РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 сентября 2014 года поселок Нижний Ингаш
Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Савченко Л.В.,
при секретаре Соколовой И.Д.,
с участием помощника прокурора Рудаковой Е.Ю., представителя ответчика Ш. (по доверенности), представителя третьего лица М. (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нижнеингашского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края об обязании определить места размещения контейнерных площадок и осуществить мероприятия по организации сбора твердых бытовых отходов в течение десяти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда,
установил:
прокурор Нижнеингашского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации МО поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края об обязании определить места размещения контейнерных площадок и осуществить мероприятия по организации сбора твердых бытовых отходов, а именно: оборудовать специализированные контейнерные площадки с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченные бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющие подъездной путь для автотранспорта на всей территории поселка Нижний Ингаш, обеспечив расположение указанных площадок на расстоянии не менее 20 м, но не более 100 м до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом; разместить на специализированных контейнерных площадках мусоросборники для сбора твердых бытовых отходов, - в течение десяти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. Заявленные требования мотивированы тем, что по результатам проверки, проведенной прокуратурой Нижнеингашского района, установлено, что на территории п. Нижний Ингаш сбор твердых бытовых отходов надлежащим образом не организован, контейнерные площадки для мусоросборников не оборудованы, сами мусоросборники не установлены ни на одной из улиц поселения. Возле многоквартирных домов <адрес>, а также домов <адрес> выявлены свалки мусора, мусор ежедневно не убирается, мусорных контейнеров около указанных домов не имеется. Приложением № к договору управления многоквартирными домами от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень работ и услуг по содержанию и ремонту имущества в жилых домах, согласно которому управляющая организация ООО «Нижнеингашский коммунальный комплекс» обязана производить вывоз ТБО по графику, но не реже 1 раза в неделю, и осуществлять очистку контейнерной площадки, урны от мусора -ежедневно. Для осуществления данных работ администрацией п. Нижний Ингаш должны быть определены места размещения контейнерных площадок, а также оборудованы сами контейнерные площадки. Прокуратурой района на протяжении 2013-2014 года вносились представления в администрацию поселка Нижний Ингаш о несоблюдении требований природоохранного законодательства в части не осуществлении обязанности по сбору и организации вывоза твердых бытовых отходов. Ответчиком в целях устранения выявленных нарушений производятся работы по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, но мер к установлению на территории поселения контейнеров для сбора мусора длительное время не предпринимается. Указанное свидетельствует о нарушении прав граждан поселка Нижний Ингаш на благоприятную окружающую среду и на комфортную среду проживания, что послужило причиной обращения прокурора с иском в суд в порядке ч. 1 ст. 45 УПК РФ.
В судебном заседании помощник прокурора Рудакова Е.Ю. заявленные требования поддержала в полном объеме по мотивам, изложенным в исковом заявлении; дополнительно пояснила, что после обращения в суд выявленные нарушения не устранены, контейнерные площадки с мусоросборниками для сбора твердых бытовых отходов на территории п. Нижний Ингаш не организованы. Возле многоквартирных жилых домов в <адрес> и <адрес> имеются свалки бытового мусора, отчего страдает и внешний облик муниципального образования, а главное нарушаются права граждан поселка на благоприятную окружающую среду.
Представитель ответчика Ш. исковые требования признала частично, согласна с требованиями об обязании Администрации п. Нижний Ингаш определить места размещения контейнерных площадок на всей территории поселения, осуществить мероприятия по организации сбора твердых бытовых отходов, в части оборудования специализированных контейнерных площадок бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченных бордюром и имеющих подъездной путь для автотранспорта, обеспечив расположение указанных площадок на расстоянии не менее 20 м., но не более 100 м. до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом, также согласна с требованием о размещении на специализированных контейнерных площадках мусоросборников для сбора твердых бытовых отходов. При этом возражает относительно требований об обязании ответчика оборудовать специализированные контейнерные площадки зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру, ввиду отсутствия у ответчика материальных и трудовых ресурсов для этого. Также не согласна со сроком на устранение выявленных нарушений в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая такой срок недостаточным для выполнения требуемых работ. Суду пояснила, что администрацией п. Нижний Ингаш в 2012 году приобретено 20 контейнеров для сбора твердых бытовых отходов на территории поселка Нижний Ингаш. Однако средств на оборудование специализированных контейнерных площадок в соответствии с нормами законодательства, у администрации п. Нижний Ингаш не имеется, поскольку расходы в данной части не заложены в бюджет муниципального образования на 2014 год. Формирование бюджета на 2015 год произойдет только в ноябре 2014 года. По данной причине полагает указанный в иске срок на выполнение работ в течение 10 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, недостаточным. При этом пояснила, что на основании принятого судом решения, администрация п. Нижний Ингаш заложит в бюджет требуемые расходы, связанные с исполнением судебного акта. В настоящее время сбор твердого бытового мусора осуществляется жителями непосредственно в мусороуборочную машину, проезжающую по улицам поселения в дни, установленные графиком сбора мусора.
Представитель третьего лица – ООО «Нижнеингашский коммунальный комплекс» М. исковые требования прокурора поддержала в полном объеме, пояснила, что для сбора твердых бытовых отходов на территории поселка Нижний Ингаш, - управляющей компанией ООО «Нижнеингашкий коммунальный комплекс» приобретена специализированная техника для автоматизированного сбора бытового мусора непосредственно из контейнеров-мусоросборников. Администрацией п. Нижний Ингаш еще в 2012 году приобретены указанные контейнеры – мусоросборники в количестве 20 штук. Но ввиду отсутствия в п. Нижний Ингаш оборудованных площадок для контейнеров, жители вынуждены выбрасывать накопившийся у них мусор вручную, в мусороуборочную машину, которая проезжает по улицам поселка по заранее утвержденному графику – от 1 до 3-х раз в неделю в выходной день в отведенные часы. Поскольку данный порядок не устраивает жителей домов, то многие отказываются от услуг по вывозу твердых бытовых отходов, из-за чего в населенном пункте появляются несанкционированные свалки мусора. Дополнительно пояснила, что размещение контейнеров для сбора твердых бытовых отходов на специально оборудованных площадках упростит работу управляющей компании, которая в свою очередь готова помочь администрации поселка провести работы по озеленению площадок зелеными насаждениями (кустарниками)
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему:
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Право граждан на благоприятную окружающую среду установлено статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". В соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относиться к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 15 того же Федерального закона организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическое благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. ст. 12, 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, в соответствии со своей компетенцией. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Контейнерные площадки для сбора твердых бытовых отходов устанавливаются в соответствии с СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», а также СанПин 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.07.2010 № 64.
На основании п. 2.1.3. СанПиН 42-128-4690-88 на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Согласно п. п. 8.2.4, 8.2.5 "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях СанПин 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.07.2010 № 64 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров. В силу статьи 3 Федерального закона от 20.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую, среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Пунктом 2.2.1 "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР от 05.08.1988 № 4690-88) предусмотрено, что при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше + 5 град.) не более одних (ежедневный вывоз).
В соответствии с 3.7.2 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее - Правил и норм) сбор бытовых отходов следует производить в переносные металлические мусоросборники вместимостью до 100 установленные под навесом, для жилых домов с населением до 200 чел.; контейнеры вместимостью до 800 л - для домов с населением 200 человек и более.
Согласно п.3.7.4 указанных Правил и норм мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
На основании п.3.7.6 Правил и норм мусоросборники необходимой размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20 м., но не более 100 м. от входных подъездов.
Судом установлено, что между администрацией п. Нижний Ингаш и ООО «Нижнеингашский коммунальный комплекс» заключен договор № 2-13К управления многоквартирными домами от 06.02.2013 года. По условиям договора администрация п. Нижний Ингаш передала управляющей компании «Нижнеингашский коммунальный комплекс» управление многоквартирными домами, помещения в которых находятся в муниципальной собственности по адресам, указанным в Приложении № 1 к договору.
На территории поселка Нижний Ингаш в соответствии с действующими нормами контейнерные площадки не оборудованы, мусоросборники для сбора бытовых отходов не установлены ни на одной их улиц поселения. Возле многоквартирных домов <адрес>, а также домов <адрес> выявлены свалки мусора, мусор ежедневно не убирается. Мусорных контейнеров около указанных домов не имеется.
Приложением № 4 к договору № 2-13К управления многоквартирными домами от 06.02.2013 года утвержден перечень работ и услуг по содержанию и ремонту имущества в жилых домах, согласно которому управляющая организация ООО «Нижнеингашский коммунальный комплекс» обязана производить вывоз ТБО по графику, но не реже 1 раза в неделю, и осуществлять очистку контейнерной площадки, урн от мусора -ежедневно. Для осуществления очистки контейнерных площадок ежедневно, в соответствии с требованиями законодательства, администрацией должны быть определены места размещения и оборудованы контейнерные площадки для сбора ТБО.
Указанные вопросы местного значения не решаются администрацией п. Нижний Ингаш Красноярского края, на которую законом возложена обязанность по организации утилизации и переработки бытовых отходов, что не отрицается сторонами в судебном заседании и подтверждается исследованными судом материалами дела.
С учетом изложенного, а также того, что требование об озеленении контейнерных площадок зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру предусмотрено СанПиН, - суд считает несостоятельными доводы представителя ответчика об отсутствии у Администрации п. Нижний Ингаш материальных и трудовых ресурсов для выполнения данных работ.
Из пояснений, данных суду представителем ответчика Ш., следует, что администрацией п. Нижний Ингаш в 2012 году приобретено 20 контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, которые фактически не используются для нужд жителей многоквартирных домов поселка. Контейнеры не установлены ввиду отсутствия специально оборудованных для них площадок, а также отсутствия в бюджете муниципального образования на 2014 год заложенных на данные цели средств. Формирование бюджета на 2015 год произойдет только в ноябре 2014 года. По данной причине представитель ответчика полагает указанный в иске срок на выполнение работ – в течение 10 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, - недостаточным.
Ст.56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств осуществления контроля администрацией поселка Нижний Ингаш за исполнением вышеуказанного договора суду не представлено, равно как и доказательств исполнения договора ООО «Нижнеингашский коммунальный комплекс». Отсутствие денежных средств не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации в качестве основания для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов наделены рядом полномочий, в том числе полномочиями формировать, утверждать и исполнять бюджет поселения и района и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета. Указанные полномочия закреплены подпунктом 1 пункта 1 статьи 14, подпунктом 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ.
С учетом изложенного, суд приходит к убеждению, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
исковые требования прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию МО поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района определить места размещений контейнерных площадок на всей территории п. Нижний Ингаш.
Обязать администрацию МО поселка Нижний Ингаш осуществить мероприятия по надлежащей организации сбора твердых бытовых отходов на территории поселения, а именно:
- оборудовать специализированные контейнерные площадки с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченные бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющие подъездной путь для автотранспорта на всей территории поселка Нижний Ингаш, обеспечив расположение указанных площадок на расстоянии не менее 20 м, но не более 100 м до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом,
- разместить на специализированных контейнерных площадках мусоросборники для сбора твердых бытовых отходов,
в течение десяти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца через Нижнеингашский районный суд.
Председательствующий: