делам Орловского областного СЃСѓРґР° СЃ заявлением Рѕ разъяснении апелляционного определения, РіРґРµ просила разъяснить: необходимо ли Департаменту строительства, топливно- энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта Рё РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ хозяйства Орловской области учитывать произведенное отчуждение жилого помещения РѕС‚ 21 марта 2020 РіРѕРґР° РїСЂРё расчете государственного жилищного сертификата Р¤РРћ2
Определением судебной коллегии РїРѕ гражданским делам Орловского областного СЃСѓРґР° РѕС‚ 16 декабря 2020 РіРѕРґР° РІ удовлетворении указанного заявления отказано, поскольку неясностей, РЅРµ позволяющих уяснить смыл положений исполнительного документа СЃ учетом содержания апелляционного определения, РІ котором приняты РІРѕ внимание пределы заявленных Р¤РРћ2 требований, РЅРµ усматривается, поскольку РѕРЅ дословно РІРѕСЃРїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёС‚ резолютивную часть апелляционного определения.
27 января 2021 РіРѕРґР° судебным приставом-исполнителем Р¤РРћ1 вынесено постановление РѕР± окончании исполнительного производства РЅР° основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона Р Р¤ РѕС‚ 2 октября 2007 РіРѕРґР° в„–229-ФЗ «Об исполнительном производстве» РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ полным исполнением требований исполнительного документа.
Несогласие Р¤РРћ2 СЃ окончанием исполнительного производства явилось основанием для обращения РІ СЃСѓРґ СЃ настоящим заявлением, РІ обоснование РґРѕРІРѕРґРѕРІ которого РѕРЅР° ссылалась РЅР° неправильность исчисления судебным приставом-исполнителем размера государственной жилищной СЃСѓР±СЃРёРґРёРё, полагая, что размер социальной выплаты рассчитывается РЅР° дату выдачи сертификата, необходимо было РїСЂРё выдаче государственного жилищного сертификата норматив общей жилой площади жилого помещения рассчитывать путем вычета кадастровой стоимости отчужденного жилого помещения, РЅРѕ РЅРµ его площади.
Проверяя доводы административного истца, судом установлены следующие обстоятельства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. №153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - Правила).
В силу пункта 12 Правил размер социальной выплаты рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата.
Как следует из положений пункта 16 (2) Правил в случае принятия гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте «а» или «е» пункта 5 настоящих Правил, либо гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте «з» пункта 5 настоящих Правил (в отношении жилого помещения, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и (или) за их пределами), решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, либо в случае, если в отношении права собственности на жилое помещение, подлежащее отчуждению, установлены обременения в соответствии с законодательством Российской Федерации, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания.
Право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику ведомственной целевой программы только в случае, если определенный в порядке, указанном в настоящем пункте, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику ведомственной целевой программы возможна при условии подписания указанным гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения (для граждан, проживающих в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищном фонде) или обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности указанных граждан жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.
Признавая требования Р¤РРћ2 РЅРµ подлежащими удовлетворению, СЃСѓРґ первой инстанции РёСЃС…РѕРґРёР» РёР· того, что оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя принято СЃ соблюдением требований закона, уполномоченным лицом РІ пределах его компетенции, соответствует положениям Федерального закона РѕС‚ 2 октября 2007 РіРѕРґР° в„–229ФЗ «Об исполнительном производстве».
Кроме того, проверяя законность обжалуемого постановления, суд учел, что судебный пристав-исполнитель, принимая оспариваемое постановление установил, что требования исполнительного документа исполнены в полном объеме.
Р¤РРћ2 выдан государственный жилищный сертификат РЅР° основании апелляционного определения судебной коллегии РїРѕ гражданским делам Орловского областного СЃСѓРґР° РѕС‚ 27 мая 2020 РіРѕРґР°, СЃ учетом состава семьи (4 человека), норматива общей площади помещения 26,6 РєРІ.Рј., норматива стоимости 1 РєРІ.Рј. РЅР° 2 полугодие 2020 РіРѕРґР°, повышающего коэффициента Рє нормативу стоимости 1 РєРІ.Рј., норматива предоставления социальной выплаты 90%.
Однако взыскатель отказалась от его получения.
Таким образом, у судебного пристава-исполнителя имелись правовые основания для вынесения постановления об окончании исполнительного производства в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.
РџСЂРё изложенных обстоятельствах, СЃСѓРґ первой инстанции пришел Рє правильному выводу Рѕ том, что правовых оснований для признания незаконным постановления судебного пристава-исполнителя РЅРµ имеется, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем обоснованно отказал РІ удовлетворении административных исковых требований Р¤РРћ2
Оснований не согласиться с данным выводом судебная коллегия не усматривает, поскольку он соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в его законности и обоснованности.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что судебный пристав-исполнитель должен был проверить правильность расчета государственной жилищной субсидии, являются несостоятельными, поскольку при проверке фактического исполнения требований исполнительного документа в компетенцию судебного пристава-исполнителя входит установление факта изготовления и выдачи взыскателю государственного жилищного сертификата, а не правильность расчета предлагаемой субсидии. Таким образом, судебный пристав-исполнитель обоснованно посчитал исполненным апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 27 мая 2020 года.
Несогласие Р¤РРћ2 СЃ выводом СЃСѓРґР° РѕР± ее недобросовестности, РЅРµ влекут отмену обжалуемого судебного решения, поскольку СЃСѓРґ дал оценку действиям административного истца РЅР° основании пояснений ее представителей Р¤РРћ15 Рё Р¤РРћ6, данными РІ С…РѕРґРµ судебного разбирательства СЃ учетом требований законодательства.
Рные РґРѕРІРѕРґС‹ заявителя апелляционной жалобы РЅРµ содержат ссылок РЅР° обстоятельства, которые имели Р±С‹ юридическое значение для вынесения судебного акта РїРѕ существу, влияли Р±С‹ РЅР° обоснованность Рё законность судебного решения, либо опровергали выводы СЃСѓРґР°.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, и являются мотивированными, они соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующим рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи; юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Советского районного СЃСѓРґР° Рі.Орла РѕС‚ 16 апреля 2021 РіРѕРґР° оставить без изменения, апелляционную жалобу Р¤РРћ2 – без удовлетворения.
Кассационная жалоба на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий судья
РЎСѓРґСЊРё
Судья Бардина Е.Е. №33а-1912/2021
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
29 июля 2021 года город Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего СЃСѓРґСЊРё Сабаевой Р.Рќ.,
судей Сафроновой Р›.Р., Георгиновой Рќ.Рђ.,
при секретаре Щекотихиной М.М.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании РІ помещении областного СЃСѓРґР° административное дело в„–2Р°-751/2021 РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Р¤РРћ2 Рє судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов РїРѕ особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов РїРѕ Орловской области Р¤РРћ1, Управлению Федеральной службы судебных приставов РїРѕ Орловской области Рѕ признании незаконным Рё отмене постановления РѕР± окончании исполнительного производства,
РїРѕ апелляционной жалобе Р¤РРћ2 РЅР° решение Советского районного СЃСѓРґР° <адрес> РѕС‚ 16 апреля 2021 РіРѕРґР°, которым административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад СЃСѓРґСЊРё Сафроновой Р›.Р., выслушав объяснения Р¤РРћ2 Рё её представителя Р¤РРћ6, поддержавших РґРѕРІРѕРґС‹ жалобы, возражения представителя административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов РїРѕ Орловской области РїРѕ доверенности Р¤РРћ7, возражения представителя заинтересованного лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса Рё энергосбережения Орловской области РїРѕ доверенности- Р¤РРћ8, судебная коллегия РїРѕ административным делам Орловского областного СЃСѓРґР°,
установила:
Р¤РРћ2 обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов РїРѕ особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов РїРѕ Орловской области (далее – РњРћРЎРџ РїРѕ РћРРџ УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Орловской области) Р¤РРћ1 Рѕ признании незаконным Рё отмене постановления.
Р’ обоснование заявленных требований указывала РЅР° то, что постановлением судебного пристава исполнителя РњРћРЎРџ РїРѕ РћРРџ УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Орловской области Р¤РРћ1 РѕС‚ 27 января 2021 РіРѕРґР° фактическим исполнением требованием окончено исполнительное производство в„–-РРџ РѕС‚ 13 июля 2020 РіРѕРґР°, взыскателем РїРѕ которому является Р¤РРћ2
Ссылалась на то, что постановление об окончании исполнительного производства является незаконным ввиду того, что судебным приставом- исполнителем не проверен расчет жилищной субсидии в соответствии с действующим законодательством.
РџРѕ указанным основаниям просила СЃСѓРґ признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Р¤РРћ1 РѕС‚ 21 января 2021 РіРѕРґР° РѕР± окончании исполнительного производства Рё обязать судебного пристава-исполнителя Р¤РРћ1 устранить нарушения прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов административного истца путем принятия всех мер принудительного исполнения Рє должнику СЃ целью выдачи последним сертификата (жилищной СЃСѓР±СЃРёРґРёРё) РЅР° состав семьи РёР· четырех человек, рассчитанный РІ соответствии СЃ действующим законодательством.
Судом постановлено указанное выше решение.
Р’ апелляционной жалобе Р¤РРћ2 РїСЂРѕСЃРёС‚ решение районного СЃСѓРґР° отменить, как незаконное Рё необоснованное, Рё принять РЅРѕРІРѕРµ решение.
Указывает на то, что судом не в полном объеме установлены юридически значимые обстоятельства, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Выражает несогласие с выводом суда о ее недобросовестности.
Полагает, что обжалуемое постановление судебного пристава-исполнителя подлежит отмене, поскольку ею государственный жилищный сертификат получен не был, не исполнены требования исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель не проверил правильность расчета государственной жилищной субсидии.
Административный ответчик - судебный пристав – исполнитель РњРћРЎРџ РїРѕ РћРРџ УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Орловской области Р¤РРћ1, заинтересованные лица: Р¤РРћ9, Р¤РРћ10, Р¤РРћ11, надлежаще извещенные Рѕ времени Рё месте судебного заседания, РІ судебное заседание РЅРµ явились, Рѕ рассмотрении дела РІ РёС… отсутствие или РѕР± отложении судебного заседании РЅРµ ходатайствовали.
При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что оснований для отмены судебного решения не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Статьей 360 КАС РФ установлено, что постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В силу частей 9 и 11 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно статье 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 47 Федерального закона РФ от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Как следует РёР· материалов дела Рё установлено СЃСѓРґРѕРј, РІ производстве РњРћРЎРџ РїРѕ РћРРџ УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Орловской области находилось исполнительное производство в„–-РРџ РѕС‚ <дата>, возбужденное РЅР° основании исполнительного листа ФС в„–, выданного <дата>, согласно которому РЅР° Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта Рё РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ хозяйства Орловской области возложена обязанность выдать Р¤РРћ2 государственный жилищный сертификат РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ выездом РёР· районов Крайнего Севера Рё приравненных Рє РЅРёРј местностей РЅР° состав семьи четыре человека.
Основанием для выдачи исполнительного документа послужило апелляционное определение судебной коллегии РїРѕ гражданским делам Орловской областного СЃСѓРґР° РѕС‚ <дата>, которым отменено решение Советского районного СЃСѓРґР° Рі. Орла РѕС‚ 22 апреля 2019 Рі., Рё постановлено РЅРѕРІРѕРµ решение Рѕ выдаче Р¤РРћ2 государственного жилищного сертификата.
РР· описательно-мотивировочной части апелляционного определения следует, что истец Рё третьи лица - Р¤РРћ11, Р¤РРћ9 Рё Р¤РРћ10, понимая выгоду расчета СЃСѓР±СЃРёРґРёРё РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· состава семьи 3 человека, настаивали РЅР° осуществлении ее расчета РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· состава семьи 4 человека.
Также, РЅРµ отрицали факта того, что Р¤РРћ9 Рё Р¤РРћ11 РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ имели намерения отказаться РѕС‚ права собственности РЅР° принадлежащий РёС… семье жилой РґРѕРј РїРѕ адресу: <адрес>, площадью <...>.Рј. РџСЂРё этом, РІ случае учета приобретения Р¤РРћ9 жилого РґРѕРјР° площадью <...> РєРІ.Рј. РІ период брака СЃ Р¤РРћ11 Рё намерения оставить РІ собственности Поповых Рё пользовании истца, доля, соответственно приходящаяся РЅР° истца РІ соответствии СЃ Рї. 16(2) Правил без признания зятя членом семьи истицы, составит 31,3 РєРІ. Рј ((18 x 3) - 22,7 РєРІ. Рј), Рё 26,6 РєРІ. Рј. ((18 x 4) - 45,4 РєРІ. Рј) РІ случае отнесения Р¤РРћ11 Рє членам семьи истца.
Также СЃСѓРґРѕРј установлено, что <дата> Р¤РРћ9 СЃ согласия СЃСѓРїСЂСѓРіР° Р¤РРћ11 подарила своему СЂРѕРґРЅРѕРјСѓ брату Р¤РРћ13 принадлежащий РёРј РЅР° праве общей совместной собственности жилой РґРѕРј РїРѕ адресу: <адрес>., переход права собственности зарегистрирован РІ Едином реестре недвижимости 1 апреля 2020 РіРѕРґР°.
Как следует РёР· содержания указанного апелляционного определения Рё протокола судебного заседания судебной коллегии РїРѕ гражданским делам Орловской областного СЃСѓРґР° РѕС‚ 27 мая 2020 Рі. Р¤РРћ11 Рё Р¤РРћ9 лично присутствовали РІ судебном заседании, однако РЅРµ указали РЅР° обстоятельства безвозмездного отчуждения РёРјРё 21 марта 2020 Рі. указанного выше жилого помещения (его дарение СЂРѕРґРЅРѕРјСѓ брату Р¤РРћ9 – Р¤РРћ13).
10 сентября 2020 РіРѕРґР° Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта Рё РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ хозяйства Орловской области Р¤РРћ2 выдан государственный жилищный сертификат серии РџРЎ в„– РІ размере <...>. для приобретения РЅР° территории Орловской области жилого помещения, РіРґРµ норматив общей жилой площади жилого помещения указан <...>
17 сентября 2020 РіРѕРґР° Р¤РРћ2 отказалась РѕС‚ получения жилищного сертификата, Рё собственноручно указала, что жилищный сертификат отказывается получать РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что неверно произведен расчет.
3 декабря 2020 РіРѕРґР° судебный пристав-исполнитель Р¤РРћ1 обратилась РІ судебную коллегию РїРѕ гражданским делам Орловского областного СЃСѓРґР° СЃ заявлением Рѕ разъяснении апелляционного определения, РіРґРµ просила разъяснить: необходимо ли Департаменту строительства, топливно- энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта Рё РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ хозяйства Орловской области учитывать произведенное отчуждение жилого помещения РѕС‚ 21 марта 2020 РіРѕРґР° РїСЂРё расчете государственного жилищного сертификата Р¤РРћ2
Определением судебной коллегии РїРѕ гражданским делам Орловского областного СЃСѓРґР° РѕС‚ 16 декабря 2020 РіРѕРґР° РІ удовлетворении указанного заявления отказано, поскольку неясностей, РЅРµ позволяющих уяснить смыл положений исполнительного документа СЃ учетом содержания апелляционного определения, РІ котором приняты РІРѕ внимание пределы заявленных Р¤РРћ2 требований, РЅРµ усматривается, поскольку РѕРЅ дословно РІРѕСЃРїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёС‚ резолютивную часть апелляционного определения.
27 января 2021 РіРѕРґР° судебным приставом-исполнителем Р¤РРћ1 вынесено постановление РѕР± окончании исполнительного производства РЅР° основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона Р Р¤ РѕС‚ 2 октября 2007 РіРѕРґР° в„–229-ФЗ «Об исполнительном производстве» РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ полным исполнением требований исполнительного документа.
Несогласие Р¤РРћ2 СЃ окончанием исполнительного производства явилось основанием для обращения РІ СЃСѓРґ СЃ настоящим заявлением, РІ обоснование РґРѕРІРѕРґРѕРІ которого РѕРЅР° ссылалась РЅР° неправильность исчисления судебным приставом-исполнителем размера государственной жилищной СЃСѓР±СЃРёРґРёРё, полагая, что размер социальной выплаты рассчитывается РЅР° дату выдачи сертификата, необходимо было РїСЂРё выдаче государственного жилищного сертификата норматив общей жилой площади жилого помещения рассчитывать путем вычета кадастровой стоимости отчужденного жилого помещения, РЅРѕ РЅРµ его площади.
Проверяя доводы административного истца, судом установлены следующие обстоятельства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. №153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - Правила).
В силу пункта 12 Правил размер социальной выплаты рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата.
Как следует из положений пункта 16 (2) Правил в случае принятия гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте «а» или «е» пункта 5 настоящих Правил, либо гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте «з» пункта 5 настоящих Правил (в отношении жилого помещения, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и (или) за их пределами), решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, либо в случае, если в отношении права собственности на жилое помещение, подлежащее отчуждению, установлены обременения в соответствии с законодательством Российской Федерации, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания.
Право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику ведомственной целевой программы только в случае, если определенный в порядке, указанном в настоящем пункте, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику ведомственной целевой программы возможна при условии подписания указанным гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения (для граждан, проживающих в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищном фонде) или обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности указанных граждан жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.
Признавая требования Р¤РРћ2 РЅРµ подлежащими удовлетворению, СЃСѓРґ первой инстанции РёСЃС…РѕРґРёР» РёР· того, что оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя принято СЃ соблюдением требований закона, уполномоченным лицом РІ пределах его компетенции, соответствует положениям Федерального закона РѕС‚ 2 октября 2007 РіРѕРґР° в„–229ФЗ «Об исполнительном производстве».
Кроме того, проверяя законность обжалуемого постановления, суд учел, что судебный пристав-исполнитель, принимая оспариваемое постановление установил, что требования исполнительного документа исполнены в полном объеме.
Р¤РРћ2 выдан государственный жилищный сертификат РЅР° основании апелляционного определения судебной коллегии РїРѕ гражданским делам Орловского областного СЃСѓРґР° РѕС‚ 27 мая 2020 РіРѕРґР°, СЃ учетом состава семьи (4 человека), норматива общей площади помещения 26,6 РєРІ.Рј., норматива стоимости 1 РєРІ.Рј. РЅР° 2 полугодие 2020 РіРѕРґР°, повышающего коэффициента Рє нормативу стоимости 1 РєРІ.Рј., норматива предоставления социальной выплаты 90%.
Однако взыскатель отказалась от его получения.
Таким образом, у судебного пристава-исполнителя имелись правовые основания для вынесения постановления об окончании исполнительного производства в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.
РџСЂРё изложенных обстоятельствах, СЃСѓРґ первой инстанции пришел Рє правильному выводу Рѕ том, что правовых оснований для признания незаконным постановления судебного пристава-исполнителя РЅРµ имеется, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем обоснованно отказал РІ удовлетворении административных исковых требований Р¤РРћ2
Оснований не согласиться с данным выводом судебная коллегия не усматривает, поскольку он соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в его законности и обоснованности.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что судебный пристав-исполнитель должен был проверить правильность расчета государственной жилищной субсидии, являются несостоятельными, поскольку при проверке фактического исполнения требований исполнительного документа в компетенцию судебного пристава-исполнителя входит установление факта изготовления и выдачи взыскателю государственного жилищного сертификата, а не правильность расчета предлагаемой субсидии. Таким образом, судебный пристав-исполнитель обоснованно посчитал исполненным апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 27 мая 2020 года.
Несогласие Р¤РРћ2 СЃ выводом СЃСѓРґР° РѕР± ее недобросовестности, РЅРµ влекут отмену обжалуемого судебного решения, поскольку СЃСѓРґ дал оценку действиям административного истца РЅР° основании пояснений ее представителей Р¤РРћ15 Рё Р¤РРћ6, данными РІ С…РѕРґРµ судебного разбирательства СЃ учетом требований законодательства.
Рные РґРѕРІРѕРґС‹ заявителя апелляционной жалобы РЅРµ содержат ссылок РЅР° обстоятельства, которые имели Р±С‹ юридическое значение для вынесения судебного акта РїРѕ существу, влияли Р±С‹ РЅР° обоснованность Рё законность судебного решения, либо опровергали выводы СЃСѓРґР°.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, и являются мотивированными, они соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующим рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи; юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Советского районного СЃСѓРґР° Рі.Орла РѕС‚ 16 апреля 2021 РіРѕРґР° оставить без изменения, апелляционную жалобу Р¤РРћ2 – без удовлетворения.
Кассационная жалоба на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий судья
РЎСѓРґСЊРё