Дело № 2-2291/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 сентября 2017
Московский районный суд г. Калининграда в составе
председательствующего судьи Бондарева В.В.
при секретаре Пичуриной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калининградского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц в сфере безопасности на железнодорожном транспорте к ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» о понуждении совершить определенные действия
УСТАНОВИЛ:
Калининградский транспортный прокурор обратился в суд с данным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в сфере соблюдения законодательства о безопасности на железнодорожном транспорте, в порядке ст. 45 ГПК РФ, указав, что Калининградской транспортной прокуратурой с привлечением специалистов Северо-Западного Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведена проверка исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в Федеральном государственном унитарном предприятии «Калининградский морской рыбный порт», в ходе которой выявлены нарушения законодательства, регламентирующего вопросы лицензионных требований осуществления погрузо–разгрузочной деятельности с опасными грузами на железнодорожном транспорте.
В нарушение требований законодательства работники ФГУП «Калининградский морской рыбный порт», чья трудовая деятельность связана с погрузо-разгрузочными работами опасных грузов на железнодорожном транспорте до настоящего времени не аттестованы в установленном законом порядке и не проходят повышение квалификации по требуемой специализации из расчета не реже 1 раза в 3 года.
Просил обязать ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» направить на повышение квалификации и дальнейшую аттестацию работников, деятельность которых связана с погрузочно-разгрузочной деятельностью применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, установив срок исполнения исковых требований - до 31.12.2017.
Позже Калининградский транспортный прокурор уточнил исковые требования, просит установить срок исполнения исковых требований до 1.06.2018.
В судебное заседание Калининградский транспортный прокурор не явился, извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела без его участия в связи с занятостью сотрудников транспортной прокуратуры, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» по доверенности Панасевич А.А. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился.
Представитель третьего лица Северо-Западного Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. Ранее представил заявление о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.
В соответствии с п. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению, учитывая следующее.
Согласно п. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации. Железнодорожный транспорт в Российской Федерации во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации.
Железнодорожный транспорт в Российской Федерации (далее - железнодорожный транспорт) состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.
В силу ст. 2 вышеуказанного закона под железнодорожным транспортом необщего пользования понимается совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество и предназначенных для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», опасный груз - груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.
Согласно определению, данному в приложении №1 «Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом» (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.1994 N 50) опасные грузы - вещества, материалы, изделия и опасные отходы, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению и (или) уничтожению материальных ценностей.
В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установлен «Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте», утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.03.2012 N 221.
Согласно п.п. «ж» п. 4 указанного Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату), является, в том числе, наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) работников, деятельность которых связана с осуществлением лицензируемой деятельности, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям, аттестованных в установленном порядке и проходящих повышение квалификации по требуемой специализации не реже 1 раза в 3 года.
В силу п. 4 ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» работники организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и заключившие трудовые договоры с работодателями - индивидуальными предпринимателями работники, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний правил технической эксплуатации железных дорог, инструкции по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте, а также иных нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Работники, ответственные за погрузку, размещение, крепление грузов в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов, должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний технических условий размещения и крепления грузов в железнодорожном подвижном составе.
Работники, не прошедшие аттестаций, не допускаются к выполнению определенных в настоящем пункте работ.
Порядок и сроки проведения указанных аттестаций, а также порядок формирования аттестационных комиссий устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Из материалов гражданского дела установлено, что Калининградской транспортной прокуратурой совместно с Северо-Западным Управлением государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности движения на железнодорожном транспорте в отношении ФГУП «Калининградский морской рыбный порт», в том числе, на железнодорожных путях необщего пользования, находящихся по адресу: г. Калининград, ул. 5-я Причальная, д. 1. Станция примыкания Калининград-Сортировочный Калининградской железной дороги – филиала ОАО «РЖД». В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами. Согласно п. 1 справки по участию в проверке от 15.05.2017, работники, деятельность которых связана с осуществлением лицензируемой деятельности (погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте), не аттестованы в установленном порядке и не проходят повышение квалификации по требуемой специализации не реже 1 раза в 3 года.
Согласно лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» имеет право на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Из выписки из штатного расписания по состоянию на 24.05.2017, следует, что на предприятии ответчика предусмотрены штатные единицы в грузовом комплексе (начальник грузового комплекса, старший стивидор, стивидор), в службе эксплуатации железнодорожных путей (начальник службы), на железнодорожном участке грузового комплекса (диспетчер (старший), машинист тепловоза – инструктор, мастер дорожный), на железнодорожном участке топливно – грузового комплекса (мастер дорожный), в топливно – грузовом комплексе (начальник топливно – грузового комплекса), в отделе эксплуатации (начальник смены).
Согласно разделу 2 Устава ФГУП «Калининградский морской рыбный порт», утвержденного приказом Федерального агентства по рыболовству от 24.03.2010, предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли, для достижения которых предприятие осуществляет в установленном законодательством порядке, в том числе, погрузочно – разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, на железнодорожном транспорте.
Таким образом, учитывая, что в штате ответчика имеются работники, деятельность которых связана с осуществлением лицензируемой деятельности, а именно осуществляющие погрузочно – разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, следовательно, указанные работники должны быть аттестованы в установленном законом порядке и проходить повышение квалификации не реже 1 раза в 3 года.
Отсутствие у ответственных должностных лиц такой аттестации угрожает устойчивому и безопасному осуществлению лицензируемой деятельности, связанной с опасными грузами, а также жизни и здоровью неопределенного круга лиц, окружающей среде, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
При этом представитель ответчика исковые требования признал в судебном заседании.
Исходя из изложенного, суд считает требования Калининградского транспортного прокурора правомерными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В соответствии с требованиями вышеуказанной статьи, а так же с учетом того, что для прохождения повышения квалификации, аттестации требуются временные затраты, суд находит возможным установить ответчику срок для исполнения требований прокурора по данному иску до 1 июня 2018 года.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ суд полагает необходимым взыскать с ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» государственную пошлину, от уплаты которой истец был освобожден на основании п. п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, в размере 300 рублей.
РЕШИЛ:
Исковые требования Калининградского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц в сфере безопасности на железнодорожном транспорте к ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» о понуждении совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» направить на повышение квалификации, аттестацию работников, деятельность которых связана с погрузочно-разгрузочной деятельностью применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте
Установить срок исполнения требований до 01.06. 2018.
Взыскать с ответчика ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» госпошлину в местный бюджет городского округа «Город Калининград» в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Московский районный суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Окончательное решение изготовлено 25 сентября 2017г.
Судья: Бондарев В.В.