Судья Панасенко Н.В. |
№ 33а-4629/2019 10RS0013-01-2019-000744-80 2а-566/2019 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12.12.2019 |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Сильченко Р.П.,
судей Соляникова Р.В., Кудряшовой Е.П.,
при секретаре Макаршиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 18.09.2019 по административному исковому заявлению Аветисяна Р. А. об оспаривании уведомления об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 16.07.2019 №MFC(...).
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что 24.11.2016 Государственным комитетом по управлению государственным имуществом и организации закупок Республики Карелия по заявлению Аветисяна Р.А. была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале (...), вид разрешенного использования: индивидуальные жилые дома, категория земель – земли населенных пунктов. Испрашиваемый административным истцом земельный участок был поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер (...), обозначен вид разрешенного использования – индивидуальные жилые дома. Поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки Деревянкского сельского поселения Прионежского муниципального района, утвержденными решением Совета Прионежского муниципального района от 21.03.2017 №, предоставление испрашиваемого земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства влечет нарушение требований градостроительного регламента (предельные площади земельных участков с видом разрешенного использования малоэтажные индивидуальные жилые дома – 600-1500 кв.м), административный истец обратился в Управление Росреестра по Республике Карелия с заявлением о внесении сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером (...) с «индивидуальные жилые дома» на «ведение личного подсобного хозяйства».
Решением государственного регистратора прав от 16.07.2019 №(...) в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на ч.4 ст.37 ГрК РФ по мотивам отсутствия сведений в ЕГРН о зарегистрированном праве собственности за АветисяномР.А. на спорный земельный участок. Полагая данный отказ неправомерным, Аветисян Р.А. просил признать его незаконным, обязать административного ответчика осуществить государственный кадастровый учет изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером (...) с «индивидуальное жилищное строительство» на «ведение личного подсобного хозяйства».
Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.
С решением суда не согласно заинтересованное лицо – Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, в апелляционной жалобе представитель Министерства Ильин А.А., действующий на основании доверенности, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом норм материального права. Полагает, что действующее правовое регулирование предусматривает возможность обращения лиц, заинтересованных в приобретении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, с заявлениями об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Ссылается на то, что Министерство не является правообладателем земельного участка с кадастровым номером (...) с точки зрения ст.5 ЗК РФ.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель руководителя Управления Росреестра по Республике Карелия Полякова Т.Н. выражает согласие с решением суда первой инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия ИльинА.А., действующий на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения явившегося лица, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что на основании заявления Аветисяна Р.А. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале (...), вид разрешенного использования: индивидуальные жилые дома, категория земель – земли населенных пунктов. Испрашиваемый административным истцом земельный участок был поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый №, имеет вид разрешенного использования – индивидуальные жилые дома.
Правилами землепользования и застройки Деревянкского сельского поселения Прионежского муниципального района, утвержденными решением Совета Прионежского муниципального района от 21.03.2017 №, в зоне Ж-1 установлены предельные размеры земельных участков, в том числе для ведения личного подсобного хозяйства – 1500-2500 кв.м, малоэтажные индивидуальные жилые дома – 600-1500 кв.м.
Поскольку предоставление испрашиваемого земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства невозможно ввиду нарушения требований градостроительного регламента, 15.11.2018 и 24.04.2019 административный истец обращался в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлениями об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером (...). Решениями Министерства, оформленными письмами от 14.12.2018 №.4-21, от 22.05.2019 №.4-21, в удовлетворении заявлений отказано со ссылкой на отсутствие полномочий по принятию решений об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид.
Письмом администрации Деревянкского сельского поселения от 04.06.2019 № разъяснено, что Аветисяну Р.А. необходимо обратиться с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Административный истец обратился в Управление Росреестра по Республике Карелия с заявлением о внесении сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером (...) с «индивидуальные жилые дома» на «ведение личного подсобного хозяйства».
Оспариваемым решением государственного регистратора прав Арсентьева А.Ю. от 16.07.2019 №(...) в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на ч.4 ст.37 ГрК РФ по мотивам отсутствия сведений в ЕГРН о зарегистрированном праве собственности за АветисяномР.А. на спорный земельный участок.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно только по заявлению правообладателя, каким Аветисян Р.А. не является.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции в силу следующего.
Пунктом 4 ч.5 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон №218-ФЗ) установлено, что в кадастр недвижимости вносятся такие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества как вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения.
Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав: в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации; в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости; в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости (ст.13 Федерального закона №218-ФЗ).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка (п.2 ч.1 ст.32 Федерального закона №218-ФЗ).
В силу ч.1 ст.33 Федерального закона №218-ФЗ, в случае, если указанные в ч.ч.1, 5, 7 - 9, 12, 13, 15.1 ст.32 настоящего Федерального закона сведения не внесены в Единый государственный реестр недвижимости в сроки, установленные ст.34 настоящего Федерального закона, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, форма, требования к заполнению и к формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Исходя из положений п.2 ст.7 ЗК РФ земли, указанные в п.1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно ч.ч.2-4 ст.37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Из системного толкования действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, следует, что с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка в регистрирующий орган может обратиться не любое лицо, заинтересованное в земельном участке, а только его правообладатель.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ основанием для признания решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными является совокупность двух обстоятельств: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца. При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено, административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав действиями административного ответчика.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и во взаимосвязи с приведенными выше нормами действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности уведомления об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 16.07.2019 (...).
Между тем судебная коллегия находит ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что с таким заявлением в Управление Росреестра по Республике Карелия должно обратиться Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Действительно, в соответствии со ст.3 Закона Республики Карелия от 29.12.2015 №1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 №390-П, Министерство является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами Республики Карелия, управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, а также в сфере предоставления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно п.1 ч.6 ст.30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Пунктом 8 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с ч.ч.1, 3 - 13, 15, 15(1) ст.32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 №1532, установлено, что в случае установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка орган местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (с указанием кадастрового номера земельного участка и условно разрешенного вида использования); решении об определении (изменении) вида разрешенного использования (с указанием кадастрового номера земельного участка и вида разрешенного использования).
С учетом изложенного, разрешенное использование земельных участков определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством. Утверждение правил землепользования и застройки и внесение в него изменений относится к компетенции органа местного самоуправления, в связи с чем Министерство не наделено полномочиями по изменению вида разрешенного использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, оно лишь уполномочено распоряжаться указанным имуществом.
Вместе с тем в силу ч.5 ст.310 КАС РФ данное обстоятельство не влечет отмену постановленного по делу решения, поскольку по существу оно является правильным.
Руководствуясь ст.ст.309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 18.09.2019 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи